Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №18/2006

Тема для педсовета

Индивидуальность = гуманизация

«Все для человека, все во имя человека» – лозунг застойных времен, вселявший надежду на «светлое будущее», снова в ходу. Вот и власть, обратив внимание на человека, объявила заботу о его здоровье и уровне жизни как о национальных приоритетах. Видимо, потому в образовательном сообществе взялись за так называемую «гуманизацию» школы. И назвали научно-педагогическую конференцию московских учителей «Гуманизация как путь спасения человека и человечества».
Несмотря на некоторую пафосность этого названия, некоторые принципы, провозглашенные на форуме, показались нам небезынтересными.

Душеобразующая составляющая

Многие европейские школы, обдумывая и организуя содержательный материал по предметным программам и внеклассной деятельности, активно вводят в обиход участников образовательного процесса ключевые слова и понятия, употребление которых положительным образом влияет на формирование школьного социума в целом. Вот некоторые из них: семья, социальная справедливость, общее благо, сообщество, компромисс и примирение, нравственность, сострадание, покаяние, равенство...

По мнению действительного члена Академии гуманитарных наук Л.Л. Любимова, выступавшего на конференции, этот коммуникативный ряд необходимо и у нас переводить из категории абстрактных в разряд каждодневных и неотъемлемых. Как заметил Лев Львович, в европейских школах эти понятия все чаще становятся нормой и эффективно служат целям ценностного воспитания и образования. При этом он считает, что регулярная работа, связанная с формированием установок по этому набору ценностей-понятий, будет эффективной лишь при вовлечении в ее сферу всех участников образовательного процесса, включая педагогический состав и родителей учащихся.

В связи с этим академик предлагает сделать «Заявление о ценностях формирования личности ребенка в школе» неким аналогом этического кодекса. Этот программный документ может быть создан как образовательным учреждением или группой сотрудников, так и отдельным школьником или учителем. Также ученый предложил ввести в педагогическую практику «Личное заявление о ценностях». По его мнению, подобный акт должен стать для каждого в школе попыткой выразить свое понимание смысла жизни и своего предназначения в ней. Формулирование личных обязательств в отношении собственного поведения может привести каждого к самоограничению, корректировке личных целей, умению «тормозить» и сдерживать себя.

«Опыт таких заявлений показывает, что при условии мониторинга их выполнения они оказывают существенное душеобразующее влияние на ребенка», – говорит Л. Любимов.

Аналогичные заявления должны появиться не только у школы в целом, но и у отдельных классов, считает он. Этот своеобразный этический кодекс школы может включить в себя, помимо разделов об отношениях внутри школьных сообществ и между ними, ценности, относящиеся к собственно образовательному процессу. Необходимо, чтобы школьное заявление основывалась на неразрывности партнерства и единомыслия, направленных на личностное развитие детей, учитывало различные ценности и мнения родителей, учителей, учеников, администраторов и иных сообществ.

Презентация заявлений учителей и руководства школы может стать примером для подражания. Ведь невозможно быть эффективным учителем, не открыв учащимся принципы своего отношения к происходящему вокруг, которые сложились из личного жизненного опыта.

Сдвинуть фундамент, чтобы не «поехала крыша»

«Образование для жизни и на всю жизнь: школа, ориентированная на учащегося, как принцип гуманизации образования» – так звучала тема доклада члена Нью-Йоркской академии наук, координатора Diploma Program Международного бакалавриата Н.В. Любомирской.

Под гуманизацией Наталия Вениаминовна подразумевает прежде всего изменение взгляда на личность и ее роль в обществе: уход от представления о человеке как винтике в большой машине и признание свободы выбора человека в совокупности с его личной ответственностью за этот выбор. Соответственно главную задачу школы Н. Любомирская видит в оснащении молодого человека не только и не столько знаниями, умениями и навыками, необходимыми для выполнения определенных функций, сколько умениями и навыками самостоятельного анализа собственных потребностей и возможностей и программирования своих действий, то есть самостоятельного определения своего места в обществе для построения собственной жизни.

«Простой модернизацией школы нам не обойтись, – говорит Наталия Вениаминовна. – Необходимо менять всю образовательную систему, затрагивая ее фундаментальные основы».

Схематически Н. Любомирская представляет это таким образом:

Содержание образования:

Ключевую задачу образования доктор Любомирская видит в предоставлении учащемуся возможности попробовать себя в разных сферах деятельности. По ее мнению, это и определит форму образования. Деятельность, требующая от ученика использования уже имеющихся знаний и навыков и освоение новых, должна прийти на замену традиционной проверки пройденного, объяснению нового материала, тренировки.

Самоопределение молодого человека в его дальнейшей жизни становится главной задачей образования. В связи с этим школа должна предоставить ему возможность попробовать себя в самых разных сферах деятельности. Таким образом, целью изучения, например, истории становится не «знание истории», а возможность попробовать быть историком, то есть ключевой задачей становится освоение навыка исторического исследования. А соответственно ключевой задачей изучения естественных наук – овладение навыками наблюдения, выдвижения гипотезы о причинно-следственных связях и планирования эксперимента для ее проверки. В каждом из школьных предметов есть то, что отличает его от других, и сегодняшнему учителю стоит взглянуть на свой предмет с точки зрения учащегося: «Зачем ему это нужно? Чего он лишится, если не будет изучать этот предмет?»

«Безусловно, каждый из школьных предметов работает и на развитие интеллектуальных (выявление закономерностей, причинно-следственных связей) и эмоциональных (творчество, сопереживание) способностей учащегося, а также на формирование ключевых компетенций (сбор, анализ и интерпретация информации, коммуникация). Это те компоненты образования, которые необходимы каждому человеку всегда, чем бы он ни занимался в дальнейшем. Поэтому взгляд на собственный предмет через призму общеучебных умений и навыков – прямой путь к гуманизации образования», – полагает Н. Любомирская. В идеале учебный процесс строится от задания, учитывающего особенности учебного стиля, интересов и склонностей конкретного учащегося. Именно в учете индивидуальных особенностей учащегося и проявляется гуманизация образования.

Познавательная компетентность

Об этом же говорила на конференции, делясь опытом проведения своего элективного курса «Азбука логичного мышления», учитель истории столичной школы № 1357 Айна Равильевна Груздова.

Ее позиция состоит в том, что сложные учебные и мыслительные навыки не формируются «сложением» простых. Механизмы мышления и творчества носят индивидуальный, интуитивный, часто неосознанный характер. Одним из способов развития этих механизмов является тренировка. Это и есть техника развивающего обучения, которая создает ситуации возникновения необходимости «включения» природных механизмов мышления. При условии активной роли учащегося в учебном процессе, субъект-субъектных отношений между учителем и учеником, когда учитель становится помощником в учении.

Из опыта педагогической практики Айны Равильевны следует, что, уделяя внимание логике мышления, учитель способствует развитию так называемой «познавательной компетентности» учащихся. Ее можно определить как уровень индивидуальной познавательной деятельности, который соответствует существующей в культуре общества системе принципов, ценностей и методов познания.

Человек, обладающий познавательной компетентностью, может быть успешным и конкурентоспособным в жизни. Поэтому в элективном курсе А. Груздовой сделан акцент на освоение технологической составляющей познавательной компетентности – общеучебных умений как универсальных способов присвоения, преобразования и использования информации.

Превосходная степень сотворчества

Некоторые полагают, что начинать процесс гуманизации образования в одной отдельно взятой школе проще всего с освоения учащимися технологии проектной деятельности. Но очевидно, что гуманизация образования – задача не одной школы и не одного года работы.

Среди участников конференции прозвучало мнение о том, что в вопросах гуманизации еще далеко не исчерпан ресурс возможностей творчества учителя, совершенствования способов подачи материала. И в этом смысле симптоматичным оказался доклад Ирины Анатольевны Акуловой – учителя математики гимназии № 156З. Вот фрагмент ее рассуждений:

«Цицерон учил, что люди с младенчества должны взращиваться в согласии с собой, с собственной природой. Любое «окультуривание» должно происходить с учетом творческих способностей человека. Может ли «указующее» образование, построенное на догмах, способствовать развитию личности и общества? Нужна ли эпоха «Возрождения Человека» в образовании? Возрождение – это эпоха обретения свободы в образе мыслей, развития творческой, решительной, инициативной личности, ответственной за свои поступки. Гуманизм – основная определяющая культуры Возрождения.

Кризис преподавания математики назрел. Повышение объема знаний не оправдывает себя – слишком стремительно развиваются и наука, и техника. Время ставит нас перед необходимостью преодолевать стереотипы мышления, пересматривать опыт прошлых лет, открывать новые возможности.

Надо совместить процесс математизации с интересами человека, способностями его души. Пора уходить от догматического преподавания математических истин. Необходимо позволить ребенку сомневаться, искать свои пути решения проблем. Да и выбор проблемы можно оставить за ребенком. При этом роль учителя безусловно остается огромной.

«Математика – царица всех наук». Как часто мы, учителя математики, любим козырнуть этой фразой. И не менее часто забываем о ней, сводя урок к решению «типовых» задач, «набивая руку» на решении однообразных уравнений по шаблону. Неудивительно, что в жизни мы чаще сталкиваемся с исполнителями, а порой проблема требует – и так бывает нередко – оригинального решения.

Как один из вариантов выхода из ситуации – увлечь своим предметом, показать прикладной характер математики, направить учеников на решение задач, связанных с конкретными проблемами, провести интегрированные уроки. Темы разнообразны, как и возможности выхода на любой предмет: математика и география, история и экономика, биология и черчение и т.д. Работая над проектами, не только объединенными несколькими областями знаний, но и направленными на постановку, анализ и решение определенных проблем, научить умению видеть проблему, находить верный путь для ее решения из многообразия путей и методов; выстраивать причинно-следственные связи, ассоциативный ряд, проявляя при этом свою индивидуальность, – вот верный способ получить в будущем человека творческого, ищущего, способного принимать мудрые решения».

Право как инструмент гуманизации

Очевидно, что процесс гуманизации требует внесения существенных изменений в систему выстраивания отношений между всеми участниками образовательного процесса. По крайней мере, обеим сторонам необходимо осознавать свои права и обязанности в рамках совместной деятельности. Поэтому весьма актуальным видится введение в школе изучения вопросов права.

К слову сказать, в Москве уже работает экспериментальная площадка более чем с тридцатью опорными школами, в которых активно идет отработка введения правового предмета в учебный план. Может быть, это начало дороги к реальной гуманизации процесса образования если и не везде, то хотя бы в конкретных, заинтересованных школах...

Владимир ЖУЛЁВ
Фото А. СТЕПАНОВА

Рейтинг@Mail.ru