Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №16/2006

Партнерство

«Программное» воспитание

Центр Славянской культуры как модель нравственного воспитания
на основе этнокультурных традиций

Центр Славянской культуры был создан на основе лицея № 486 в Санкт-Петербурге и получил название «Лицей №486 – Центр Славянской культуры». Смысл работы центра – в создании на территории одного из муниципальных округов Петербурга гуманистически ориентированной, научно прогнозируемой в своем развитии системы нравственного воспитания школьников на основе своевременной координации организационно-управленческих решений и действий различных педагогических коллективов и организаций.

Вокруг Центра объединены усилия множества учреждений. На уровне района его деятельность связана с администрацией и муниципальным советом, несколькими клубами, туристическим культурным центром «Эклектика», библиотекой и несколькими школами. На уровне города осуществляется взаимодействие с Духовной Академией, СПб ГУ, РГПУ им. А.И. Герцена, Русским музеем и рядом других учреждений.

Становление и развитие Центра Славянской культуры включало несколько основных этапов. На первом этапе происходило формирование объединенного коллектива лаборатории по проблемам воспитания на основе славянской культуры. Главной задачей была организация системы назначения специалистов, способных эффективно, на уровне современных требований решать поставленные перед ними задачи воспитания подрастающего поколения.

Следующий шаг был нацелен на реализацию обозначенных направлений и создание необходимых условий в поиске и разработке принципиально новых подходов, внедрение которых способствовало бы созданию качественно иных основ воспитания любви к людям, семье, родительскому дому, готовности к служению Отечеству. Руководствуясь этой задачей, в Центре Славянской культуры проводился методологический, постоянно действующий семинар для участников лаборатории по проблемам нравственного воспитания на основах идей славянской культуры.

Необходимыми условиями следующей ступени развития Центра стали: классификация документов, используемых в деятельности воспитателей и руководителей различных объединений, которые включали анализ знаний и умений воспитанников и результативности воспитания в рамках Центра, анализ эффективности работы преподавательского состава, обобщение опыта.

В концепции развития целевой программы «Лицей – Центр Славянской культуры» отражены, в частности, следующие направления: восстановление исторической памяти народа; создание условий для нравственного воспитания и образования на основе этнокультурных традиций детей и подростков; сохранение и укрепление нравственного здоровья детей, подростков и их семей; сохранение и развитие исторической преемственности поколений; формирование у школьников целостного миропонимания, современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений.

Перед школьниками раскрывается широкое поле выбора разных форм культурной активности, этнокультурных традиций и предметной направленности индивидуальных культурных интересов, так как на базе Центра работает обширная система разнообразных кружков, объединений по интересам, факультативов, секций, студий. Иными словами, подростки включены в процесс культурного самоопределения.

Среди структурных компонентов программы «Лицей – Центр Славянской культуры» следует особо отметить некоторые подпрограммы.

Подпрограмма 1 – Повышение воспитательного профессионализма кадров. Ее мероприятия обеспечивают условия для непрерывного роста воспитательного профессионализма учителей, педагогов дополнительного образования, всей педагогической общественности; формируют профессиональные умения в постановке и решении актуальных задач воспитания; наращивают профессионализм кадрового состава, обеспечивающий высокоэффективную реализацию ключевых задач проектируемой системы целостного духовно-нравственного воспитания в образовательных учреждениях различного типа и вида.

Подпрограмма 2 – Семья. Важным условием нравственного воспитания на этнокультурных традициях является единство целей образовательного учреждения и семьи. В настоящее время именно семья выполняет главную воспитательную функцию. Оставаясь центром воспитания, современная семья в силу сложившихся обстоятельств находится в состоянии отчуждения от школы. Как выход из создавшегося положения – работа педагогов, направленная на взаимодействие с семьей, на приобщение школьников к этнокультурным ценностям семьи, родного дома, малой Родины.

Современные условия воспитания подрастающих поколений на этнокультурных традициях имеют ряд особенностей. Особо важным в понимании природы этнокультурного воздействия на личность является изучение семейных традиций, так как любая семья несет в себе культуру того народа, к которому принадлежит. Именно в семье осуществляется преемственность опыта поколений и передача этнического менталитета.

Одна из особенностей механизма этнической самоидентификации в семье заключается в том, что ребенок в процессе семейного воспитания приобщается к этнокультурным традициям, ценностям, наследует этнические стереотипы поведения в обществе. Этот процесс сложен и неоднозначен. С одной стороны, семья транслирует нормы и ценности общества, с другой – представляет свои собственные семейные нормы и ценности. Итогом их гармоничного взаимодействия становится нормальная социализация подрастающего поколения.

Своевременность обращения к проблемам нравственного воспитания детей в семье на основе этнокультурных традиций остро ощущается в наши дни, когда объективно возрастает роль семьи во всестороннем развитии личности и гражданском становлении подрастающих поколений. В этом направлении неоценима созидательная сила народной педагогики, возрождение семейных традиций, углубление семейно-родственных отношений, возвышение самоценности родного дома как высшей нравственно-педагогической ценности.

В ходе опытно-экспериментальной работы мы пришли к выводу, что механизм достижения цели – создание воспитывающей семейно-бытовой среды и педагогизация семейно-бытового окружения через возрождение национальных традиций в контексте развития современной теории и практики нравственного воспитания.

Таким образом, школа призвана помочь и организовать процесс этнокультурного просвещения учащихся. Образовательное учреждение способно оказывать влияние не только на ученика в процессе воспитания, но и в некоторой степени опосредованное влияние на его семью. Такое взаимодействие может успешно осуществляться через систему дополнительного образования. Совместная деятельность школьников и их родителей в процессе приобщения первых к традиционной культуре способна обеспечить комплексное влияние.

Планируемые мероприятия: организация работы родительских университетов; совместное участие педагогов, родителей и их детей в проведении традиционных праздников, организуемых Центром, участие родителей в организации и проведении спортивных мероприятий, конкурсов по основам народной культуры.

Подпрограмма 3 – Повышение воспитывающей функции обучения, воспитания в процессе образования. Здесь мероприятия направлены на создание условий для реализации воспитательного потенциала современного урока, обеспечение эффективности усилий учителей и педагогов дополнительного образования для предоставления детям информации в процессе обучения, направленной не только на усвоение детьми программного минимума знаний, но и на их духовно-нравственное становление личности.

Подпрограмма 4 – Праздничная культура раньше и теперь. Система программных мероприятий обеспечивает целенаправленное формирование у школьников опыта социально значимого, личностно-созидающего проведения праздников, организации и самоорганизации свободного времени; распространение эффективных форм, методов и технологий реализации досугового потенциала учащейся молодежи.

Подпрограмма 5 – Формирование воспитывающей среды. Формирование воспитывающей среды рассматривается как один из основополагающих факторов, влияющих на развитие личности ребенка. Специалисты, разрабатывающие мероприятия, стремятся к тому, чтобы они способствовали повышению культурно-эстетических требований к организации воспитательного пространства в школах, учреждениях культуры, спорта и молодежной политики, на гармонизацию взаимоотношений ребенка с окружающим социумом, включение параметра окружающей среды в спектр важнейших факторов культурно-эстетического развития, обеспечивающих целостность воспитательного процесса, его направленность на развитие потребности в культурно-эстетическом развитии.

Планируемые мероприятия: реализация программы «Музей – детям»; выставка детских художественных работ «Память поколений»; проведение Кирилло-Мефодиевских чтений, посвященных Дню славянской письменности и культуры; проведение областного конкурса «Моя малая Родина»; создание web-сайта по духовно-нравственному воспитанию и размещение на нем тематических материалов из опыта работы педагогов Центра.

Подпрограмма 6 – Создание дополнительных пространств самореализации личности во внеурочное время. Выполнение мероприятий программы создаст предпосылки для предоставления детям возможности выбора видов и форм творчески ориентированной деятельности во внеурочное время, для создания широкого спектра творческих и профильных объединений, организации содержательно насыщенных экскурсий, походов, экспедиций, различных массовых мероприятий, организуемых на базе общеобразовательных учреждений с целью воспитания школьников как в учебное, так и каникулярное время.

Подпрограмма 7 – Общественные объединения, поддержка социально значимых инициатив детей и подростков. Комплекс мероприятий направлен на стимулирование активной жизненной позиции школьников, формирование оптимистического отношения к жизни, способности работать сообща, в единой команде, активизацию желания формулировать общественно значимые инициативы, искать оптимальные формы и методы их воплощения в реальном социокультурном пространстве муниципального округа № 17 СПб. Система мероприятий предусматривает формирование у подрастающего поколения основ организационной культуры, основных организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой, на формирование культуры межличностного общения, культуры речи, способности к самоорганизации, проектированию собственной деятельности, в целом на воспитание у детей и молодежи лидерских качеств, уважения к правам и свободам человека.

Изучение педагогического опыта нравственного воспитания школьников на этнокультурных традициях в экспериментальных образовательных учреждениях, сотрудничающих с Центром, показало, что его реализация осуществляется не только в условиях непосредственно образовательного процесса на уроках истории, литературы, предметов естественно-научного цикла и т.п., но и в условиях дополнительного образования. Такая интеграция позволяет творчески использовать средства и методы приобщения подрастающего поколения к традиционной культуре, открывает богатые возможности совместного взаимодействия учащегося и учителя-воспитателя и способствует нравственному самоопределению личности школьника в процессе воспитания на основе традиций.

Алла АКСЕНОВА,
доцент кафедры педагогики РГПУ им. А.И. Герцена
Фото А.СТЕПАНОВА

Рейтинг@Mail.ru