Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №17/2006

Профильное обучение

Гимназия в условиях профильного обучения

На разных исторических поворотах в развитии общества гимназическое образование в России служило поводом для педагогической полемики. Не стал исключением и ХХI век. Признавая существование гимназии как реальный факт современной образовательной ситуации, государство предпочитает умалчивать о перспективах развития этого вида образовательного учреждения…

Идея профильной школы, с точки зрения государства, должна удовлетворить потребность рынка в необходимых кадрах. Именно поэтому проблемы, связанные с развитием гимназии, не являются приоритетными для государства и регионов. Такой прагматичный подход, безусловно, имеет право на существование, если думать только о сегодняшнем дне.

В ХIХ веке главной целью классического гимназического образования в России было развитие умственных способностей, столь необходимых в научной, государственной и общественной деятельности. Приоритетным в содержании образования гимназии был филологический компонент. Более прагматические цели ставили перед собой реальные гимназии – освоение суммы реальных знаний, которые выпускник мог применить на практике. Акцент в содержании образования делался на изучение математики, физики, географии. Классическая гимназия ориентировалась на подготовку чиновников, а реальная – на пополнение рядов практиков в разных сферах экономики России.

Советская школа продолжила развитие реальной гимназии. Идеи связи с жизнью, трудовое обучение, жесткая идеологическая составляющая ориентировали педагогов на конкретные прагматические цели: государству нужен был человек, способный решать узкие специальные задачи в той или иной профессиональной области. Личность, имеющая свою точку зрения, не совпадающую с государственной, не стала востребованной. Филологическая составляющая, на которой базировалась классическая гимназия, рассматривалась лишь как узкопрофессиональная.

В 90-е годы ХХ века происходит возрождение гимназии как образовательного учреждения. Теоретически гимназия мыслится как учреждение, реализующее программы дополнительной гуманитарной подготовки. В содержании образования доминирует филологический компонент, связанный с изучением иностранных языков, что свидетельствует о преемственности идей классической гимназии.

Вместе с тем традиционная система советской школы, ориентированная на реальные знания, не утрачивает своих позиций. Во многих гимназиях наряду с филологическим компонентом значительное место отводится предметам математического и естественно-научного циклов. Возникает идея о гимназии как образовательном учреждении, дающем универсальные знания. В результате чего рождается противоречие между теоретической декларацией гимназии как образовательного учреждения гуманитарной направленности и реальной школьной практикой.

Это противоречие требует разрешения в логике интеграционного подхода. Само время подталкивает к слиянию в одно целое установок как классической, так и реальной гимназии.

Однако, реализуя концепцию развития современного образования, государство выбирает прагматические интересы рынка. Поэтому и возникает идея профильного обучения, которая возвращает нас к понятию реальные знания, трансформированному в логике личностно ориентированного обучения.

Подобный подход оказывается узким, ибо лишает выпускников школы широкой гуманитарной платформы. Конечно, высшая профессиональная школа предлагает блок социально-гуманитарных дисциплин, расширяющих культурное пространство будущих специалистов. Однако он носит обзорный характер; кроме того, знания учащихся не пропускаются через личностное «я».

Такой результат образовательной деятельности отчасти связан и с тем, что средняя школа не дает целостной картины мира, в том числе и развития культуры. Вновь приходящая идея профильного обучения в негуманитарных классах приведет к сокращению учебного времени на изучение гуманитарных дисциплин, в ходе которого происходит становление мировоззрения учащегося, осмысления себя как субъекта культуры. Указанные выше трудности повлияют на портрет выпускника средней школы, в котором четко будут обозначены профессиональные устремления и станут ощутимыми пробелы в освоении диалектики картины мира, а значит, усилится тенденция к узкопрофильной реализации личности в ущерб общекультурному мышлению, общечеловеческим ценностям.

Итак, под гимназией понимается образовательное учреждение гуманитарной направленности, способствующее становлению личности как субъекта культуры, обладающей универсальными знаниями, готовой к дальнейшему университетскому образованию. Универсальное знание включает в себя филологические и реальные знания одновременно. Тем самым внутри гимназии решаются проблемы как гуманитарного, так и профильного образования, то есть создается синтетическое образовательное учреждение, соединяющее в себе традиции и классической, и реальной гимназии.

Статья подготовлена при поддержке стоматологической клиники «ЭСТЕЛАЙТ». Если Вы решили посетить хорошего специалиста стоматолога, то оптимальным решением станет обратиться в стоматологическую клинику «ЭСТЕЛАЙТ». Перейдя по ссылке: «стоматология в ЗАО», вы сможете, не отходя от экрана монитора, узнать более подробную информацию об предоставляемых услугах и акциях. В стоматологической клинике «ЭСТЕЛАЙТ» работают только высококвалифицированные специалисты с огромным опытом работы с клиентами.

Естественно, возникает вопрос о механизме решения данной задачи. Важное место в содержании гимназического образования занимает филологический компонент, включающий изучение родного и иностранных языков, отечественной литературы, вписанной в контекст мировой. В свое время поборники классической гимназии уделяли особое внимание языкам, прежде всего древним, как средству постижения гармонии античного мира. Поэтому в содержание образования вводится изучение родного языка и двух иностранных: осовение первого иностранного языка начинается в начальной школе, второго – с 5-го класса. Вариант изучения второго языка с 7-го класса, как предлагается в Примерном учебном плане для гимназий Санкт-Петербурга, недостаточно действенен: на изучение первого языка отводится минимум 3 часа в неделю, а для второго – 2 часа. Потерянные два года, в случае изучения второго языка с 7-го класса, приводят к резкому ухудшению качества знаний учащихся. Если относиться к языку не формально, а как к средству постижения «своего» и «чужого» мира, то, безусловно, в ходе обучения будет происходить становление общекультурной компетенции гимназистов, развиваться навыки анализа и синтеза, рождаться личностное отношение к культуре, выработанной человечеством. Для этого необходимо найти общие интеграционные основания, объединяющие все предметы гуманитарного цикла. Таковым может стать реализация культурологического подхода к освоению учебных дисциплин.

Каждая из учебных дисциплин может быть рассмотрена как составляющая культуры. Мы исходим из того, что культура – понятие интегративное. Становясь системообразующим фактором гуманитарного образования в школе, она дает целостное представление о культурно-исторических эпохах, развитии и трансформации сознания человека, искусстве, науке разного времени. Именно эти основания могут стать стержнем для интеграции содержания образования

Безусловно, в содержание образования необходимо включить региональный компонент, который бы органично сочетался с концептуальными идеями гимназии, отражал ее специфику. Так, например, в Санкт-Петербурге региональный компонент может быть представлен рекомендуемой Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга учебной дисциплиной «История и культура Санкт-Петербурга» (1 час в неделю). Второй же час в гимназии рационально использовать для изучения иностранного языка. Однако содержанием этого курса становятся также история и культура Санкт-Петербурга, воплощенные в словесной ткани иностранного языка. Условно его можно было бы назвать «Гид-переводчик по Санкт-Петербургу». Этот курс одновременно расширил бы филологический компонент, реализовал бы идеи допрофессиональной подготовки и свидетельствовал о дифференцированном подходе к образовательным учреждениям разного типа в регионе.

Вместе с тем сегодняшняя гимназия должна иметь право осуществлять обучение с учетом складывающихся интересов учащихся по мере становления их личности. Именно поэтому на основании склонностей учащихся, наличия педагогических кадров, традиций, сложившихся внутри образовательного учреждения, может предоставляться возможность получить углубленное или расширенное обучение (возможно, профильное) по тем или иным учебным дисциплинам как гуманитарным, так и негуманитарным. В выборе направлений и проявится специфика каждой из гимназий. Для этого в учебном плане с 8-го класса должны предусматриваться часы по выбору учащихся. Кроме того, ориентируя гимназистов на получение дальнейшего университетского образования, гимназия предоставляет им возможность овладеть первоначальными навыками исследовательской деятельности. Для этого используются индивидуальные часы занятий: 4 часа на каждый класс в неделю.

В своем варианте учебного плана мы намеренно жестко не обозначали возможные варианты распределения часов по выбору. Такой подход позволяет гимназии наиболее эффективно усилить тот или иной предмет как гуманитарного, так и негуманитарного циклов, отразить специфику образовательного учреждения. Филологический компонент (языки), искусство, история и культура Санкт-Петербурга позволяют говорить о гуманитарной направленности гимназии. В то же время учащиеся имеют возможность реализовать свои познавательные интересы как в гуманитарной, так и в негуманитарных образовательных областях (гуманистический подход).

При выборе для изучения предметов естественно-научного цикла или отсутствии интегрированного курса «Естествознание» изучаются отдельные предметы за счет часов компонента образовательного учреждения и часов, отведенных на курс «Естествознание».

Минимальное распределение часов следующее: физика – 2 часа в неделю, химия и биология – по 1 часу в неделю. При необходимости более глубокого изучения этих предметов используются часы по выбору.

В области педагогических технологий для развития личности учащихся используем технологии, активизирующие познавательную деятельность школьников. Это диалог, игра, исследовательские технологии, технология интеграции и т.д.

Остановимся на некоторых из них.

Диалог, полилог в обучении – это гуманитарные способы познания «текстов культуры», мира, истины, которые предполагают существование различных интерпретаций явлений культуры, суть коих проясняется в совместной поисковой деятельности участников образовательного процесса по обмену информацией.

Сам процесс становления школьников как субъектов культуры является диалогическим, ибо он не может осуществляться без взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Под технологией интеграции понимается специфически организованная деятельность с «текстами культуры», которая способствует более глубокому погружению учащихся в поток культуры, предполагает разные пути получения, восприятия и осмысления информации: анализ, конструирование, моделирование.

Под анализом понимается работа с образцами, текстами культуры, когда учитываются специфические особенности организации деятельности учащихся с историческими документами, произведениями искусства, научными открытиями.

Под конструированием мыслится творческая деятельность учащихся, основанная на умении использовать особенности мышления людей того или иного времени, специфику языка разных видов искусства и науки в прикладных работах, в частности в работах по развитию речи и изобразительному искусству. Подобная деятельность стимулирует воссоздающее воображение ученика и способствует становлению школьника как субъекта культуры.

Моделирование – создание фрагмента человеческой жизни разных исторических эпох, модели определенного времени в творческой внеклассной театрализованной деятельности, что должно помочь наиболее полному погружению школьника в культуру того или иного исторического периода.

Технологии гуманитарного познания могут быть использованы и при изучении предметов негуманитарного цикла.

Мы надеемся, что государство пересмотрит свои прагматические позиции в области образования и отдаст должное гимназиям.

Марина БОРОВИК,
научный руководитель гимназии № 159,
г. Санкт-Петербург
Фото А.Степанова

Рейтинг@Mail.ru