Новый век – новые возможности
Проблема использования информационно-компьютерных технологий в педагогическом процессе существует во многих школах.
Для каждого учебного заведения она решается с учетом его особенностей и специфики.
Для Второй Санкт-Петербургской гимназии это прежде всего целостная система традиций, достижений и педагогического опыта, накопленных за весь период 200-летней истории,
это многопрофильность обучения в 9–11-х классах, это основные направления современной Программы развития гимназии
«Новый век – новые возможности».
Определение основных задач программы информатизации гимназии
Решая текущие вопросы, мы, учителя информатики, старались систематизировать все то поле проблем, которое возникало по мере нашей деятельности. Для нас было важно определить, какие задачи надо решать в первую очередь, чтобы работа по информатизации гимназии проводилась в единой целостной системе. Главную ее цель мы обозначили так: качественные изменения в организации и содержании всего образовательного процесса на основе использования компьютерно-сетевых технологий. Информационные технологии должны стать обычным инструментарием
- учителей – для расширения возможностей учебно-воспитательного процесса;
- гимназистов – для индивидуализации их работы на каждой ступени обучения;
- администрации – для эффективной административно-хозяйственной деятельности;
- родителей – для более быстрого и информативного доступа к результатам образовательного процесса гимназии.
На основе компьютерно-сетевых технологий появляется возможность активного взаимодействия педагогов, гимназистов, родителей, администрации гимназии в едином информационном пространстве.
Для достижения поставленной цели коллектив кафедры информатики определяет следующие три основные задачи:
- Создание структуры единого информационно-образовательного пространства гимназии на основе ИКТ (техническая, технологическая, организационная, кадровая компоненты).
- Включение в единое информационно-образовательное пространство всех участников образовательного процесса: учителей, гимназистов, администрации, родителей.
- Организация эффективного взаимодействия между всеми субъектами информационно-образовательного пространства гимназии.
Поиск организационной структуры для работы с участниками образовательного процесса
Как организовать структуру информационно-образовательного пространства? На сегодняшний день в гимназии создана необходимая материально-техническая база: три компьютерных класса; демонстрационный центр, оснащенный современной акустической и видеосистемой; зал с оборудованием для ведения телеконференций; компьютеризированы рабочие места администрации, служб сопровождения, многие кабинеты учителей-предметников; создана единая гимназическая сеть с выходом в Internet по оптоволоконной линии.
При наличии технического и кадрового обеспечения необходима умело построенная организационная структура, которая позволит эффективно использовать имеющиеся ресурсы.
Мы рассмотрели интересы всех участников образовательного процесса и проанализировали возможности, которые мы, учителя информатики, можем им предоставить в процессе использования компьютерно-сетевых технологий. В результате были найдены удачные организационные формы, которые стали основой информационно-образовательного пространства гимназии.
Работая с педагогами гимназии, мы прежде всего говорим о создании группы учителей-единомышленников. Здесь возникают следующие аспекты деятельности.
1. Формирование мотивированного интереса к использованию компьютерных технологий.
В качестве действенных мотиваторов для учителей-предметников могут являться:
- необходимость повышения профессиональной компетентности;
- востребованность информационных технологий другими учителями-коллегами;
- введение в перечень обязательных пункта об использовании информационных технологий при аттестации учителя, при участии в конкурсах различных уровней;
- факт материального стимулирования, например, при проведении открытых мероприятий по внедрению компьютерных технологий;
- активное использование учениками ИКТ;
- осознание практической пользы от применения технологий в виде расширения возможностей, удобства и комфорта;
- наличие методических рекомендаций по использованию ИКТ.
2. Информирование и обучение учителя:
- проведение пилотных занятий в гимназии;
- возможность обучения на курсах вне гимназии;
- наличие системы информирования о возможностях использования новых программных сред, тестовых оболочек, ресурсов Internet;
- обмен опытом внутри методических объединений;
- консультации по методической целесообразности использования ИКТ.
Решение этой проблемы мы увидели через создание и функционирование гимназического Образовательного центра по изучению ИКТ для учителей.
3. Организация работы в единой методической системе.
При внедрении информационных технологий в предметные области одним из важных моментов является адаптация имеющегося электронного материала к тематике программы учителя, выбора педагогически целесообразного использования того или иного программного обеспечения, составление методических рекомендаций по применению. Эту задачу, на наш взгляд, должен решать Методический центр-лаборатория. В его работе участвуют учителя-профессионалы, сотрудники дружественных кафедр вузов, учителя информатики. На сегодняшний день мы предполагаем консультирование и сопровождение учителя
- при создании системы уроков с использованием ИКТ при прохождении конкретной темы;
- при организации комплектов тематических презентаций внутри кафедр;
- при работе с универсальной системой тестирования, открытой к наполнению любым учителем-предметником.
Рассматривая включение гимназистов в информационно-образовательное пространство, главной задачей мы представляем организацию их самостоятельной образовательной деятельности с использованием информационных технологий.
Эффективность подготовки к осознанному выбору собственного образовательного маршрута в 5–8 классах в рамках «Программы развития гимназии и успешной его реализации в профильных 9–11 классах» во многом определяется умением учащихся самостоятельно управлять своей учебно-познавательной деятельностью и иметь возможность изменения, а при необходимости коррекции выбранного профиля обучения. Решение этой проблемы мы видим в создании особой структуры, которую решено назвать Центром самообразования гимназистов.
Деятельность центра самообразования, который формируется в гимназии в настоящее время, предоставит нашим ученикам:
- возможность исследовательской деятельности с привлечением информационных ресурсов под кураторством заинтересованных педагогов для выступлений на внутренних и внешних конференциях;
- возможность создания моделей объектов и процессов из различных предметным областей для более глубокого представления сути явлений;
- возможность задать очно и заочно вопросы педагогам гимназии и курирующих вузов по актуальным предметным проблемам и обсудить их на сайте гимназии или при личной встрече в центре;
- возможность познакомиться с кругом проблем по тематикам, предлагаемым педагогами из дополнительных разделов спецкурсов, и обсудить наиболее интересные;
- возможность организации внеучебной деятельности с привлечением ИКТ (журналы, газеты, сайты, оформление праздников и др.).
С появлением в гимназии единой компьютерной сети, учитывая разветвленную структуру административного управления и служб сопровождения, включение администрации в единое информационное пространство школы произошло достаточно быстро, с пониманием необходимости и актуальности этого процесса. Нашей задачей остается проведение консультаций и семинаров по умелому использованию сетевых ресурсов.
Для родителей прежде всего мы предоставляем возможность получать информацию об образовательном процессе через официальный сайт гимназии, который по частоте посещений явно востребован всеми. С появлением гимназического почтового сервера становится возможной оперативная связь классных руководителей с большинством родителей.
В итоге проведенного анализа мы получили определенную организационную структуру информационно-образовательного пространства гимназии, представленную на рисунке 1.
Эту структуру мы называем Информационно-образовательным центром и считаем, что все наши действия по информатизации гимназии проходят именно в рамках работы этого центра. В центре в свою очередь следует выделить подструктуры:
- для занятий с учителями;
- для работы гимназистов;
- для методической поддержки внедрения информационных технологий в предметные области. На базе этой подструктуры должны определяться темы разработки комплектов тематических лабораторных и практических работ, тестовых оболочек, компьютерных презентаций;
- для формирования информационной базы;
- для публичной демонстрации компьютерных работ учащихся, обучающих и развлекательных видеоматериалов.
Деятельность Информационно-образовательного центра гимназии
- Образовательный центр учителей по изучению ИКТ
Работа центра прежде всего направлена на совершенствование профессиональной компетентности учителя в сфере информационных технологий, на грамотное и целесообразное использование компьютерных технологий на уроке.
Деятельность центра учителей строится по следующим направлениям:
- пилотные занятия для учителей по наиболее значимым темам (работа с текстом, обработка изображений, поиск информации, электронная почта);
- индивидуальные консультации
– при подготовке к уроку;
– при освоении программных сред;
– при создании презентаций для сопровождения урока;
– при заполнении тестовых оболочек.
- Методический центр-лаборатория
Работа центра направлена на создание единой методической системы использования ИКТ. В основе ее лежит опыт наиболее подготовленных учителей-предметников.
Основные направления деятельности могут быть следующими:
- Разработка методических рекомендаций по использованию программных сред для сопровождения обучения в различных предметных областях школьного курса.
- Разработка содержания слайдов для комплектов тематических презентаций.
- Разработка сценариев для моделирования объектов и процессов из школьного курса естественно-научного цикла.
- Разработка отдельных школьных курсов в режиме системного использования ИКТ по мере готовности учителя-предметника.
- Центр самообразования гимназистов
Основные цели, которые мы ставим перед Центром самообразования, – это создание:
- благоприятных условий,
- осознанной мотивации,
- возможности получения необходимых базовых знаний для самостоятельной образовательной деятельности гимназистов.
Под благоприятными условиями мы понимаем все многообразие аспектов:
- удобство времени свободного доступа к технике,
- современная компьютерная техника,
- наличие необходимого обучающего программного обеспечения.
Проблема создания осознанной мотивации имеет различные грани. В случае необходимости восполнить пропущенные уроки или недостаточно понятный материал учеником движет желание догнать сверстников, не выглядеть в глазах учителя хуже, меньшими затратами получить нужные знания (в отличие от случая, когда используется бумажный носитель). Совсем другой вариант, когда ученик осваивает что-то совершенно новое. Здесь можно говорить о мотивации, которую создал учитель, заинтересовав ребенка новой работой. В нашем случае особо интересен такой вариант увлеченности новой незнакомой темой, когда учеником движет желание исследователя-первооткрывателя. Именно в сотрудничестве с такими детьми мы можем находить новые точки приложения информационных технологий в гимназии, развивать традиционные, находить новые варианты сотрудничества детей и педагогов не только гимназии, но и вузов.
Осознанная мотивация обязательно должна подкрепляться базовыми знаниями, отталкиваясь от которых ученик может развиваться дальше. Здесь мы сталкиваемся с необходимостью консультаций и пилотных занятий для учащихся. А это вопрос кадров. Нужен свободный в это время учитель, способный сопровождать работу такого центра, обучая и консультируя при необходимости.
В настоящее время мы работаем над наиболее приемлемой структурой и организацией работы Центра самообразования. На сегодняшний день мы имеем следующие направления:
- Работа над проектами в рамках научно-исследовательской деятельности для поддержки предметов.
- Восполнение материала с использованием комплектов тематических компьютерных презентаций и обучающих сред в случае пропущенных уроков.
- Сбор дополнительного материала с использованием ресурсов Internet.
- Тренинг по тестовым заданиям, в том числе ЕГЭ, по различным предметам.
- Получение консультаций у учителей информатики для дальнейшей самостоятельной работы.
- Подготовка к конкурсам и олимпиадам по информационным технологиям.
- Использование ресурсов компьютерной игротеки (спортивные и логические игры). Мы считаем, что слабомотивированных к образовательной деятельности детей лучше задержать в стенах гимназии компьютерными играми, чем отпустить в уличный компьютерный клуб, где часто наблюдается атмосфера агрессии.
В актовом зале гимназии, всегда доступном для детей, установлена современная акустическая и видеосистема.
Здесь мы решаем задачи
- занятости гимназистов на переменах путем показа видеоматериалов;
- демонстрации для всей гимназии компьютерных работ, выполненных учениками.
Для организации работы Демонстрационного центра возникла необходимость создать группу гимназистов для технической поддержки часто проводимых мероприятий.
Процесс информатизации гимназии невозможен без этой составляющей. Мы видим следующие направления работы по формированию Ресурсного центра:
- создание медиатеки имеющихся образовательных ресурсов (обучающие диски, комплекты медиа¬презентаций, выполненных детьми и учителями, образовательные ресурсы Internet – в физическом и виртуальном виде на сервере гимназии);
- создание виртуальных методических кабинетов кафедр на сервере гимназии.
Реализация основных направлений деятельности в рамках программы информатизации
Остановимся кратко на основных направлениях нашей деятельности, реализуемой через созданный Информационно-образовательный центр.
Это направление является базовым в нашей работе. Именно здесь мы формируем тот круг детей, которые будут в дальнейшем нашими единомышленниками.
Перед нами стоят следующие задачи:
- выявление на ступени 5–6 классов детей, склонных к строгому мышлению. Организация с ними системы занятий, развивающих комбинаторно-логические способности. Создание команды, способной выступать на олимпиадах по программированию;
- выявление детей, склонных к работе с информационными технологиями, предоставление им такой возможности с практически значимой реализацией. Создание заинтересованной группы детей для участия в конкурсах по ИКТ.
Пути решения этих задач мы видим
- в создании для каждой параллели спецкурсов и кружков, направленных
• на развитие алгоритмического стиля мышления;
• на углубленное изучение прикладных информационных технологий;
- в организации работы Центра самообразования.
- Внедрение ИКТ в предметные области
Для решения этой проблемы необходимо реализовать следующие задачи:
- Показать учителям реальные преимущества урока с использованием ИКТ в различных формах.
- Заинтересовать учеников и привлечь их к созданию электронного сопровождения уроков при кураторстве учителя-предметника и учителя-информатика.
- Создать рабочие группы «Учитель – ученик», в которых при сотрудничестве обеих сторон будут создаваться электронные материалы и отбираться наиболее целесообразные для использования.
Работая с учителями, необходимо:
- Научить учителей компьютерному инструментарию (Образовательный центр учителей в гимназии, курсы в районе).
- Показать различные формы использования ИКТ на уроках (индивидуальные и групповые занятия, фестивали открытых уроков).
- Организовать обучение на районных целевых курсах по внедрению ИКТ в предмет.
- Оказать помощь по методике использования ИКТ на уроках (через Методический центр-лабораторию).
- Предоставить ресурсное обеспечение:
• техникой,
• установить программное обеспечение,
• научить педагога пользоваться конкретными программными средами.
Работая с учениками, необходимо:
- Научить владению инструментарием.
- Показать актуальность работы по отбору и обработке электронного материала для урока.
- Способствовать созданию рабочей группы «Учитель – ученик».
- Предоставить ресурсные возможности для работы.
- Демонстрировать для всей гимназии результаты деятельности, признание важности работы и обязательное практическое применение в дальнейшем.
- Использование ИКТ во внеклассной работе
Организуя деятельность по этому направлению, мы решаем проблемы социализации гимназистов.
- Используя компьютерные технологии для участия в конкурсах и выступлениях, посвященных традиционным датам, гимназисты включаются в жизнь гимназии, города, страны.
- Ученики заняты в свободное время различными видами деятельности по ИТ в Центре самообразования.
- Ученики могут посещать школьную компьютерную игротеку во внеурочное время.
- Внедрение ИКТ в управление гимназией
В настоящее время работа по этому направлению для нашей гимназии сосредоточена на создании баз данных в автоматизированной информационно-аналитической системе Аверс (для нашей гимназии это сетевая версия). В результате работы в системе Аверс ведение педсоветов, родительских собраний, классных часов будет сопровождаться демонстрацией электронных наглядных материалов, отражающих качество образовательного процесса.
- Использование ИКТ для организации внешних связей
Первой задачей в этой деятельности для нас явилось создание и поддержка официального сайта гимназии. Для того чтобы сайт был востребован детьми, родителями, педагогами, необходимо ежедневное его обновление.
Для этого необходимы:
- оперативная подача информации о проводимых в гимназии мероприятиях учителями-организаторами;
- работа группы гимназистов для поддержки сайта (сбор «горячей» информации).
И, наконец, последнее направление нашей деятельности – Постоянное обновление ресурсной базы – мы считаем наиважнейшим условием эффективной работы.
Итоги
В результате наших действий мы
- сформировали структуру информационно-образовательного пространства гимназии;
- используя возможности созданных центров, включили в нее всех участников педагогического процесса;
- организовали работу по основным направлениям программы информатизации, в процессе которой происходит активное взаимодействие на разных уровнях учеников, педагогов, родителей, администрации гимназии.
Основой для успешной реализации программы информатизации образовательного учреждения являются:
- согласованность работы в этом направлении всего педагогического коллектива;
- наличие ресурсной базы и ее постоянное обновление;
- профессиональная компетентность педагогов в области ИКТ;
- способность учащихся к самостоятельности в учебной деятельности;
- готовность к творческому диалогу всех субъектов образовательного процесса.
Татьяна ЮРКОВА,
заместитель директора по информационным технологиям,
Юлия БОРОШКО,
Юлия БАРАНОВА,
учителя информатики Второй Санкт-Петербургской гимназии
Фото А. СТЕПАНОВА
|