Заботливый климат школы
О работе социально-педагогического
комплекса «Школа-микрорайон»
Социализация ребенка – стратегическая цель деятельности любого педагога. И любой педагог знает, что для достижения успеха
в воспитании необходимо обеспечить включенность ребенка
в реальные общественные отношения и самореализацию
в процессе социального взаимодействия.
Современная концепция социализации личности ребенка в России реализуется как концепция социального воспитания. «Школа-микрорайон» ориентирована на работу с учащимися и их семьями, развитие межличностного и межгруппового общения, социализацию
и социальную адаптацию детей. И главное – такая школа создает все необходимые условия для личностного развития ребенка.
В российской концепции «Школа-микрорайон» главной моделью социального воспитания личности стали социально-педагогические центры. Деятельность таких служб направлена на помощь семье и детям, реализацию их прав и социальную защиту, а также на создание условий для успешного физического, психического и духовно-нравственного развития личности.
Социально-педагогический комплекс «Школа-микрорайон» является результатом развития в современных условиях идеи «Школа – центр воспитательной работы в микрорайоне».
Пример тому – опыт работы средней школы № 51 г. Рязани по проекту социально-педагогического комплекса «Школа-микрорайон».
Школа активно использует образовательные возможности социального окружения для развития своих детей, тесно взаимодействуя с двумя дошкольными образовательными учреждениями, школой искусств № 7, Шереметьево-Песочинским детским домом, районным Домом творчества, православной детской организацией «Витязи», детскими библиотеками и т.д. В ближайших планах школы – включение в социальное партнерство лечебно-оздоровительного отделения детской поликлиники № 7.
Комплекс «Школа-микрорайон» предполагает непрерывную, педагогически целесообразную организацию учебного воспитательного процесса:
- с участием всех субъектов воспитания (педагогов, родителей, воспитателей специальных учреждений и т.д.);
- в различных сферах микросреды (семья, класс, школа, неформальная группа и т.д.);
- в условиях конкретной социально-экономической и социокультурной обстановки;
- на всех возрастных этапах (дошкольник, младший школьник, подросток, старшеклассник, выпускник).
Так, в школе сложилось несколько направлений деятельности: «Забота» (оказание помощи ветеранам, инвалидам, дошкольникам); «Физкульт-ура!» (проведение спортивных соревнований, походов); «Всегда всем весело» (организация праздников, конкурсов, поездок) и т.д. В школе действует более 30 клубов по интересам и разновозрастная организация «Единство», насчитывающая более 200 человек.
Создан пакет документов в помощь тем, кто организует работу в микрорайоне (составлены памятки командира разновозрастного отряда (РВО), вожатого, рекомендации по проведению коллективных творческих дел, по созданию паспорта микрорайона; разработана технология обязанности социального педагога и организации его работы по месту жительства). Разработана технология обучения ежемесячно меняющихся командиров разновозрастных отрядов и обучения педагогов, проживающих в микрорайоне (открыта творческая мастерская «Дом, в котором я живу»). Определены направления деятельности социальных педагогов и психологов, происходит постепенная интеграция деятельности школьной разновозрастной организации.
Низкую активность детей старшего возраста в работе разновозрастных отрядов школа постепенно повышает, привлекая старшеклассников, членов организации «Единство» к работе в РВО в качестве вожатых в учебное время; организована учеба старшеклассников, изъявивших желание через Службу занятости поработать вожатыми в летний период. Привлечение детей группы риска к полезной деятельности по месту жительства школа начинает через Службу занятости и через органы социальной защиты, обеспечивая их трудоустройство и отдых в летний период.
Решение проблемы пассивности большинства взрослых в работе по месту жительства коллектив школы видит в пропаганде волонтерства, в организации спортивных соревнований между дворовыми командами взрослых, в привлечении взрослых к руководству мини-кружками, секциями детей из своего дома, в организации клуба выходного дня «Малышок» для детей дошкольного возраста (4–6 лет), в организации психологической службы и т.д.
Основой социально-педагогического комплекса является социально-педагогическая служба образовательного учреждения. Среди задач службы такие:
- изучение медико-психолого-педагогических особенностей личности и ее микросреды, интересов и потребностей детей и подростков, условий их жизни, их социальной истории, выявление трудностей и проблем в их среде и семьях;
- организация социальной, оздоровительной, воспитательной деятельности в социуме; различных видов сотрудничества взрослых и детей; содействие в развитии социальных инициатив, творчества, физического и нравственного совершенствования, различных видов самопомощи;
- оказание профессиональной помощи детям, подросткам и их семьям в разрешении личных и социальных проблем; работа по предотвращению правонарушений, своевременному выявлению и разрешению конфликтных ситуаций, предупреждению различного рода отклонений (нравственного, физического, психологического, социального плана) у детей и подростков, их реабилитации;
- сопровождение детей и подростков на протяжении определенного жизненного периода, личное участие, контроль за ситуацией в целях защиты ребенка.
Из основных видов помощи, которые оказывает социально-педагогическая служба, можно назвать:
- социально-информационную помощь – обеспечение детей и их семей информацией по вопросам социальной помощи и поддержки, а также деятельности социальных служб и спектра оказываемых ими услуг;
– социально-правовую – соблюдение прав человека и прав ребенка, содействие по реализации правовых гарантий детей, правовое воспитание детей по семейным, жилищным, трудовым, гражданским и иным вопросам;
– медико-социальную – уход за больными детьми и профилактику алкоголизма, наркомании среди детей, медико-социальный патронаж детей из семей группы риска;
– социально-психологическую – создание благоприятного микроклимата в семье и окружении, в которых развивается ребенок; устранение негативных воздействий дома, в школьном коллективе, затруднений во взаимоотношениях с окружающими, в профессиональном и личностном самоопределении.
Социально-педагогическая служба – открытая система, ориентированная на внешкольную среду, а ее педагоги выполняют роль связующего звена между школой и семьей.
51-я школа стала первым в городе образовательным учреждением, в котором была введена ставка социального педагога. Сотрудничая с Рязанским базовым медицинским колледжем, который готовит специалистов по социальной работе, директор школы взяла выпускницу этого отделения на ставку социального педагога, оформив в городском управлении образования этот шаг как экспериментальный. И всего за год работы социальный педагог своей деятельностью доказала необходимость введения в школах такой должности. Поэтому приказом начальника управления образования, науки и молодежи администрации г. Рязани в штатное расписание образовательных учреждений была введена ставка социального педагога.
Основные функции социального педагога (специалиста по социальной работе) изложены в Положении о социально-педагогической службе образования г. Рязани (см. Приложение).
Исходя из этого Положения, были сформулированы обязанности социального педагога в школе № 51:
- оказывает социальную поддержку и социальную помощь обучающимся;
- выступает посредником между ребенком и различными учреждениями, семьей, средой;
- осуществляет работу по трудоустройству, патронату, опекунству, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов детей-сирот, детей из семей группы риска;
- оказывает помощь в преодолении жизненных трудностей детям с проблемами в развитии, из коррекционных классов, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации;
- проводит работу по изучению жилищных условий проблемных детей и семей;
- отвечает за работу по месту жительства;
- способствует распространению положительного влияния школы на микрорайон;
- ведет учет социального состава родителей учащихся школы с целью выявления возможных социальных проблем;
- отвечает за социальную помощь детям-сиротам, детям, находящимся на опеке, детям из неблагополучных семей.
Сейчас в школе № 51 пять социальных педагогов, из которых четверо работают с микрорайоном и один – в школе.
Поскольку деятельность специалистов службы направлена не только на школу, но и на микрорайон, социально-педагогическая служба школы включает в себя территориальную и внутришкольную службы.
Во внутришкольной службе социальной заботы работа проводится социальным педагогом, обязанности которого относятся к сфере социальной заботы о детях:
- работа по трудоустройству, патронату, опекунству, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями детей-сирот, детей из группы риска;
- помощь в преодолении жизненных трудностей детям с проблемами в развитии, из коррекционных классов, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации;
- работа по изучению жилищных условий проблемных детей (совместно с территориальной службой).
Социальный педагог школы работает в тесном контакте с классными руководителями, психологом и социальными педагогами территориальной службы. С помощью классных руководителей социальный педагог составляет социальный паспорт класса, учитывающий детей из группы риска, обучающихся в каждом классе. Все полученные данные о детях и их семьях заносятся в базу данных школы.
В территориальной службе основная работа проводится социальными педагогами, работающими в микрорайоне школы.
Ежегодно они составляют характеристику микрорайона школы, которая включает в себя:
- Территориальное расположение, характер микрорайона.
- Наличие в микрорайоне:
– промышленных предприятий;
– учреждений образования (наименование, адрес);
– учреждений культуры (наименование, адрес);
– лечебных учреждений (наименование, адрес);
– торговых точек;
– опорных пунктов охраны порядка (адреса);
– учреждений ЖКХ;
– других учреждений социальной инфраструктуры (парикмахерские, почта, автостоянки и др.);
– храмов;
– компьютерных центров и игровых залов (наименование, адрес)
- Транспортное обслуживание микрорайона (вид транспорта, № маршрута).
Чтобы лучше понять социальный состав жителей микрорайона, их интересы, социальные педагоги знакомятся с жителями каждой квартиры закрепленных за ними домов, рассказывают о своей роли и роли каждого жителя в улучшении жизни в микрорайоне, записывает ФИО, место работы, учебы, увлечения каждого жильца, фиксируют предложения и пожелания, определяют уровень активности жильцов.
При обследовании важно выявить жильцов, нуждающихся в помощи: ветеранов, инвалидов, одиноких пожилых людей, многодетных семей, а также жителей группы риска (алкоголиков, наркоманов и т.д.).
Полученные данные по каждому дому фиксируются, затем обобщаются в виде паспорта микрорайона, который составляется раз в 2 года.
После анализа такой информации, в зависимости от количества детей в доме, формируются разновозрастные отряды (по 8–12 человек) в возрасте от 6 до 17 лет. Воспитательная работа в отрядах основана на педагогике общей заботы, цель которой – улучшение окружающей жизни через улучшение себя, а забота – главный педагогический принцип, главный ценностный ориентир, деятельность и ее результат.
Изучая социум микрорайона, социальные педагоги:
- обнаруживают и учитывают позитивные возможности и негативное влияние среды на жителей микрорайона;
- выявляют детей и семьи группы риска;
- устанавливают места массовых гуляний детей, зоны опасных контактов;
- ставят на учет жильцов, нуждающихся в помощи: это ветераны войны, одинокие пожилые люди, инвалиды, многодетные семьи т .д.;
- знакомясь со взрослым населением, находят потенциальных помощников в организации работы с детьми.
Таким образом, в поле зрения социального педагога находится динамика посещаемости школы учащимися, успеваемости, материального и социального положения учащихся группы риска, в первую очередь из малообеспеченных семей, а также их отношения со сверстниками, учителями и родителями. Социальный педагог, посещая семьи учащихся, зная положение ребенка в школе и классе и его нужды, поощряет родителей максимально использовать образовательные возможности школы для устранения причин социального неблагополучия. Например, попытаться наладить отношения в семье с помощью школьного психолога, принять участие в общественных акциях, организуемых социально-психологической службой, получить консультационную помощь и т.д.
Активная работа социально-педагогической службы создает благоприятный климат заботы о ребенке, способствует установлению партнерских, доверительных отношений всех участников воспитания. И это полностью изменяет учебно-воспитательный процесс в школе, потому что главным в работе становится ребенок, его настоящее и будущее.
Статья опубликована при поддержке компании NAVI-trans, представляющей систему мониторинга, позволяющую видеть передвижение Вашего транспорта в режиме реального времени с любого компьютера, подключенного к интернету, а так же получать точные отчеты и историю его использования в зависимости от подключенных датчиков и оборудования. Кроме того, компания осуществляет реализацию, установку и ремонт различного климатического оборудования на автомобили, в том числе отопителей Spheros ,Webasto Вебасто Eberspacher Эберспехер, а также отопителей и подогревателей отечественного производства. В качестве дополнительных услуг Вам могут предложить установку и ремонт автономных и предпусковых подогревателей, ремонт автокондиционеров и переделку догревателей. С подробной информацией об услугах, оказываемых компанией, и их стоимости вы можете ознакомиться на сайте navi-trans.ru.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПОЛОЖЕНИЕ
о социально-педагогической службе образования г. Рязани
I. ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ
- Социально-педагогическая служба является необходимым компонентом системы образования города, предназначенным для формирования воспитывающих, гуманистических, нравственно и психологически здоровых отношений в социуме. Деятельность социального педагога сориентирована на работу со всеми категориями детей и подростков и их семьями с приоритетом привентивно-профилактических задач.
- Социально-педагогическая служба образования города представляет собой единую систему, состоящую из первичных звеньев (социально-педагогические службы или социальные педагоги образовательных учреждений) и Муниципального центра психологической службы образования.
- Социально-педагогическая служба осуществляет свою деятельность в тесном контакте со специалистами системы образования (педагогами, психологами, врачами, логопедами и др.), с государственными учреждениями и специалистами, работающими в них (юристами, социальными работниками, работниками культуры, врачами и т.д.), а также с различными ассоциациями, фондами, организациями, коммерческими структурами, предприятиями и т.д.
- Работа социально-педагогической службы образования города основывается на строгом соблюдении международных и российских актов и законов об обеспечении защиты и развитии детей, законов Российской Федерации в области образования, нормативных документов, приказов Управления образования, науки и молодежи администрации города Рязани, настоящего Полож
ения.
II. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ СЛУЖБЫ И ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
- Задачами социально-педагогической службы образования города являются:
– обеспечение педагогической целесообразности содержания, форм и методов работы, используемых в образовательном учреждении, создание благоприятного микроклимата и здоровых межличностных отношений;
– изучение медико-психолого-педагогических особенностей личности и ее микросреды, интересов и потребностей детей и подростков, условий их жизни, их социальной истории, выявление трудностей и проблем в их среде и семье;
– организация социальной, оздоровительной, воспитательной деятельности в социуме, различных видов сотрудничества взрослых и детей; содействие в развитии социальных инициатив, новаций, творчества, физического и нравственного совершенствования, различных видов самопомощи;
– оказание профессиональной помощи детям, подросткам и их семьям в решении личных и социальных проблем; работа по предотвращению правонарушений, своевременному выявлению и разрешению конфликтных ситуаций, предупреждению различного рода отклонений (нравственного, физического, психологического, социального плана) у детей и подростков; их реабилитация;
– представление и защита интересов детей, подростков и их семей во взаимоотношениях с различными государственными, общественными структурами; содействие в повышении социального статуса семьи, укрепление и развитие ее воспитательно-оздоровительного потенциала;
– сопровождение детей и подростков на протяжении определенного жизненного периода; личное участие, контроль за ситуацией в целях защиты ребенка.
- Функции социального педагога:
– воспитательная (обеспечение целенаправленного влияния всех социальных институтов на поведение и деятельность детей и подростков; полноценное использование в воспитательном процессе средств и возможностей общества, воспитательного потенциала микросреды, потенциальных возможностей самой личности как активного субъекта воспитательного процесса);
– организаторская (организация той или иной деятельности; влияние на содержание досуга; помощь в трудоустройстве, профессиональной ориентации и адаптации; координация деятельности подростковых и молодежных объединений; организаторская работа во взаимодействии детей и подростков с медицинскими, образовательными, культурными, спортивными, правовыми учреждениями, обществами и благотворительными организациями);
– прогностическая (программирование, прогнозирование, проектирование процесса социального развития конкретного микросоциума, деятельности различных институтов, участвующих в социальном формировании личности);
– предупредительно-профилактическая и социально-терапевтическая (социальный педагог предусматривает и приводит в действие социально-правовые, юридические, психологические механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний, организует оказание социотерапевтической помощи нуждающимся, обеспечивает защиту прав в обществе, оказывает помощь детям и подросткам в период их социального и профессионального определения);
– организационно-коммуникативная (способствует включению добровольных помощников, самого населения микрорайона в социальную работу, в совместный труд и отдых, деловые и личностные контакты; сосредотачивает информацию и налаживает взаимодействие между различными социальными институтами в их работе с детьми и подростками);
– охранно-защитная (использует весь арсенал правовых норм для защиты прав и интересов детей и подростков, содействует в применении мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на детей и подростков).
III. СТРУКТУРА СЛУЖБЫ
- Структура социально-педагогической службы образования города предусматривает двойное подчинение – по административной и профессиональной линии. Административное управление осуществляется Управлением образования, науки и молодежи администрации города через руководителей образовательных учреждений. Профессиональное управление осуществляется Муниципальным центром психологической службы образования.
- Муниципальный центр психологической службы образования организует и координирует деятельность социальных педагогов образования города, создает нормативную базу этой деятельности, ведет работу по повышению квалификации социальных педагогов и проводит профессиональную оценку их деятельности.
- Первичные звенья службы существуют в образовательных учреждениях города, выполняют работу по реализации задач социально-педагогической службы в соответствии с уровнем квалификации работающих там социальных педагогов.
- На должность социального педагога зачисляют специалиста, имеющего образование по специальности «социальный педагог (социальный работник)», подтвержденное дипломом или свидетельством и соответствующее государственному образовательному стандарту профессии.
- Перед зачислением на должность социальный педагог обязательно проходит собеседование в Муниципальном центре психологической службы образования с целью определения готовности к самостоятельной работе в качестве социального педагога в образовательном учреждении.
При необходимости центр организует для социального педагога стажировку под руководством квалифицированного специалиста.
IV. ОРГАНИАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ
- Социальный педагог образовательного учреждения является равноправным членом педагогического коллектива, организует свою деятельность в тесном контакте со всеми участниками учебно-воспитательного процесса.
- Социальный педагог несет ответственность за ведение документации службы, установленной настоящим Положением. Основным документом является Программа социально-педагогической работы в образовательном учреждении, которая составляется социальным педагогом в соответствии с целями и задачами социально-педагогической службы образования и спецификой образовательного учреждения. Программа проходит профессиональную экспертизу в Муниципальном центре психологической службы образования и после согласования утверждается руководителем образовательного учреждения. Образовательными документами являются календарные планы работы и ежегодные аналитические отчеты о деятельности социально-педагогической службы, копии которых после соответствующего согласования и утверждения сдаются в Муниципальный центр психологической службы образования в установленные сроки. Обязательным документом также является журнал регистрации социально-педагогической работы, который регулярно заполняется социальным педагогом.
- Распорядок работы социального педагога в образовательном учреждении определяется исходя из нормативной недельной нагрузки в соответствии с Программой социально-педагогической работы и общим распорядком образовательного учреждения с учетом единого в городе методического дня для социальных педагогов*. График работы утверждается руководителем образовательного учреждения.
- Для осуществления деятельности социального педагога в образовательном учреждении необходимы условия для хранения документации и для консультирования, которые создаются либо в отдельном помещении, либо в кабинете психолога.
- Социальный педагог несет персональную ответственность за правильность социально-педагогического заключения, адекватность используемых методов, обоснованность рекомендаций.
- Общий контроль за деятельностью социального педагога осуществляет руководитель образовательного учреждения. Контроль за содержанием работы и уровнем профессиональной компетентности социального педагога осуществляет Муниципальный центр психологической службы образования по запросу Управления образования, науки и молодежи администрации города, по плану работы центра и по запросу администрации образовательного учреждения.
- Аттестация социальных педагогов образовательных учреждений производится в соответствии с действующими нормативными документами. При аттестации на вторую и первую квалификационные категории соответствующие аттестационные комиссии привлекают для работы в экспертной группе специалиста Муниципального центра психологической службы образования.
V. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ
ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
- Социальный педагог имеет право:
– представлять и защищать интересы детей и подростков в органах законодательной и исполнительной власти;
– собирать информацию, связанную с нуждами детей, подростков и их семей, проводить социологические опросы, диагностические исследования;
– делать официальные запросы в общественные организации, государственные учреждения с просьбой о решении личных и социальных проблем детей, подростков и их родителей;
– информировать государственные органы о состоянии той или иной проблемы в сфере деятельности данного социального педагога, о факторах, негативно влияющих на условия жизни и развития детей и подростков;
– вносить предложения предприятиям и учреждениям, коммерческим структурам и общественным организациям о поощрении родителей, семей, общественных волонтеров за социальные инициативы и активность;
– вести активную работу по пропаганде опыта семейного воспитания, социальной работы;
– возглавлять общественные инициативы, направленные на решение конкретных социальных проблем;
– выбирать формы и методы социально-педагогической работы с детьми, подростками и их семьями;
– обращаться в Муниципальный центр психологической службы образования за помощью при разработке программ социально-педагогической работы, планов, аналитических материалов и другой документации, при подготовке материалов к аттестации, а также за консультациями по профессиональным вопросам;
– участвовать в работе семинаров, школ, мастерских, конференций, проблемных групп, организуемых Муниципальным центром психологической службы образования с целью повышения профессиональной компетентности специалистов социально-педагогической службы.
- В своей профессиональной деятельности социальный педагог обязан:
– рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах собственной профессиональной компетенции, служебных обязанностей и возможностей современной науки и практики;
– при решении вопросов, находящихся в компетенции представителей других специальностей или выходящих за рамки его профессиональной компетентности, обращаться к соответствующим специалистам или более квалифицированным коллегам;
– знать новейшие достижения социальной педагогики, применять современные методы социально-педагогической работы, постоянно повышать свою профессиональную квалификацию;
– привлекать к защите интересов детей и подростков руководителей по административной и профессиональной линии в случае проведения в образовательном учреждении социально-педагогической работы лицами, не обладающими соответствующей профессиональной подготовкой и уровнем квалификации;
– содействовать становлению и развитию единой системы социально-педагогической службы образования города, участвовать в деятельности Муниципального центра психологической службы образования по координации усилий всех звеньев службы, созданию банков данных диагностического, информационного и методического характера, по повышению уровня и результативности социально-педагогической работы в системе образования города;
– хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, которые могут нанести ущерб ребенку или его окружению;
– профессионально вести и правильно хранить документацию: первичные материалы, справки, заключения, журналы консультаций и др.
Галина РИМСКАЯ,
старший преподаватель кафедры методологии
управления и развития образования
Рязанского областного института развития образования
Фото А. СТЕПАНОВА
* Недельная нагрузка социального педагога 36 часов. Единый методический день – четверг.
|