Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №18/2006

Книжная полка


Учебные программы вальдорфских школ

М.: Народное образование, 2005

У нас широкую известность вальдорфская педагогика приобрела сравнительно недавно. Первые вальдорфские школы, открытые в начале 90-х годов, некоторое время привлекали к себе пристальное внимание, затем наметилась тенденция ослабления их популярности.

Идеи вальдорфской педагогики как самостоятельной педагогической системы были заложены австрийским философом и педагогом, создателем антропософии Р.Штайнером. В 1919 году в Штутгарте он открыл свободную вальдорфскую школу для детей рабочих фабрики «Вальдорф-Астория» (откуда и пошло название). На территории фашистского рейха все вальдорфские педагогические учреждения были закрыты. После Второй мировой войны началось движение за их открытие, которое охватило многие страны.

Книга ценна не столько программами учебных дисциплин – ее содержание выходит далеко за рамки названия, – сколько основательной вводной статьей научного сотрудника Института теории и истории педагогики РАО В.К.Загвоздкина. По его мнению, издание, которое восполняет существенный пробел в наших знаниях о вальдорфской школе, преследует две цели.

Первая – получить представление о целях и содержании образования в развитой европейской вальдорфской школе. Распространенной является точка зрения, согласно которой вальдорфские школы никак не ограничивают свободу детей и мало чему учат, а также создают для своих подопечных тепличные условия. Подобные суждения нуждаются в доказательствах.

Вторая цель – помочь учителям российских школ организовать учебный процесс в соответствии с идеями вальдорфской педагогики. В книге приводятся конкретные учебные программы, которые делятся на горизонтальные и вертикальные. Стремление вальдорфских педагогов представить учебные предметы как единое целое обусловливает необходимость введения горизонтального учебного плана. Каждый из этапов обучения характеризуется своим девизом, которые объединяют усилия педагогов: «мир добр» (дошкольное детство), «мир прекрасен» (начальная и средняя школа) и «мир истинен» (старшая ступень школы). Вертикальные учебные планы – это программы по различным предметам с 1-го по 12-й класс, овладение которыми должно сопровождаться решением общеразвивающих задач.

Книга задумана таким образом, что по ее прочтении можно будет сделать вывод о том, как могут прижиться идеи вальдорфской педагогики на российской почве. С одной стороны, со многими принципами трудно не согласиться – о возрастной ориентации учебного плана, об акценте на эстетической стороне преподавания, о совместном обучении мальчиков и девочек и т.п. С другой – нелегко до конца понять общую идею и отдельные аспекты работы вальдорфских детских садов и школ, и потому вопрос о целесообразности отказа от традиционной модели обучения в пользу вальдорфской остается открытым.

Марина СТЕПАНОВА

Рейтинг@Mail.ru