Чтение в контексте мотивационной среды Школы речевой культуры
Язык есть самая живая, самая обильная
и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое, живое целое.
К.Д.Ушинский
Представить и обосновать роль чтения, его воспитательный и развивающий потенциал в условиях образовательной среды гимназии – эту задачу ставит перед собой автор статьи. Особенностью выбранной среды является ее мотивационный характер,
а содержательная направленность определена проблемой развития
речевой культуры.
Традиционно миссия воспроизводства социальных и
культурных ценностей осуществлялась образованием во многом благодаря и посредством чтения. Чтение – уникальный феномен культуры, в каждой стране оно выполняет социоохраняющую функцию, далеко выходящую за рамки удовлетворения информационных и образовательных потребностей общества. Поэтому снижение интереса к чтению, которое наблюдается в последние годы во многих странах мира, вызывает тревогу не только у специалистов книжного и библиотечного дела, но и у общественности. Тенденция падения интереса к чтению в России – тревожное явление для страны, в которой чтение, особенно чтение книг, традиционно было занятием исключительно интеллектуальным, неизменно возглавлявшим перечень любимых занятий (HOMO Legens. – М., 1999).
«Нет сомнения в том, что чтение является очень чутким, надежным и в определенном смысле даже универсальным показателем состояния общества в целом. Поэтому, изучая чтение, мы как бы ощущаем атмосферу, слышим тональность, настрой духовной жизни общества, и наоборот, анализируя общественные процессы, мы тем самым рисуем фон, на котором разворачивается драматургия чтения» (Там же).
Говоря о том, что происходит сегодня, необходимо учитывать влияние системы ценностей современного общества на динамику процессов, происходящих в сфере образования в целом и чтения в частности. С одной стороны, актуализируются тенденции гуманизации и гуманитаризации образования, проблемы взаимодействия и диалога культур в образовательном процессе, с другой – наблюдается целый спектр негативных явлений: культурная разобщенность поколений и социальных групп, трансформация роли и места чтения в общественном сознании... Поэтому в настоящее время особенно необходимо подчеркнуть роль чтения не только как важнейшего средства сохранения интеллектуальной культуры общества, преемственности знаний и существенного фактора социокоммуникативного развития человека, но и как способа развития нравственных основ подрастающего поколения. Кроме того, совершенно очевидно, что чтение является базовым компонентом речевой культуры и образовательной компетентности личности.
Определяя понятие «речевая культура», мы будем придерживаться того масштабного видения, которое выразил Д.С. Лихачев, призывая рассматривать культуру «как некое органическое целостное явление, как своего рода среду, в которой существуют свои общие для разных аспектов культуры тенденции, законы, взаимопритяжения и взаимоотталкивания…» (Лихачев Д.С. Русская культура. – М., Искусство, 2000).
В таком понимании «речевая культура» представляется как определенное пространство, как целостная среда, порожденная феноменом Слова.
«Мотивационная среда» – это совокупность условий, определяющих направленность и величину усилий, прилагаемых для достижения тех или иных целей деятельности. В зависимости от характера мотивационной среды у участников вырабатываются определенная система ценностей, отношений и – как следствие – линия поведения. Это явление необходимо учитывать при организации любой деятельности; в нашей ситуации направленность мотивационного воздействия определялась фактором речевой культуры.
Мы считали, что мотивационная среда должна обеспечивать как минимум положительную реакцию учащихся и педагогов к идее развития речевой культуры. Программа-максимум определялась позитивной динамикой устойчивого развития языковой личности современного школьника и повышением уровня речевой культуры всех участников образовательного процесса.
Понимая разнообразие возможных подходов, мы остановились на наиболее действенных в условиях школы стимулах – мотивах самореализации, включающих:
- мотив достижения (потребность в достижении своей цели, потребность в самореализации и самоутверждении, стремление быть признанным);
- широкие социальные мотивы (осознание общественной значимости, мотивы морального долга);
- мотив общения (стремление к продуктивному сотрудничеству, стремление к созданию полноценного эмоционального фона в общении).
Результатом педагогического моделирования структурных форм мотивационной среды стала программа развития «Школа – центр речевой культуры» и целевой проект «Речевая культура как фактор образовательной компетентности».
Актуальность и предпосылки проекта. Предложение к реализации данного проекта обусловлено особенностями современной языковой ситуации в контексте речевой культуры.
Процессы гуманизации современной науки о языке актуализируют круг проблем, связанных с «языковой личностью», спецификой ее формирования и становления. Одним из значимых условий эффективного решения этих проблем является педагогическое осмысление социокультурной образовательной среды, в которой развивается современная языковая личность в условиях школы.
Как правило, освоение конкретного языкового опыта происходит в совокупности процессов стихийной социализации и целенаправленного педагогического воздействия. При этом не исключена возможность расхождения критериальных норм речевой культуры в формальном и неформальном взаимодействии участников образовательного процесса. Чувство языка всегда выполняло роль определенного эстетического камертона, определяющего уровень общей культуры личности.
Определяя объективные исторические причины бедственного состояния современной русской речи, ученые называют такие факторы последних десятилетий, как: либерализация, демократизация, вульгаризация, люмпенизация, жаргонизация, интернализация, терминологизация, вестернизация, американизация, варваризация. При этом констатируются такие тенденции, как: возрастание личностного начала в речи; расширение сферы спонтанного обращения не только личного, но и устно-публичного; возрастание психологического неприятия бюрократического языка; стремление выработать новые средства выражения, новые формы образности.
Перечисленные явления оказывают значительное влияние на речевое поведение современного школьника. Векторную характеристику этого поведения можно обозначить от категории «раскованность, раскрепощенность» до показателя «небрежность, распущенность», что проявляется во всех механизмах языка: словоупо¬треблении, словообразовании, синтаксисе, интонационном и фонетическом построении речи.
Цели и задачи. Круг познавательных проблем, по существу база проекта, связан с актуализацией личностного отношения учащихся к речевой культуре как своеобразному хранилищу общечеловеческой культуры.
Проект можно рассматривать как социально-педагогический, направленный на качественное повышение роли и статуса речевой культуры в образовательном процессе. Это изменение должно отразиться: на повышении уровня общешкольной культуры, разработке новых образовательных технологий; формировании у учащихся и педагогов интереса и потребности в развитии и совершенствовании речевой культуры.
Организаторы и целевые группы. Проект разрабатывается координационным советом, в составе представителей всех предметных комиссий, как форма межпредметной интеграции, предполагающей преемственность и единство педагогических требований, согласованность действий всего педагогического коллектива.
Стороны, заинтересованные в реализации проекта: учащиеся и их родители, учителя и админи¬страция школы. Проект предназначен для учащихся с 1 по 11 класс и распространяется на образовательную сферу как русского, так и иностранного языка.
Оценка результативности проекта должна быть проведена на разных уровнях.
На уровне школы и педагога по показателям: включенность компонентов речевой культуры в систему работы, разнообразие форм развития речевой культуры на актуальном содержании образовательного процесса школы, согласованность общепедагогических требований к нормам речевой культуры.
На уровне учащихся: по сформированности интереса к культуре речи (увлеченность, позитивное отношение); по наличию основных речевых умений и навыков и уровню речевой компетентности; по качеству выполнения заданий, связанных с культурой речи.
Ресурсное и учебно-методическое обеспечение проекта. Основу учебно-методического комплекса должны составлять: методические рекомендации для педагогов; руководство для самостоятельных работ учащихся, памятка для родителей; тетради на печатной основе, предназначенные для индивидуальной работы учащихся; адаптированная модель европейского языкового портфолио.
Составные части проекта. Обучающие семинары для учителей «Гуманитарные технологии развития речевой культуры»; организация деятельности клуба «Диалог» (освоение образовательной технологии «Дебаты»); разработка и реализация программы спецкурса «Культура речи»; реализация надпредметной программы «Монологическая речь»; разработка и реализация программы преемственности в развитии речевой компетентности на переходном этапе «начальная школа – основная школа»; активизация целевой программы «Словарь»; участие в работе Санкт-Петербургского отделения Международной ассоциации чтения, «Проект «HOMO LEGENS. ЧЕЛОВЕК ЧИТАЮЩИЙ».
Татьяна ГАЛАКТИОНОВА, научный руководитель гимназии № 74, г. Санкт-Петербург
Фото А. СТЕПАНОВА
|