Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №17/2006

Книжная полка

Николай Зубов
Как руководить педагогами.
Пособие для руководителей образовательных учреждений.
3-е изд.

М.: АРКТИ, 2005

Ответ на вопрос, вынесенный в заглавие книги, автор предваряет обсуждением деятельности руководителя и приходит к некоторым выводам. Во-первых, по мнению автора, управленцу полезно поставить себя в позицию исследователя людских ресурсов. Необходимость подобного исследования сомнений не вызывает, но под силу ли оно директорам школ и их заместителям? Во-вторых, автор советует ознакомиться с накопленным положительным опытом решения проблем педагогического руководства. И далее предпринята попытка совместить психологические теории и педагогические реалии на материале двух аспектов руководства педагогами – мотивации учительского труда и контроля над деятельностью педагога.

Что касается раздела, посвященного мотивации, то обращает внимание психологическая эрудиция автора. При этом, правда, многие важные исследования мотивации поведения не получили отражения на страницах книги. Например, автор обошел вниманием закон Йеркса-Додсона, согласно которому для достижения высоких показателей деятельности необходима оптимальная, иначе говоря умеренная, мотивация, соответствующая сложности поставленных задач. Результаты так называемого Хоторнского эксперимента (по названию американского города, в котором проводилось исследование) также представляют немалый интерес: оказывается, качество труда напрямую зависит от таких психологических факторов, как забота руководства о своих подчиненных. Нелишне напомнить, что книга рассчитана на руководителей, которые, конечно, могут иметь базовое психологическое образование, но... чтобы разобраться даже в самых простых, непротиворечивых положениях психологической науки, соответствующее образование весьма желательно. Однако изложением психологических концепций автор не ограничивается и ставит перед собой задачу вывести из них конкретные рекомендации, касающиеся мотивации учительского труда. Попытка приложения научной психологии к педагогической практике не лишена оснований (и предпринималась неоднократно), но в данном варианте несет на себе явные признаки вульгаризации науки.

Второй раздел в отличие от первого производит впечатление педагогически ориентированного. Сведения об организации и формах внутришкольного контроля (ВШК), и в том числе положения о ВШК, о промежуточной и итоговой аттестации, найдут отклик у руководителей ОУ. Не исключено, что эта информация для читателей не будет новой.

Вопросы и даже возражения вызывают страницы, посвященные анализу уровня воспитанности учащихся. Что такое уровень воспитанности и с помощью каких методов он измеряется? В толковом словаре русского языка это понятие определяется как умение вести себя. Автор же трактует воспитанность иным образом: это – интегрированный показатель сформированных отношений ученика к учебе, природе, обществу, людям, себе. Как определить воспитанность ученика, недостаточно ответственного в учебе, но заботливого по отношению к животным или младшим братьям?.. Наверное, у автора есть ответ на этот вопрос.

Марина СТЕПАНОВА

Рейтинг@Mail.ru