Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №16/2006

Школьный уклад

Лицейский дом

Модель воспитательной системы в школе инновационного типа

Создать воспитательное образовательное пространство, эффективность которого определяется качественными изменениями в развитии учащихся, их личностном росте, задались целью в школе-лицее № 52 г. Рязани.
В основу своей работы управленческая команда образовательного учреждения положила несколько принципов. Во-первых, воспитательная работа в лицее направлена на создание условий успешного развития личности ребенка, на преобладание субъект-субъектных отношений между учителем и учеником, учеником и учеником, учителем и родителем, родителем и ребенком.
А во-вторых, важнейшая роль в лицее отводится деятельности воспитателя, который является основным механизмом организации индивидуального подхода к воспитанникам1.

Роль педагога-воспитателя в лицее особая. Он постоянно ищет продуктивные воспитательные технологии по самоорганизации, саморазвитию, самореализации личности ребенка на всех ступенях обучения в школе, в основе которых бережное отношение к ребенку – ненавязчивое, доброжелательное и заботливое. Воспитатели понимают здесь суть воспитания как создание такого уклада жизнедеятельности образовательного учреждения, который формирует первичные социальные нормы и опыт взаимодействия учащихся с разными людьми. Так, на первой ступени обучения основное внимание уделяется «освоению норм и правил актуальной культуры»2: культурные ценности, правила общения, здоровый образ жизни, чувство ответственности за коллективный и индивидуальный учебный труд и совместные мероприятия, чувство сопричастности к судьбе лицея. На это направлены лицейские праздники первой ступени: посвящение в лицеисты; театральный фестиваль; «Я и моя семья»; «Мир увлечений: мой и моей семьи»; брейн-ринги: «Чему учат в школе», «Символы моей Родины», «Красный, желтый и зеленый» и др.

На второй ступени детям предоставляется возможность реализовать индивидуальные способности в разнообразных видах жизнедеятельности. Это происходит в ходе спортивных и фольклорных праздников, познавательных игр и фестивалей «В клубе знатоков», финансово-экономической игры «Мое дело», художественной самодеятельности: хореографии, вокала, театральной постановки («Театр в моей жизни») и т. д.

Старшая ступень ознаменована организацией самоуправления и самоорганизацией учащихся в совершенствовании деятельности (собственной, своих сверстников, тех, с кем ученик сотрудничает). Традиционными являются интеллектуальные марафоны; праздники: «Лицей-тинейджер» (teenager), «Виват, Лицей»; организация практики работы лицеистов на предприятиях, фирмах в г. Рязани с целью профильной ориентации их последующего обучения; День учителя – День самоуправления; деловая игра «Государство Лицей»; совместные с преподавателями творческие выставки учащихся лицея; лицейский бал.

Таким образом, каждая возрастная группа имеет свой уклад жизни, свои традиции и дела, которые раскрывают потенциальные возможности личности в разных видах творческой деятельности, общественных и индивидуальных делах. Субъектом создания норм и правил (уклада) жизни школы зачастую становятся сами лицеисты (ученики разработали свою конституцию, различные положения: «Я – лидер», деловую игру «Государство Лицей», закон о выборах президента лицея, Правила проведения предвыборной кампании). Благодаря этому лицей становится очагом культуры, творчества, самоопределения, любви, надежды и веры в будущее, где ученики – активные участники воспитательного процесса, а педагоги, воспитатели – профессиональные руководители-партнеры, эффективно управляющие данным процессом.

Ведущими принципами организации такого воспитательного процесса в лицее являются:

  • субъект-субъектный (диалоговый) характер обучения, обеспечивающий партнерские (равноправные) взаимоотношения «ученик–учитель», «учитель–родитель», «ученик–ученик»;
  • принцип адаптивности в использовании информационно-коммуникационных технологий к индивидуальным особенностям учащихся;
  • принцип индивидуализации и дифференциации процесса обучения, обеспечивающий реализацию моделей индивидуальных образовательных траекторий развития лицеистов;
  • принцип психолого-педагогической комфортности во взаимодействии учащихся с участниками образовательного процесса (педагогами, учениками, родителями);
  • принцип наглядности и доступности, реализуемый через использование возможностей электронных коммуникацинных сетей, мультимедийных и теле-видео-аудио-коммуникационных средств и др.

В связи с этим в лицее сформулированы следующие правила (нормы), позволяющие управлять развитием образовательного процесса эффективно:

  1. Ученик реализует право на образование в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями.
  2. Педагог обеспечивает условия для перевода ребенка из объекта в субъект образования.
  3. Учитель постоянно развивает свои профессионально-педагогические способности и личностные качества.
  4. Руководитель обеспечивает успех деятельности ученика и учителя.
  5. Коллектив работает в творческом режиме поиска.
  6. В лицее преобладают гуманные отношения партнерского сотрудничества; уважение, доверие и атмосфера успеха становятся нормой жизни членов коллектива.

Ориентация содержания образования на требования системы непрерывного образования (в том числе и международного), рынка образовательных услуг и рынка труда с целью повышения конкурентоспособности школьного образования.

Данное направление выражается в усилении экономического, информационно-коммуникационного блока знаний в учебном плане лицея, в предоставлении качественного образования по базовым общеобразовательным предметам, в обеспечении повышенного уровня знаний на старшей ступени обучения в профильных классах, ориентированного на продолжение обучения учащихся в высших учебных заведениях. В разработанной педагогическим коллективом модели выпускника лицея предусматривается формирование следующих качеств и способностей, обеспечивающих, на наш взгляд, его успешное «вхождение» в мир изменяющегося и развивающегося социокультурного общества:

  • развитие способности к самоопределению в профессиональной, социальной и культурной жизнедеятельности личности выпускника;
  • овладение способами самоорганизации и самоуправления в познавательной деятельности;
  • формирование повышенного уровня знаний в соответствии с интересами и потребностями учащихся в профильных областях знаний;
  • формирование активной гражданской позиции учащихся в общественной жизни страны;
  • владение способами саморегуляции и поддержки здорового образа жизни;
  • овладение духовно-нравственными ценностями как ориентирами в выборе способов самообразования, самореализации и саморазвития в последующей жизни выпускников.

Анкетирование основных участников образовательного процесса доказывает, что данная модель отражает социальный заказ к образовательным услугам в лицее: со стороны учащихся – «пусть лицейское образование поможет мне состояться в жизни»; со стороны родителей – «обучение в лицее должно дать моему ребенку комфортные условия для достижения успеха в жизни, прочные знания»; со стороны педагогов – «образование в лицее должно способствовать становлению выпускника – гражданина России».

Стержневой линией в создании условий для саморазвития и самореализации лицеистов, их успешной социализации в обществе является воспитывающее образовательное пространство (см. схему), представленное классными руководителями – организаторами и координаторами воспитательной работы с обучающимися в классе, институт которых (как освобожденных классных руководителей по типу «классных дам» классического лицея) был сформирован задолго до постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 г. № 854, определяющего воспитание как «один из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства» и в связи с этим выделяющего дополнительное финансирование за выполнение функций классного руководителя.

Схема

Основной принцип лицея отражен в постулате: «Лицей – наш общий дом, коллектив единомышленников, создающих свой уклад жизни». Этот принцип утверждает обстановку доверия и уважения в школе, создает атмосферу лицейского дома:

  • через добротворческие дела;
  • идею эстетизации личности «Красивый человек в красивой и чистой среде»;
  • традиционные лицейские праздники и мероприятия.

Лицейские внеклассные мероприятия являются рациональным зерном всей воспитательной системы, особенностью учебного заведения. Они цикличны, тематичны, кульминационны, показательны. Каждое общелицейское мероприятие – это логическое завершение целого этапа воспитательной деятельности всего педагогического коллектива (учителя – на уроке; воспитателя – во внеурочное время; педагогов дополнительного образования – на занятиях лицейских кружков, секций, других объединений).

Общение детей и взрослых, разнообразные связи формируются через общность детей и взрослых в роли деловых партнеров, а также через демократический и гуманистический стиль отношений, отмеченный общими целями, деятельностью, высоконравственными отношениями и общей ответственностью.

В лицее реализуются несколько воспитательных программ: познавательная деятельность; нравственное воспитание; патриотическое воспитание; эстетическое воспитание; физическое воспитание; трудовое воспитание.

Результатом воспитывающей деятельности в лицее стала удивительно яркая импровизационная деятельность учащихся в создании творческих конкурсов, театрализованных общешкольных мероприятий и праздников, в организации выставок и формировании уклада (традиций) жизни лицея, соответствующих духовно-нравственным, культурным ценностям классического лицея (гордости за лицей, ответственно¬сти за образ жизни в нем, соблюдении Кодекса чести лицеиста как активного деятеля познавательной, общественной жизни лицея и т. д.).

Таким образом, создается воспитательное образовательное пространство, способствующее личностному росту учащихся. Педагог в этих условиях становится организатором воспитательной деятельности как приоритетной в его профессионально-педагогической практике. Поэтому модель обучения и воспитания в образовательном учреждении инновационного типа (лицея) строится прежде всего на гуманистических принципах управления образовательным процессом, обеспечивающих самоорганизацию, самоуправление, самодеятельность и творческое саморазвитие учащихся, стимулирующих рождение высокодуховного, нравственного «духа лицея» как значимой философии жизнедеятельности детей (в школе, в семье, в общении со сверстниками и взрослыми, в окружающем их социуме).

Результатом эффективности реализации данной модели обучения и воспитания является позитивное отношение учащихся к миру, их активность в делах школы и успешная самореализация в последующей жизни, высокая культура общения и самодисциплина, чувство ответственности и достоинства, стремление к самосовершенствованию.

Антонина ПЕТРЕНКО,
кафедра методологии управления и развития образования,
Рязанский областной институт развития образования

1 В лицее № 52 работают 6 воспитателей высшей квалификационной категории, 5 воспитателей I и 9 воспитателей II квалификационной категории.
2 Меренков А.В. Личность: формирование потребности в нравственном развитии. – Красноярск, 1986; Педагогика саморазвития личности. – Екатеринбург, 2001.

Рейтинг@Mail.ru