Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №18/2006

Книжная полка
Г.К. Селевко


Педагогические технологии
на основе информационно-коммуникационных средств

М.: Школьные технологии, 2005
(серия «Энциклопедия
образовательных технологий»)
книги можно найти в Интернете: http://stat.edu.ru/stat/publ.shtml

Как следует из аннотации, книги серии являются расширенной и переработанной версией ранее издававшихся пособий, посвященных педагогическим технологиям. Судя по всему, они дают достаточно полное представление о том, что такое нынешние технологии обучения и воспитания в зависимости от типов школ и направлений работы.

В книге две части: «Введение» и «Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств». Во «Введении» – которое следовало бы назвать «Введением в серию» – речь идет о базовых педагогических категориях, в том числе педагогических технологиях и сущности технологического подхода в образовании.

Автор убедительно показывает: педагогических технологий так много, что необходима их классификация. Причем достаточно велико и число самих классификаций. Автором проделана большая работа по составлению таблицы возможных классификаций, о которой, к сожалению, нельзя однозначно сказать, способствует ли она упорядочению соответствующих сведений или, наоборот, запутывает их. Как следует из пособия, существует несколько различных толкований термина «педагогическая технология». Кроме того, нуждаются в дифференцировании такие понятия, как «педагогическая технология» и «педагогическая система», «технология» и «методика» и т.д. Однако таблица классификаций позволяет предположить, что и для автора разведение упомянутых терминов и понятий (и, в частности, «технология» и «теория») – непростая задача. Все названия технологий (ассоциативно-рефлекторные, психоаналитические и др.) взяты из психологии, ее теоретической части. Теории развивающего обучения могут быть положены в основу разработки разных технологий – обучения математике, родному языку и др. Более того: сами теории развивающего обучения разные, и сегодня все педагоги начальной школы знают о существовании развивающего обучения «по Занкову» и «по Давыдову».

Основная часть книги посвящена описанию одного вида технологий. Согласно авторской классификации, в зависимости от направления модернизации традиционной классно-урочной педагогической системы следует различать технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений, активизации деятельности учащихся, эффективности организации и управления процессом обучения и т. д., и в том числе на основе современных телекоммуникационных средств. И далее на более чем 150 страницах рассказывается о возможностях, которые представляют педагогам телевидение, компьютеры и Интернет.

Подобные книги, имеющие своей целью рефлексию и обобщение накопленного педагогического опыта, безусловно, необходимы, но между ними и живым педагогическим процессом – «дистанция огромного размера»: словосочетание «личность как приемник информации» (с.180) вполне допустимо в книге, но по отношению к практике звучит как-то слишком технологично.

Марина СТЕПАНОВА

Рейтинг@Mail.ru