Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №16/2006

Технологии

Готовь турслет осенью…

Возможности воспитательной работы, которую может проводить школа, многообразны настолько, насколько многообразна человеческая фантазия. Главное – не запирать себя и детей в четырех стенах, что прекрасно иллюстрирует данный материал. Речь в нем пойдет о проведении туристического слета в образовательном учреждении. За три года проведения таких слетов в петербургской гимназии № 196 накоплен некоторый опыт.
Ваши коллеги надеются, что их идеи помогут тем, кто решил организовать туристический слет в своей школе и нуждается в поддержке, рекомендациях и советах.

Итак, всю подготовительную работу к туристическому слету можно разделить на три части: работа по обеспечению слета; работа над мероприятиями; работа по подготовке команд.

То есть, иными словами, надо ответить на три главных вопроса, которые обычно руководители ставят перед собой: «Где проводить?», «С кем проводить?», «В какой форме проводить?» Мы предлагаем свой алгоритм действий, который, разумеется, может быть дополнен или изменен в зависимости от школы, ее возможностей, числа участников и т.д.

Работа по обеспечению слета

Найти место для проведения слета – не легкая задача. Школа – не туристский клуб, и потому взрослых оптимистов, которые бы жаждали жить в палатках, не так много. Хотя, безусловно, жизнь в палатке только прибавляет ощущений. Возможен вариант, когда старшие классы с руководителями живут в палатках, а те, кто помладше, – в домиках. Необходимыми условиями для проведения турслета мы в первую очередь считаем:

  • пространство для проведения мероприятий;
  • место для ночлега;
  • место для приема пищи.

Работа над мероприятиями

Мы всегда начинаем с идеи, определяя, во что будем играть в этот раз. Так, темой слета в 2002/2003 уч. году было 300-летие Санкт-Петербурга, и мы назвали его «Все флаги в гости будут к нам», а в 2003/2004 уч. году мы играли в «Парламент».

Соответственно разбивка на команды делается исходя из общей идеи слета. Это могут быть экипажи, страны, племена и.т.п. В любом варианте команда в течение слета набирает баллы («звезды», «тугрики», мили), которые суммируются в результате всех мероприятий, и в конце слета подводятся итоги за все три дня.

Мероприятия туристического слета условно можно разделить на:

  • мероприятия туристической направленности (техника пешеходного туризма, ориентирование и т.д.);
  • мероприятия творческой направленности (игры, викторины, станции).

Сегодня мы хотели бы акцентировать ваше внимание именно на второй части, на творческой составляющей туристического слета, потому что при подготовке первой без помощи профессионалов не обойтись (для того чтобы интересно и безопасно проводить мероприятия по туризму, наша гимназия сотрудничает с СЗРПСО МЧС России, которая помогает подготовить все туристические соревнования). Однако со второй частью – творческой – школа вполне может справиться самостоятельно.

Конечно же, можно проводить только одни соревнования, но, во-первых, они предполагают ограниченное количество участников, а во-вторых, гораздо удобнее проводить ряд соревнований, разделив всех участников на две группы.

Но тогда возникает вопрос: чем занять вторую половину? Тем более что мы берем на турслет всех желающих детей, а не только тех, кто находится в хорошей спортивной форме. И потому у нас именно творческая часть позволяет тем, кто не может активно соревноваться, заработать очки для своей команды в других мероприятиях.

Традиционно мы включаем в творческую часть исторический и краеведческий блоки и блок ОБЖ.

Работа по подготовке команд

Каждую команду готовит взрослый куратор, который на время туристического слета становится старшим другом и советником. Подготовка команды осуществляется исходя из основной концепции игры. При этом название команды, девиз, приветствие для «капустника» непременно готовятся до слета.

Мы предлагаем вашему вниманию отдельные документы и примеры игр для туристического слета «Парламент».

Как уже упоминалось выше, в 2003/2004 учебном году весь туристический слет решено было посвятить самоуправлению. Здесь мы не были новаторами, но, учитывая, что в «Парламент» еще не играли, устроили выборы. Игра началось еще в марте с подготовки к выборам. Были придуманы, разработаны и введены собственные деньги, проведены избирательные кампании и дебаты и, наконец, выбран президент туристического слета (см. Приложение 1). Органом самоуправления считается парламент, состоящий из президента и министров, которые выбираются в каждом классе. Именно парламент в период туристического слета принимает все ответственные решения (см. Приложение 2).

Приведем лишь некоторые положения нашей игры.

  1. На время проведения туристического слета, включающего в себя предвыборную кампанию и выборы, школа превращается в союз стран. Каждый класс считается страной, имеющей свое название, герб, гимн, кодекс (разрабатывается индивидуально до начала туристического слета).
  2. Возглавляет союз стран президент туристического слета стран, который избирается, согласно закону о выборах. 28 апреля ... года.
  3. На территории союза вводится валюта – «тугрик», которая поступает в оборот с 19 апреля. За ходом валюты по странам, приобретением услуг, а также курсом следит Центральный банк. Во время туристического слета каждая страна зарабатывает (на конкурсах и соревнованиях) или тратит (теряет) деньги (на услуги или штрафы).
  4. Страна, чье экономическое положение будет выше всех, имеет право на заработанные тугрики приобрести ценный приз.

Ниже мы приводим пример организации одного дня турслета (см. Приложение 3). Хотя расписание всех трех дней зафиксировано в Положении о турслете, которое подписывает директор образовательного учреждения, все три дня слета строятся примерно по одинаковой схеме. Разница лишь в том, что задания («станции») все время разные. Соответственно у всех команд существует множество разнообразных возможностей набрать баллы. В качестве примера приведем несколько названий наших «станций» и игр: «Параллельная переправа», «Загадка карты», «Палата мер и весов. Топография», «Водоносы», «Интеллектуальное казино», «Поиск клада» (см. Приложение 5).

Готовя турслет, мы никогда не забываем о том, что в современном мире способность действовать в команде, несомненно, является одним из наиболее востребованных личных качеств наряду с надежностью, готовностью помочь, терпением, самоуважением и др. Эти качества необходимы всем, кто хочет строить отношения с другими на основе взаимного уважения, коммуникации и сотрудничества.

И любой наш выезд направлен на то, чтобы ребята стали одной командой, научились договариваться, принимать коллективные решения. Поэтому традиционно мы определенное время отводим на психологический тренинг, направленный на сплочение. Это могут быть отдельные «станции» в общей игре для смены деятельности или отдельное мероприятие. Примеры таких игр мы приводим в Приложении 4.

Особо подчеркнем, что организаторы турслета всегда оставляют за собой право изменить программу по объективным причинам. Кроме того, согласно нашим традициям, после окончания туристического слета каждая команда (класс) должна сдать фотоотчет. И лучшие кадры всегда отмечаются специальными призами.

Хочется верить, что наш опыт поможет вам организовать нечто подобное и провести турслет интересно и с пользой для всех. Разумеется, такое мероприятие требует длительной подготовки, большой ответственности и креативного подхода как со стороны детей, так и со стороны педагогического коллектива. Поэтому самое время – начинать готовиться к нему уже в начале учебного года. Желаем вам успехов в проведении турслетов!

Приложение 1

Из Закона о выборах президента туристического слета (выдержки)

ГЛАВА 1. Общие положения

Статья 1. Права и обязанности президента турслета

1. Президент турслета – глава союза стран (классов).

2. Президент турслета является гарантом проведения турслета, а также прав и свобод его участников. В установленном порядке он принимает меры, способствующие функционированию турслета, его независимости и целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов управления.

3. Президент турслета в соответствии со своей программой и законами, принятыми парламентом, определяет основные направления деятельности.

4. При вступлении в должность президент турслета приносит жителям союза стран следующую присягу: «Клянусь при осуществлении полномочий Президента Турслета уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, выполнять свои предвыборные обещания, делать все возможное для обеспечения интересного и разнообразного досуга, способствовать развитию творческого потенциала каждого, принимать решения, руководствуясь не личными интересами, а интересами союза стран в целом. Клянусь верно служить народу»».

5. Присяга приносится 29 апреля ... года в торжественной обстановке в присутствии членов парламента, членов педагогического коллектива и жителей стран.

6. Президент турслета:
а) назначает председателя парламента из числа министров стран турслета;
б) имеет право председательствовать на заседаниях парламента турслета;
в) принимает решение об отставке председателя парламента;
г) выбирает вице-премьеров для осуществления эффективного управления.

7. Президент турслета:
а) вносит законопроекты в парламент;
б) подписывает и обнародует законы.

8. Президент турслета может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами власти турслета.

9. Президент турслета издает указы и распоряжения.

10. Указы и распоряжения президента турслета обязательны для исполнения на всей территории союза стран.

11. Президент турслета приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока турслета.

12. Президент турслета прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки по причине неспособности по состоянию здоровья и другим причинам осуществлять принадлежащие ему функции.

(...)

Статья 2. Основные принципы проведения выборов президента турслета

1. Президент туристического слета избирается учащимися 7–11 классов на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании 28 апреля ... года.

2. Участие учащегося в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на учащегося с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.

Статья 3. Избирательные права учащихся

1. Президентом турслета может быть избран учащийся 7–11 классов, предоставивший до 19 апреля ... года необходимые документы (см. ниже). Срок полномочий президента – с момента выборов до окончания турслета.

2. Выборы президента турслета проводятся на школьном избирательном участке. (...)

Статья 4. Право выдвижения кандидатов на должность президента турслета

Право выдвижения кандидатов на должность президента турслета принадлежит избирателям стран (классам), в которые входят кандидаты. В день регистрации кандидат должен предоставить 30 подписей в свою поддержку, фотографию и предвыборную программу по турслету.

(...)

ГЛАВА 4. Голосование и определение результатов выборов

Статья 9. Порядок голосования

1. Голосование проводится в день выборов с 8 до 21 часа: в 9.40–9.45, 10.25–10.40, 11.20–11.35, 12.15,12.30, 13.10–13.20.14.00–14.10.

2. Каждый избиратель голосует лично по предъявлению удостоверения личности (дневника).

3. Каждый избиратель получает один бюллетень со списком кандидатов на должность президента турслета, в котором он должен оставить только одну фамилию кандидата.

4. Избирательные бюллетени опускаются после голосования в опечатанную избирательную урну.

5. Вскрытие урны осуществляется в 14.10 мин. При вскрытии могут при¬сутствовать только члены избирательной комиссии и наблюдатели кандидатов. (...)

Статья 10. Определение результатов выборов президента турслета

1. Выборы считаются состоявшимися, если в них приняло участие не менее 50% избирателей. (...)

Приложение 2

Положение о парламенте турслета
(выдержки)

I. Общие положения

1.1. Настоящее положение утверждено на основании результатов проведенного 13 апреля ... года в гимназии референдума по вопросам проведения туристического слета. Положение принято с целью юридического закрепления волеизъявления учащихся школы.

1.2. Парламент – представительный и законодательный орган туристического слета.

1.3. Парламент является формой ученического самоуправления на турслете гимназии в 2004 году.

1.4. Основной функцией школьного парламента является нормативное регулирование общественных правоотношений субъектов – участников турслета.

1.5. Парламент принимает законы, имеющие обязательную силу для всех участников турслета, которые приравниваются по юридическому статусу к приказам директора гимназии.

1.6. Законы и постановления, принимаемые школьным парламентом, не могут противоречить этическим нормам, законодательству и международному праву о правах человека.

1.7. Деятельность парламента направлена на развитие турслета, воспитание правовой культуры учащихся, формирование у них активной позиции, развитие ученического самоуправления.

1.8. Выборы в парламент проводятся в срок до 28 апреля. Срок полномочий избранных премьер-министров истекает с момента окончания туристического слета.

II. Выборы представителей парламента турслета.

2.1. Активным и пассивным избирательным правом обладают учащиеся класса, представителем которого является кандидат.

2.2. Жители страны, выбирая премьер-министра, должны помнить о том, что выбирают законного представителя своей страны, и должны подчиняться его решениям.

2.3. Дата проведения выборов назначается советником страны (руководителем отряда (класса) на основании решения, принятого учащимися, обладающими активным избирательным правом (т.е тех, которые едут на турслет).

2.4. Организация выборов в стране (классе) может происходить по желанию жителей (тайное голосование, открытое голосование, обсуждение и пр.) на общем собрании класса.

2.5. Количество премьер-министров парламента определяется исходя из количества стран (классов с 7 по11).

III. Полномочия и обязанности премьер-министра Выбранный премьер-министр наделяется следующими полномочиями:

3.1. Участвует в заседаниях парламента турслета, наравне со всеми принимает решения, касающиеся планирования работы, а также конкретных ситуаций, возникающих на турслете.

3.2. Представляет интересы страны (класса); в принятии решений руководствуется прежде всего созданием благоприятных условий для своей страны и союза стран в целом.

3.3.Управляет страной (классом) исходя из общих решений, принятых на заседании парламента, решений президента и собственных мнений, не противоречащих нравственно-этическим нормам и общим законам. (...)

IV. Порядок работы парламента

4.1. Первое заседание парламента осуществляется 29 апреля ... года.

4.2. На первом заседании избирают секретаря парламента, избирают председателя парламента, а также разрабатывают и утверждают план турслета.

4.3. Последующие собрания парламента определяются президентом. Во время турслета парламент собирается не реже одного раз в день для подведения итогов дня и планирования работы на следующий день. Премьер-министр обязан присутствовать на заседании парламента (в случае неспособности – послать заместителя). В случае отсутствия премьер-министра на собрании со страны взимается штраф, установленный кодексом. (...)

Приложение 3

Положение о туристическом слете
(в сокращении)

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Цели и задачи:
– формирование органов самоуправления;
– популяризации спортивного туризма среди учащихся образовательных учреждений;
– военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения;
– пропаганда здорового образа жизни;
– подготовка юношей к службе в рядах Вооруженных сил РФ;
– формирование знаний, умений и навыков автономного существования в природных условиях, основ безопасности жизнедеятельности.

2. Время и место проведения

Туристический слет пройдет с 17 по 19 мая ... года. Трехдневный поход (активная часть) в Выборгском районе Ленинградской области, пос. Поляны.

3. Организация мероприятия

Мероприятие проводится при поддержке:
– СЗРПСО МЧС России, мастером спорта международного класса по альпинизму Астафьевым Владимиром Анатольевичем в соответствии с планом воспитательной работы (раздел «Спорт и туризм»).
– ДОЛ «Фрегат» и ГУ «Дом молодежи СПб».

Проведение мероприятия осуществляется судейской коллегией (жюри) в составе: председателя жюри Железнова Ю.И., секретаря Бершадской Е.Л., главного судьи активной части мероприятия Астафьева В.А.

4. Участники турслета
– Участниками слета являются учащиеся 6–11 классов, включенные в список на 14 мая. Команда состоит из учащихся и прикрепленных к ней руководителей, которые несут ответственность за жизнь и здоровье участников команды.
– Команда должна иметь спортивную форму для прохождения соревнований.
– Учащиеся, принимающие участие в походе, должны иметь медицинский допуск и быть застрахованы от несчастных случаев.

Все члены команды и руководители должны знать инструкцию по ТБ.

II. ПРОГРАММА СЛЕТА

1 день

12.00 Приезд в лагерь, размещение, экскурсия по лагерю.

14.00 Обед.

15.00 Построение, открытие слета.

Команды-страны представляют герб, флаг и гимн страны в порядке увеличения возрастной группы (6–11 классы).

15.30 Игра по станциям.

15.30–17.30: отряды 6–8 классов. Этап I. Степенной поход. Отряд 9–11 классов. Этап II. Командные старты.

17.30-19.30: отряд 9–11 классов Этап I. Степенной поход. Отряды 6–8 классов. Этап II. Командные старты.

Описание этапов

Этап I. Степенной поход включает:

Тур 1. Узлы

Снаряжение: реп-шнур диаметром 6–8 мм на каждого участника.

Действия:

  1. Команда в полном составе строится в определенном судьей квадрате и говорит название своей страны.
  2. Судья дает пояснение по заданию.
  3. По команде судьи каждая команда вяжет на своем реп-шнуре названный судьей узел в заданное время. Взаимопомощь разрешена.
  4. После того как узел завязан, реп-шнур необходимо положить на землю перед квадратом команды и выйти назад, за пределы своего квадрата.
  5. После оценки узла участники становятся на свои места и вяжут новый узел. Всего необходимо связать не менее 3-х узлов.

Тур 2. Надевание страховочной обвязки (верхняя и нижняя беседка)

Снаряжение:

Обвязка: нижняя (беседка) и верхняя, грузовой карабин.

Ваши действия:

  1. Построиться всей командой перед судьей этапа и представить команду.
  2. Выслушать объяснение и инструктаж:
  3. По разрешению судьи приступить к работе на этапе.
  4. Взаимопомощь между участниками команды разрешена.
  5. Время надевания страховочной обвязки будет установлено на месте судьей.
  6. Время остановится только после того, как последний участник команды наденет обвязку.

Тур 3. Наклонная навесная переправа («скоростной спуск»)

Дополнительный конкурс «Гоша» – конкурс манекенов (вес не менее 12 кг, куртка, брюки, ботинки, шапка, отличительный знак команды, лицо, руки, ноги). Положение о конкурсе было дано ранее.

Наклонная навесная переправа будет наведена судьями.

Снаряжение: грузовой карабин; ролик-блок; 3 – рукавицы; 4 – каска; 5 – страховочные усы.

Внимание! Рукавицы должны быть у всех участников команд данного этапа.

Этап II. Командные старты

Станция №1. Подтягивание. Участвуют 7 мальчиков.

Станция №2. Биатлон

Часть 1 – Бег 100 м. Участвуют 10 человек команды.

Часть 2 – Стрельба. Число участников станции будет определено на месте.

Количество заработанных денег исчисляется количеством точных попаданий по мишени.

Станция № 3. Полоса препятствий. Преодоление барьера высотой 2 м.

Станции № 4, 5, 6. Задание на станции будет сообщаться в момент прибытия. Задания направлены на формирование командной сплоченности.

Станции оцениваются исходя из качества выполнения командой задания.

Максимальное количество баллов на каждой станции – 20 тугриков

19.30 Ужин.
20.30 Вечерний костер.
23.00 Совещание представителей команд.
00.00 Отбой.
01.00 Полный отбой по лагерю.

Приложение 4

Станции на сплочение

  1. «Настроение». Каждый участник в круге говорит фразу «У меня настроение вот такое...» и показывает какое-либо действие или движение, характеризующее его настроение. Все остальные повторяют его движение по очереди.
  2. «Веревка». Все участники встают в круг и берут в руки веревку. Не отпуская рук, необходимо завязать узел на веревке.
  3. «Лучшая команда». Все участники берутся за руки. По очереди говорят предложение, начинающееся словами «Наша команда лучшая, потому что...».
  4. «Нога к ноге». Вся группа стоит плечом к плечу и щиколотка к щиколотке. Обозначен финиш. Задача: пройти заданное расстояние, не нарушив телесного контакта со своими соседями.

Приложение 5

Станция «Водоносы»

Пробоина в шхуне.

Необходимо с помощью дырявой бутылки наполнить емкость. Работает вся команда. Записывается КВ. После прохождения всеми командами подводится итог. I место +5; II место + 3; III место +2.

Разлей-ка!

Разлить воду по стаканам с закрытыми глазами. Выполнение +5.

Достать бутылку с помощью палки с веревкой. Выполнение +5.

Станция «Повара»

  • Придумать национальное блюдо, инаписать рецепт к нему (время на выполнение 5 минут). Оценивается оригинальность: + 5.
  • Определить на ощупь 5 круп (время на выполнение 5 минут).
  • Вспомнить и пропеть песни, где встречается блюдо или продукт (время на выполнение 5 минут). Каждая песня 1 тугрик.

Приложение 6

О распределении президентского фонда и системе штрафов и наказаний

I. Президентский фонд. Президент туристического слета имеет фонд, который он может использовать на дополнительное финансирование стран в качестве поощрений за особые заслуги.

Предложение о награждении рассматривается и принимается на заседании парламента.

К награждению может быть представлена любая страна.

Сумма вознаграждения зависит от степени значимости ситуации.

II. О системе штрафов, взысканий и поощрений

Основные штрафы:

  • неубранная комната – 10 тугриков;
  • опоздание премьера на заседание парламента – 5 тугриков;
  • опоздание команды на этап – 15 тугриков;
  • дисциплина – 10 тугриков;
  • хамство и нецензурная брань – 20 тугриков (возможно снятие с этапа);
  • несоблюдение режима отбоя – 10 тугриков (может быть наложен неоднократно);
  • неисполнение приказа, распоряжения – 30 тугриков;
  • нарушение устава, инструкции ТБ – от 10 и более тугриков (в зависимости от степени нарушения).

Возможно введение дополнительных штрафов!

Выход за территорию лагеря ЗАПРЕЩЕН!

Екатерина БЕРШАДСКАЯ,
зам. директора по ВР,
Юрий ЖЕЛЕЗНОВ,
зам. директора по УВР,
гимназия № 196, г. Санкт-Петербург
Фото А.СТЕПАНОВА

Рейтинг@Mail.ru