Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №16/2006

Школьный уклад

Практика для жизни

Система воспитания социально активной личности

В школе № 29 Санкт-Петербурга разработана система воспитания социально активного гражданина. Ее ведущая идея – создание в школе атмосферы сотрудничества между учениками и учителями, развитие умения открыто выражать свою точку зрения, обсуждать свою позицию с окружающими, находить пути решения проблем и уметь их реализовать. Здесь уверены в том, что добиться таких результатов можно лишь при условии централизованной работы администрации, учителей и классных руководителей и активной досуговой деятельности.
Научить школьника работать в команде (быть лидером и подчиняться), быть толерантным, уметь поддерживать корпоративную культуру – таковы задачи школы. Подобные компетенции могут быть развиты лишь путем накопления опыта, а любой опыт приобретается в деятельности. Знакомьтесь с тем, как это делается в 29-й питерской школе.

Работа по становлению социально активной личности ведется в школе с первого класса до выпускного – как во внеурочной деятельности, так и на уроках. Мы убеждены в том, что в школе должна быть создана атмосфера доверия и учитель должен выступать не в роли руководителя, а в роли наставника, делающего открытия вместе с учащимися. И в этой системе особая роль отводится учителю начальных классов.

В начальных классах ребенок приобретает первый опыт общения со сверстниками, и если этот опыт негативен, его последствия могут проявляться на протяжении всей жизни человека. Роль учителя начальных классов – увидеть позитивные стороны каждого, помочь ребенку выступить в разных социальных ролях, поверить в свои силы. Иногда приходится слышать: «Что бы я ни предложил, меня никто не слышит. В нашем классе все пассивные, им неинтересно то, что я говорю». Эти детские комплексы портят жизнь ребенка в школе, делают его либо слишком пассивным, либо агрессивным. Как правило, такие ребята в дальнейшем нуждаются в поддержке психологов, психоаналитиков и редко их жизнь складывается удачно.

В начальной школе главное для ребенка – познать себя и окружающий микромир. Одним из элементов работы в данном направлении у нас в школе стала модель гражданско-правового образования, разработанная под руководством д.п. н., профессора Н.И. Элиасберг.

В 1–4 классах ведутся занятия по курсу «Я и мой мир», который помогает познать самого себя и свою связь с окружающим миром. На этих занятиях (как, впрочем, и на обычных уроках) мы проводим работу в микрогруппах, парах сменного состава, стараясь, чтобы роль лидеров в этих группах играли разные учащиеся. Важно, чтобы уже в первом классе ребенок почувствовал не только свою причастность к классу, но и понял, что он является учеником конкретной школы. На таких праздниках, как День посвящения в ученики, День школы, мы стараемся сделать каждого ученика начальной школы активным участником.

Основная задача средней школы – научить детей общаться, открыто высказывать свое мнение, анализировать свои поступки и давать объективную оценку действиям других. Классные руководители и учителя должны уметь грамотно реагировать на конфликты в классе, относиться к конфликту как к движущей силе развития индивида, использовать конфликт как средство решения проблем развития коллектива.

Поэтому в 5–7-х классах у нас проводится курс «Социальная практика». Словом «социальная» подчеркивается направленность курса на социализацию школьника, а словом «практика» – ведущая роль практических форм деятельности учащихся. На занятиях школьники ставятся в условия, требующие более глубокого осмысления ценности жизни и здоровья человека, его индивидуальности, чести, достоинства. Определенные занятия курса учат ребенка этике общения. В групповой и коллективной деятельности накапливаются знания о способах и приемах нравственного поведения в критических ситуациях; особое внимание уделяется обучению школьников практическим умениям. В рамках курса предлагается работа по следующим темам:

– «Чудо жизни. Счастье жизни. Жизнь и здоровье человека под охраной Закона»;

– «Мы все разные. Индивидуальные особенности людей. Личные права человека»;

– «Человек среди людей. Роль социальных норм в поведении человека. Нравственные основы отношений между людьми»;

– «Гражданин России. Права и обязанности граждан»;

– «Санкт-Петербург. Город, улицы, дом, школа»;

– «Экономика, труд, деньги, собственность. Защита законом имущества граждан».

В результате работы в этом направлении:

  1. учащиеся осознают социальную ценность права как средства защиты личности и общества, а также получают сознательную установку на активное неприятие нарушений правопорядка;
  2. как следствие систематической работы, повышается и правовая культура всего педагогического коллектива;
  3. формируются ценностные ориентиры гуманистической направленности;
  4. формируется умение проектировать правомерные способы действий в различных жизненных ситуациях;
  5. акцентируется внимание учащихся на нравственной ответственности человека за свою жизнь. Особое внимание уделяется опыту положительных нравственных переживаний (забота, помощь, взаимопомощь).

Отдельная наша работа – система загородных выездов начиная с пятого класса. Группа учителей, в которую непременно входят школьный психолог и учитель физкультуры, проводит с учащимися за 2 дня работы психологические тренинги, спортивные соревнования, командные игры. Мы заметили, что такие выезды способствуют раскрытию индивидуальных способностей, не связанных с успеваемостью учеников по тем или иным предметам.

Период обучения в 8–9-х классах исключительно важен в становлении личности ребенка. По опыту все учителя школы знают, что это самый сложный возраст. Это годы, когда авторитет взрослого (учителя, родителя) подвергается сомнению. Зачастую авторитетом пользуются друзья. Если за предыдущий период не удалось сформировать дружный классный коллектив и ребенок оказался вне деятельности класса или другого школьного объединения, этими друзьями могут стать абсолютно разные люди. Через них ребенок может внести в жизнь классного и школьного коллектива влияние внешней среды. Это нормальное явление, хотя взрослых оно часто пугает. Хорошо, если в этот период взрослые способствуют расширению контактов детей. Мы в своей школе предлагаем учащимся обмен группами с французскими школьниками. В ходе таких обменов учащиеся не только совершенствуют знание французского языка, но знакомятся с жизнью французских школьников, кругом их интересов.

Начиная с 8-го класса мы вводим в школьный курс такой предмет, как право. Знание основ права позволяет подростку понять аргументированные доводы взрослых при решении различных проблем. Изучение регулятивных правовых норм, их усвоение и умение применять позволяет ребенку чувствовать себя увереннее и безопаснее при столкновении с окружающей жизнью. При изучении норм права мы пользуемся учебными пособиями, разработанными Н.И. Элиасберг (учебник «Права человека в свободной стране», книга для чтения «Эволюция права в государствах Европы и Америки», хрестоматия «Защита прав несовершеннолетних в законодательстве России»), а также пособием «Живое право», созданным Санкт-Петербургским институтом права им. П.Г. Ольденбургского. Данные программы подразумевают использование активных и интерактивных форм работы, проведение игровых судов, дебатов, участие в социальных проектах.

Учащимся предлагается также поработать в школьном самоуправлении, в которое входят учащиеся 9–11-х классов. Здесь основная задача – научить ребенка формулировать проблемы, разрабатывать пути их решения, реализовать поставленные задачи, по возможности нести ответственность за принятые решения.

У нас сложился определенный алгоритм действий при работе со школьным активом (возможен и при работе с классным активом), который разработали наши педагоги:

  • Выявление основных мнений, позиций, проблем учащихся в виде анкет, детской самодиагностики, тестов. Следует отметить, что тесты должны быть составлены профессиональным психологом с учетом традиций и особенностей школы. На этом этапе становится ясно, что волнует детей в каждом классе.
  • Дифференцирование проблем. Здесь необходимо подключить к работе школьного психолога, который может помочь рассмотреть имеющиеся проблемы более глубоко. Выбор наиболее актуальной для всех проблемы.
  • Открытое обсуждение позиций, мнений учащихся. Постановка стратегических задач, направленных на ее разрешение. Обсуждения могут проходить в форме «круглых столов», диспутов, деловых игр, в которых учитель выступает в роли независимого ведущего, задача которого – подвести детей к самостоятельной постановке стратегических задач с целью решения проблем.
  • Разработка приемов решения стратегических задач. Работа проходит в форме деловой игры, защиты программ или проектов.
  • Заключение – решение стратегических задач.

Запрет со стороны педагогов в данной ситуации невозможен. В зависимости от сложившейся ситуации учителя корректируют, направляют действия учащихся, на равных принимая участие в дискуссии. Педагог, руководящий ученическим активом, должен быть игротехником высокого уровня, пользующимся авторитетом у учащихся.

Практическое применение данного алгоритма невозможно осуществить в любом классе, так как необходимо учитывать степень развития, взаимопонимания в коллективе. Так, если степень развития коллектива класса низкая, то решать проблемы общешкольного характера учащиеся не смогут, поскольку есть проблемы внутри класса. Поэтому нужно сначала исследовать уровни развития классных коллективов. Например, коллективы с низким уровнем развития могут дойти только до пункта 3 и обсудить свои проблемы за «круглым столом», а дальше решать их уже с помощью совместной работы учителей и родителей.

Времена, как известно, не выбирают, но… можно выбрать окружение – школу. Именно школьная среда во многом определяет судьбу ребенка.

Любая школа берет на себя ответственную задачу – качественно обучая, вырастить не только нравственного и интеллигентного человека, но и помочь ему адаптироваться в социальной среде, сориентироваться в сложных жизненных ситуациях. Разумеется, задача огромна. И выполняема она не вдруг и не в одночасье, а в процессе всего школьного обучения.

Анаит ТОТОЛЯН, директор школы № 29, г. Санкт-Петербург
Фото А.СТЕПАНОВА

Досье


Школа № 29 с углубленным изучением французского языка и права находится в старой части Васильевского острова. В школе обучается около 500 учащихся (20 классов), работает 61 учитель. По своему социальному составу учащиеся в большей части из благополучных семей – их родители осознают ценность качественного образования и высоко ценят доброжелательную атмосферу, существующую в школе.

Педагогический коллектив – коллектив единомышленников. В целом – довольно молодой (средний возраст учителей школы 38 лет).

В течение ряда лет (с 1998 по 2005) школа имела статус «Опорная школа по гражданско-правовому образованию», присвоенный Комитетом по образованию Санкт-Петербурга. Сегодня мы – ресурсный центр по гражданско-правовому образованию.

Важным элементом складывающейся у нас системы воспитания социально активной личности являются социальные партнеры, с которыми школа поддерживает стабильные связи, позволяющие вводить учащихся в разнообразные практики взаимодействия. Мы работаем в тесном контакте с социальными партнерами на основе партнерских соглашений и договоров о сотрудничестве. В частности, с Санкт-Петербургским госуниверситетом, Институтом права им. П.Г. Ольденбургского, Центром французского языка, Правовым информационным центром при Центральной городской библиотеке им. А.С.Пушкина, Общественным Институтом развития школы, Школой искусств «На Васильевском», а также с учебными заведениями Франции – лицеем им. Эдуарда Эррио (г. Лион), лицеем им. А. Кастлера и коллежем Шабанн (г. Париж), лицеем Сен-Сернен и коллежем Ле Шале (г. Тулуза) и некоторыми другими.

Рейтинг@Mail.ru