Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №16/2006

Опыт

Гарри-педагогика

«Беда не в недостатке денег, а в нехватке созидательных идей», – считают авторы статьи, которую мы сегодня публикуем на наших страницах. И одна из таких идей – перед вами. Игровая система образования – это мощное наступление на традиционную систему преподавания, которая «плохо воспитывает и поэтому еще хуже учит».

Современная школа: кризис

Эта оценка состояния современной системы образования объективна, но, к сожалению, приобрела слишком эмоциональный характер. Из-за этого возникает спрос на простые и быстрые решения, которые в реальности невозможны. Следствием такого самообмана неизбежно становятся апатия и прочное недоверие к любому новаторству.

Кризис образования – это явление всего современного мира. Существующая система, сложившаяся в эпоху рождения индустриального общества, соответствовала ему. Но сегодня рождается новый мир и нужна новая школа. Главное ее отличие – уменьшение механического труда, зубрежки. Основные ценности – свободное, творческое мышление; понимание общих закономерностей и системный характер знаний; развитие интуиции, тонкости восприятия.

По данным международного опроса, проведенного Всемирной организацией здравоохранения, ученики все меньше любят школу. Опрос проводился в 29 странах Европы, а также в США и Канаде. Среди 11-летних подростков школу очень любят (первая цифра – мальчики, вторая – девочки): Македония – 89,1% и 83,4%, Австрия – 60,4% и 59,8%, Германия – 52,5% и 47,5%, США – 38,3% и 30,2%, Англия – 28,4% и 25,2%, Россия – 25,5% и 17,2%, Италия – 24,9% и 15,6%, Финляндия – 12,7% и 8,4%. В среднем из 29 стран – 30,4% и 38,2%.

О том, что российский учитель беден, замотан, не успевает переварить новшества, испуган усилением бюрократического и общественного давления, не хочется и говорить.

Кризис, который переживает современная система образования, закономерен. Он является результатом роста, развития мировой цивилизации. Катастрофического тут ничего нет, но угрозы для стабильного существования реальны. Вызов времени, вероятно, состоит в поиске прежде всего новой модели образования и воспитания.

Сейчас понятие «реформы» приобрело негативный смысл. Время для передышки было необходимо, но оно заканчивается. Пора идти вперед. Нужно планомерно и осмысленно модернизировать сами основы российского бытия. Главным смыслом нового этапа реформ должно стать развитие и даже, если хотите, насаждение культуры в самом широком смысле этого слова: культуры мышления и речи, культуры хозяйствования и быта, культуры управления и поведения, профессиональной и эстетической культуры…

Изменить ситуацию с качеством образования, с перегрузкой школьников можно только за счет системного изменения содержания образования, ясного определения его смыслов и изменением методики преподавания. Беда даже не в недостатке денег, а в недостатке созидательных идей.

Что наша жизнь? Игра!

О культурном феномене сказки про Гарри Поттера можно судить по-разному. Но мы не ставим цель заниматься критикой или апологией произведения г-жи Роулинг. Хотя не будем скрывать, что с симпатией относимся к автору этой книги и с недоумением к тем, кто находит в ней что-то вредное для детей.

Выделим из сюжета книги мотив, который не нашел, на наш взгляд, должной общественной оценки. Самым сказочным, может быть, следует признать тот факт, что Гарри Поттер учится в школе, в которой интересно учиться!

Объяснение этого удивительного явления очевидно. Почти всему, чему учат в Хогвартсе, ученики учатся сами! На уроках травологии они сами выращивают разные растения. В современной школе на уроках ботаники изучают соцветия и в лучшем случае изредка делают гербарий. В Хогвартсе на уроках зельеварения занимаются тем, что и следует из названия предмета. В современной школе на уроках химии учат формулы и почти никогда не проводят самостоятельных опытов. В Хогвартсе на уроках защиты от темных искусств учатся выживать. В современной школе на уроках ОБЖ вообще трудно сказать чему учат.

Вывод очевиден: ученик должен активно осваивать знания – живые, а не мертворожденные! На литературе быть поэтом, на физике – физиком, на истории – историком!

Проблемы образования – это не проблемы системы образования, а всего нашего общества. Более того, это главный вопрос, от решения которого зависит экономическая эффективность, политическая стабильность, уровень культурного развития России. Разница между школой Хогвартс и современной школой такая же, как между тоталитарным и демократическим обществом.

Массовая советская, а ныне российская школа основана на авторитарной педагогике. Цель учения – зубрежка, механическое заучивание некоего объема знаний. В век постиндустриального общества и лавинообразного роста количества информации такой подход выглядит анахронизмом. Где уж тут развивать творческое мышление! Дай бог учителю пройти программу и оставить в памяти ученика хоть какие-то проблески знаний, натренировать ученика для сдачи ЕГЭ.

Бессмысленный и бесполезный труд опасен для здоровья ребенка больше, чем экологические проблемы! Традиционная система преподавания почти ничего не говорит сердцу современного человека, и соответственно мало что доходит до ума. Она плохо воспитывает и поэтому еще хуже учит.

Критиком быть легко. Однако мы можем предложить не просто какие-то идеи, но и учебно-методический комплекс, который представляет собой легко тиражируемую методику преподавания. Ее основой являются учебные игры, которые мы уже разрабатываем много лет. Они создают, как мы надеемся, систему игрового образования, предполагающую развитие игрового сознания учащихся. Для этих сборников характерны следующие черты: системность (продуманное, постоянное использование учебных игр на уроке); многожанровость (десятки форм игровых заданий); разный уровень сложности заданий (соответственно и возможности для индивидуализации образования); юмор, неоднозначность ответов (как способ раскрепощения, развития сознания); возможность для учителя выбрать свой стиль работы, используя те задания, которые соответствуют его личным особенностям. Последнее обстоятельство имеет особенное значение. У нас часто говорят об учете индивидуальности ученика. Но не менее важно, чтобы в школе были неординарные по личным качествам учителя. В конечном счете, именно уникальная встреча двух человек во все времена будет главным секретом успешной учебы. Недопустимо малейшее подавление индивидуальности учителя.

Все методы обучения должны быть направлены на пробуждение интереса учащихся к знанию. Принуждение в учебном процессе должно играть не главную, а второстепенную роль. Школа отказалась от розги, но должна заменить ее интересом и самовоспитанием.

Для создания игровой атмосферы на уроке мы придумали игру «Школа Гарри Поттера: ценные бумаги».

В ней используются деньги – от 1 до 25 галеонов (рис. 1). Каждый вид имеет свой дизайн. Учитель выдает их ученикам за хорошую работу, творчество, интересные шутки.

Рисунок 1

Учитель проводит периодически аукционы, на которых предлагает ученикам приобрести на заработанные галеоны набор ценных бумаг, каждая из которых дает определенные права. Форма аукциона известна: называется вид ценной бумаги, начальная цена, принимаются предложения и определяется покупатель. Помимо этого, по усмотрению учителя, определенная сумма галеонов может стать выкупом за «двойку»! За удачное использование ценной бумаги, какого-то своего права ученик получает дополнительную сумму галеонов.

Одна из самых популярных ценных бумаг из предлагаемого набора – страховой полис (рис. 2). Только одна эта бумага снижает степень самого большого школьного страха – страха совершить ошибку. Он годами терзает самых хороших, талантливых детей. И появление у ученика страхового полиса помогает ему не совершить самую большую ошибку – всю жизнь бояться ошибиться! Полис защищает ученика не просто от случайной «двойки». Он воспитывает самодостаточность, независимость. Помогает ученику чувствовать себя спокойнее и увереннее на уроке. Даже если из всей игры вы используете только полис, то уже многое изменится в атмосфере урока.

Рисунок 2

Довольно часто учителя не спрашивают учеников по желанию, что вносит дополнительную неопределенность и заставляет учеников более добросовестно готовиться к занятиям. Если хотите, мы считаем, что в учебной работе цель оправдывает средства! Если есть возможность помочь добросовестному отношению к учебе, то это следует сделать. Привилегированная акция (рис. 3) дает право ученику ответить тогда и на тот вопрос, который будет им выбран. Как правило, это один из пунктов домашнего параграфа или рассказ на основе дополнительного материала.

Рисунок 3

Ценная бумага «Смертельный номер» дает право ученику задать любой вопрос учителю по истории. Если учитель не ответил, то ученик получает оценку «5»! Как показывает практика, очень скоро ученики начинают задавать вопросы, связанные не с датой или каким-то простым фактом, а интересной проблемой, историей. Если даже учитель проигрывает в этом соревновании, то он выигрывает в заинтересованном отношении к своему предмету!

Одна из самых престижных ценных бумаг «Учитель истории» дает право ученику провести часть урока, поставить оценки одноклассникам. Это оказывается полезным для всех! Очень часто ученики придумывают что-то интересное, и на деле воспитывается понимание того, что оценка – результат знаний, а не личных взаимоотношений. Ученик готовит свои задания, спрашивает одноклассников, ставит оценки. Обычно это занимает 7–10 минут, но вряд ли вы посчитаете, что было напрасно затрачено время!

Ценная бумага «Передай другому» (рис. 4) дает ученику право передать свой ответ другому ученику, когда спрашивают его. Опыт показывает, что большинство ценных бумаг и денег накапливают самые добросовестные ученики. Поэтому лентяю трудно получить эти ценные бумаги, а те, кто у себя в течение учебного года накапливает весь набор, за очень редким случаем злоупотребляют своими правами. За многолетнюю практику нашей работы явного случая подобного рода не было никогда!

Рисунок 4

Большая часть школьных оценок находится на грани «2»/«3», «3»/«4», «4»/«5». И только представьте, какое удовольствие получит ученик, который, не дотянув до более желательной оценки чуть-чуть, может предъявить ценную бумагу «Плюс один», дающую ему право на дополнительный балл к полученной оценке. Отражение этой радости понравится любому учителю! Кроме этого, в нашей авторитарной школе набор ценных бумаг воспитывает самоуважение, самодостаточность, автономность ученика.

Ценная бумага «Право вето» позволяет ученику отменить выставление учителем любой оценки любому ученику в классе. Парадоксально, но это воспитывает личную самодостаточность! И если иногда ее использование не понравится учителю, то следует иметь в виду следующее. Воспитание интереса к учебе и уважения к личности ученика поможет возрастанию и авторитета учителя, и успеваемости.

Владимир ПУЧКОВ,
Юрий ШОРИН

Рейтинг@Mail.ru