Умный, смелый, честный,
добрый – только и всего
Думать – глобально, а действовать – локально. Согласно этому принципу, работающему в гимназии № 631 Санкт-Петербурга, ежедневные кропотливые действия направлены на покорение великих вершин – «создать у ученика целостную картину мира, развить гуманистическое планетарное сознание, утвердить в ребенке приоритет общечеловеческих ценностей, научить мыслить с позиции гражданина мира и не забывать об уникальности человеческой личности…» Отвечая так на запросы начала нового века, попутно педагоги решают менее высокопарно звучащие, но оттого
не теряющие своей значимости задачи.
На помощь призвали множество форм и методов работы
со школьниками. Проектная деятельность быстро утвердилась
в списке воспитательных мер. Примеры ее благотворного влияния нам привела заместитель директора по ВР Татьяна ЗОЛОТОКРЫЛИНА.
У каждой школы есть собственное лицо. Отличие нашей гимназии – идея глобального образования. Она подразумевает развитие у учащихся глобального, целостного мышления.
Коллектив учителей-единомышленников во главе с директором Татьяной Евгеньевной Зориной на уроках и после них не ограничивается предметной компетентностью, компетентностью в сфере гражданской и общественной деятельности, в быту... Мы стараемся выявлять у учеников индивидуальные особенности, пестовать способности, подсказываем пути реализации амбиций путем диалогового, бесконфликтного взаимодействия. Словом, хотим, чтобы наш ученик вырос, как пелось в старой песне, умным, смелым, честным, добрым – только и всего.
Можно сколько угодно констатировать удручающее состояние многих сфер нашей жизни. Однако в целом общество к лучшему не изменится, пока не научим детей не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать о проблемах; пока не привьем им вкус к анализу, а не к брюзжанию; пока они не почувствуют удовлетворение от выполнения простых и затем все более сложных заданий.
Для этого учителя-предметники, в том числе классные руководители, занялись поисками наиболее перспективных методов воспитания – настолько увлекательных для ребят, чтобы те были искренне заинтересованы и в процессе, и в результатах. Так, мы остановились на традиционных формах, которые есть в каждой школе, и придумали неформализованные гимназические мероприятия, после чего календарь школьной жизни ежегодно стал складываться из повторяющихся дат и событий, ожидаемых всеми.
Существенная роль в воспитательной работе принадлежит проектной деятельности.
«Проект» в переводе с латинского буквально означает «брошенный вперед». Для нас он складывается из замысла, плана какого-то творческого поиска, постановки задачи, отбора информации, ее анализа, поиска решений, формулировки выводов и предложений. То есть движение вперед осуществляется не столько ради конечной цели, сколько для попутной социализации ученика – он видит многоаспектность жизни за стенами школы.
На сегодняшний день у гимназии сложились тесные партнерские отношения с учреждениями культуры, образования, искусства и социальной сферы нашего замечательного города. Около тридцати адресов на один год! Год от года перечень корректируется: мы вносим в него новых партнеров, а с другими, окончив проекты, остаемся добрыми друзьями – контактируем, хотя тесных связей уже не поддерживаем, ведь столь ценный ресурс, как время, у всех ограничен.
Как возникает идея проекта, проходит его реализация и оценивается результат? В каждом проекте – своя канва, свои задачи и сроки.
Несколько лет назад к нам в гимназию посредством рассылки пришла информация из ДЭЦ «Водоканала» – Детского экологического центра, работающего в составе крупного государственного унитарного предприятия «Водоканал Санкт-Петербурга». В тот момент там начали воплощать в жизнь идею пропаганды в школах города экологических знаний и углубленного, детального изучения экологической обстановки в Петербурге.
То, что делают в «Водоканале» для детей, – вообще особый разговор. Заниматься предлагают буквально с начальной школы. Проекты «Капелька», «Сохраним воду вместе», «Ветер военной поры», конкурс экологических газет и плакатов… Классные руководители, учителя биологии, химии, придя в ДЭЦ, сразу оценили возможности отлично оснащенных аудиторий, а детям невероятно понравились интерактивные уроки. И мы с удовольствием включились в совместные проекты. Разноплановая, многообразная работа хорошо продумана методистами Детского экологического центра. Поэтому с нашей стороны остается подготовить детей к походу в ДЭЦ «Водоканала», привести их туда, принять участие в интерактивной игре, взять задания для участия в проекте и, не откладывая в долгий ящик, начать планомерно, методично, изо дня в день выполнять их с гимназистами. Через это сотрудничество прошли многие наши дети.
Мы занимали в разные годы призовые места в конкурсе экологических газет Северо-Западного региона. Детям необыкновенно понравилось изучать локальные проблемы во дворе, районе, городе, в интервью узнавать мнения сверстников и родителей. Наградой стала поездка редакционной коллегии в Финляндию, где она посещала природные заповедники, видела, как наши соседи относятся к пресной воде и животным.
Через Интернет на связь с гимназией выходят представители других российских регионов. Например, активную переписку дети завели со средней школой города Сургута. В Ямало-Ненецком автономном округе раскинулся уникальный заповедник, и местные ребята хотят научиться так организовывать работу редколлегии, ставить вопросы и делать выводы, чтобы к ним прислушалось взрослое сообщество.
Регулярно в «Водоканале» проходят обучение мои коллеги. Последние курсы, через которые прошли семеро наших учителей, – «Образование за устойчивое развитие». Под этим лозунгом ЮНЕСКО проходит десятилетие 2004–2014. Как образовывать детей в мире, находящем удовольствие в потреблении, а не в созидании? Каким образом сохранить нашу планету по меньшей мере на нынешнем уровне и не допустить разрушения человеческих связей, экологической структуры и т. д.? Всему этому учит «Водоканал». Наше сотрудничество в сфере экологического просвещения будет продолжаться. Мы счастливы, что в Санкт-Петербурге есть подобная организация.
В 2005 году праздновался юбилей Ганса-Христиана Андерсена. Гимназия с радостью откликнулась на предложение Центра воспитательной работы Приморского района Петербурга принять участие в досуговой программе. Дети, участвуя в ней, разобрали подчистую все книги сказочника в районных и школьных библиотеках.
Но организаторы учли реалии сегодняшнего дня: дети бесконечно заняты у экрана компьютера, а самому создать продукт считается настоящим шиком. И викторины, конкурсы, классные часы по сказочной тематике дополнил компьютерный проект. Подростки получили возможность реализовать творческие возможности. Команда восьмиклассников взялась за мультфильм «Снежная королева». Писали сценарий, были художниками. Сложности со специальной анимационной аппаратурой разрешил Центр воспитательной работы. Помню, как мы все вместе носили туда листы ватмана с картинками, руки-ноги фигурок и костюмы, вели покадровую съемку и монтировали фильм. Мальчишки из моего класса познакомились со студентами университета механики и оптики, которые обучали их общению с техникой. Ни за что не хотели потом расставаться с проектом.
А мультфильм получился. За него нам даже вручили грамоту Генерального консульства Дании. Теперь перед нами как администрацией стоит задача посредством гранта или спонсорской помощи приобрести профессиональную аппаратуру, чтобы мальчишки и девчонки снимали мультфильмы.
С компьютерами, точнее Интернетом, изначально был связан и проект, инициированный сотрудниками Фонтанного Дома. Признаться, не знаем, почему Фонтанный Дом выбрал гимназию № 631, но, когда они позвонили и подробно рассказали о проекте, мы ухватились за него обеими руками. Задумывался интерактивный путеводитель по Петербургу, который бы дети подготовили для своих сверстников. Но предполагалось объединить в работе гимназистов и школьников с ограниченными физическими возможностями из школы № 584. Инвалидная коляска – причина дефицита их общения со здоровыми детьми.
Фонтанный Дом нашел спонсоров, организовал ноутбуки и автобус, куда без труда заезжали коляски, и на целую неделю ребята погрузились в экскурсии по городу. Маршрут экскурсий предложили прекрасные молодые методисты музея. Они тонко почувствовали, что может быть интересно. К примеру, один день изучалась молодежная поп-культура. Дети из гимназии, конечно, более искушенные и знают, какую музыку модно слушать, в каких магазинах одеваться, может быть, кто-то уже побывал и в ночных клубах. А что видели инвалиды – такие же пятнадцатилетние?
Мы проехали по всем этим местам. Специально для нас в пять часов вечера открыли ночной клуб, рассказали, как готовятся выступления шоу-групп, показали технику. Больные дети просто оживали!
А гимназисты в свою очередь получили бесценный социальный опыт. Они с радостью наладили бесперебойный виртуальный контакт с новыми друзьями: устную речь школьников, с которыми мы познакомились, к сожалению, иногда трудно понять, однако они великолепно владеют компьютерной техникой и переписываются с нами.
Кстати, подготовка путеводителя не осталась лишь поводом для тех экскурсий. Фотографии, интервью и статьи на самом деле пошли в ход.
Лет пять назад нам попалась на глаза заметка в прессе о том, что нуждается в поддержке детский приют. Эмоциональное обсуждение на совете старшеклассников вылилось в акцию, в ходе которой были собраны вещи первой необходимости, подарки, книги – помогали кто чем мог.
Спустя некоторое время такую адресную помощь мы взялись оказывать ветеранам Великой Отечественной войны, проживающим в нашем районе, и морякам, проходящим срочную службу в Кронштадте.
Очень рады детям были в военном госпитале, где лечатся ветераны боевых операций в Чечне. Ребята вернулись оттуда совершенно ошарашенные, с другими глазами…
А перед Новым годом гимназия проводит придуманную нами акцию «Золотой апельсин». Ребенок приносит из дому по одному апельсину, яблоку и немного сладостей. Из собранного угощения формируются индивидуальные подарки для детей из детского дома (о нем мы узнали на совещании для замдиректоров). В декабре прошлого года ко мне подошли представители двух десятых классов и заявили о желании в конкурсной борьбе определить, кому достанется почетное право заниматься подарками.
Люди с благодарностью принимают помощь. Представьте себе детский дом – туда просто так, с улицы, не придешь, предварительно нужно звонить, договариваться. Поэтому у этих ребят узкий круг общения, семейные дети от них далеко. Как же ждут там наших гимназистов!
Из единичных акций вырастают дружба и сотрудничество с такими организациями. И стоит видеть, как отражается это на учениках. Трудно переоценить воспитательный эффект этих проектов…
Коллеги! Ищите и обрящете, выходите на контакты. Если замыкаться в стенах школ и гимназий, то даже представить невозможно, как много вокруг полезного и обогащающего душу.
Подготовила
Инна АЛЕЙНИКОВА
|