Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №18/2006

Консультация

Первые шаги к публичному отчету

В прошлом номере мы начали разговор о важности публичного отчета директора школы. Обращаясь вновь к этой теме, давайте рассмотрим, на какие вопросы должен отвечать такой отчет и по каким принципам стоит отбирать информацию о школе*.

Окончание. Начало см. в № 17/2006

Рекомендации по структуре и составу показателей публичного отчета образовательного учреждения

Публичный отчет школы – персонифицированный доклад директора школы.

Задача отчета – рассказать общественности, органам представительной власти, руководству территории о результатах, потенциале и условиях функционирования учебного заведения, проблемах и направлениях развития школы. В целом в публичном отчете школа информирует общество, каким образом она принимает ответственность за обеспечение качественных образовательных программ, которые отвечают потребностям всех групп потребителей образования.

Отчет включают текстовую часть с анализом основных тенденций и проблем, иллюстрированную графиками, таблицами и др., и приложения с табличным материалом.

Ежегодный отчет школы концентрирует существенную информацию о деятельности учреждения.

Отчет каждой школы имеет общий формат и отвечает на общие вопросы:

  • Что мы собой представляем и в чем наше отличие от других учебных заведений?
  • Каковы наши цели?
  • Каков уровень ресурсного обеспечения школы? Как мы используем имеющиеся ресурсы и поступающие средства? Кто наши партнеры?
  • Чего мы достигли и что планируем сделать?

Рекомендуемая структура публичного отчета директора школы включает следующие основные разделы:

  1. Общая характеристика школы, социальный состав учащихся, структура управления, социальное партнерство (вузы и т.п.).
  2. Результаты образовательной деятельности, включающие результаты внешней оценки.
  3. Спектр образовательных услуг.
  4. Условия осуществления образовательного процесса, в том числе ресурсное обеспечение и материально-техническая база, кадры.
  5. Ближайшие перспективы.

Для раскрытия содержания отчета по данным разделам важен выбор аналитических показателей, которые включают сочетание натуральных и стоимостных показателей, объемных показателей и показателей эффективности использования ресурсов, а также анализ их динамики.

При этом анализ должен отражать не только характеристики и специфику учреждения, но и учитывать приоритеты школьной образовательной политики в Российской Федерации, а именно:

  • обеспечение равных возможностей всем учащимся для получения качественного общего образования на всех его ступенях;
  • поддержку учащихся в выборе маршрута образования;
  • обеспечение академической подготовки учащихся и качественной подготовки к дальнейшему профессиональному образованию;
  • справедливость и эффективность в использовании ресурсов, их обновление;
  • обеспечение благоприятной обстановки – чистоты, заботы и безопасности детей;
  • целенаправленное, планируемое повышение квалификации педагогических кадров, поддержку лидеров образования;
  • демократизацию управления и включение общества (социальное партнерство) в решение задач школьного образования;
  • участие в новых формах аттестации школьников;
  • воздействие всех мер управления на повышение качества образования (повышение успеваемости учащихся, снижение отсева и отчужденности от школы и обучение детей из различных социальных групп).

Необходимо помнить, что отчет директора школы ежегодный и должен отражать постоянный анализ, планирование целей и действий на последующий период (см. схему).

В центре – как результат работы – достижения ученика.

В то же время при оценке управления школой во всех странах оценивается шесть основных функций:

  1. образовательные функции:
    • преподавание/учение (развитие умений, знаний, способностей);
    • социализация, профориентация учащихся;
  2. административные функции:
    • управление человеческими ресурсами;
    • управление ресурсами функционирования;
    • управление финансовыми средствами;
    • информация, документация, внешние связи и партнерство.

Выбор показателей для анализа должен отражать все эти шесть функций.

Возможный вариант индикаторов для анализа

В предлагаемом варианте (см. табл.) не приводятся очевидные показатели: статус школы, наличие лицензии, устава, аккредитации, наличие попечительского совета (он может быть, но не работает) и др., которые войдут в доклад в рамах общей характеристики школы.

Данный набор индикаторов не является обязательным или единственным. Для доклада выбираются те показатели, которые, по мнению директора или учредителя, представляют интерес для адресата и соответствуют условиям функционирования данного учебного заведения. Часть показателей может не использоваться в докладе, но может лечь в основу внутришкольного мониторинга как информационного обеспечения принятия решений. Другие показатели могут быть использованы при отчете директора или учредителя.

Публикуется по изданию:

Агранович М.Л., Заир-Бек Е.С., Кожевникова О.Н., Поневаж В.П., Рачевский Е.Л.. Методические рекомендации по разработке, публикации и распространению аналитических докладов о состоянии и развитии систем образования национального, регионального и субрегионального уровней на основе статистики. – М.: Аспект Пресс, 2006.

Примечание. Полный текст книги можно найти в Интернете: http://stat.edu.ru/stat/publ.shtml


* Статья подготовлена по материалам книги «Методические рекомендации по разработке, публикации и распространению аналитических докладов о состоянии и развитии систем образования национального, регионального и субрегионального уровней на основе статистики», изданной НФПК в рамках проекта «Реформа системы образования», который финансируется из средств займа, предоставленного РФ Всемирным банком.

Рейтинг@Mail.ru