Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №18/2006

Из первых рук

Честь, воображение и воля

«В этом и есть моя жизнь»

В каждом городе есть школы, о которых говорят и пишут, в которых хотят учиться дети и работать педагоги. Одной из них является московская Гимназия на Юго-Западе № 1543. По рейтингу газеты «Известия», где основным критерием были приняты знания, даваемые школой, это учебное заведение вошло в списки сильнейших по математике, химии, физике, информатике и др., завоевав место в десятке «Лучшие школы Москвы».
Не приходится сомневаться, что учебная и внеклассная работа здесь ведется на высоком уровне. Но в рейтингах не увидишь, какие зигзаги судьбы сделали успешным директором человека, не помышлявшего о педагогической практике. Не узнаешь, как переживает учитель за отворачивающихся от книги современных подростков. Не поймешь, насколько счастлив педагог, «влюбляя детей в Россию»…

Беседа с директором гимназии Юрием Владимировичем ЗАВЕЛЬСКИМ началась с его рассказа о своей учительской судьбе и о том, как возникла 43-я московская школа, ставшая впоследствии гимназией.

– Когда я пришел в эту школу, мне было 48 лет. Теперь, с высоты своего 80-летия, я смотрю на 48 лет как на время молодости. У меня было много сил, много энергии, а за плечами лежал опыт почти 25 лет работы в школе.

После окончания географического факультета Московского университета я работал на Украине в сельской школе. Когда пришел туда, то подумал, что это – временное явление, год как-нибудь там проработаю, а потом займусь наукой или чем-нибудь другим. Я никогда не мыслил себя в школе в качестве педагога. А потом, где-то через полгода, я понял, к радости своей, а может быть, к ужасу и, наверное, к удивлению, что это – мой роман и дети, которые меня окружают, наверное, и есть моя жизнь.

Никогда не думал, что во мне заложено что-то такое, что может расположить ребенка ко мне и меня к нему, но так случилось. И это я объясняю тем, что был тогда не связан семьей и поэтому все время уделял школе, ребятам. Вместо одного года проработал там почти пять лет. Меня вскоре сделали завучем, потому что я был единственным в той школе преподавателем с высшим образованием. Ко мне относились с достаточно большим уважением, и, несмотря на свои молодые годы, я пользовался авторитетом.

А потом женился и переехал в Москву. Это был 1954 год, и я не сразу нашел работу. Сейчас в Москве огромный дефицит педагогических кадров, а тогда, наоборот, был избыток. Помню первую школу, в которой работал. Это была мужская школа на Плющихе. Теперь ее нет. Хорошо помню первый день. Открываю кабинет, и 24 восьмиклас¬сника – мальчшки, здоровенные парни – поднимаются, становятся по стойке «смирно» и начинают петь Гимн Советского Союза. Я понял, что это – проверка, что мне нужно принять правильное решение в течение нескольких секунд. Быстро иду к учительскому столу, кладу журнал, становлюсь по стойке «смирно» и начинаю петь Гимн Советского Союза вместе с ними. Потом начался урок, я рассказывал ребятам о себе – мне нужно было познакомиться с ними. Вот этот класс стал моим самым любимым. Мы потом стали друзьями, и до сих пор я вспоминаю их с теплотой и грустью.

Так началась моя московская эпопея. Какое-то время пришлось работать в отделе народного образования Гагаринского района Москвы. Потом, когда я узнал, что здесь, на Юго-Западе, будет строиться школа, я пошел в райком партии и попросил, чтобы ее отдали мне. Это был конец 1974 года. А 6 января 1975 года на то место, где мы сейчас с вами сидим, приехал экскаватор, и началось строительство. Я попросил экскаваторщика, чтобы он привязал бутылку шампанского к ковшу и, перед тем как зачерпнуть первый ковш, разбил бутылку. Он никак не мог понять, к чему это все. Я рассказал, что, когда со стапелей спускают новый корабль, разбивают бутылку шампанского на счастье, чтобы у этого корабля было счастливое плавание. Мне очень хотелось, чтобы у школы, которую мы построим, оказалось счастливое плавание, счастливая жизнь... С той бутылки шампанского и пошла история вот этого дома.

А 1 сентября 1975 года началась жизнь 43-й школы, которая продолжалась где-то 15–16 лет, а потом, уже в новое время, в новой стране, в 1991 году, мы стали сначала экспериментальной гимназией, а затем получили официальный статус гимназии, ей был присвоен номер 1543. И в таком статусе мы работаем вот уже 15 лет.

Поскольку 43-я школа была к тому времени школой многопрофильной, гимназия стала не просто гимназией 1543 и не классической гимназией в том смысле, в каком надо было принимать любую дореволюционную гимназию, а гимназией нового типа – многопрофильной. Профилизация и тогда, и сейчас начиналась с 8-го класса.

Открыть новую школу на пустом месте означает набрать педагогические кадры – это раз, что самое главное; сформировать контингент учащихся – это два; создать определенную учебно-материальную базу – это три. И вот проходит первый педсовет перед 1 сентября 1975 года. Моя задача – сформулировать, раскрыть идеологию, философию того учебного заведения, которое мы будем создавать.

А когда закончился первый год, я совсем освоился, всех знал, на уроках побывал. И уволил 12 человек. Это были люди, которые случайно попали в школу. Потом, конечно, ротация тоже была – примерно до конца 80-х годов: кого-то приходилось освобождать, кого-то брать и т.д. Но уже 15–16 лет у нас стабильный, нормально организованный, понимающий свои цели и задачи коллектив. С ним можно работать, хотя в этом коллективе есть разные педагоги. Есть люди, с которыми мне легко работать и которым со мной найти общий язык просто. Есть учителя, с которыми мне работать значительно сложнее, но которых я ценю за достаточно высокий уровень профессиональной подготовки.

Я должен сказать, что меня устраивает то, чего мы смогли добиться. Как директор я хотел, чтобы наша школа была домом, в котором комфортно живется и учителю, и ребенку. И вместе с тем в нем ребенок получает достаточно хорошую образовательную подготовку, чувствует себя физически и морально защищенным и в меру тех возможностей, которыми мы обладаем, получает некое воспитание, которое дает ему возможность в будущем правильно выстроить свою жизнь, то есть определенное нравственное развитие. В силу данных причин нас, школу, не какого-то конкретного учителя, а школу, поддерживают дети и родители. Я эту поддержку чувствую и очень ценю, потому что без нее работать трудно.

Я думаю, что мы в какой-то степени, не до конца, конечно, достигли некоего взаимного доверия друг к другу, того доверия, без которого образование в любом учебном заведении невозможно: доверия ребенка к взрослому человеку и доверия взрослого человека к ребенку. Я не хочу сказать, что это доверие полное. У разных учителей оно складывается по-разному, но я стараюсь – я всю жизнь так прожил – ребенку во всем доверять, хотя понимаю, что в каких-то случаях это рискованно. Но надо идти на риск. Для меня ребенок ценен не тем, насколько он послушен, а насколько он обладает потенциальными возможностями для своего внутреннего интеллектуального и нравственного роста. Если в нем это есть, я должен сделать все возможное, чтобы этот рост обеспечить.

Чем руководствуюсь в этом смысле? Считаю, что конечная цель нашего образования состоит в воспитании в ребенке трех качеств: чести, воображения и воли. От них зависит все остальное, и я это внушаю родителям, детям, пытаюсь внушить учителям. Это самое главное: честь, воображение и воля. И на первое место я ставлю, кстати говоря, честь, потому что она – внутреннее достоинство, чувство такта, некий духовный аристократизм. Что такое духовный аристократизм? Это умение держать слово, формировать очень четкие, бережные отношения с людьми. Это то, что вообще в человеке вырабатывает ту гордость, которая выше мелкого самолюбия и дешевых амбиций. Все остальное – плебейство.

Выработать в ребенке духовный аристократизм можно только духовно богатому учителю. Учитель, который, допустим, может опоздать на работу или опоздать куда-нибудь, например на педсовет, не понимает, что это как раз плебейство. Что такое дух аристократизма? Это аккуратность в отношениях с людьми. Сколько мы в школах видим этой неаккуратности между взрослыми людьми, между взрослым и ребенком!

– Как вы считаете, за последние 10–15 лет дети изменились, с ними стало труднее работать или нет?

– Я бы не сказал, что стало труднее работать. Просто они немножко другие и требуют другого подхода к себе, другого понимания. Но это не значит, что современные дети более трудные. Да, более прагматичные, безусловно. Но, с другой стороны, ребята сейчас более самостоятельные, чем были раньше, более раскрытые, раскрепощенные, свободные. И это прекрасно.

– Идеологическая несвобода, которая была в те годы, сменилась во многом анархией. Как детям определиться? Тогда были жесткие ориентиры.

– Они есть, эти жесткие ориентиры. Это нравственные ценности, которые выработаны человечеством в течение многих веков. Они и есть наши ориентиры. И когда я говорю о чести, достоинстве, когда мы говорим о порядочности, – разве это не ориентиры?! Это же ориентиры! Вопрос в другом: многое из того, что происходит вокруг, сбивает ребенка с толку. Так для коррекции восприятия существуют взрослые люди: мама, папа, учитель. Для этого существуют умные книги.

Безусловно, есть еще средства массовой информации. Любая передача на телевидении или по радио, статья в газете – они же тоже требуют определенных комментариев взрослого человека. Мы же тоже этого не делаем. Я думаю, что и в школе мы в этом смысле делаем мало. Ну скажите, пожалуйста, в какую эпоху школа соответствовала той жизни, в которой она существовала? Не было такой эпохи. Школа всегда, в любой стране, в любую эпоху пребывала все-таки в некой изоляции от окружающей жизни. Это же естественно. Это же был свой мир. Значит ли это, что к тому миру, который существует за стенами гимназии, ребенка не надо готовить? Нет. Следовательно, мы тоже с ним должны беседовать, разговаривать. А ребята между собой должны спорить, отстаивать свою точку зрения. И мы с ними должны спорить. Не навязывать свою точку зрения, а обмениваться мнениями с ребенком. И пусть он прислушается к нашему мнению, к мнению своего товарища, а затем выработает свою собственную точку зрения. Она будет зависеть от того, насколько мы убедительно и обоснованно с ребенком разговариваем. Но для такого диалога учитель должен обладать большими знаниями и огромной культурой.

– В вашей гимназии есть такие учителя?

– Конечно, есть. Каждый учитель занимается двумя пластами работы. С одной стороны – обучение через свой предмет. С другой – воспитание. Обучением проще заниматься. Там всё регламентировано: есть учебники, программы, накоплен определенный опыт. Там миллион разных разработок на всякие случаи жизни. Там легче. И, кроме того, там видишь совершенно четко конечный результат своей работы. Воспитание же – это творчество от начала до конца. Это значит, что всегда ты что-то должен придумывать для ребенка новое, иначе оттолкнешь его от себя. Я учителям говорю: «Наша задача состоит в нравственном воспитании, в воспитании нравов». Это большая, тяжелая работа, которая требует от учителя ума, культуры, вдумчивости, терпения и – очень важно – воли.

– И собственной нравственности.

– Ну это безусловно – и собственной нравственности, конечно.

– Скажите, пожалуйста, почему ваше учебное заведение называется «гимназия»? В чем вы видите отличие школы от гимназии?

– Вы знаете, если сказать откровенно, я на ваш вопрос четкого ответа не дам, как это ни покажется странным. В наши дни гимназия, во всяком случае в Москве, – это просто образовательное учреждение для детей с повышенным уровнем учебной мотивации. Есть дети по-настоящему одаренные, талантливые. Вот им адресовано наше учебное заведение. Если такие дети приходят сюда, следовательно, они могут получить то образование, которое другая школа не даст, то есть образование повышенного уровня. И мы стараемся таким детям – в силу их горячего желания учиться, в силу того, что у многих из них ярко выражены какие-то способности или общая одаренность, – такое образование дать. Говорят, что гимназия готовит будущий потенциал страны, что гимназия – кузница будущих кадров творческой и научной интеллигенции. Все это правильно.

– По каким программам вы работаете?

– Большинство программ – государственные. Ведь тот или иной раздел программы, ту или иную тему можно осваивать по-разному. Можно, допустим, дать какой-то закон, сформулировать его, доказать и потом решать задачи. Но эти задачи и задания – они ведь могут быть разными. В одной школе это будут простые задачи – и нормально для этой школы. В другой школе эти задачи будут чуть потруднее – и для той школы это тоже, наверное, нормально. А можно дать задачу повышенного уровня, пусть не для всех, а для определенной части детей. И мы даем им такие задания. Программа может быть совершенно одинакова, но усвоена при этом все-таки по-разному, с разной степенью глубины. Наша школа – для одаренных и продвинутых детей, мотивированных детей. Однако одаренных детей мы столько не наберем – 500 человек, – их не так много, как кажется. Поэтому наряду с ними учатся ребята обыкновенные, нормальные, без каких-либо ярко выраженных способностей, но это дети, которые хотят учиться, хотят получить хорошее образование. У них высокий уровень мотивации, как мы говорим. И поэтому мы стараемся и им дать нечто большее, чем может дать другая школа. Именно в силу данных причин мы и добиваемся достаточно высоких успехов на олимпиадах – окружных, городских, всероссийских.

– А кем становятся дети?

– Понимаете, это сложно. Как правило, все дети, которые окончили нашу гимназию, поступают в вузы, причем престижные. Что происходит с ними дальше? Разное. Некоторые уходят в науку. Иные вынуждены сменить свой профиль и занимаются чем-то другим. Некоторые ребята уезжают за границу и работают там по контракту. Кто-то остается там, кто-то возвращается.

Каково ваше личное отношение к такой судьбе?

– Нормальное. Они являются посланцами нашей страны за рубежом. Да, это, конечно, горько и, может быть, даже обидно, что ребенок окончил Московский университет, а потом работает в Германии, Соединенных Штатах или в Великобритании. Конечно, лучше бы он работал здесь. Но сейчас ситуация сложилась такая, что нет для них применения, которое они могут найти там. Однако, с другой стороны, ведь каждый из них – это визитная карточка нашей страны, нашего образования. Если хотите, это визитная карточка нашей гимназии. Очень обидно, что ребята вынуждены работать за рубежом, где все больше понимают: о! российское образование – это не просто словосочетание! Вот это доказывают ребята, которые когда-то окончили нашу гимназию, потом окончили МГУ, а теперь работают где-то в другой стране. Ну что делать?..

– Как часто вы проводите педсоветы?

– Педсоветы проводятся регулярно. Есть педсоветы итоговые, есть тематические. Недавно прошел педсовет по теме «О соотношении учебной и воспитательной работы в деятельности тех учителей, которые имеют классы». Речь шла о дидактах и воспитантах. Мы хотели показать, что в структуре личности учителя, педагога может доминировать одно или другое начало, но иногда они могут гармонично сочетаться. Хотя я прекрасно понимаю, что дидактов значительно больше, чем воспитантов.

А в марте у нас регулярно проходит педсовет по одной и той же тематике: «Как мы учим детей учиться» или просто «Как мы учим наших детей». Учителя делятся опытом. Работают три секции: гуманитарная, физико-математическая и естественно-научная. На каждой секции выступает один учитель. Ему дается

1 час, для того чтобы раскрыть систему своей работы. Это рядовой учитель. Потом собирается пленарное заседание, и подводятся итоги проделанной работы. Через эти педсоветы с сообщениями, с выступлениями, с докладами проходят все учителя. В этом году одна учительница, в следующем году будет другая, потом будет третья, четвертая, пятая... и все равно до тебя очередь дойдет.

– Сколько в гимназии кафедр?

– У нас семь кафедр. Это кафедры русского языка и литературы, математики, биологии, физики, истории, иностранного языка. Кафедр иностранных языков две – английского и вторых языков.

– Сколько у вас заместителей?

– Шесть: по гуманитарному, физико-математическому, естественно-научному образованию, по воспитательной работе, по науке, по финансово-экономическим вопросам.

– Что бы вы рекомендовали читать молодому поколению педагогов?

– Я бы сказал так: не надо особенно ничего читать, нужно руководствоваться здравым смыслом, больше размышлять над своей работой и вырабатывать какие-то свои рецепты, свои собственные рекомендации для самого себя. Значит ли это, что все книжки нужно забросить? Нет, конечно. Я не хочу, чтобы меня поняли превратно, что педагогической литературы вообще не существует. Конечно, она существует. Но все-таки, формируя те или иные мысли в себе, вырабатывая какие-то определенные приемы работы, отталкивайтесь от своего собственного опыта, от своего здравого смысла. Если ты умный человек и за тобой стоит культура, большая культура, я не думаю, чтобы эти пособия тебе особенно помогли. А если не стоит, то тем более не помогут.

Беседовала Марина СТЕПАНОВА
Фото Михаила СТЕПАНОВА, выпускника 2005 года

Из беседы с Леонидом КАЦВОЙ,
зав. кафедрой истории

– За время вашей работы в гимназии произошли большие изменения в нашей стране. Как это сказалось на преподавании истории?

– Самым коренным образом. Полностью изменилось содержание курса. Многие исторические факты даже нам были неизвестны. Они замалчивались. Но дело не в фактах, а в интерпретациях и обобщениях, в тех выводах, которые мы или должны были делать, или старались делать, как хотите формулируйте. Кроме того, за прошедшие годы совершенно изменилось материальное обеспечение. Созданы новые учебники. Они новые не только по содержанию, но и в методическом отношении. Сейчас приличные учебники рассчитаны на работу с текстом, в то время как основные советские учебники были рассчитаны все-таки на то, что основное содержание учитель дает на уроке.

Изменились, конечно, наши возможности с точки зрения подготовки дидактического материала: раньше не было ни компьютера, ни ксерокса. Это тоже на самом деле очень серьезные изменения. В то же время мы практически отказались от диафильмов, потому что нынешние дети их плохо смотрят, они уже с раннего детства привыкли к динамическому изображению и изображение статичное не воспринимают совершенно. Сама аудитория довольно сильно поменялась. Во-первых, дети сейчас гораздо свободнее. Во-вторых, совершенно невозможно стало, как это ни грустно звучит, опереться на прочитанные книги. Например, пятнадцать лет назад найти такого ребенка, который не прочел, условно говоря, «Хижину дяди Тома», было довольно трудно. Сегодня же если трое на класс прочитали ее, то это прилично. А значит, изучение темы Гражданской войны в США надо вести по-другому. Или вот «Овод» практически выпал из детского чтения. Это я заметил, кстати, довольно поздно. Но уже лет пять, как стало невозможно игнорировать факт, что дети читают меньше, чем, скажем, пятнадцать лет назад, заметно меньше.

– Но они не стали меньше знать…

– Нет, но это другие источники знаний, другие знания, книга стала играть заметно меньшую роль. В ряде случаев это печально. Художественная книга – прежде всего. Появились многочисленные детские энциклопедии, о которых раньше мечтать даже было нельзя, но это другой тип знания.

– И когда вам труднее было работать – тогда или сейчас?

– Тогда. Потому что главная трудность учителя истории советского времени заключалась в невозможности говорить то, что ты думаешь.

– А сейчас вы можете говорить что думаете?

– Безусловно.

– И дети вас понимают?

– Не всегда.

– Или вам даже не нужно, чтобы понимали?

– Нужно. Но сегодня над этим можно работать, это можно объяснять. Такой проблемы, как цензура и самоцензура, нет. Но данные изменеия как раз произошли не сегодня, а где-то на рубеже 80–90-х годов. Сегодня ощущение новизны здесь пропало.

– Как вы понимаете, в чем отличие гимназии от школы?

– Во многих отношениях это, конечно, формальность. Но она дает возможность многопрофильности. Дает возможность отбора детей в 5-й класс и в 8-й – профильный. И, конечно, откровенно говоря, у нас совершенно другой детский состав. Это дает возможность индивидуального учебного плана. Нам удалось сохранить линейное образование во многом потому, что это гимназия. Есть возможность привлекать людей со стороны, потому что можно оплачивать их труд. Скажем, наша кафедра этим практически не пользуется, а математики и биологи пользуются широко.

Из беседы с Софьей ЛИБЕРОВОЙ,
зав. кафедрой русского языка и литературы

– Какие проблемы вам видятся у современных детей?

– Дети в этой школе все-таки некоторым образом отличаются от множества других детей. С моей точки зрения, для наших детей основная проблема – страшная перегруженность всем тем, что может дать эта школа. Есть учитель химии – влюбляет в химию. Есть учитель литературы – влюбляет в литературу. Есть математики, которые фанатично преданы своему делу, – влюбляют в это дело. И ребенок не в силах в общем найти свое, он перегружен. При этом, конечно, некоторые мало читают. А еще в нашей школе есть вторая жизнь – театральная, внеурочная. Вот сейчас у меня 6-й класс, я его в прошлом году взяла. Осенью мы ездили в Рязань. Четыре дня там были. Посетили дом Павлова (он же рязанец), есенинские места. Я знакомлю детей с Россией. Родители возят их повсюду, а Россию не знают. А я вожу по России: Калужская земля, Владимиро-Суздальская земля, Захарово и Вяземы…

– Но в гимназию приходят дети и из других школ. Как они себя чувствуют в ней?

– Дети говорят про нашу школу, сравнивая ее с той, из которой ушли: «Тут другой мир!»

– Что значит «другой мир», в чем это проявляется?

– Мне кажется, что самое главное – это относиться к ребенку, как к своему собственному: понять причины его неудач, поддержать, надоумить.

А атмосфера в нашей школе, конечно, задана Юрием Владимировичем: человек – прежде всего. И, конечно, профессиональная грамотность.

– Но иногда бывает, что предметные знания у учителя есть, а методикой преподавания он владеет недостаточно…

– Ну конечно. Учителя много знают и думают, что всем надо нагрузить и детей. Нельзя. Есть же дети, которые влюблены в математику и ложатся на диван не с «Доктором Живаго», а с задачником по математике. Надо это понимать. А другие так биологию читают.

– Иногда задается и очень высокий уровень требований…

– Высокая планка – это неплохо. Надо только учитывать возможности детей, их здоровье.

– Как вы думаете, чем современная молодежь отличается от предыдущих поколений?

– Время другое. Сейчас дети более раскованные, самостоятельные, они позволяют себе то, чего мы никогда не могли себе позволить. Вообще раньше люди жили двойной жизнью: что-то можно дома, что-то можно на кухне, что-то можно в школе… Сейчас многие занимаются нелюбимым делом. Я почти пятьдесят лет в школе, считаю, что занята любимым делом. Были времена, когда было тяжело. Но русский язык и литература – это мой выбор, и я должна это делать, и я влюбляю в свое дело. Так, одну из своих учениц я влюбила в Россию. И считаю, что это дорогого стоит. Конечно, влюбила. Я ее возила и в Пушкинские горы, и в Михайловское, и в Питер: почувствовать Лермонтова, Пушкина, почувствовать все то, что на уроке, можно только там.

Рейтинг@Mail.ru