Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №19/2006

Позиция

«Мне страшно…»

«Конечно, об чем может быть речь – дети нам крайне необходимы. Государство без них не может так гладко существовать. Они нам – наша смена. Мы на них надеемся и расчеты на их строим». Актуальные во все времена слова героя Михаила Зощенко сегодня странным образом недопонимаются, не принимаются всерьез: обязанности по воспитанию, словно обжигающие угли, семья отбрасывает школе, школа – семье. И – в силу этой неопределенности – на детей начинают влиять другие факторы…

«Священник» с педагогическим дипломом

– Дети отошли от книги, – считает народный учитель СССР, в прошлом директор московской ГОУ гимназия № 45, почетный гражданин г. Москвы Леонид Мильграм. – Читать стали значительно меньше, да и качеством «пожиже». Недавно проходил мимо книжного рынка – превалирует детектив. Учитель больше не направляет чтение ребят, а это сказывается и скажется все больше и больше.

У меня впечатление, что динамика такова: за последние пятнадцать лет с каждым выпуском понижается уровень знаний и воспитания, уровень восприятия мира (хотя в Москве потрясающее количество медалистов – я не верю, чтобы в школе за один год было двадцать медалей!). Мне страшно, потому что если и дальше так пойдет, то кончится все очень плохо. Пути выхода разные. Надо думать…

Сумасшедше не хватает внеклассной и внешкольной работы! Мы отдаем ребят улице. Я думаю, хороший путь – создание бесплатной системы, охватывающей занятиями, в том числе и в школе. Театр, газета, студия, где ребята записывают свои песни… Дети должны быть заняты. И нам удавалось этого достигать, их влекло в школу. При этом, как в спорте – тренер, в кружке важен руководитель кружка. Когда я работал в школе, учитель был не только дающим знания, но и «священником» для ребенка. В моей школе есть учительница, живущая театром: у нее школьный театр существует уже тридцать с лишним лет. Вы бы видели, какие идут спектакли! Дети гастролируют за границей – и зал встает. А еще это такой человек, к которому – случись что-то у мальчишки или девчонки – бегут и «исповедуются».

Обнищание души при обогащении информацией

– Плач о потере воспитания – это любимый «плач Ярославны» в системе образования, – полагает заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова Александр Асмолов. – Приведу некоторые высказывания: «Наша молодежь ужасна. Если дальше она будет определять будущее общества, у общества будущего не будет», «Наши дети не слушаются родителей. Если так дальше пойдет, то наступит апокалипсис». Одно из этих высказываний было написано клинописью шумеров, другое принадлежит Древнему Египту. Во все времена раздавались выкрики об «ужасности» молодежи.

И сейчас, и когда я был ребенком, стоило человеку 14–15-ти лет наступить кому-нибудь на ногу в троллейбусе, он слышал сакраментальную фразу: «Ну и молодежь пошла…» И она «пошла». Только куда? Раньше ей предлагали какой-то вектор и говорили: «Правильной дорогой идете, товарищи!» А сегодня мы оказались в ситуации идеологического шока. В этой ситуации всегда ищут «козла отпущения». Во все времена им оказывается школа. Если же школа плоха для битья, выбирают семью. Школа виновата, семья виновата… И выходит, у семи нянек– общества – дети растут без глазу.

Мой учитель, известный психолог, поставил диагноз образованию нашего и прошлого веков. «Сегодня образование, – говорил он, – это обнищание души при обогащении информацией». Вдумайтесь в эти слова! Обсуждаем проблемы воспитания, а сами сидим на вулкане. Общество, которое объявляется информационным, толерантным, иногда (в мечтах) гражданским, я называю обществом развитой ксенофобии. Мы, по сути, растим социальные риски, конфликты. По данным социологических исследований, сегодня агрессия воспринимается подростками как норма обычного поведения, а не отклонение. В Америке тысяча двести сайтов проповедуют ненависть и вражду, в Европе – около тысячи, у нас в стране – больше 900 сайтов, которые говорят: убей ближнего своего – и тогда ты будешь успешен.

Новый комсомол

– Патриотизм, суверенитет, достоинство государства, народа и личности. Сегодня об этом много говорят, – отмечает генеральный директор издательства «Просвещение», член-корреспондент Российской академии образования Александр Кондаков. – Представители педагогической общественности обращаются к президенту, к его администрации, ко всем серьезным и ответственным политическим и общественным силам с требованием: перейти от слова к делу, а для этого – вернуть воспитание в российские школы.

В начале 90-х годов реформаторы российского образования попытались освободить школы от тоталитарного идеологического прессинга, от пагубных традиций принудительного единомыслия. Вместе с водой выплеснули ребенка – из деятельности школ официально было выброшено воспитание. Вместе с чрезмерной политизацией (обязательное членство детей в коммунистических детских и молодежных организациях) разрушили и блок внешкольной и внеурочной работы, оставили без профессиональной помощи родителей и детей, вынужденных самостоятельно, с ошибками и потерями, искать пути социализации ребенка.

Результат налицо: как минимум два потерянных поколения, сотни тысяч, миллионы молодых людей, предоставленных самим себе в деле развития личности, в строительстве современного общества. Это хуже чем преступление. В беде, без помощи государства, без помощи профессионалов, оставлены и все российское общество, и каждый ребенок в отдельности.

И когда Президент России оказывается вынужден ставить вопрос о возобновлении патриотического воспитания, то разве это не признание колоссальных потерь в деле формирования современной российской нации?

Сейчас многие «спохватились»: понятно, что никаких успехов в экономике, в укреплении благосостояния страны не будет, если главной целью вех преобразований не станет человек, созидатель будущего. «Ребенка» попытались вернуть, но начали почему-то с выплеснутой грязной воды. Многочисленные движения – «Идущие вместе», «Наши» и прочие соискатели звания «нового комсомола» – унаследовали от советского прошлого только то, что было неуместно и в те, советские годы. Все эти «наши неуместные» претендуют на две позиции: гособеспечение (желательно побольше) и показушные мероприятия (для галочки). Создаются огромные, но совершенно бесполезные муляжи воспитательных проектов, которые не могут сделать ничего, кроме как окончательно дискредитировать и себя, и государство, и дело воспитания гражданина России.

Сегодня восстановление единства обучения и воспитания на системном, общегосударственном уровне превращается в стержневую задачу государства, общества, педагогической и научной общественности.

Впереди большая и ответственная работа. Первый и очень важный ее этап – разработка образовательных стандартов второго поколения, восстанавливающих единство обучения с воспитанием и утверждающих ответственность государства за нравственное здоровье общества.

Подготовила Инна АЛЕЙНИКОВА

Рейтинг@Mail.ru