Язык до спикера доведет
Взяв свое начало в Древней Греции, где они были важным элементом демократии, дебаты добрались до современных школ
и университетов: в 1994 году по инициативе института «Открытое общество» и известного американского финансиста и мецената Джорджа Сороса в России появилась программа «Дебаты».
К программе подключились учебные заведения Пскова и Великого Новгорода, она получила широкое развитие в Поволжье, Сибири
и других российских регионах. Но первыми ее достоинства оценили
в Санкт-Петербурге.
О том, как «Дебаты» изменяют детей и чем помогают учителям, рассказала педагог-психолог санкт-петербургской гимназии № 631, судья высшей региональной категории международной программы «Дебаты» Марина КАБАНОВА.
В детях сильна иллюзия, что любой из них умеет спорить. Для подростков очень естественно вступать в дискуссии, отстаивать свое мнение. Поэтому, когда мы предложили несколько тем для дебатов, они с удовольствием откликнулись. Темы были заранее продуманы, спрогнозированы нами и оказались для детей интересными и значимыми. Сразу образовались небольшие команды из учеников 8–10-х классов.
Еще до начала турнира все были по-хорошему взбудоражены, было много обсуждения. Мы дали ученикам возможность подготовиться, обозначили дни консультаций. Этой работой занимались четыре педагога.
И вот ко Дню гимназии у нас состоялся первый турнир. Он вызвал неожиданно большой интерес. Некоторые темы привели участников в неописуемый восторг. Например, их невозможно было разогнать из аудитории, когда подняли тему «В современном мире возможна романтическая любовь». Для каждого необычайно значимо было задать вопросы, высказать мнение.
Позже, в анкете, предлагалось оценить степень полезности этого мероприятия для себя – если ты участник, зритель или спикер. На 9,7 баллов из 10 оценили пользу спикеры. Зрители – на 7,0 баллов. Причем 48 процентов из тех, кто принимал участие в качестве зрителей, выразили желание в следующий раз попробовать себя в роли спикера.
На вопрос «Что конкретно для вас было полезного и приятного в этой деятельности?» они дали такие содержательные ответы: «было полезно находить информацию, отрабатывать речь», «участвовать в дискуссии, общаться с другими классами», «понравилось рассуждать на научные темы» (это уже интеллектуальная активность), «научился вести спор культурно», «узнала много нового о себе, о других», «научилась оформлять свою мысль, выслушать мнение оппонента», «порассуждала на темы философии и искусства», «пришла к новым выводам», «почувствовал, как работают мозги», «стал более уверенным», «понравилась подготовка к турниру», «увидела, как другие относятся к твоей точке зрения», «я открыл для себя новый аспект в отношениях детей и родителей», «заметил, что в нашей гимназии много умных людей», «смогла выговориться и успокоиться», «все уважают друг друга, принимают сказанное к сведению»…
Для меня, психолога, чрезвычайно важен пласт личностно значимых тем. Может быть, с этими проблемами дети и не придут к психологу на консультацию, а, готовясь к турниру, обсуждая острые вопросы, все равно получат опыт.
Также «Дебаты» дают богатый опыт речевого общения, интеллектуальное развитие, вырабатывают умение видеть глубинные причинно-следственные связи, находить альтернативный способ решения проблем. Добровольность участия стимулирует у детей познавательную активность, они находят большие объемы информации – остается помочь им ее осмыслить.
Успешность публичного выступления ребенка положительно влияет на отношения со сверстниками, меняет его статус в классе. Вот кто-то сидел тихо-тихо, но успешно выступил, получил аплодисменты (к которым я всячески побуждаю собравшихся) – и почувствовал себя по-другому!
Подготовка к игре учит сотрудничеству, особенно в командах, состоящих из учеников разных возрастов. У восьмиклассниц сердце замирает, когда я подвожу их к мальчикам-десятиклассникам и говорю: «Вы будете играть на одну тему».
На этапе подготовки настоящие партнерские отношения возникают между детьми и педагогами. Все мы, наверное, переживали приятные минуты, когда обсуждение какой-то темы становилось близким и тебе, и ребенку. Через отклик начинается личностное общение с учителем, что важно для старшеклассников: одна из особенностей этого возраста – создавать неформальные отношения. И наши педагоги отвечают взаимностью: «Нам нравится, мы готовы с ними заниматься». То есть они тоже увидели для себя преимущества в «Дебатах».
Мы ждем предложений от старшеклассников. Уже узнали, что им бы хотелось проводить турниры чаще и с большим количеством зрителей. С удивлением услышали от загруженных детей пожелание устраивать дебаты после уроков, чтобы могли прийти все желающие.
А темы, к сожалению, они пока формулировать не умеют. На второй турнир – ничего конкретного, одни общие фразы: «проблема отношений учителей и учеников», «проблема смертной казни», «наслаждение – смысл жизни», «экология», «зависимость от родителей»... И взрослым пришлось снова взять на себя эту часть подготовки.
Надо сказать, что гимназия старается уйти от традиционной формы дебатов: она несколько формализована, строгое следование регламенту приводит к занудству. А мне важно вовлечь зал. У нас есть уникальный опыт: с удовольствием стали высказываться маленькие шестиклассники, которые приходили только посмотреть. Им кажется, они тоже могут говорить прилюдно, – и ведь действительно могут.
Подготовила
Инна АЛЕЙНИКОВА
|