На тех, кто в море,
учат уже на школьной скамье
Жизнь в приморском городе имеет свои особенности. «Висит» слегка сладковатый йодный запах моря, на горизонте видны не серые бетонные коробки, а силуэты кораблей, да и гуляют здесь чаще
не по бульварам, а вдоль набережной, наблюдая портовую жизнь
и провожая взглядом скользящие по волнам катера.
Чувствуется близость моря и в системе образования. Ну где еще,
как не у моря, мог появиться Морской технический лицей?..
Начало нынешнего учебного года для МОУ лицей «Морской технический» города Новороссийска – праздник особый, поскольку первого сентября лицею исполнилось 15 лет. Начинали здесь с двух лицейских классов, а сегодня на II и III ступени школы – 20 лицейских классов и три профиля обучения: морской технический, экономический и социально-гуманитарный. Динамика, согласитесь, неплохая!
Возможной она стала исключительно благодаря педагогическому таланту и упорству директора лицея – Алексея Федоровича МЕРКУЛОВА. Сделать ставку на лицей, который будет готовить будущих моряков, казалось ему естественным: морской транспорт занимает первое место в экономике Новороссийска. Город также насчитывает не одну морскую династию, т.е. море у многих мальчишек, что называется, в крови. Таким образом, в лицее как раз и сошлись две линии – потребность города и заказ родителей. Кроме того, Алексей Федорович хотел сделать лицей звеном в системе непрерывного образования. «Мировая тенденция развития образования состоит в том, чтобы сформировать у человека способность учиться всю жизнь, начиная с подготовки к школе, и далее – в школе, вузе и повышая квалификацию уже в период работы, – говорит Алексей Федорович. – И мы попробовали выстроить такую систему».
Сегодня кажется невероятным, что в 1991 году он фактически пред¬угадал идею профильной школы с последующим поступлением в профильный вуз, поняв, что для ее полноценного воплощения в жизнь необходимы две главные составляющие: материальная база и педагогические кадры. Искать все это он пошел не в управление образования, а… в Морскую государственную академию им. адмирала Ф.Ф.Ушакова, надеясь обрести в ее лице надежного помощника и союзника лицея.
Так и получилось. Вот уже 15 лет как академия и лицей стали настоящими партнерами. Свыше половины выпускников лицея каждый год пополняют ряды слушателей академии, выходя из ее стен готовыми к дальним плаваниям, к встрече на борту корабля со штатными и нештатными ситуациями. Правда, чтобы прийти к этому, в лицее ребятам (90 процентов учащихся лицея – мальчики) приходится, как говорится, вкалывать по-настоящему. Основной упор делается на математику и физику. «Основы судовождения», «Основы судомеханики», «Основы теории устройства судна» изучают те, кто решил навсегда связать свою жизнь с морем и кораблями, а «Основы экономической теории и экономики морского транспорта» – хороший старт для будущих специалистов по морской логистике.
Все эти дисциплины стали возможными в лицее именно благодаря сотрудничеству с академией. Ее преподаватели как раз и ведут профильные предметы, разрабатывая содержание курса, задания, тесты и организуя при необходимости занятия в стенах академии с использованием ее материальной базы. Ведь те же основы судомеханики и судовождения изучить без соответствующих тренажеров, на одной «голой» теории просто нельзя. Да и английский язык в лицее преподается не традиционно, а с использованием учебника английского языка академии: чем раньше ребята начнут осваивать морской английский язык и специальные термины, тем легче им будет на первом курсе академии.
Кстати, специализированный язык моряков учащиеся лицея учат здесь даже на переменах: вдоль стен школьных коридоров вывешены флаги международного свода сигналов (мы с вами видим эти разноцветные веселые флажки обычно на кораблях в День Военно-морского флота). «Точка-тире-тире-точка», «точка-точка-тире» – каждая комбинация цветов на флаге соответствует этим сочетаниям точек-тире и означает ту или иную ситуацию, в которую попал корабль.
Практика по окончании 10-го класса у учащихся тоже связана с морем. Управление ялом, соревнования под парусом, специальные тренинги по спасательным работам на море – тех, кто закаляется на подобной «проверке» и впоследствии поступает в академию, ждет без преувеличения блестящее будущее. Лоцман, капитан дальнего плавания, юрист в сфере международного и морского права – профессии, с которыми не пропадешь в жизни.
Как на практике воплощается в жизнь идея профильного морского обучения? Как увязываются в расписании предметы Базисного учебного плана и занятия с преподавателями морской академии? Об этом рассказывает заместитель директора по научно-методической работе Ирина Петровна МАРКОВА.
– Прежде всего надо сказать, что серьезнейшая физико-математическая подготовка, которую ребята получают в лицее, дает им возможность поступать как в морскую академию, так и в любой другой технический вуз, в тот же Бауманский университет или на физико-математические специальности в МГУ им. Ломоносова. Такую возможность ребятам обеспечивают 89 учителей нашего лицея и 11 преподавателей морской академии, которые регулярно ведут ряд профильных дисциплин.
Преподавание в начальной школе ведется по программе «Школа-2100». Английский язык дети учат со второго класса. Лицейские классы есть в каждой параллели начиная с пятого класса. Реализовать физико-математическую направленность нам позволяет лицейский компонент учебного плана. Так, дополнительно к базису на математику и алгебру (алгебра – с 7-го класса) мы добавляем от одного до двух часов, на физику – 1 час в 7–9-х классах (см. учебный план лицея на с. 18).
Решились мы также и на эксперимент, который проводит наш учитель Наталья Геннадьевна Каратаева. Суть его в том, что преподавание элементов геометрии мы начинаем не в 7 классе, а в 5-м. Делается это по новому учебнику «Раннее развитие пространственных представлений у младших школьников как основа развития математических способностей». Здесь есть специальные задания, связанные с рисованием, развитием пространственного воображения. Видно, что детям это нравится. Сейчас дети, с которых начался эксперимент, пойдут в 7-й класс, где преподается полноценная геометрия. Но уже весной было видно, что скорость решения ряда заданий у детей высокая, и мы надеемся, что сейчас, осенью, им будет легче и интереснее изучать геометрию, так как фактически они знакомы с ней два года.
На третьей ступени обучения у нас шесть лицейских классов: три – в 10-м и три – в 11-м. На морской технический профиль идут, конечно, только мальчики, а на экономический – и те, и другие. В этих классах существенно увеличиваются часы на физику (6 вместо положенных 2); к пяти урокам математики также прибавляется еще один, и на информатику отводится два часа вместо одного. И один час мы отводим на специальные курсы, которые разрабатывают и ведут преподаватели академии. Прежде всего это занятия по основам судовождения и судомеханики у тех, кто выбрал морской технический профиль, а у будущих экономистов – основы экономики морского транспорта, морская география. По сути, это начальная профессиональная подготовка. Мальчики под руководством преподавателей академии отрабатывают на специальных тренажерах аварийные ситуации в машинном отделении корабля, разыгрывают разные ситуации. К концу обучения ребята должны сдать определенные экзамены и пройти испытания, разрешенные только с 18 лет. Мы присутствуем на этих экзаменах, которые ребята сдают в академии: вокруг все дымит, шумит, а наши ученики со всем этим разбираются. После испытаний они получают свидетельство Министерства морского транспорта по профессиям: матрос II класса, судовой моторист
II класса, судовой электрик II класса, бухгалтер.
Что касается системы контроля знаний, то у нас введена сессионная система. Дети заранее знают, что есть зимняя и летняя сессии, знают, какие экзамены надо сдавать, в каком объеме. Надо сказать, что это сильно облегчает жизнь нашим выпускникам, когда они уже слушатели морской академии: для них сессия не становится стрессом, ведь они привыкли к такой форме проверки знаний. Да и средний балл у наших ребят на сессиях выше, чем у других студентов.
В 1998 году у нас с академией даже разрабатывался такой план, согласно которому ребята, хорошо сдавшие экзамен по своей специализации при окончании лицея, сразу зачисляются на второй курс академии. Но случился пресловутый дефолт, материальная сторона дела «повисла» – и ничего не получилось. Хотя многое из того, что наши старшеклассники изучают сегодня в 10–11-м классах, взято из программы первого курса академии.
В связи с профильным обучением часто возникает вопрос: как измерить результативность работы школы. Для нас таким измерителем является поступление выпускников в академию, хотя многие не считают это критерием результативности. Мы же считаем: если родители дали конкретный заказ – подготовить ребенка в конкретный вуз, то почему его зачисление не критерий? Нам повезло: мы тесно работаем с академией и у нас есть возможность отследить успехи своих выпускников. Мы наблюдаем, как они сдают первую сессию, вторую, как заканчивают учебу, сколько из них получают «красный» диплом. Ведь из трех наших выпускных классов ежегодно более 70 процентов поступают в морскую академию! У нас выгодное сотрудничество: все знают, что лицей ориентирован на академию, и потому к нам приходят те дети, которым это интересно и которые хотят так или иначе связать свою судьбу с морем.
В лицее уверены, что профильное обучение так или иначе заставляет школы конкурировать, придумывать что-то, что может заинтересовать родителей и учащихся, предлагать новые идеи, формы и типы занятий. Разумеется, это требует от педагогического коллектива, и прежде всего от администрации школы, постоянно быть в курсе всех изменений, которые происходят в образовательной среде, соответствовать им.
Лицею удается держать, что называется, руку на пульсе. Да и как может быть иначе, когда во главе коллектива стоит педагог с солидным опытом педагогической деятельности!..
Правда, как сетует сам Алексей Федорович, опыт иногда не помогает. «В слишком уж сложные условия загоняют нынче школы, – с сожалением говорит он. – Когда был у нас счет в банке, мы всегда все знали, сколько можем потратить и на что. А теперь от казначейства почти каждый день жди новых сюрпризов. И даже оставленный мною в школе бухгалтер, которому плачу зарплату из внебюджетных средств, не всегда знает о том, что новенького нам еще подкинет казначейство!»
Приводит Меркулов среди прочих простой пример. Скажем, каждой школе нужны мячи для спортзала. Сейчас директора вынуждают покупать их в тех магазинах, которые отобраны управлением образования по конкурсу. Одна только неувязка: разваливаются эти мячи через месяц! А раньше, когда при школьном счете в банке мячи покупались в других магазинах, инвентаря хватало на весь учебный год. Да, стоили они чуть дороже, но ведь и служили дольше!
«Силы директоров отвлечены сегодня на мышиную возню, – считает Алексей Федорович. – Мы заняты борьбой за каждый заработанный нами рубль, бесконечными объяснениями и доказательствами. Раз уж директор занимается материальной базой – дайте ему возможность делать это так, как ему удобно!» Правда, встречаются и чиновники, моральную поддержку которых лицей на себе ощущает. К таковым относится мэр Новороссийска Владимир Синяговский. Понимая значимость подобного образовательного учреждения для приморского города, мэр старается поддерживать лицейские начинания и проекты.
… Сколько бы ни спорили чиновники от образования, нужна ли нам профильная школа, какой она должна быть и каким критериям удовлетворять, такие школы, как Морской технический лицей, расставляют все по своим местам. И чиновничье крючкотворство в этом случае разбивается о реально существующих учителей и учащихся, чье увлечение романтикой моря смывает на своем пути все сомнения и пустые рассуждения. Особенно – когда мальчишки с первого класса впитывают душой слова лицейского гимна:
«Пусть нелегка морская служба,
не испугает нас она,
Мы ценим честность, верим в дружбу
и долг свой выполним сполна.
Ты слышишь, друг, зовет нас море
напевным гулом волн крутых!
Жди, академия, нас скоро
в аудиториях своих!»
Яна САРТАН
Москва – Новороссийск –
Москва
|