Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №15/2006

Технологии

Традиции плюс новаторство

Программа развития школы № 46
с лицейскими классами*

В основе нашего образовательного учреждения – сохранение и творческое развитие традиций в сочетании с внедрением новых достижений педагогики, новых методов финансово-хозяйственной деятельности, а также создание условий для непрерывного развития школы с учетом социально-экономических изменений современного общества.

В настоящее время вопросам трансляции культуры, формированию коммуникативных навыков и обучению ребенка деятельности в ситуации неопределенности школа уделяет недостаточное внимание. Недостаточный ответ на социальные запросы приводит к неадекватности школы и несвоевременности и ненужности большого количества знаний, которым обучают ребенка в школе. Знания, которые ребенок получает в основной и старшей школе, даются в «рафинированном» виде, «очищенном» от тех социальных, экономических и других условий, в которых эти знания, собственно, появились в результате часто острого запроса. Ребенком эти знания не востребованы, их житейский (или иной другой) смысл, как правило, не ясен не только ребенку, но и преподавателю. Следовательно, в процессе обучения мотивы определяются часто не самими знаниями, а другими причинами (желание избежать наказания, например).

Перечисленными проблемами определяется необходимость создания модели, позволяющей более точно ответить на запрос общества и уменьшить груз традиционных школьных проблем: низкая мотивация к обучению, «ненужность» знаний, низкая коммуникативная активность учащихся в процессе усвоения материала, явная нехватка личностных смыслов в обучении, – модели Контекстной школы.

Цель

Моделирование образовательной среды, в которой получение знаний не вступает в противоречие с традиционными общественными запросами, а активно отвечают на них.

Задачи в рамках концепции Контекстной школы

  1. Создание образовательной среды, в которой новые знания имеют философский, онтологический, либо житейский, либо ситуативный (игровой) контекст.
  2. Создание на уроке активной коммуникативной среды, в которой ребенок, поэтапно меняя свою ролевую позицию, идентифицирует, устанавливает свою точку зрения по отношению к знаниям.
  3. Создание проектной среды, в которой полученные знания в процессе творчества ученика приобретают осмысленную, морфологическую форму.

Образовательная программа школы определяет основные направления преобразований на период 2003–2007 гг., который мы рассматриваем как переходный к новому состоянию школы.

Актуальность

Образование призвано отвечать на самые актуальные запросы общества. В самых общих чертах запросы всегда конкретны и могут быть выражены в простых житейских понятиях. Ответ системы образования предполагает точное выполнение общественного запроса. Перечислим принципиально важные запросы и предполагаемый ответ образования.

Социум предъявляет запрос на укрепление традиционных общественных институтов (семьи, профессиональной корпорации и др.). Образование разъясняет смыслы традиционной культуры.

Социум предъявляет запрос на адаптированных, социально активных выпускников. Образование обучает принципам эффективной коммуникации.

Социум предъявляет запрос на новые идеи и технологии. Образование создает творческую проектную среду.

В школе сложился творческий коллектив единомышленников. В настоящее время здесь трудятся 4 заслуженных учителя РФ, 4 кандидата наук, 1 доктор наук, 2 Соросовских учителя, 6 лауреатов гранта Москвы; 16 учителей имеют высшую и 20 учителей – первую квалификационную категорию.

Учителя получили возможность раскрыть свои способности, а также реализовать себя как личность. Они имеют печатные работы, являются авторами учебников, вошедших в Федеральный комплект, а также авторами проектов государственных образовательных стандартов, учебных программ, многочисленных пособий и книг для учащихся. В школе практически отсутствует текучесть кадров, многие выпускники вернулись сюда в качестве учителей.

Школа разработала и предлагала проект создания учебно-оздоровительно-культурного комплекса на базе городской школы, который представляет интерес как реально возможный путь формирования структуры городского микрорайона и может служить материалом для соответствующих перспективных разработок (проект был представлен на Всероссийском конкурсе «Лидер в образовании-2002»).

Поскольку социальный состав населения микрорайона неоднороден – здесь живут семьи рабочих и служащих предприятий промышленности, транспорта и торговли, работников Российской Академии наук, военнослужащих, работников МИД, ФСК и МВТ – и социальный запрос на продолжение образования и трудоустройство учащихся тоже разнообразен: от общего базового образования до элитарного в гуманитарной, естественной и точной областях знания.

Структура школы

Организация учебно-урочной деятельности

Обучение проводится на трех ступенях:

I ступень – начальная школа (1–4 классы);

II ступень – основная общая школа (5–9 классы);

III ступень – основная полная школа (10–11 классы).

Сложившаяся к 2002 году структура школы в основном определяется результатами постоянного мониторинга социального запроса жителей микрорайона.

На базе школы организованы подготовительные группы, в которых лучшие учителя школы проводят подготовку ребят 4–6-летнего возраста к обучению в начальной школе. Эти занятия помогают детям быстрее и лучше адаптироваться к школе, вырабатывают учебные навыки. По отзывам учителей и родителей, а также по результатам тестирования ученики, пришедшие в школу из подготовительных классов, показывают лучшие результаты и чувствуют себя в школе комфортно.

Поступившие в 1-й класс ученики продолжают обучение в классах с развивающим обучением. Это классы, в которых учащиеся получают дополнительные знания по ряду предметов: английский и немецкий языки, информатика.

В средней школе продолжается обучение ребят в классах со второй половиной дня. Начиная с 7 класса организованы факультативные занятия по предметам, которые помогают ученикам определить круг своих интересов, сделать выбор дальнейшего профиля обучения, поступить в 10-е лицейские классы (профили: правовой, экономический, педагогический). Набор в лицей¬ские классы происходит на конкурсной основе. Приемные испытания проходят в апреле (для учащихся школы № 46) и мае (для учащихся других школ).

Важной составляющей является система дополнительных занятий, направленная на индивидуализацию работы с обучающимися по предметам с учетом их личных особенностей и личного темпа усвоения учебного материала.

Таким образом, особенностью содержательной части работы школы является четко выстроенная вертикаль: подготовительные классы – начальная школа (классы с развивающим обучением) – средняя основная школа (классы с развивающим обучением, система предпрофильных факультативных занятий) – средняя полная школа (лицейские классы). Согласованность программ обучения всех ступеней обучения между собой и с программами вступительных экзаменов в вузы является важнейшим условием успешности обучения.

Взаимодействие с вузами – это неотъемлемая часть системы образования школы. Школой заключены договоры о сотрудничестве с МГИМО(У) МИД РФ, РУДН, МПГУ. В связи с этим система работы лицейских классов (педагогического, экономического, гуманитарно-правового) ориентирована в первую очередь на обеспечение соответствующего уровня подготовки обучающихся, необходимого для поступления в эти высшие учебные заведения.

Программы обучения согласованы с соответствующими программами этих вузов и утверждены совместными методическими советами. Особо хочется отметить работу педагогических классов. Обучаясь в них, будущие педагоги не только изучают предметы, необходимые для профессии, но и приобретают практические навыки проведения и организации учебных и внеклассных мероприятий.

Преподаватели названных вузов оказывают учителям школы методическую помощь.

Лицеисты имеют возможность посещать лекции-консультации в вузах и проходить там промежуточное тестирование.

Выпускники школы сдавали совмещенные экзамены при поступлении в МПГУ и при поступлении в РУДН.

Учителя принимают участие в работе приемных комиссий вузов-партнеров.

На базе школы регулярно проходят педагогическую практику студенты МПГУ (физический, химический, биолого-химический факультеты), РУДН (гуманитарно-социологический и филологический факультеты).

Финансовая деятельность школы

Бюджетная финансовая база

Школа имеет свой расчетный счет и находится на самостоятельном ведении баланса. Бюджет школы складывается из бюджетных ассигнований, направляемых на:

  • заработную плату работников (индивидуальное штатное расписание и индивидуальный учебный план),
  • питание обучающихся,
  • организацию каникулярных оздоровительных кампаний.

Оплата коммунальных услуг, текущего ремонта, приобретение оборудования осуществляется через ЦБ ЮЗОУО, если таковые заложены в смету.

Внебюджетная финансовая база

Школа оказывает платные дополнительные образовательные услуги в рамках действующей лицензии уже более 10 лет. Вначале такая деятельность не считалась предпринимательской в соответствии с Законом «Об образовании», но последующее принятие законов приравняло бюджетное учреждение к коммерческой организации.

Это послужило поводом к развитию различных фондов при образовании и активной агитации чиновников за вступление в эти фонды. Стоило дипломатических усилий, чтобы все эти годы сопротивляться натиску таких организаций.

Принципиальная точка зрения руководства школы – самостоятельно зарабатывать деньги и расходовать их самостоятельно. А делать это крайне сложно, потому что при декларировании платных образовательных услуг появляется тема для финансовых проверок всевозможных уровней. При этом мы считаем принципиально неправильным – с позиций государственного учреждения – проведение средств через фонды, хотя это может быть и выгоднее для школы. Если родители платят деньги в школу, то этот факт должен найти соответствующее отражение. Ведь в соответствии с Бюджетным кодексом «доходы бюджетного учреждения отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от оказания платных услуг», и, если не показать эти денежные средства в доходе учреждения, исказится истинная картина финансирования образовательного учреждения.

Много лет наша школа была единственной школой, которая засчитывала часы по платным услугам в объем часов для педагогов при расчете пенсии по выслуге лет и отчитывалась по ним перед Пенсионным фондом.

Поиск новых форм работы с заказчиками привел нас к решению возможности заключения договора о сотрудничестве с крупными финансовыми организациями. В свое время был заключен договор с Инкомбанком об обучении детей сотрудников в школе. Со стороны Инкомбанка финансовая помощь выразилась в постройке дополнительного этажа к зданию школы, и теперь обучение ведется только в одну смену.

Бухгалтерский учет в бюджетной сфере – самый сложный вид учета. Однако именно это и делает «прозрачным» финансовые потоки. Все денежные средства, заработанные школой и полученные в виде пожертвования от физических лиц, поступают на счет школы (раньше – в банке, сейчас – в финансово-казначейском управлении). Используем мы эти средства самостоятельно. Это и заработная плата учителей, и начисления во внебюджетные фонды, и материальное содержание школы. Каждый год мы стараемся сделать ремонт в нескольких классах за счет средств пожертвования, потому что финансирования на эти цели нет, а за счет платных услуг сделать ремонт бюджетного здания можно, только заплатив налог на прибыль. К сожалению, изменение законодательства последних лет, в части Налогового кодекса, приравняло бюджетное учреждение к коммерческой организации, и мы вынуждены платить налог на прибыль, чтобы содержать школу.

После налогообложения прибыль школы распределяется на фонд материального поощрения и социальные выплаты и на средства по содержанию и развитию материально-технической базы. Мнение администрации школы: приоритет дан выплатам сотрудникам школы. Школа компенсирует расходы по проезду на работу, оказывает материальную помощь в связи с юбилеями, свадьбой, смертью близких родственников, премирует за участие в различных общешкольных и городских мероприятиях.

Развитие материально-технической базы учреждения не остается без внимания руководства. Покупка учебников, приобретение новой компьютерной техники (школа является базовой по выполнению программы «Информатизация школы»), переоборудование актового зала, текущее содержание школы – все это финансируется за счет платных образовательных услуг.

Наша школа не сдает площади в аренду, мы считаем, что все помещение школы должно принадлежать детям. Несколько спортивных секций, танцевальных кружков, хор, кружки рукоделия для девочек и мальчиков – вот неполный список того, чем дети занимаются после уроков в стенах школы.

Такая хозяйственная деятельность бюджетного учреждения была бы невозможна без финансовых специалистов высокого уровня. Главный бухгалтер нашей школы – неоднократный лауреат общегородского конкурса «Лучший бухгалтер Москвы», все сотрудники бухгалтерии имеют специальное высшее образование.

Внедрение инновационных технологий

Опытный коллектив педагогов, созданная структура школы, большой опыт работы по программе «Школа – вуз» определяют характер инновационной деятельности школы. Работа лицейских классов позволяет отработать переход к профильной школе. Особое место в этой работе занимает система работы с педагогическими классами.

В рамках окружной комплексной программы «Дети Юго-Запада начала XXI века» школа стала опорной школой района по внедрению в учебно-воспитательный процесс информационных, здоровьесберегающих и проектных технологий.

В рамках этих программ в школе создана соответствующая материальная база, позволяющая проводить мониторинг состояния здоровья обучающихся, занятия, направленные на коррекцию отклонений состояния здоровья учащихся от нормы, проведение профилактических оздоровительных мероприятий. Созданы стоматологический, офтальмологический кабинеты, кабинет ЛФК, оснащенный тренажерами. Организовано двухразовое горячее бесплатное питание всех обучающихся. Есть диетическое питание.

В школе преподается курс «Здоровье». Учителями школы разработаны и используются пособия, интегрирующие вопросы здоровья в курсы общеобразовательных дисциплин (математика, химия, русский язык, английский и немецкий языки). Создана психологическая служба. Работает общественная комиссия по созданию в школе здоровьесберегающей среды. В кабинеты с целью разгрузки «портфеля ученика» розданы вторые комплекты учебников. Работа по этому направлению проводится под руководством В.Н. Касаткина. В июне на базе школы уже 18 лет открывается городской оздоровительный лагерь профилактики бронхо-легочных заболеваний «Лесной».

Экспериментальная деятельность по внедрению в учебный процесс информационных технологий направлена на создание единой общешкольной системы управления школой, соответствующее развитие материально-технической базы (создана сеть с раздельным доступом в Интернет, создаются специализированные мультимедиа-кабинеты и мультимедиа-центр для проведения воспитательных мероприятий), создание программного обеспечения учебного процесса (создание медиатеки программ по предметам, разработка учителями школы ПО для обеспечения образовательного процесса, разработка видео- и фотодисков в рамках методической поддержки процесса обучения, тестирование существующего ПО с целью определения возможности его применения в учебном процессе, отработка методики использования ресурсов Интернета с целью создания ПО, поддержание работы сайта школы и т.д.). Представляется наиболее перспективным сотрудничество с РУДН в области использования для подготовки студентов разработанных школой компьютерных программ поддержки уроков истории, обществознания, права (программы получили медаль Всероссийского конкурса педагогических инноваций, заняли первое место в конкурсе Microsoft Extension; автор программ – учитель истории Чернов А.И. получил личный сертификат компании, подтверждающий качество программного продукта) и использования в подготовке школьников программных продуктов, разработанных в университете.

Начата отработка элементов дистантного обучения на базе использования личных сайтов учителей (учитель географии Фромберг А.Э., третье место в конкурсе Microsoft Extension).

Организована проектная деятельность обучающихся в рамках основных общеобразовательных дисциплин, предполагающая широкое использование современных информационных технологий.

В рамках инновационной деятельности в школе налажено обучение учителей основам информационных и проектных технологий.

Внеурочная деятельность

Несомненный приоритет работы школы – и многочисленные кружки, секции, работающие на базе школы, и внеурочные занятия по общеобразовательным дисциплинам, направленные на развитие творческих способностей обучающихся, и многочисленные общешкольные праздники и мероприятия, позволяющие раскрыться каждому ребенку.

Школа включена в систему дел района по всем направлениям воспитательной работы. Школьники активно участвуют в шефской деятельности над Покровским детским домом.

Школа принимает участие во всех спортивных соревнованиях района, округа и города и завоевывает призовые места, что говорит о хорошей физической подготовке наших учащихся.

Разработана система экскурсионной работы, проводящейся в течение всего учебного года. Экскурсии бывают 2 раза в четверть: один раз в учебный день (они, как правило, связаны с программой по разным предметам), второй раз – в каникулы.

В школе работает экологическое общество.

Анализ образовательных потребностей участников социологического мониторинга на сегодняшний день

Обучающиеся хотят, чтобы учитель не только давал знания, но и был обращен к личности обучающегося, открыт для общения, готов к диалогу.

Родители хотят, чтобы учитель был для ребенка помощником, чтобы в школе были созданы все условия для обучения и развития ребенка.

Вузы хотят, чтобы учитель обладал системой ключевых компетенций:

  • самообразовательными и исследовательскими,
  • организационно-коммуникативными,
  • конструктивно-проектировочными,
  • социально личностными,
  • адаптивными.

Сами педагоги хотят социально-психологического комфорта.

Обобщенный заказ государства

Школа должна обеспечить условия для самореализации ребенка, эффективность, доступность, качество образования и сохранить здоровье ребенка.

Данные социологического мониторинга «заказчиков» к образу будущего ОУ № 46 представлены следующими группами требований:

  • Кто должен будет УЧИТЬ в ОУ?
  • ЧЕМУ и КАК будут УЧИТЬ в ОУ?
  • Кто будет УЧИТЬСЯ в данном ОУ?
  • КАКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ образования будут достигнуты в ОУ?
  • В КАКИХ УСЛОВИЯХ будет работать ОУ?
  • На КАКУЮ ПЕРСПЕКТИВУ будет работать ОУ?

Анализируя нынешнее состояние школы, разработчики программы выделили следующие проблемные зоны.

Кто учит?

Педагоги школы не всегда готовы к сотрудничеству, к коллегиальному обсуждению проблем, связанных с возникновением у школьников психологических рисков при переходе с одной ступени обучения на другую (от дошкольного обучения – к начальной школе, от начальной школы – к среднему звену, от средней школы – к старшей). Технологии и методики, применяемые педагогами в работе с обучающимися, требуют обсуждения и взаимного согласования, адекватного выбора.

Чему учат?

Несогласованность требований содержания и технологий преподавания при переходе от одной ступени к другой.

Не все потребности социума удовлетворены: в школе, пока нет естественно-научного направления.

Уровень усвоения государственных стандартов по разным предметам индивидуален для каждого обучающегося. Образовательный потенциал каждого ребенка не раскрывается достаточно полно.

Учебные программы являются концептуальными нормами. В педагогических целях целесообразно применять индивидуальные нормы. Пока в школе не разработана система таких норм для разных групп учащихся в целях преодоления неуспешности. В педагогической среде еще распространено заблуждение об универсальности предметной нормы.

Как учат?

«Мы переживаем смену веков и тысячелетий. Это неизбежно вызывает радикальные изменения в обществе: на смену техногенному типу общества идет посттехногенное. Главное отличие последнего состоит в изменении отношения к человеку. ...Человек есть субъект и главная цель общества. Отсюда признание прав человека и создание максимальных условий для его развития и самореализации» (А.И. Севрук, Е.А. Юнина «Мониторинг качества образования в школе»). Традиционные технологии во многом себя исчерпали.

Часть учителей по-прежнему сориентирована на традиционное преподавание. По-прежнему преобладает знаниевая педагогическая модель. Коллектив осознает необходимость перехода к деятельностной модели, но процесс этот сложен и требует пересмотра личностного педагогического опыта и установок большинства учителей школы.

Овладение информационной культурой пока является проблемным для части коллектива.

В каких условиях?

Недостаточное внимание к проблемам эффективной коммуникации с окружающими.

Не всегда школе удается создать условия для сотрудничества, формирования межкультурной компетентности и толерантности, коммуникативной компетентности.

Не всегда создаются условия для совместной деятельности обучающихся, педагогов, родителей.

Проведя проблемно-ориентированный анализ состояния вышеперечисленных позиций, группа разработчиков выделила следующие узловые проблемы:

  1. Возникновение рисков при переходе с одной ступени образования на другую (от дошкольного – к начальной школе, от начальной школы – к средней, от средней – к старшей) и, как следствие, осознание необходимости преемственности технологий обучения.
  2. Созданная структура недостаточно обеспечивает реализацию образовательного потенциала обучающихся. Необходимо создание условий для большей индивидуализации обучения.
  3. Обеспечение условий, содействующих сохранению и укреплению здоровья в широком смысле, так называемого «социального здоровья».
  4. Создание среды возможностей, моделирование ситуаций, где нужно действовать сообща, всем вместе, поддерживая друг друга, – основа мотивации участников образовательного процесса.

Четыре основных направления развития преобразований:

1. Снижение рисков кризисных проявлений при переходе с одной ступени обучения на другую, уменьшение риска возрастно-психологического кризиса учащихся, возникающего вследствие использования неподходящих (неадекватных) технологий.

Задача каждой ступени – создание предпосылок для перехода на следующую ступень, раскрытие потенциала школьника, развитие личностных качеств как система социально значимых качеств, без которых невозможно быть успешным в конкретных жизненных ситуациях.

Для того чтобы развивать личностные качества на уроке, учитель должен превратить предмет и урок в средство развития при помощи специальных образовательных технологий. В этих технологиях главными становятся диалог как способ отношений и деятельность самого ученика (проектные и здоровьесберегающие технологии).

Информационные технологии усиливают интеллектуальные возможности человека, помогают обучать и учиться с новыми эффектами и невиданными ранее возможностями.

Вариативность программ и преемственность технологий обучения.

2. Индивидуализация обучения.
Реализация образовательного потенциала обучающихся

Развитие индивидуальных возможностей ребенка. Создание адаптирующих условий.

Особая организация учебного процесса, способствующая созданию и реализации индивидуальной образовательной траектории школьника.

3. Социальное здоровье

Укрепление нравственно здоровых отношений в педагогическом коллективе, ученическом и родительском сообществе.

Социализация обучающихся: дальнейшее развитие социальной компетентности.

Обеспечение условий для сохранения и укрепления здоровья. Использование педагогических технологий для создания здоровьесберегающей среды в школе. Использование технологий контекстного обучения.

4. Мотивация участников образовательного процесса

Создать среду возможностей, условия для организации совместной деятельности, насыщенной положительными эмоциями.

Совместная деятельность строится в русле открытого диалога.

Формирование установок, определяющих цели совместной деятельности и способы их достижения.

Основные направления преобразований, предусмотренных программой развития школы по разделам

Модель школы

  1. Образование рассматривается как деятельность, цель которой – развитие личности посредством воспитания и обучения, расширение возможностей развития и самореализация личности.
  2. Общие интересы обучающихся, педагогов, родителей направлены на развитие мотивации, познавательных и социальных потребностей и способностей ребенка.
  3. Укрепление здоровьесберегающей среды.
  4. Приоритет технологий личностно ориентированного обучения.
  5. Ученик, а затем и выпускник, ощущает чувство сопричастности, т.е. чувство целостности, управляемости, осмысленности всего происходящего.

Новый учебный план

Школа продолжает работать по трем уже существующим профилям: правовому, экономическому, педагогическому. Кроме того, планируется открытие химико-биологических классов, обучение в которых будет ориентировано на поступление учащихся в медицинские вузы. В связи с этим, а также более ранней профилизацией будет пересмотрено распределение школьного компонента. В связи с поставленными перед каждой ступенью задачами в 5–6 классах будут добавлены часы на русский язык и математику, в 7–8 классах – на историю, географию, биологию, химию.

Кроме того, индивидуально-консультативные часы школьного компонента будут использованы на проектную деятельность.

Новые программы

Создание программы для профильных химико-биологических классов.

Координация программ по биологии с 5 по 11 класс.

Согласование программ по предметам естественного цикла в 5–9 классах.

Согласование программ по истории, праву, обществознанию и предметам эстетического цикла (русский язык, литература, МХК) для профильных правовых классов.

Согласование программ по предметам эстетического цикла в 5–9 классах.

Согласование программ по географии, экономике и математике для профильных экономических классов.

Согласование программ по английскому языку начальной, средней и старшей школы.

Корректировка программ факультативов для предпрофильной подготовки учащихся и согласование этих программ с программами профильных классов.

Организация учебно-воспитательного процесса

Рассмотрение вопроса о групповом и индивидуальном обучении.

Рассмотрение вопроса о переходе на обучение по триместрам (для снятия нагрузок учащихся). Решение вопроса о распределении сроков школьных каникул с целью соотнесения с периодами наибольшей усталости.

Воспитательная работа в школе составляет единое целое с учебным процессом.

Соотнесенность образовательных областей с различными сферами воспитательной работы:

  • Гражданско-патриотическое направление – история, право, обществознание – деятельность клуба «Живая история».
  • Эстетическое направление – предметы эстетического цикла – работа художественного совета и школьной редколлегии.
  • Экологическое направление – предметы естественного цикла – экологическое общество.
  • Познавательно-информационное направление – математика и иностранные языки – информационная студия.
  • Спортивно-оздоровительное направление – физическая культура – спортивные секции.
  • Экскурсионная работа в школе охватывает все направления.

Составление совместного плана работы учителями-предметниками, классными руководителями и завучем по воспитательной работе.

Проведение 1 раз в четверть межпредметных игр (творческие игры-конкурсы, охватывающие несколько предметов, но объединенные одной темой).

В школе существует система воспитательной работы с учащимися, стержнем которой являются традиционные дела школы (Праздник лицеиста, предметные конкурсы, Конкурс музыкальных пародий, система творческих межклассных игр, «Проводы русской зимы» как ролевая игра педагогических классов и как праздник-фестиваль школы), и патриотическая работа.

Большой смысл педагоги вкладывают в связь с родителями обучающихся, в которых видят партнеров, союзников, помощников в учебно-воспитательной работе. Многие вопросы финансово-хозяйственной деятельности, кадрового обеспечения решает Попечительский совет. Он же осуществляет помощь в работе с семьями трудных учащихся.

Опыт работы школы неоднократно освещался в средствах массовой информации – газетах, телевизионных репортажах.

В 1996–2003 годах школа была лауреатом Всероссийского конкурса «Школа года», а в 2000 году получила звание «Школа века».

Недавно награждена дипломом «Лучшая школа Москвы-2004».

В 2005-м стала победителем конкурса «Лучшая школа Москвы-2005».

Новые технологии

Информационные:

Разработка программного обеспечения, полностью удовлетворяющего потребностям учителя-предметника.

Возможность использования различных способов подачи информации.

Использование ресурсов Интернета и Интранета в учебном процессе.

Дальнейшее создание мультимедийных кабинетов: мультимедиа-система и проекционное оборудование позволяют резко активизировать визуальный канал восприятия учебной информации, разнообразить сами учебные материалы, обеспечить их качество.

Проектные:

Внедрение в учебно-воспитательный процесс проектных технологий с целью развития исследовательских умений и навыков учащихся, формирования коммуникативных умений, создания индивидуальной образовательной траектории, положительной мотивации к обучению и творческой среды в учебно-педагогическом процессе.

Переход от фронтальных форм работы к групповому и индивидуальному обучению.

Организация систематического обучения учителей основам проектных технологий.

Здоровьесберегающие:

Внедрение личностно ориентированных технологий, в первую очередь проектных.

Отработка модели «Контекстная школа».

Формирование осознанного отношения обучающихся к процессу активизации своих адаптационных ресурсов.

Создание рабочего режима наибольшего благоприятствования, отвечающего возрастным особенностям.

Николай МАНСУРОВ, директор школы,
Татьяна ГЕРАСИМОВА, зам. директора,
при участии научного руководителя программы «Здоровье» Владимира КАСАТКИНА
и руководителя Директорского университета
на Юго-Западе Любови АСМОЛОВОЙ

* Представлена программа развития школы – победительницы окружного тура конкурса «Лучшие школы Москвы-2005».

Рейтинг@Mail.ru