Первые шаги к публичному отчету
В прошлом номере мы начали разговор о важности публичного отчета директора школы. Обращаясь вновь к этой теме, давайте рассмотрим, на какие вопросы должен отвечать такой отчет и по каким принципам стоит отбирать информацию о школе*.
Окончание. Начало см. в № 17/2006
Рекомендации по структуре и составу показателей публичного отчета образовательного учреждения
Публичный отчет школы – персонифицированный доклад директора школы.
Задача отчета – рассказать общественности, органам представительной власти, руководству территории о результатах, потенциале и условиях функционирования учебного заведения, проблемах и направлениях развития школы. В целом в публичном отчете школа информирует общество, каким образом она принимает ответственность за обеспечение качественных образовательных программ, которые отвечают потребностям всех групп потребителей образования.
Отчет включают текстовую часть с анализом основных тенденций и проблем, иллюстрированную графиками, таблицами и др., и приложения с табличным материалом.
Ежегодный отчет школы концентрирует существенную информацию о деятельности учреждения.
Отчет каждой школы имеет общий формат и отвечает на общие вопросы:
- Что мы собой представляем и в чем наше отличие от других учебных заведений?
- Каковы наши цели?
- Каков уровень ресурсного обеспечения школы? Как мы используем имеющиеся ресурсы и поступающие средства? Кто наши партнеры?
- Чего мы достигли и что планируем сделать?
Рекомендуемая структура публичного отчета директора школы включает следующие основные разделы:
- Общая характеристика школы, социальный состав учащихся, структура управления, социальное партнерство (вузы и т.п.).
- Результаты образовательной деятельности, включающие результаты внешней оценки.
- Спектр образовательных услуг.
- Условия осуществления образовательного процесса, в том числе ресурсное обеспечение и материально-техническая база, кадры.
- Ближайшие перспективы.
Для раскрытия содержания отчета по данным разделам важен выбор аналитических показателей, которые включают сочетание натуральных и стоимостных показателей, объемных показателей и показателей эффективности использования ресурсов, а также анализ их динамики.
При этом анализ должен отражать не только характеристики и специфику учреждения, но и учитывать приоритеты школьной образовательной политики в Российской Федерации, а именно:
- обеспечение равных возможностей всем учащимся для получения качественного общего образования на всех его ступенях;
- поддержку учащихся в выборе маршрута образования;
- обеспечение академической подготовки учащихся и качественной подготовки к дальнейшему профессиональному образованию;
- справедливость и эффективность в использовании ресурсов, их обновление;
- обеспечение благоприятной обстановки – чистоты, заботы и безопасности детей;
- целенаправленное, планируемое повышение квалификации педагогических кадров, поддержку лидеров образования;
- демократизацию управления и включение общества (социальное партнерство) в решение задач школьного образования;
- участие в новых формах аттестации школьников;
- воздействие всех мер управления на повышение качества образования (повышение успеваемости учащихся, снижение отсева и отчужденности от школы и обучение детей из различных социальных групп).
Необходимо помнить, что отчет директора школы ежегодный и должен отражать постоянный анализ, планирование целей и действий на последующий период (см. схему).
В центре – как результат работы – достижения ученика.
В то же время при оценке управления школой во всех странах оценивается шесть основных функций:
- образовательные функции:
• преподавание/учение (развитие умений, знаний, способностей);
• социализация, профориентация учащихся;
- административные функции:
• управление человеческими ресурсами;
• управление ресурсами функционирования;
• управление финансовыми средствами;
• информация, документация, внешние связи и партнерство.
Выбор показателей для анализа должен отражать все эти шесть функций.
Возможный вариант индикаторов
для анализа
В предлагаемом варианте (см. табл.) не приводятся очевидные показатели: статус школы, наличие лицензии, устава, аккредитации, наличие попечительского совета (он может быть, но не работает) и др., которые войдут в доклад в рамах общей характеристики школы.
Данный набор индикаторов не является обязательным или единственным. Для доклада выбираются те показатели, которые, по мнению директора или учредителя, представляют интерес для адресата и соответствуют условиям функционирования данного учебного заведения. Часть показателей может не использоваться в докладе, но может лечь в основу внутришкольного мониторинга как информационного обеспечения принятия решений. Другие показатели могут быть использованы при отчете директора или учредителя.
Публикуется по изданию:
Агранович М.Л., Заир-Бек Е.С., Кожевникова О.Н., Поневаж В.П., Рачевский Е.Л.. Методические рекомендации по разработке, публикации и распространению аналитических докладов о состоянии и развитии систем образования национального, регионального и субрегионального уровней на основе статистики. – М.: Аспект Пресс, 2006.
Примечание. Полный текст книги можно найти в Интернете: http://stat.edu.ru/stat/publ.shtml
* Статья подготовлена по материалам книги «Методические рекомендации по разработке, публикации и распространению аналитических докладов о состоянии и развитии систем образования национального, регионального и субрегионального уровней на основе статистики», изданной НФПК в рамках проекта «Реформа системы образования», который финансируется из средств займа, предоставленного РФ Всемирным банком.
|