Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №18/2006

Коллектив

Заботливый климат школы

О работе социально-педагогического комплекса «Школа-микрорайон»

Социализация ребенка – стратегическая цель деятельности любого педагога. И любой педагог знает, что для достижения успеха в воспитании необходимо обеспечить включенность ребенка в реальные общественные отношения и самореализацию в процессе социального взаимодействия. Современная концепция социализации личности ребенка в России реализуется как концепция социального воспитания. «Школа-микрорайон» ориентирована на работу с учащимися и их семьями, развитие межличностного и межгруппового общения, социализацию и социальную адаптацию детей. И главное – такая школа создает все необходимые условия для личностного развития ребенка.

В российской концепции «Школа-микрорайон» главной моделью социального воспитания личности стали социально-педагогические центры. Деятельность таких служб направлена на помощь семье и детям, реализацию их прав и социальную защиту, а также на создание условий для успешного физического, психического и духовно-нравственного развития личности.

Социально-педагогический комплекс «Школа-микрорайон» является результатом развития в современных условиях идеи «Школа – центр воспитательной работы в микрорайоне».

Пример тому – опыт работы средней школы № 51 г. Рязани по проекту социально-педагогического комплекса «Школа-микрорайон».

Школа активно использует образовательные возможности социального окружения для развития своих детей, тесно взаимодействуя с двумя дошкольными образовательными учреждениями, школой искусств № 7, Шереметьево-Песочинским детским домом, районным Домом творчества, православной детской организацией «Витязи», детскими библиотеками и т.д. В ближайших планах школы – включение в социальное партнерство лечебно-оздоровительного отделения детской поликлиники № 7.

Комплекс «Школа-микрорайон» предполагает непрерывную, педагогически целесообразную организацию учебного воспитательного процесса:

  • с участием всех субъектов воспитания (педагогов, родителей, воспитателей специальных учреждений и т.д.);
  • в различных сферах микросреды (семья, класс, школа, неформальная группа и т.д.);
  • в условиях конкретной социально-экономической и социокультурной обстановки;
  • на всех возрастных этапах (дошкольник, младший школьник, подросток, старшеклассник, выпускник).

Так, в школе сложилось несколько направлений деятельности: «Забота» (оказание помощи ветеранам, инвалидам, дошкольникам); «Физкульт-ура!» (проведение спортивных соревнований, походов); «Всегда всем весело» (организация праздников, конкурсов, поездок) и т.д. В школе действует более 30 клубов по интересам и разновозрастная организация «Единство», насчитывающая более 200 человек.

Создан пакет документов в помощь тем, кто организует работу в микрорайоне (составлены памятки командира разновозрастного отряда (РВО), вожатого, рекомендации по проведению коллективных творческих дел, по созданию паспорта микрорайона; разработана технология обязанности социального педагога и организации его работы по месту жительства). Разработана технология обучения ежемесячно меняющихся командиров разновозрастных отрядов и обучения педагогов, проживающих в микрорайоне (открыта творческая мастерская «Дом, в котором я живу»). Определены направления деятельности социальных педагогов и психологов, происходит постепенная интеграция деятельности школьной разновозрастной организации.

Низкую активность детей старшего возраста в работе разновозрастных отрядов школа постепенно повышает, привлекая старшеклассников, членов организации «Единство» к работе в РВО в качестве вожатых в учебное время; организована учеба старшеклассников, изъявивших желание через Службу занятости поработать вожатыми в летний период. Привлечение детей группы риска к полезной деятельности по месту жительства школа начинает через Службу занятости и через органы социальной защиты, обеспечивая их трудоустройство и отдых в летний период.

Решение проблемы пассивности большинства взрослых в работе по месту жительства коллектив школы видит в пропаганде волонтерства, в организации спортивных соревнований между дворовыми командами взрослых, в привлечении взрослых к руководству мини-кружками, секциями детей из своего дома, в организации клуба выходного дня «Малышок» для детей дошкольного возраста (4–6 лет), в организации психологической службы и т.д.

Основой социально-педагогического комплекса является социально-педагогическая служба образовательного учреждения. Среди задач службы такие:

  • изучение медико-психолого-педагогических особенностей личности и ее микросреды, интересов и потребностей детей и подростков, условий их жизни, их социальной истории, выявление трудностей и проблем в их среде и семьях;
  • организация социальной, оздоровительной, воспитательной деятельности в социуме; различных видов сотрудничества взрослых и детей; содействие в развитии социальных инициатив, творчества, физического и нравственного совершенствования, различных видов самопомощи;
  • оказание профессиональной помощи детям, подросткам и их семьям в разрешении личных и социальных проблем; работа по предотвращению правонарушений, своевременному выявлению и разрешению конфликтных ситуаций, предупреждению различного рода отклонений (нравственного, физического, психологического, социального плана) у детей и подростков, их реабилитации;
  • сопровождение детей и подростков на протяжении определенного жизненного периода, личное участие, контроль за ситуацией в целях защиты ребенка.

Из основных видов помощи, которые оказывает социально-педагогическая служба, можно назвать:

  • социально-информационную помощь – обеспечение детей и их семей информацией по вопросам социальной помощи и поддержки, а также деятельности социальных служб и спектра оказываемых ими услуг;
– социально-правовую – соблюдение прав человека и прав ребенка, содействие по реализации правовых гарантий детей, правовое воспитание детей по семейным, жилищным, трудовым, гражданским и иным вопросам;
– медико-социальную – уход за больными детьми и профилактику алкоголизма, наркомании среди детей, медико-социальный патронаж детей из семей группы риска;
– социально-психологическую – создание благоприятного микроклимата в семье и окружении, в которых развивается ребенок; устранение негативных воздействий дома, в школьном коллективе, затруднений во взаимоотношениях с окружающими, в профессиональном и личностном самоопределении.

Социально-педагогическая служба – открытая система, ориентированная на внешкольную среду, а ее педагоги выполняют роль связующего звена между школой и семьей.

51-я школа стала первым в городе образовательным учреждением, в котором была введена ставка социального педагога. Сотрудничая с Рязанским базовым медицинским колледжем, который готовит специалистов по социальной работе, директор школы взяла выпускницу этого отделения на ставку социального педагога, оформив в городском управлении образования этот шаг как экспериментальный. И всего за год работы социальный педагог своей деятельностью доказала необходимость введения в школах такой должности. Поэтому приказом начальника управления образования, науки и молодежи администрации г. Рязани в штатное расписание образовательных учреждений была введена ставка социального педагога.

Основные функции социального педагога (специалиста по социальной работе) изложены в Положении о социально-педагогической службе образования г. Рязани (см. Приложение).

Исходя из этого Положения, были сформулированы обязанности социального педагога в школе № 51:

  • оказывает социальную поддержку и социальную помощь обучающимся;
  • выступает посредником между ребенком и различными учреждениями, семьей, средой;
  • осуществляет работу по трудоустройству, патронату, опекунству, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов детей-сирот, детей из семей группы риска;
  • оказывает помощь в преодолении жизненных трудностей детям с проблемами в развитии, из коррекционных классов, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации;
  • проводит работу по изучению жилищных условий проблемных детей и семей;
  • отвечает за работу по месту жительства;
  • способствует распространению положительного влияния школы на микрорайон;
  • ведет учет социального состава родителей учащихся школы с целью выявления возможных социальных проблем;
  • отвечает за социальную помощь детям-сиротам, детям, находящимся на опеке, детям из неблагополучных семей.

Сейчас в школе № 51 пять социальных педагогов, из которых четверо работают с микрорайоном и один – в школе.

Поскольку деятельность специалистов службы направлена не только на школу, но и на микрорайон, социально-педагогическая служба школы включает в себя территориальную и внутришкольную службы.

Во внутришкольной службе социальной заботы работа проводится социальным педагогом, обязанности которого относятся к сфере социальной заботы о детях:

  • работа по трудоустройству, патронату, опекунству, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями детей-сирот, детей из группы риска;
  • помощь в преодолении жизненных трудностей детям с проблемами в развитии, из коррекционных классов, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации;
  • работа по изучению жилищных условий проблемных детей (совместно с территориальной службой).

Социальный педагог школы работает в тесном контакте с классными руководителями, психологом и социальными педагогами территориальной службы. С помощью классных руководителей социальный педагог составляет социальный паспорт класса, учитывающий детей из группы риска, обучающихся в каждом классе. Все полученные данные о детях и их семьях заносятся в базу данных школы.

В территориальной службе основная работа проводится социальными педагогами, работающими в микрорайоне школы.

Ежегодно они составляют характеристику микрорайона школы, которая включает в себя:

  1. Территориальное расположение, характер микрорайона.
  2. Наличие в микрорайоне:
    – промышленных предприятий;
    – учреждений образования (наименование, адрес);
    – учреждений культуры (наименование, адрес);
    – лечебных учреждений (наименование, адрес);
    – торговых точек;
    – опорных пунктов охраны порядка (адреса);
    – учреждений ЖКХ;
    – других учреждений социальной инфраструктуры (парикмахерские, почта, автостоянки и др.);
    – храмов;
    – компьютерных центров и игровых залов (наименование, адрес)
  3. Транспортное обслуживание микрорайона (вид транспорта, № маршрута).

Чтобы лучше понять социальный состав жителей микрорайона, их интересы, социальные педагоги знакомятся с жителями каждой квартиры закрепленных за ними домов, рассказывают о своей роли и роли каждого жителя в улучшении жизни в микрорайоне, записывает ФИО, место работы, учебы, увлечения каждого жильца, фиксируют предложения и пожелания, определяют уровень активности жильцов.

При обследовании важно выявить жильцов, нуждающихся в помощи: ветеранов, инвалидов, одиноких пожилых людей, многодетных семей, а также жителей группы риска (алкоголиков, наркоманов и т.д.). Полученные данные по каждому дому фиксируются, затем обобщаются в виде паспорта микрорайона, который составляется раз в 2 года.

После анализа такой информации, в зависимости от количества детей в доме, формируются разновозрастные отряды (по 8–12 человек) в возрасте от 6 до 17 лет. Воспитательная работа в отрядах основана на педагогике общей заботы, цель которой – улучшение окружающей жизни через улучшение себя, а забота – главный педагогический принцип, главный ценностный ориентир, деятельность и ее результат.

Изучая социум микрорайона, социальные педагоги:

  • обнаруживают и учитывают позитивные возможности и негативное влияние среды на жителей микрорайона;
  • выявляют детей и семьи группы риска;
  • устанавливают места массовых гуляний детей, зоны опасных контактов;
  • ставят на учет жильцов, нуждающихся в помощи: это ветераны войны, одинокие пожилые люди, инвалиды, многодетные семьи т .д.;
  • знакомясь со взрослым населением, находят потенциальных помощников в организации работы с детьми.

Таким образом, в поле зрения социального педагога находится динамика посещаемости школы учащимися, успеваемости, материального и социального положения учащихся группы риска, в первую очередь из малообеспеченных семей, а также их отношения со сверстниками, учителями и родителями. Социальный педагог, посещая семьи учащихся, зная положение ребенка в школе и классе и его нужды, поощряет родителей максимально использовать образовательные возможности школы для устранения причин социального неблагополучия. Например, попытаться наладить отношения в семье с помощью школьного психолога, принять участие в общественных акциях, организуемых социально-психологической службой, получить консультационную помощь и т.д.

Активная работа социально-педагогической службы создает благоприятный климат заботы о ребенке, способствует установлению партнерских, доверительных отношений всех участников воспитания. И это полностью изменяет учебно-воспитательный процесс в школе, потому что главным в работе становится ребенок, его настоящее и будущее.

Статья опубликована при поддержке компании NAVI-trans, представляющей систему мониторинга, позволяющую видеть передвижение Вашего транспорта в режиме реального времени с любого компьютера, подключенного к интернету, а так же получать точные отчеты и историю его использования в зависимости от подключенных датчиков и оборудования. Кроме того, компания осуществляет реализацию, установку и ремонт различного климатического оборудования на автомобили, в том числе отопителей Spheros ,Webasto Вебасто Eberspacher Эберспехер, а также отопителей и подогревателей отечественного производства. В качестве дополнительных услуг Вам могут предложить установку и ремонт автономных и предпусковых подогревателей, ремонт автокондиционеров и переделку догревателей. С подробной информацией об услугах, оказываемых компанией, и их стоимости вы можете ознакомиться на сайте navi-trans.ru.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПОЛОЖЕНИЕ


о социально-педагогической службе образования г. Рязани

I. ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ

  1. Социально-педагогическая служба является необходимым компонентом системы образования города, предназначенным для формирования воспитывающих, гуманистических, нравственно и психологически здоровых отношений в социуме. Деятельность социального педагога сориентирована на работу со всеми категориями детей и подростков и их семьями с приоритетом привентивно-профилактических задач.
  2. Социально-педагогическая служба образования города представляет собой единую систему, состоящую из первичных звеньев (социально-педагогические службы или социальные педагоги образовательных учреждений) и Муниципального центра психологической службы образования.
  3. Социально-педагогическая служба осуществляет свою деятельность в тесном контакте со специалистами системы образования (педагогами, психологами, врачами, логопедами и др.), с государственными учреждениями и специалистами, работающими в них (юристами, социальными работниками, работниками культуры, врачами и т.д.), а также с различными ассоциациями, фондами, организациями, коммерческими структурами, предприятиями и т.д.
  4. Работа социально-педагогической службы образования города основывается на строгом соблюдении международных и российских актов и законов об обеспечении защиты и развитии детей, законов Российской Федерации в области образования, нормативных документов, приказов Управления образования, науки и молодежи администрации города Рязани, настоящего Полож ения.

II. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ СЛУЖБЫ
И ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

  1. Задачами социально-педагогической службы образования города являются:
    – обеспечение педагогической целесообразности содержания, форм и методов работы, используемых в образовательном учреждении, создание благоприятного микроклимата и здоровых межличностных отношений;
    – изучение медико-психолого-педагогических особенностей личности и ее микросреды, интересов и потребностей детей и подростков, условий их жизни, их социальной истории, выявление трудностей и проблем в их среде и семье;
    – организация социальной, оздоровительной, воспитательной деятельности в социуме, различных видов сотрудничества взрослых и детей; содействие в развитии социальных инициатив, новаций, творчества, физического и нравственного совершенствования, различных видов самопомощи;
    – оказание профессиональной помощи детям, подросткам и их семьям в решении личных и социальных проблем; работа по предотвращению правонарушений, своевременному выявлению и разрешению конфликтных ситуаций, предупреждению различного рода отклонений (нравственного, физического, психологического, социального плана) у детей и подростков; их реабилитация;
    – представление и защита интересов детей, подростков и их семей во взаимоотношениях с различными государственными, общественными структурами; содействие в повышении социального статуса семьи, укрепление и развитие ее воспитательно-оздоровительного потенциала;
    – сопровождение детей и подростков на протяжении определенного жизненного периода; личное участие, контроль за ситуацией в целях защиты ребенка.
  2. Функции социального педагога:
    – воспитательная (обеспечение целенаправленного влияния всех социальных институтов на поведение и деятельность детей и подростков; полноценное использование в воспитательном процессе средств и возможностей общества, воспитательного потенциала микросреды, потенциальных возможностей самой личности как активного субъекта воспитательного процесса);
    – организаторская (организация той или иной деятельности; влияние на содержание досуга; помощь в трудоустройстве, профессиональной ориентации и адаптации; координация деятельности подростковых и молодежных объединений; организаторская работа во взаимодействии детей и подростков с медицинскими, образовательными, культурными, спортивными, правовыми учреждениями, обществами и благотворительными организациями);
    – прогностическая (программирование, прогнозирование, проектирование процесса социального развития конкретного микросоциума, деятельности различных институтов, участвующих в социальном формировании личности);
    – предупредительно-профилактическая и социально-терапевтическая (социальный педагог предусматривает и приводит в действие социально-правовые, юридические, психологические механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний, организует оказание социотерапевтической помощи нуждающимся, обеспечивает защиту прав в обществе, оказывает помощь детям и подросткам в период их социального и профессионального определения);
    – организационно-коммуникативная (способствует включению добровольных помощников, самого населения микрорайона в социальную работу, в совместный труд и отдых, деловые и личностные контакты; сосредотачивает информацию и налаживает взаимодействие между различными социальными институтами в их работе с детьми и подростками);
    – охранно-защитная (использует весь арсенал правовых норм для защиты прав и интересов детей и подростков, содействует в применении мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на детей и подростков).

III. СТРУКТУРА СЛУЖБЫ

  1. Структура социально-педагогической службы образования города предусматривает двойное подчинение – по административной и профессиональной линии. Административное управление осуществляется Управлением образования, науки и молодежи администрации города через руководителей образовательных учреждений. Профессиональное управление осуществляется Муниципальным центром психологической службы образования.
  2. Муниципальный центр психологической службы образования организует и координирует деятельность социальных педагогов образования города, создает нормативную базу этой деятельности, ведет работу по повышению квалификации социальных педагогов и проводит профессиональную оценку их деятельности.
  3. Первичные звенья службы существуют в образовательных учреждениях города, выполняют работу по реализации задач социально-педагогической службы в соответствии с уровнем квалификации работающих там социальных педагогов.
  4. На должность социального педагога зачисляют специалиста, имеющего образование по специальности «социальный педагог (социальный работник)», подтвержденное дипломом или свидетельством и соответствующее государственному образовательному стандарту профессии.
  5. Перед зачислением на должность социальный педагог обязательно проходит собеседование в Муниципальном центре психологической службы образования с целью определения готовности к самостоятельной работе в качестве социального педагога в образовательном учреждении. При необходимости центр организует для социального педагога стажировку под руководством квалифицированного специалиста.

IV. ОРГАНИАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ

  1. Социальный педагог образовательного учреждения является равноправным членом педагогического коллектива, организует свою деятельность в тесном контакте со всеми участниками учебно-воспитательного процесса.
  2. Социальный педагог несет ответственность за ведение документации службы, установленной настоящим Положением. Основным документом является Программа социально-педагогической работы в образовательном учреждении, которая составляется социальным педагогом в соответствии с целями и задачами социально-педагогической службы образования и спецификой образовательного учреждения. Программа проходит профессиональную экспертизу в Муниципальном центре психологической службы образования и после согласования утверждается руководителем образовательного учреждения. Образовательными документами являются календарные планы работы и ежегодные аналитические отчеты о деятельности социально-педагогической службы, копии которых после соответствующего согласования и утверждения сдаются в Муниципальный центр психологической службы образования в установленные сроки. Обязательным документом также является журнал регистрации социально-педагогической работы, который регулярно заполняется социальным педагогом.
  3. Распорядок работы социального педагога в образовательном учреждении определяется исходя из нормативной недельной нагрузки в соответствии с Программой социально-педагогической работы и общим распорядком образовательного учреждения с учетом единого в городе методического дня для социальных педагогов*. График работы утверждается руководителем образовательного учреждения.
  4. Для осуществления деятельности социального педагога в образовательном учреждении необходимы условия для хранения документации и для консультирования, которые создаются либо в отдельном помещении, либо в кабинете психолога.
  5. Социальный педагог несет персональную ответственность за правильность социально-педагогического заключения, адекватность используемых методов, обоснованность рекомендаций.
  6. Общий контроль за деятельностью социального педагога осуществляет руководитель образовательного учреждения. Контроль за содержанием работы и уровнем профессиональной компетентности социального педагога осуществляет Муниципальный центр психологической службы образования по запросу Управления образования, науки и молодежи администрации города, по плану работы центра и по запросу администрации образовательного учреждения.
  7. Аттестация социальных педагогов образовательных учреждений производится в соответствии с действующими нормативными документами. При аттестации на вторую и первую квалификационные категории соответствующие аттестационные комиссии привлекают для работы в экспертной группе специалиста Муниципального центра психологической службы образования.

V. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

  1. Социальный педагог имеет право:
    – представлять и защищать интересы детей и подростков в органах законодательной и исполнительной власти;
    – собирать информацию, связанную с нуждами детей, подростков и их семей, проводить социологические опросы, диагностические исследования;
    – делать официальные запросы в общественные организации, государственные учреждения с просьбой о решении личных и социальных проблем детей, подростков и их родителей;
    – информировать государственные органы о состоянии той или иной проблемы в сфере деятельности данного социального педагога, о факторах, негативно влияющих на условия жизни и развития детей и подростков;
    – вносить предложения предприятиям и учреждениям, коммерческим структурам и общественным организациям о поощрении родителей, семей, общественных волонтеров за социальные инициативы и активность;
    – вести активную работу по пропаганде опыта семейного воспитания, социальной работы;
    – возглавлять общественные инициативы, направленные на решение конкретных социальных проблем;
    – выбирать формы и методы социально-педагогической работы с детьми, подростками и их семьями;
    – обращаться в Муниципальный центр психологической службы образования за помощью при разработке программ социально-педагогической работы, планов, аналитических материалов и другой документации, при подготовке материалов к аттестации, а также за консультациями по профессиональным вопросам;
    – участвовать в работе семинаров, школ, мастерских, конференций, проблемных групп, организуемых Муниципальным центром психологической службы образования с целью повышения профессиональной компетентности специалистов социально-педагогической службы.
  2. В своей профессиональной деятельности социальный педагог обязан:
    – рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах собственной профессиональной компетенции, служебных обязанностей и возможностей современной науки и практики;
    – при решении вопросов, находящихся в компетенции представителей других специальностей или выходящих за рамки его профессиональной компетентности, обращаться к соответствующим специалистам или более квалифицированным коллегам; – знать новейшие достижения социальной педагогики, применять современные методы социально-педагогической работы, постоянно повышать свою профессиональную квалификацию;
    – привлекать к защите интересов детей и подростков руководителей по административной и профессиональной линии в случае проведения в образовательном учреждении социально-педагогической работы лицами, не обладающими соответствующей профессиональной подготовкой и уровнем квалификации;
    – содействовать становлению и развитию единой системы социально-педагогической службы образования города, участвовать в деятельности Муниципального центра психологической службы образования по координации усилий всех звеньев службы, созданию банков данных диагностического, информационного и методического характера, по повышению уровня и результативности социально-педагогической работы в системе образования города;
    – хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, которые могут нанести ущерб ребенку или его окружению;
    – профессионально вести и правильно хранить документацию: первичные материалы, справки, заключения, журналы консультаций и др.
Галина РИМСКАЯ,
старший преподаватель кафедры методологии
управления и развития образования
Рязанского областного института развития образования
Фото А. СТЕПАНОВА

* Недельная нагрузка социального педагога 36 часов. Единый методический день – четверг.

Рейтинг@Mail.ru