4 плюс 4
Эффективность воспитательной системы школы:
четыре направления, четыре фактора
Основу современной гуманистической концепции воспитания составляет идея субъект-субъектного взаимодействия учителя и ученика. Поэтому педагогический коллектив московской школы № 137 стремится разработать и обосновать воспитательные технологии, которые обеспечивали бы взаимодействие учащихся и учителей на принципах гуманизма; ориентацию на развитие психологических резервов личности; преобразование суперпозиции педагога и субординированной позиции учащегося в личностно равноправные.
В связи с этим среди методологических и теоретических проблем воспитания на первый план выдвигается реализация личностно ориентированного подхода.
В нашей педагогике всегда сосуществовали два течения: общественно ориентированное и личностно ориентированное. Но первое течение было несоразмерно велико по сравнению со вторым. Ввиду этого дисбаланса перед нами встала задача поиска той золотой середины, которая соответствовала бы потребностям сегодняшнего образования.
Пытаясь решить эту задачу, мы переосмыслили наш многолетний опыт по составлению воспитательных программ разновариантного характера и увидели, что пренебрегаем тремя важными особенностями:
- Каждый ребенок строго индивидуален, его вхождение в общество субъективно, а конкретная программа нивелирует его индивидуальность.
- Жизнь ребенка – постоянное изменение, а конкретность программы предполагает некоторую статичность.
- Социальная действительность настолько динамична, что зачастую не позволяет предвидеть даже ближайшее будущее, и поэтому ребенка можно лишь подготовить к предстоящим изменениям жизни.
Осмыслив это и проанализировав результаты организационно-деятельностной игры «Прогноз» (см. Приложение 1), проведенной среди учителей, учащихся и их родителей, мы пришли к выводу, что генеральная цель воспитательной системы школы – это обеспечение условий каждой личности для вхождения в социальную жизнь на данном уровне культуры с учетом возрастных особенностей.
Таким образом, ставя перед собой задачу воспитания социально-адаптивной личности, мы концептуально вышли на проблему воспитания ребенка через организацию его субъект-субъектного взаимодействия в разных структурах:
- ребенок–ребенок (взаимодействие в классах с выходом на общешкольный коллектив);
- взрослый–ребенок (взаимодействие между учителями, родителями и детьми в отношениях равного партнерства).
Организация такого взаимодействия на практике позволяет обеспечить синергетический эффект, умножая усилия всех субъектов и резко повышая результативность воспитания.
Для реализации концепции воспитательной системы школы возникла необходимость перестройки традиционной системы управления воспитательным процессом. В ходе проведенного опытно-экспериментального исследования нами были апробированы несколько управленческих структур.
Из них наиболее перспективной, на наш взгляд, представляется разработанная и обоснованная оригинальная модель горизонтально-сетевой структуры, основу которой составляют структурные полуавтономные подразделения, имеющие свои определенные цели, задачи, функции и отвечающие за тот или иной раздел деятельности школы.
Принципиальным отличием созданной организационной структуры управления является отказ от субординационного принципа. Такая структура позволяет включить в процесс управления представителей всех школьных социальных групп и строится с учетом «развивающей» стратегии взаимодействия. В основе этого взаимодействия – диалог структурных компонентов, вступающих в этом случае в равноправные отношения друг с другом.
С целью организации и координации методического обеспечения воспитательного процесса в школе создан и функционирует Центр проблем воспитания. Его основные задачи, функции, организация работы, обязанности и права прописаны в разработанном нами Положении о центре проблем воспитания школы (см. Приложение 2). Руководитель Центра осуществляет свою деятельность на правах заместителя директора, его функции, должностные обязанности и права определены в разработанной нами должностной инструкции (см. Приложение 3).
Работу по содержанию системы воспитания школа ведет по четырем направлениям: работа с учителями; работа с учащимися; работа с родителями; работа с внешкольными организациями.
1 блок системы. Работа с учителями
Педагогические кадры – важнейшее структурное образование системы, являющееся генератором и организатором идей общешкольного коллектива.
Если в педагогическом коллективе установлены отношения требовательности и доброжелательности, бережное отношение к индивидуальности, толерантность, то этот стиль непосредственно передается и детскому коллективу, формируя восприятие основных ценностей системы.
В этом блоке мы выделяем следующие направления работы:
- профессиональная и личностная диагностика классных руководителей;
- планирование и моделирование, анализ и составление программ жизнедеятельности классного коллектива;
- семинары-тренинги по психолого-педагогическому обеспечению программы жизнедеятельности клас¬сного коллектива;
- психолого-педагогическое консультирование.
В нашей школе работает много замечательных педагогов, специалистов Центра проблем воспитания и Центра психолого-педагогической диагностики и консультирования, людей интеллигентных, много знающих и много умеющих. Некоторые из них, начиная с директора – заслуженного учителя России Н.С. Мручко, – выпускники нашей школы; 4 заслуженных учителя России, 23 почетных работника образования, 33 учителя высшей категории – таков наш кадровый состав. В школе создан и успешно действует клуб общения учителей. Определенным показателем благоприятного психологического климата в нашем педагогическим коллективе является его кадровая стабильность.
Для учителей проводятся методическая учеба, научно-практические семинары, «круглые столы». Педагоги участвуют в работе конференций, проведении семинаров различных уровней, обмениваются опытом, получают новую информацию, а также совместно разрабатывают новые воспитательные технологии.
В заключение рассмотрения кадрового вопроса отметим результаты исследования профессиональных качеств классных руководителей, проведенного по опроснику коммуникативных умений педагога. По самооценке коммуникативных умений, 85% классных руководителей имеют высокий уровень и 15% средний уровень коммуникативных умений. По «рейтингу компетентных лиц» 94% классных руководителей достигли высокого уровня и 6% среднего уровня коммуникативных умений.
2 блок системы. Работа с учащимися
В данном блоке выделяются следующие направления работы:
- диагностика уровня воспитанности учащихся (ценностные ориентации учащихся; уровень коммуникативной культуры; направленность личности (на себя, на общение, на дело); операциональные (организаторские) умения);
- на основе анализа диагностики построение модели школы социального успеха, создание разновозрастных клубов по интересам;
- психологические тренинги, коррекция личности, принятие внутригрупповых решений.
Рассмотрим подробнее вопросы организации воспитательной работы с учащимися.
Одним из средств развития воспитательной системы в нашей школе является цикл ключевых творческих дел. Через КТД школа стремится к тому, чтобы каждый – и ребенок, и педагог – мог реализовать в нем себя как индивидуальность. Внеурочная работа школы, построенная на распространенной методике коллективного творчества, в то же время отличается своеобразием и имеет некоторые особенности. Например, выездные лагеря психопластики личности, где оказывается помощь подросткам в социальной адаптации к современной действительности, в выработке устойчивых стереотипов социального поведения, в формировании адекватного отношения к себе и обществу.
Опираясь на многолетний опыт работы, мы пришли к созданию системы ученического самоуправления, которая разрешает многие проблемы жизнедеятельности нашей школы как маленькой частицы в огромной образовательной, воспитательной системе.
Организационные проблемы жизнедеятельности учащихся решает совет учащихся. Его основные задачи, организация и содержание работы, права и обязанности прописаны в разработанном нами и утвержденном на совете школы Положении о совете учащихся школы.
Популярным среди учащихся 9–11 классов является совет старшеклассников, где обсуждаются наиболее актуальные проблемы школьной жизни.
В школе мало постоянно действующих органов ученического самоуправления. Как показала практика, целесообразнее создавать временные органы «Советы дел» для решения возникающих проблем или проведения КТД.
Заканчивая рассмотрение направлений работы с учащимися, хочется отдельно выделить клубную работу в школе, поскольку она, как никакая другая, привлекательна для ребят.
Наша школа имеет широкий набор объединений по интересам, в этом учебном году их насчитывается 21. Ими руководят специалисты, школьные педагоги и родители учащихся.
Эффективно работают клубы: «Эрудит», «Литературная гостиная», «Мир прекрасного»; «Информатика»; «Спортивные игры», «Тхэквандо», «Человек и искусство» и др. В их деятельности принимают участие около 350 учащихся, что составляет 60% списочного состава школы.
3 блок системы. Работа с родителями
Здесь мы выделяем следующие направления работы:
- диагностика родительской позиции;
- диагностика уровня педагогических знаний;
- проведение психолого-педагогических консультаций по вопросам воспитания детей;
- семинары-тренинги.
Взаимодействие с родителями в нашей школе носит характер встречного движения, совпадающего как по своей направленности и целевым установкам, так и по формам и методам реализации. Данное обстоятельство помогает избегать столь традиционных конфликтов между школой и родителями. Более того, последние чаще всего с пониманием и воодушевлением воспринимают все происходящее в стенах школы.
Администрация школы и классные руководители устраивают для родителей встречи с психологами, врачами, преподавателями вузов, представителями Управы района и инспекции по делам несовершеннолетних. О контактах родителей и учителей по поводу конкретных проблем, о «неформальных» консультациях, консилиумах, беседах и говорить не приходится – это давняя устоявшаяся традиция.
Наши классные руководители приглашают родителей учащихся на классные часы, спортивные совместные соревнования, в походы, туристические поездки, на экскурсии, праздники и т.п.; вводятся в традицию дела, основную роль в организации и осуществлении которых играют именно родители.
Диагностические исследования по изучению родительской позиции и уровня педагогических знаний школа проводит на основе опросника АСВ (Анализ семейного воспитания) и методики «Моя семья».
4 блок системы. Работа с внешкольными организациями
Воспитательная система школы – открытая система, консолидирующая все имеющиеся социальные институты вокруг решения ее задач.
Внешние связи нашей школы широки и разнообразны. В первую очередь школа тесно сотрудничает с теми учреждениями, которые могут быть полезны ей в повышении уровня образования и воспитанности учащихся.
В этом ряду выделяются: ФПК и ППРО МПГУ; факультет педагогики и психологии МПГУ; управа района «Ломоносовский»; ГППН ОВД «Ломоносовский»; центр психолого-педагогической реабилитации «Юго-Запад»; городской и районный Дома творчества; библиотека № 177; досуговый центр «Альмега»; учебно-методический центр «Подросток» и др.
Подводя итоги, можно сказать, что эффективность воспитательной системы школы зависит по крайней мере от четырех факторов:
- педагогические кадры – генератор и организатор воспитательных идей школы;
- сами дети, являющиеся субъектом системы воспитания;
- родители, действующие либо в унисон со школой и выступающие в качестве одного из субъектов школьного воспитания, либо затрудняющие усилия учителей;
- окружающая школу среда, которая может быть как позитивной в воспитательном отношении, так и негативной.
Разработанная и реализованная нами модель воспитательной системы, выстроенная на диагностической основе всех участников воспитательного процесса, удостоена диплома I-й степени I-го Всероссийского конкурса воспитательных систем. Она апробирована и используется не только в нашей школе, но и в школах Архангельска, Барнаула, Калининграда, Санкт-Петербурга и г. Кахула Республики Молдова.
Мы надеемся, что предложенные нами материалы будут востребованы коллегами для внедрения в практику работы образовательных учреждений и использования при организации семейного воспитания.
Михаил НЕЧАЕВ,
зам. директора по воспитательной работе,
руководитель Центра проблем воспитания
школы № 137,
г. Москва
Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Организационно-деятельностная игра «Прогноз»
Цель: выработать единую программу организации взаимодействия с детьми и родителями, определить пути развития воспитательной системы школы.
Ход игры. Коллектив, участвующий в игре, разбивается на четыре равные команды (администрация, учителя, родители, подростки). Игра начинается во всех командах одновременно. Командам выдается задание на заранее заготовленных карточках, где указываются вопросы с позиций четырех социальных групп. Игрокам дается 15 минут на обдумывание. После выполнения задания команды меняются местами, последовательно проходя все четыре социальные группы. В конце игры подводятся итоги работы каждой команды и коллектива в целом.
Игру рекомендуется проводить как с преподавателями, так и с родителями и учащимися старших классов.
Задания участникам игры
1. Администрации:
– Ваше представление о системе воспитательной работы в школе.
– Возможные формы взаимодействия с учителями и помощь в организации воспитательной работы в школе.
2. Учителям:
– Сегодняшние трудности воспитательной работы в школе.
– Ваши предложения по преодолению этих трудностей – конкретные формы и методы воспитательной работы.
3. Родителям:
– Есть ли у вас проблемы в организации свободного времени ваших детей?
– В чем возможны точки взаимодействия учителей с родителями в организации свободного времени детей?
– Какую помощь ждете от учителей?
4. Подросткам:
– Какой должна быть внеурочная работа в школе?
– Какую роль вы отводите учителям в организации вашего досуга?
Подбор и характер вопросов зависят от целей игры, уровня профессиональной компетентности игроков и на каком уровне в данный момент предлагается решить ту или иную проблему.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Положение о Центре проблем воспитания школы № 137
(действует с 1993 г.)
I. Общие положения
1.1. Центр проблем воспитания (далее – центр) школы создается с целью обеспечения условий каждой личности для вхождения ее в социальную жизнь с учетом возрастных особенностей.
1.2. В своей деятельности центр руководствуется Конституцией РФ, указами Президента РФ, Законом РФ «Об образовании», нормативными документами Министерства образования и науки РФ, Правительства г. Москвы, Департамента образования Москвы, решениями консультативного совета, стратегическими документами школы-лаборатории и настоящим положением.
1.3. Общее руководство деятельностью центра осуществляет руководитель (на правах заместителя директора), назначаемый из числа наиболее квалифицированных педагогических работников, имеющих высшее образование.
1.4. В своей деятельности центр подотчетен консультативному совету школы-лаборатории.
1.5. При центре в случае необходимости могут создаваться временные творческие коллективы для проведения опытно-экспериментальных исследований в соответствии с планом работы центра.
II. Основные задачи
2.1. Организация работы классных руководителей по взаимодействию классного коллектива.
2.2. Организация жизнедеятельности общешкольного коллектива на основе взаимодействия групп учащихся по интересам.
2.3. Организация взаимодействия родителей со школой на основе единой педагогической позиции.
2.4. Выполнение научных исследований по актуальным проблемам воспитания учащихся.
III. Функции
3.1. Организация:
– работы творческого объединения классных руководителей;
– методической учебы классных руководителей;
– теоретических семинаров по педагогическим проблемам;
– работы школьного совета;
– профилактической и коррекционной работы с учащимися;
– работы клубов по интересам;
– общественно полезного труда;
– просветительской работы среди родителей;
– работы с неблагополучными семьями;
– совместной работы с ИПППН;
– общешкольных творческих дел.
3.2. Диагностика уровня воспитанности и сформированности социально-ценностных отношений учащихся к объектам окружающей действительности.
3.3. Выявление творческого потенциала учащихся.
3.4. Разработка:
• диагностических материалов по выявлению уровня воспитанности учащихся, уровня сформированности у них социально-ценностных отношений к объектам окружающей действительности;
• технологических карт организации жизнедеятельности общешкольного коллектива;
• технологических карт организации жизнедеятельности классного коллектива;
• отдельных фрагментов стратегических документов школы-лаборатории;
• комплексно-целевой программы центра;
• дидактических и методических материалов в соответствии с направлениями опытно-экспериментальной работы школы-лаборатории.
3.5. Изучение, обобщение и распространение творческого педагогического опыта.
3.6. Анализ результативности воспитательной и опытно-экспериментальной работы.
3.7. Координация работы учителей и преподавателей дополнительного образования по выполнению планов и программ.
3.8. Участие:
• в разработке стратегических документов школы-лаборатории;
• в разработке программ подготовки и проведения педсоветов.
IV. Обязанности и права
4.1. На центр возлагается
4.1.1. Руководство творческим объединением классных руководителей.
4.1.2. Обеспечение связи с различными детскими учреждениями.
4.1.3. Информирование педагогического коллектива школы-лаборатории о ходе и результатах воспитательной и опытно-экспериментальной работы.
4.2. Центр имеет право
4.2.1. Принимать участие:
• в разработке стратегии развития школы, в создании соответствующих стратегических документов;
• в разработке управленческих решений, касающихся вопросов организации воспитательного процесса.
4.2.2. Вносить предложения:
• по изменению, совершенствованию структуры, состава и деятельности центра;
• по обеспечению опытно-экспериментальной работы центра необходимыми финансовыми и материально-техническими ресурсами;
• о поощрении, моральном и материальном стимулировании учителей.
V. Ответственность
Руководитель несет ответственность за несвоевременное и некачественное выполнение центром возложенных на него функций.
VI. Взаимоотношения. Связи
Центр осуществляет взаимодействие с другими структурными подразделениями школы, с учреждениями образования, занимающимися проблемами воспитания.
VII. Организация работы
7.1. В состав центра входят:
• руководитель;
• классные руководители;
• специалисты.
7.2. Руководитель центра осуществляет свою деятельность в соответствии с должностной инструкцией.
7.3. Центр составляет годовой план работы в виде комплексно-целевой программы, где определяются основное содержание, объем и сроки исполнения работы. Он рассматривается и утверждается на заседании консультативного совета школы.
7.4. По завершении учебного года руководитель центра представляет в консультативный совет школы отчет о выполнении плана работы.
7.5. Центр проводит заседания в соответствии с планом работы, но не реже 1 раза в триместр.
7.6. Ликвидация и реорганизация центра производится по решению консультативного совета школы и оформляется приказом директора.
7.7. Центр ведет документацию в соответствии с номенклатурой дел центра.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Должностная инструкция руководителя Центра проблем воспитания
I. Общие положения
1.1. Руководитель Центра проблем воспитания относится к категории руководящих работников школы и осуществляет свою деятельность на правах заместителя директора.
1.2. Основной задачей руководителя центра проблем воспитания является организация воспитательного процесса в школе.
1.3. Руководитель Центра проблем воспитания подчиняется непосредственно директору и подотчетен консультативному совету школы.
1.4. Руководителю центра непосредственно подчиняются:
• специалисты центра;
• классные руководители.
1.5. В своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», указами Президента РФ, нормативными документами Министерства образования и науки РФ, Правительства г. Москвы, Департамента образования г. Москвы, решениями консультативного совета, локальными актами и другими документами школы.
Руководитель центра соблюдает Конвенцию ООН о правах ребенка.
1.6. Руководитель центра назначается директором школы из числа наиболее квалифицированных педагогических работников, имеющих высшее педагогическое образование.
На период отпуска и временной нетрудоспособности руководителя центра его обязанности могут быть возложены на других заместителей директора. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора школы.
II. Функции
Основными направлениями деятельности руководителя центра являются:
2.1. Организация воспитательного процесса в школе.
2.2. Методическое руководство деятельностью клас¬сных руководителей.
2.3. Руководство опытно-экспериментальной деятельностью классных руководителей.
III. Должностные обязанности
Руководитель центра проблем воспитания
3.1. Анализирует:
• состояние и результативность воспитательной работы в школе;
• результаты диагностики уровня воспитанности учащихся, уровня сформированности у них социально-ценностных отношений к объектам окружающей действительности.
3.2. Планирует и организует:
• работу Центра проблем воспитания на основе комплексно-целевой программы:
• диагностику учащихся по направлениям деятельности центра;
• работу творческого объединения классных руководителей;
• методическую учебу классных руководителей;
• работу совета учащихся;
• работу клубов по интересам;
• общешкольные творческие дела;
• совместную работу с ИПППН;
• работу с неблагополучными семьями;
• изучение, обобщение и распространение творческого педагогического опыта.
3.3. Координирует:
• работу учителей и преподавателей дополнительного образования по выполнению планов и программ;
• взаимодействие школы с учреждениями, занимающимися проблемами воспитания школьников.
3.4. Контролирует:
• соответствие хода и результатов воспитательной и опытно-экспериментальной работы центра программам, планам, критериям;
• выполнение плана методической учебы классных руководителей;
• выполнение планов воспитательной работы классными руководителями.
3.5. Корректирует ход реализации основных направлений воспитательной и опытно-экспериментальной работы центра.
3.6. Руководит научно-методической деятельностью творческого объединения классных руководителей.
3.7. Разрабатывает:
• общешкольную технологическую карту организации жизнедеятельности школьного коллектива;
• направления опытно-экспериментальной работы центра;
• отдельные фрагменты стратегических документов школы.
3.8. Экспертирует, оценивает:
• технологические карты и планы воспитательной работы классных руководителей;
• результативность воспитательной работы в школе-лаборатории на основе анализа.
3.9. Участвует:
• в разработке стратегических документов школы;
• в разработке программ подготовки и проведения педагогических советов;
• в подготовке отчетов и справочных материалов по вопросам деятельности центра.
3.10. Информирует:
• администрацию школы о возникающих трудностях на пути осуществления программы Центра проблем воспитания;
• коллектив школы об итогах воспитательной и опытно-экспериментальной работы.
IV. Права
Руководитель центра в пределах своей компетенции имеет право
4.1. Принимать участие:
• в разработке стратегии развития школы, в создании соответствующих документов;
• в разработке любых управленческих решений, касающихся развития школы;
• в разработке нормативных документов для структурных подразделений, участвующих в опытно-экспериментальной деятельности школы;
• в аттестации педагогических работников;
• в работе консультативного совета, педагогического совета школы;
• в подборе и расстановке педагогических кадров;
• в ведении переговоров с партнерами школы по вопросам воспитательной и опытно-экспериментальной работы.
4.2. Вносить предложения:
• о создании и ликвидации ВНИКов, ВТК;
• по кандидатурам классных руководителей;
• о начале, прекращении или приостановлении конкретных проектов, касающихся проблем воспитания;
• о поощрении, моральном и материальном стимулировании работников школы;
• по совершенствованию деятельности центра.
4.3. Проводить экспертизу и приемку работ, касающихся деятельности центра, выполненных по заказу школы различными исполнителями (как из числа школьных работников, так и сторонних организаций).
4.4. Запрашивать:
• рабочую документацию структурных подразделений и отдельных лиц, находящихся в непосредственном подчинении;
• документацию других центров школы, касающихся вопросов образовательного процесса.
4.5. Присутствовать:
• на любых занятиях, проводимых с учащимися школы;
• на заседаниях кафедр;
• на заседаниях ВНИКов, ВТК.
4.6. Контролировать и оценивать соответствие хода и результатов воспитательной и опытно-экспериментальной работы центра программам, планам, критериям.
4.7. Требовать от членов педагогического коллектива выполнения принятых на заседаниях центра решений, планов, программ (носящих обязательный характер).
4.8. Повышать свою квалификацию.
V. Ответственность
Руководитель центра несет ответственность за:
5.1. Несвоевременное и некачественное выполнение центром возложенных на него функций.
5.2. Нечеткое и несвоевременное выполнение должностных обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией.
VI. Взаимоотношения. Связи по должности
Руководитель центра:
6.1. Работает в режиме ненормированного рабочего дня исходя из 41-часовой рабочей недели.
6.2. Самостоятельно разрабатывает перспективные и текущие планы своей работы, которые утверждаются директором школы.
6.3. Представляет отчет в консультативный совет о своей работе и деятельности центра.
6.4. Информирует администрацию школы, педагогический коллектив о ходе, итогах воспитательной и опытно-экспериментальной работы центра.
6.5. Получает информацию, необходимую для работы, от других центров школы в соответствии с информационными потоками.
6.6. Исполняет обязанности директора и его заместителей в период их временного отсутствия.
6.7. Передает администрации и членам педагогического коллектива информацию, полученную на совещаниях, конференциях, семинарах, непосредственно после ее получения.
6.8. Руководитель центра осуществляет взаимодействие с руководителями других структурных подразделений школы и учреждениями образования, занимающимися воспитательной работой.
|