На экскурсию становись!
Совсем скоро – 1 сентября нынешнего года – московская школа № 1926 отметит свое десятилетие. Юбилей, конечно, не золотой,
но значительный. Ведь сегодня здесь уже не 10 учеников, которые участвовали в первой праздничной линейке по случаю открытия школы, а свыше 800. Да плюс к этому школа является городской экспериментальной площадкой по направлению «Нравственное воспитание школьников».
Начав свою работу в типично новом, «спальном» микрорайоне на окраине столицы, управленческая команда школы сразу поняла, что важнейшей особенностью месторасположения школы является отсутствие вблизи нее «очагов» культуры. Кроме того, анализ информации о предпосылках создания воспитательной системы школы показал, что наши ученики – это в основном дети из многодетных семей, переехавших в новый район из других мест Москвы. Также стало ясно, что подавляющее большинство родителей наших учащихся почти все время проводят на работе. И потому перед нами встал вопрос: как организовать работу школы, чтобы дети могли находиться в ней длительное время и проводить его интересно и с пользой.
С этого момента управленческой позицией школы стала мысль: «Не ученик должен быть удобен для школы, а школа для него». И, для того чтобы составить программу действий по определению основных позиций воспитательной системы школы, мы провели микроисследование с использованием педагогических наблюдений и социологических приемов (беседа, анкетирование закрытого и открытого типа). Его целью было выявить интересы учащихся, изучить уровень их воспитанности как важного показателя нравственного состояния.
Методика, по которой проводилось исследование, представлена в работе Р.В. Овчаровой, с которой можно ознакомиться в «Справочной книге школьного психолога». Она предусматривает оценивание (учителем, классным руководителем) учащихся по сформированности у них таких показателей развития качеств личности, как гуманность в отношении к окружающим, вежливость, духовность (стремление к прекрасному и возвышенному), трудолюбие, физическая культура, бережливость, честность, активность, любознательность, дисциплинированность. Оценивание происходит по пятибалльной системе (см. краткое описание).
Данная методика позволяет качественно оценить наиболее развитые или, напротив, проблемные стороны личностного развития учащихся.
Еще одним любопытным результатом использования методики для нас стала возможность проведения внутришкольного конкурса на самый воспитанный класс, когда в течение учебного года каждый учитель имеет возможность оценить воспитанность учеников в обучающихся у него классах, а администрация школы – сравнить данные по классам и наградить самый воспитанный класс.
В результате нашего исследования в коллективе учащихся были выявлены высокая физическая культура и низкая активность. Чтобы изменить существующее положение дел, в первые годы были опробованы некоторые формы работы. Это и создание школьного совета, и проведение общешкольных конкурсов «Класс года»», «Лучший ученик», и другие мероприятия.
Однако одной из самых эффективных форм, которая позволяет расширить позитивный социальный и эмоционально-ценностный опыт учеников, повысить их активность во внеурочное время, у нас стала туристско-экскурсионная деятельность.
Остановимся на этом чуть подробнее.
Всем известно, что при организации экскурсионной работы у классных руководителей, которые, как правило, отвечают за нее, возникает ряд сложностей. У детей нет желания куда-либо идти, их приходится уговаривать посетить театр или музей. Кроме того, всегда «всплывает» финансовый вопрос: не все родители охотно сдают деньги на экскурсии. Играет свою роль и занятость учащихся (посещение курсов при вузах, музыкальных и спортивных школ, различных кружков, занятий с репетиторами, etc.). И есть дети, которые плохо переносят поездки в автобусах. Для решения этих проблем школьным советом был создан экскурсионный сектор.
Его работа началась с того, что было проведено анкетирование среди учащихся с целью узнать, что им интересно в сфере экскурсионных возможностей.
Ребята, отвечающие за работу сектора, задавали одноклассникам три вопроса:
– На каких экскурсиях, в каких поездках ты уже побывал (со школой, с родителями)?
– Где особенно понравилось? (Что запомнилось больше всего?)
– Куда бы ты хотел поехать, что увидеть?
Проанализировав полученную информацию, мы пришли к таким выводам:
- Среди учащихся наибольшей популярностью пользуются экскурсии на производство: «Гжель», фабрика елочных игрушек, кондитерская фабрика «Красный Октябрь», хлебо-булочный комбинат «Черемушки».
- Наиболее запомнились Исторический музей, Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Зоологический музей им. Дарвина, Политехнический музей.
- Учащиеся особо выделяют поездки в другие города.
- Экскурсии в литературные музеи в анкетах были представлены мало. То же можно сказать и о посещении театров.
Чтобы облегчить классным руководителям работу, связанную с экскурсионной деятельностью, творческая группа учителей-предметников составила план экскурсионной деятельности образовательного учреждения на учебный год по параллелям с 5 по 11 класс. Этот план носит пока рекомендательный характер, однако позволяет привести данную работу в систему, соблюсти принцип преемственности и обеспечить разностороннюю направленность экскурсионной работы: формировать запрос родителей, детей и педагогов на экскурсии разнообразной тематики, планировать расходы, связанные с поездками детей, и т.д. Пример такого плана для удобства работы с ним классного руководителя мы приводим в таблице 1. Он был составлен для параллели пятых классов, позволяет устранить стихийность в выборе и планировании экскурсий и является хорошим дополнением к образовательному процессу. Этот план можно корректировать в зависимости от желания детей, родителей или направленности работы образовательного учреждения.
Таблица 1
Для того чтобы наглядно представлять работу того или иного класса, на видном месте школы можно вывесить экскурсионный экран, где указывать количество посещенных экскурсий (см. табл. 2).
Таблица 2
Но задача классного руководителя заключается, конечно же, не только в том, чтобы организовать экскурсию, но заинтересовать ею как можно большее число учащихся. Для ответственного по школе за экскурсионную педагогику мы придумали еще одну таблицу, в которой собирается вся информация о количестве учащихся, побывавших на экскурсиях (см. табл. 3).
Таблица 3
И, разумеется, занимаясь экскурсионной педагогикой, нельзя забывать о безопасности учащихся при выходе из школы. Для чего мы разработали специальную памятку.
Памятка
- Ответственный за выезд/выход детей из школы за неделю до даты предполагаемой экскурсии (или другого мероприятия) подает заявление руководителю образовательного учреждения о разрешении провести экскурсию (мероприятие).
- На каждые 5–7 детей устанавливается 1 сопровождающий взрослый.
- Не позднее чем за три дня до предполагаемого выхода необходимо пройти целевой инструктаж у организатора по туристско-экскурсионной работе (с обязательными подписями инструктора и инструктируемого в журнале инструктажей по охране труда), а также провести инструктажи по охране труда с обучающимися и сопровождающими (с обязательными подписями инструктора и подростков с 14 лет в журнале инструктажей по охране труда с обучающимися).
- Не позднее чем за три дня до предполагаемого выхода необходимо получить письменную резолюцию директора ОУ.
- При выходе (выезде) на экскурсию руководитель группы должен иметь на руках
– копию приказа директора ОУ;
– список обучающихся с указанием класса;
– дорожную аптечку;
– сигнальные флажки.
- Родители обучающихся должны быть заранее оповещены (через запись в дневниках детей) о сроках выхода (выезда) и предполагаемом времени возвращения к школе.
Стоит отметить, что, по нашим наблюдениям, экскурсионная работа позволяет существенно расширить границы и возможности учащихся. Все проведенные экскурсии отражаются у нас на фото и видео. И постепенно накапливается материал, идущий в Летопись школы. В ней ребята фиксируют свои впечатления о том, что они видели, для будущих учеников школы. Вот несколько таких отзывов-впечатлений.
– «Я побывал в Звездном городке. Сначала нас повели в музей, который был создан по инициативе Юрия Гагарина. Он был задуман как музей подарков космонавтам. После гибели Гагарина здесь был открыт для экскурсантов кабинет первого космонавта. Мы также побывали в технической зоне города, посмотрели тренажерный зал и увидели макет орбитальной станции «Мир». Станция поразила меня своими размерами…» В. Сапожников, 7 «А»
– «25 апреля я и мои одноклассники были в Центре управлении полетами. От экскурсии мы в восторге! Нам показывали фильм о жизни космонавтов в космосе. Оказалось, что на орбите есть душевая кабина, где можно мыться вверх ногами!» А. Арцев, 7 «А»
– «16 – 22 марта нам довелось побывать на Белорусской земле. Экскурсия была организована Управой нашего районо «Новокосино». От каждой школы нашего микрорайона на нее поехало по два ученика. Мы счастливы, что нам выпала такая честь. Мы были в Минске, Беловежской пуще, Брестской крепости, на месте некогда стоявшей белорусской деревни Хатынь.
Нас поразила Брестская крепость. Никакой памятник не может сообщить человеку большего волнения, чем изуродованные взрывами, изъеденные пулями и осколками, опаленные красные кирпичи крепости. Стена цитадели местами исчезла, местами проломлена. Кирпич от огня плавился и застывал черными сосульками. Крепость истекала кровью, но не сдавалась. Эти руины хранят память о тех людях, которые погибли летом 1941 года. Из семи тысяч стоявших здесь насмерть в живых осталось немногим более 300 человек…» Аня Копытина, Света Острецова, 8 «А»
Ольга КАЗЕЕВА,
зам. директора
по воспитательной работе школы № 1926, г. Москва
|