Первые шаги к публичному отчету
Публичный отчет (доклад) директора школы – не просто веяние времени или дань моде. За последние год-полтора стало очевидно,
что этот документ все прочнее входит в школьную жизнь.
В связи с чем к многочисленным обязанностям директора добавляется еще и подготовка такого доклада, и выступление
с ним перед общественностью.
Следуя известной поговорке о том, что готовить сани надо летом,
а телегу – зимой, мы начинаем разговор о публичном отчете руководителя ОУ уже сейчас, в самом начале учебного года.
Потому что данные для публичного отчета надо начать собирать
уже с первых дней сентября…*
Итак, в помощь руководителям управлений образования и директорам школ Ассоциация мониторинга и статистики образования разработала Методические рекомендации по разработке, публикации и распространению аналитических докладов. Выпущенная НФПК брошюра охватывает практические советы по таким направлениям, как цели, задачи и структура доклада, методические основы анализа, расчет индикаторов и т.д.
Оставляя за скобками рекомендации для руководителей управлений образования, мы представим для вас фрагменты брошюры, посвященные подготовке публичного доклада директора школы. Начнем прямо сегодня – с публикации фрагмента книги, где речь идет о необходимости докладов и советов по оформлению и презентации.
Введение
Новые организационно-экономические механизмы управления системой образования, повышение экономической самостоятельности ОУ, изменение системы их финансирования, создание государственно-общественных институтов участия в управлении системой образования в совокупности с изменениями запроса на образовательные услуги неизбежно приводят к необходимости пересмотра принципов взаимодействия общества и системы образования на всех ее уровнях.
Участие общества в управлении образованием, привлечение различных социальных групп к управлению системой образования требуют адекватной информационной базы. Для обеспечения нового качества диалога общества и системы образования на всех ее уровнях необходимо на регулярной основе готовить, публиковать и распространять информацию о состоянии и результатах деятельности системы.
Практика регионов показывает, что необходимость представления публичных отчетов о состоянии образовательных систем различного уровня, рассказ о проблемах и до¬стижениях системы образования и предполагаемых направлениях ее развития осознана в полной мере. Ответ на эту потребность реализуется в форме периодических и разовых публикаций, выступлений в прессе руководителей органов управления образованием, представления информации на сайтах, создания доступных баз данных и в других формах с использованием современных электронных технологий.
В то же время приходится констатировать, что при всем разнообразии публикаций, подготавливаемых в регионах, достаточно редки случаи целевой ориентации отчетов на конкретные группы пользователей; тем более на тех, кто не является работником системы образования: например, только в отдельных регионах готовят специальные дайджесты для прессы. Для большинства публикаций характерно:
- отсутствие или недостаточный объем аналитической части, разделов с интерпретацией представленных данных;
- в подавляющем большинстве публикации содержат фактологические данные, в разной степени агрегированные, объединенные, но не аналитические показатели, характеризующие систему образования и тенденции ее развития;
- публикуемые данные часто несопоставимы и не позволяют проводить сравнительный анализ;
- не во всех региональных и муниципальных изданиях прослеживается жесткая логика изложения, зачастую наблюдается объединение в рамках одной публикации разномасштабного, взаимно не увязанного материала.
Подготовка, оформление, публикация
и презентация доклада
Структура доклада должна быть четкой и отражать логику доклада. Она представляется в содержании и включает разделы и подразделы. Не надо отказываться от деления на подразделы из-за их небольшого объема. Подробное деление помогает читателю лучше ориентироваться в докладе и отделяет один сюжет от другого.
Язык доклада должен быть понятным читателю. Необходимо избегать специальной терминологии. Если же термин все-таки используется, то к нему лучше давать соответствующие разъяснения. В ряде изданий принято публиковать в приложении глоссарий, но представляется, что в подобном публичном докладе достаточно пояснений в сносках.
Аналогично с употреблением аббревиатур, которые часто понятны и привычны для авторов – работников системы образования, но представляют собой загадку для большинства читателей. Фраза в приведенном ниже примере мало что говорит непосвященному читателю.
ПРИМЕР:
«Администрацией ОУ ведется работа с родителями учащихся, стоящих на ВШУ, ОпДН, отнесенных к категории неблагополучных».
Иногда при подготовке докладов используют фрагменты из различных текстов и справок. В этом случае необходимо отредактировать текст, чтобы обеспечить единство стиля и речи.
ПРИМЕР:
«В целом смета расходов за 2004 года профинансирована в полном объеме. За отчетный период учреждениями расходы произведены в сумме 189155,9 тыс. руб., что составило 121,9 % от бюджета прошлого года. Доля муниципальных расходов на образование в консолидированном региональном бюджете на образование составила 6,8%. По экономической классификации исполнение бюджета характеризуется следующими данными: …Образовательными школами расходы произведены в сумме 103577,4 тыс. рублей. Средства, направленные на финансирование общего образования, также были освоены».
Приведенный выше пример демонстрирует неудачное использование в публичном докладе текста, подготовленного ранее для финансовых органов, которым применяемая терминология привычна и понятна в отличие от других читателей.
Использование других аналитических материалов или данных из ранее проведенных обследований делает текст интереснее и разнообразнее, позволяет дать читателю более полную картину. Однако если приводятся какие-либо данные помимо статистической отчетности, не говоря уже о результатах социологических опросов, то необходимо давать ссылки на соответствующие обследования и отчеты.
То же относится и к выводам аналитических исследований, если в докладе не приведена полная аргументация со ссылкой на соответствующий источник. Оборотов типа: «Известно, что…», «Принято считать, что…» и т.п. лучше избегать.
ПРИМЕР:
«Социальный эффект (общественная полезность) от полученного образования понижается с повышением уровня образования. С каждой пройденной ступенью образования человек начинает оценивать все больше индивидуальную полезность от полученного образования в ущерб общественной полезности. Ввиду этого факта в большинстве стран мира, например, высшее образование частично оплачивается студентами. Таким образом, влияние государства ощущается в большей степени именно на ступени начального образования».
В данном случае в докладе изложена одна из существующих в науке точек зрения, далеко не бесспорная и не единственная. Если авторы доклада считают ее правильной, то надо сделать ссылки на соответствующие работы.
Иллюстрации (графики) несут важнейшую нагрузку. Они наглядно представляют процессы, происходящие в системе, структурные соотношения и т.п. и помогают читателю лучше понять излагаемый материал.
Графики могут:
- иллюстрировать или подтверждать мысль авторов доклада,
- демонстрировать те или иные процессы и структуры, которые сопровождаются комментариями авторов доклада.
По возможности лучше избегать перечислений в тексте цифр и таблиц. И те, и другие успешно могут быть заменены графиками.
Возможные ошибки при подготовке графиков
Рисунок 1. Неправильно выбранный тип графика
ПРИМЕР:
Рис. 1. Доля выпускников, поступивших в вузы, от их общей численности.
Оба графика иллюстрируют динамику одних и тех же показателей. Но в первом случае требуется определенное время, чтобы разобраться в нарисованном, а во втором и тенденция по каждому муниципалитету, и соотношение между ними видны сразу.
Рисунок 2. Отсутствие наименования осей – в тех случаях, когда они неочевидны, – заставляет читателя гадать, что же изображено на графике
ПРИМЕР:
Рис. 2. Состояние школьных зданий.
Приведенный график оставляет читателю самому решать, что на нем изображено: доля школ в процентах или абсолютное количество учебных заведений.
Рисунок 3. «Растягивание» осей или изменение шкалы, в результате чего возникает видимость значительных изменений при их фактическом отсутствии
ПРИМЕР:
Рис. 3.
На данном графике приведена динамика численности населения муниципалитета. За счет смещения пересечения оси Y с осью Х в точку, близкую к максимальным значениям показателя, создается впечатление резких скачков численности населения. На самом деле она меняется примерно на 1%, что лежит в пределах точности прогноза и говорит о фактическом отсутствии изменений этого показателя.
Все большие таблицы с данными рекомендуется помещать в приложении. Практика показывает, что непрофессиональный читатель не всегда может в полной мере воспринять информацию, которая представлена в табличной форме, особенно если таблица достаточно велика и в ней приведены не относительные данные (динамика, структура и т.п.), а абсолютные значения тех или иных показателей.
Также следует избегать перечисления большого количества цифровых данных в тексте. Читателю трудно сопоставить их и понять общую картину. Можно либо дать в тексте небольшую таблицу с комментариями либо аналитический текст с отсылкой на таблицу в приложении. В конечном счете для большинства читателей не так существенно, каково именно значение того или иного показателя. Для него важнее понять, что именно он означает, как этот показатель изменяется, какова его величина в сравнении со средними значениями по сопо¬ставимым образовательным системам, и т.п.
ПРИМЕР:
В 2004 году после окончания 9 классов дневных школ продолжили обучение в общеобразовательных школах из 2736 учащихся – 1874 (68,5 %). Этот показатель на 1,5 % выше значения 2003 года: перешли в вечернюю школу 71 (2,7%) – это на 0,3% ниже прошлого года: поступили в сузы – 407 учащихся (16%), ПУ – 304 (12%), это ниже на 2% по сравнению с 2003 годом, устроились на работу 22 человека (0,8%), этот показатель на 0,1% выше по сравнению с прошлым годом, ничем не заняты 9 человек (0,3%) – это на 0,1% ниже показателя прошлого года. В 2003/2004 учебном году 67 учащихся 9-х классов получили аттестаты особого образца, что на 5 учеников меньше по сравнению с 2002/2003 учебным годом.
Гораздо нагляднее аналогичные данные представить на схеме, особенно если ее дополнить комментариями об изменениях в сравнении с предыдущим периодом.
При подготовке публикации обязательно надо привлекать редактора, корректора, художника.
Даже профессиональные литераторы не отказываются от помощи редакторов (не говоря уже о корректорах) при подготовке рукописи к изданию. Достаточно типичен случай, когда автор не видит неудачных фраз. Чтобы проиллюстрировать это, приведем отрывок из первых версий муниципального доклада.
ПРИМЕР:
«ХХХ% школ имеют оборудованные спортзалы, спортивные площадки. В ХХХ% школ имеются оборудованные столовые. В ХХХ% школ имеются оборудованные компьютерной техникой библиотеки, в которых имеется подключение к Интернету. Всего имеют подключение к Интернету ХХХ % школ. ХХХ школ муниципалитета имеют оборудованные компьютерные классы. На базе школ имеется ХХХ компьютеров».
В приведенном маленьком отрывке слова «имеют» и «имеются» используются семь раз.
Доклад – публичный отчет руководителя органа управления образованием или учебного заведения и должен быть как минимум согласован с соответствующим руководителем. Наилучший вариант – когда руководитель является автором (соавтором) доклада (см., например, региональный доклад по Чувашской Республике) или его подпись стоит под предисловием к докладу.
Отдельный вопрос – публикация открытого доклада учебного заведения. Этот доклад содержит данные о конкретном юридическом лице, которые, в соответствии с действующим законодательством, не могут быть опубликованы без согласия руководителя организации. Если подпись руководителя не стоит под докладом или он не является одним из авторов, что должно быть отражено в выходных данных издания, то необходимо получить его официальное согласие на публикацию данных.
Публикуется по изданию:
М.Л. Агранович, Е.С. Заир-Бек, О.Н. Кожевникова, В.П. Поневаж, Е.Л. Рачевский. Методические рекомендации по разработке, публикации и распространению аналитических докладов о состоянии и развитии систем образоания национального, регионального и субрегионального уровней на основе статистики. М.: Аспект Пресс, 2006.
Продолжение следует
* Статья подготовлена на основе материалов книги «Методические рекомендации по разработке, публикации и распространению аналитических докладов о состоянии и развитии систем образования национального, регионального и субрегионального уровней на основе статистики», изданной НФПК в рамках проекта «Реформа системы образования» финансируемого из средств займа, предоставленного РФ Всемирным Банком.
|