Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №17/2006

Читальный зал

«Мы оказались консервативны
и ничего не хотим менять»

Накануне нового учебного года одним из гостей радиостанции «Эхо Москвы» стал научный руководитель Государственного университета Высшая школа экономики Евгений ЯСИН. Фрагменты интервью ведущей эфира Нателлы Болтянской с ее гостем мы решили опубликовать, так как над некоторыми прозвучавшими темами требуется поразмышлять, вернуться к ним еще раз, чего радиоэфир, к сожалению, не позволяет.

«Передовой страну делают знания»

Н. Болтянская: Итак, образовательная реформа.

Е. Ясин: Во-первых, я хочу поблагодарить за возможность порассуждать на эту тему, во-вторых, сказать, что я обычно этой темы избегаю по одной простой причине: не считаю себя специалистом в этой области. Но сейчас в ряду других проблем, которые требуют серьезного реформирования наших институтов, все-таки хочу об этом поговорить. Возможно, разговор получится не слишком профессиональным, но я изложу свою точку зрения на такие принципиальные вопросы, которые должны понимать все наши граждане.

Прежде всего, мы должны понимать, что будущее страны сегодня решающим образом зависит от образования, так как в постиндустриальной экономике, в постиндустриальном обществе носителем главных ценностей является не капиталист, не лендлорд, а человек, обладающий высокими профессиональными знаниями. Это некое положение, базовое в понятии экономики, основанной на знании: knowledge based economy – популярное во всем мире. И нам пора к этому приобщаться.

Мы должны понимать, что образование является одним из важных козырей, которые имеет Россия. Когда начинается разговор о том, в каких областях мы конкурентоспособны, выясняется, что наша конкурентоспособность полностью основывается на нефти, газе, лесе и металлах. Но конъюнктура в мире все время меняется. Есть общая длительная тенденция, которая заключается в том, что роль сырья и топлива в мировой экономике снижается. И на первый план выходят другие факторы. Самый важный из них – это как раз знания, профессиональные умения, компетенции, которые делают страну передовой.

Хочу обратить внимание на важное обстоятельство: крупнейшим, главным лидером в области образования сегодня являются США. Третья позиция в списке отраслей, которые обеспечивают конкурентоспособность Америки, это образование. Подчеркну: это третья статья американского экспорта! Нужно понимать, что образовательные услуги – это не то, когда мы учимся в школе, потом идем в институт, а потом работаем. Это индустрия, которая может обеспечивать конкурентоспособность страны, а может быть и ее слабым местом. В свое время Советский Союз почти наряду с США был лидером в области образования. Сейчас ситуация изменилась. В Америке с тех пор имел место большой прогресс. А это было, между прочим, в конце 50-х – начале 60-х годов, когда в небо был запущен советский спутник. Президент Кеннеди тогда предложил стране национальную программу образования подготовки инженеров, потому что анализ показал: лидерство России в этой области обеспечивалось именно массовой подготовкой инженеров.

Проблема состоит в том, что времена меняются, как меняются проблемы и методы, с помощью которых их нужно решать. Мы оказались консервативны, мы ничего не хотим менять, поэтому нужно задуматься о том, что нам предстоит делать в этой области.

Главная проблема, которую обсуждают у нас в стране, это вопрос о том, что образование хотят сделать платным, что бесплатного образования не будет и оно станет менее доступным. Хочу вам сказать: образование в России сегодня доступно как никогда. В 2005 году у нас было 6 миллионов 800 тысяч студентов (я говорю о высшем профессиональном образовании), в то время как в начале 90-х у нас их отмечалось несколько больше миллиона. Практически все дети, которые оканчивают среднюю школу, идут учиться в вузы.

Н. Болтянская: С одной стороны, это хорошо, когда люди хотят получать высшее образование, но с другой стороны, например при советской власти, было, кажется, перепроизводство инженеров?..

Е. Ясин: Да, было, потому что встали в одну колею. Один раз добились успеха – сразу нужно менять «пластинку», выбираться из колеи, делать что-то новое, а мы тогда все продолжали ехать по старой, накатанной, пока не обнаружили, что давно едем в другую сторону.

Н. Болтянская: Но, может быть, в сложившейся ныне обстановке, когда информационный поток непознаваем, не так уж и плохо готовить узких специалистов?

Е. Ясин: Вы знаете, в чем преимущество университетской подготовки для современного общественного и экономического развития? В том, что люди учатся учиться. Они приобретают мобильность и гибкость, и, когда задачи выходят из рамок того, чему их учили, они быстренько переориентируются и могут овладевать какими-то новыми направлениями.

«Я хорошо понимаю ректора Московского университета»

Е. Ясин: Я критически настроен к правительству, но то, что предлагает господин Фурсенко, – это жизненно необходимые вещи.

Хочу несколько слов сказать относительно единого государственного экзамена. Нам привычно, что в основу всего должны быть положены взаимоотношения учителя и ученика. Учитель учит, учитель принимает экзамены, при этом проявляет свое личное отношение к ученику, а лучше или хуже усваиваются знания – вопросы непроверяемые. В условиях, когда более или менее растет сумма расходов граждан на образование своих детей и растет коррупция, мы сталкиваемся с тем, что такие отношения становятся преградой в деле обеспечения лучшим образованием самых талантливых детей. Да, на ЕГЭ не получается душевного разговора, так как единый экзамен – механические тесты, но зато это деперсонифицированные, это более объективные отношения, из которых вы выявляете знания. Кроме того, ЕГЭ – возможность для большого числа детей, которые не глупее, чем москвичи, питерцы и другие жители больших городов, проявить свои способности.

Образование всегда решает две противоречивые задачи. Одна – демократизация образования и предоставление всем гражданам возможности получить образование определенного уровня, с которым они могут выходить на современный рынок труда. И другая – отбор одаренных детей. К сожалению, эти две задачи приходят в противоречие. ЕГЭ нацелен на решение первой из них.

Сейчас ЕГЭ идет уже в 78 регионах РФ несмотря на очень серьезное сопротивление: образовательная среда, казалось бы весьма открытая для инноваций, стала одной из самых консервативных у нас в стране.

Далее я хочу затронуть вопрос, который все время обсуждается: можно ли принимать в Московский университет или в Высшую школу экономики – вузы с высокими требованиями – человека, который сдал ЕГЭ в Чите или Махачкале, к примеру? Должен сказать, что это проблема очень серьезная. И в данном случае я хорошо понимаю ректора МГУ Садовничего, с которым практически по всем вопросам, касающимся образования, расхожусь. Я тоже считаю, что элитные вузы все-таки должны иметь возможность определенного отбора. Поэтому такая установка, что тот, кто сдал ЕГЭ, может быть зачислен в любой вуз, неправильна.

Роль ЕГЭ в другом, просто нам надо довести реформу образования до логического конца. Основное звено реформы образования – это ГИФО. Когда вы сдали ЕГЭ, получаете ГИФО – своего рода образовательный ваучер, который дает вам право на некоторую сумму государственных денег, предназначенных на образование. Через ГИФО реализуется принцип «деньги идут за учеником», и каждое образовательное учреждение получает возможность оценивать свою позицию на рынке образовательных услуг, участвовать в конкуренции на этой основе. Без ГИФО мы обойтись не можем.

Подготовлено по материалам сайта www.eho.msk.ru

Рейтинг@Mail.ru