Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №19/2006

Коллеги

Любопытство вылечило кошку

Крис Хант – преподаватель английского языка, живущий и работающий в Японии. Несколько лет назад он организовал мастер-класс, тема которого звучала так: как разбудить любопытство детей на уроках?
Его эссе, которое мы публикуем ниже, написано на основе личных впечатлений и наблюдений и содержит ряд советов, которые могут быть интересны как учителям, так и всем людям, которым важно уметь работать с аудиторией.

Я пишу этот отчет много времени спустя после реального события, так что отчасти он отражает мои сегодняшние представления, а не только документирует мое выступление.

Прежде всего я припоминаю, что мне очень повезло с комнатой. В ней было три двери. Одна – в задней части – давала возможность людям, которые хотели сбежать, уйти не привлекая внимания. Две передние были расположены по обе стороны большой белой доски, что позволило мне комически обставить мои входы и выходы из комнаты во время лекции.

Если вы никогда не пробовали выйти из класса во время урока, рекомендую. Оставляя слушателей или учеников на минуту в одиночестве, вы убиваете сразу нескольких зайцев.

У вас появляется время подумать, что вы собираетесь сделать дальше!

Это создает паузу, после которой вы можете двигаться в новом направлении.

Слушатели тоже получают минуту на размышление. Это дает им шанс объединиться и в дальнейшем выступать как одна группа.

Когда вы возвращаетесь в класс, все глаза обращены на вас! (Если, конечно, вы не пробыли снаружи слишком долго.)

Во-вторых, я помню, что мой план сработал! То есть порядок событий, который был у меня в голове (и даже записан на бумаге), действительно воплотился в жизнь.

Итак, мы начали с того, что выбрали «разогревочную» песню, используя для этого детскую считалочку. Затем мы исследовали содержимое черного ящика, и участники разделились на группы, чтобы с помощью извлеченных оттуда предметов изобрести собственные приемы для разжигания любопытства.

Один из мифов, которые следует развеять, – тот, что учитель должен быть или даже может быть абсолютным центром внимания. Проводить всю деятельность через учителя – бессмысленная трата ресурсов и энергии в классе. Создавая «точку фокуса» и затем давая ученикам шанс взаимодействовать друг с другом, вы стимулируете творческий процесс и обучение. Так что присутствовавшие в классе учили друг друга, делились опытом и узнавали новое вместе. Они создали собственные игры, они выработали собственные идеи. В нашем «классе» учебный процесс проходил гораздо интенсивнее, чем это было бы, если бы все было замкнуто на мне. Я даже осмелюсь утверждать, что в любой ситуации, когда в классе полно учеников, но учитель контролирует все, что происходит, огромный потенциал пропадает зря.

Другой миф, который подвергся пересмотру в ходе презентации, – идея, что все ученики получают одинаковое количество знаний во время одного и того же урока. Эта ошибка основана на предпосылке, что ученик – пустой сосуд, который должен быть заполнен. Внимание, учителя! Ученики – это не пустая посуда. Даже если информация поступает к ученикам через один и тот же канал, это вовсе не означает, что все они получают ее одинаковым образом. И я не имею в виду разную интерпретацию. Я знаю, что все участники ушли после моего выступления с разным пониманием того, что я хотел сказать. Это совершенно нормально, иначе люди мало чем отличались бы от автоматов.

В-третьих, во время презентации была затронута тема соревновательных игр. Один из участников попросил привести пример такой игры. Это было не запланировано, но очень полезно. Разговаривая с людьми после выступления, я осознал, какое отрицательное воздействие могут оказать соревновательные игры на процесс обучения языку. Многие учителя используют их, но в глубине души они знают, что соревнование разрушает безопасную воспитательную среду, необходимую для преподавания языка. Убрать соревновательные игры из класса возможно. Я чувствовал, что многие участники покинули мое выступление с твердым намерением сделать это. Поверьте, результат того стоит.

Итак, несколько идей, к которым мы пришли во время мастер-класса.

  • Любопытные дети внимательны. Внимательные дети учатся. Чем лучше нам удастся разбудить любопытство детей, тем внимательнее они будут и тем больше они смогут усвоить.
  • Выберите темп, а затем руководите. Дети от природы любопытны. Учителя склонны требовать от них внимания, но мы достигнем куда лучших результатов, если это внимание будет заслужено. Это можно сделать, если с самого начала подстроиться под настроение и чувства группы, и только затем вести ее в выбранном нами направлении.
  • Выбор. Зачем диктовать, если можно использовать выбор? Ученики, у которых есть выбор, испытывают больший энтузиазм, соответственно более любопытны. Например, вы можете позволить ученикам самим выбрать план урока. Разработайте набор возможных вариантов и предоставьте ученикам выбор: какие схемы использовать в работе над определенной темой?
  • Шанс. Важен не только выбор, но и элемент неожиданности. Иногда можно использовать «случайный» выбор занятий. Оставьте место для сюрприза на некоторых уроках, и вы увидите, что из этого выйдет.
  • Игры. Игры поощряют любопытство, потому что их исход непредсказуем. В этом смысле кооперативные игры предпочтительнее, потому что если одна команда должна победить, то любопытство по поводу итога пропадает. Но помните, что в любой игре конечная задача должна быть по силам игрокам.
  • Обстановка в классе. Менять расстановку мебели в классе отнюдь не глупая затея. Это можно превратить в игру. Оформление класса играет очень важную роль в процессе обучения, влияя на то, как взаимодействуют учитель и ученики, и стимулируя любопытство последних.
  • Задействуйте все чувства. Помните, что осязание, вкус и обоняние так же важны, как зрение и слух.
  • Следите за своим поведением! Ваш голос, жесты, преувеличенные эмоции, «актерство» – все это вызывает любопытство. Не забудьте про тишину! Представьте, что класс – это театр, и будьте в нем одновременно зрителем и режиссером.
  • Одежда. Причудливые носки, незаправленная рубашка, необычная шляпа, подтяжки – тоже притягивают внимание, что можно использовать в своих целях. Но этот метод подходит не всем.
  • Предметы. Необычные вещи вызывают естественное любопытство. Однако повседневные предметы в неожиданном контексте могут быть еще интереснее. Используйте «волшебный ящик», чтобы прятать там вещи.
  • Музыка. Короткие музыкальные отрывки могут изменить настроение в классе, наполнить его энергией. Если объединить отдельные отрывки в определенном порядке, они могут стать своеобразными «якорями» внимания для учеников.
  • Магия. Настоящие волшебники запутывают, мистифицируют, направляют по ложному следу. Информацию не нужно представлять в виде печенья на тарелке, которое остается только съесть. Сделайте ее сокровищем, которое стоит отыскать!
  • Входы и выходы. Дверной проем – нечто вроде естественной «сцены». Классная доска тоже может быть задействована. Исчезните на мгновение, чтобы появиться через минуту в новом облике и удивить класс. Помните, что занятия тоже имеют «входы» и «выходы». Очень важно, как вы обставите начало и конец урока. Дети всегда должны желать, чтобы урок тянулся подольше.
  • Истории. Весь мир – театр, и класс тоже. Мы все – герои истории нашей собственной жизни. Истории – очень мощный инструмент воздействия. Напомните мне об этом в следующий раз, когда мы встретимся...

Рейтинг@Mail.ru