Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №15/2006

Технологии

Искренняя школа

Говорят, пачки документов весом свыше трех килограммов сдал каждый московский директор, чья школа участвовала в конкурсе на президентский миллион рублей. В весовой категории программа развития занимала не самое главное место. Но именно ее в первую очередь брали в руки представители 14 гражданских институтов, сумевшие провести более 1397 независимых экспертиз. Мы публикуем фрагменты программ развития двух школ-победительниц. Наш выбор был продиктован рекомендациями экспертов конкурса и сотрудниками Московского центра качества образования.

Средняя общеобразовательная школа c углубленным изучением немецкого языка N№1277 открыла двери москвичам в далеком 1939 году. Она была основана на месте Казанской церкви и первоначально имела N№ 200. С тех пор переменилось многое, но одно осталось неизменным: школа по-прежнему рада дать детям и родителям пространство благополучия, безопасности и успеха.

Когда-то Януш Корчак сказал: «Раньше я думал, что с детьми нужно говорить правильно, и лишь теперь понял: с детьми нужно говорить искренне». Так вот школа N№1277 – искренняя школа. Это большой, надежный, теплый дом, в котором живет дружная семья, где есть работа и отдых, праздники и будни. Здесь все основано на взаимоуважении и взаимопомощи. И школа не отстает от жизни, иначе, уверен педагогический коллектив, ее попросту не станет.



Программа развития
школы № 1277 на период 2004–2009 гг.
(фрагменты)

Создание новой модели школы в соответствии с разработанной концепцией

Программа развития школы № 1277 является внутренним документом образовательной организации и содержит описание миссии школы; аналитический материал, выявляющий позицию школы в образовательном поле, проблемы и достижения; концептуальное описание желаемого состояния школы; стратегию, направления и задачи перехода к этому состоянию, методологическую базу преобразований в сфере организации образовательного процесса.

Образовательная политика школы разрабатывается на основе следующих документов:

  • Доклад Международной комиссии ЮНЕСКО по образованию для XXI века.
  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
  • Либеральная доктрина вариативного образования (А.Г. Асмолов, В.В. Давыдов, Л.П. Кезина и др.).
  • Программа «Столичное образование-3».
  • Концепция школы № 1277 редакции до 2003 года.

1. МИССИЯ ШКОЛЫ

Миссия школы понимается как целенаправленное и систематическое личностное развитие учащихся, родителей и самих педагогов с целью формирования и повышения их компетентности во всех сферах культуры жизнедеятельности.

Углубленное изучение в школе иностранных языков и страноведения, а также организация общения с зарубежными сверстниками и коллегами направлены на воспитание Человека Мира, которого характеризуют, прежде всего, патриотизм – осмысленное ощущение себя россиянином в международном сообществе, и толерант¬ность – понимание и принятие межкультурных и иных различий между людьми.

Программа развития школы разработана на основе анализа реализации концепции школы, созданной педагогическим коллективом в 1990 году, и выполнения предыдущей программы развития, предполагавшей реформирование учебно-воспитательного процесса. За время выполнения предыдущей программы в школе, по сравнению с традиционной школой, произошли следующие изменения:

  • Вся начальная школа с 1989 года работает по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, что заставило переосмыслить многие целеполагающие установки организации учебно-воспитательного процесса не только в начальной школе, но в средней и старшей.
  • В школе наряду с преподаванием первого иностранного языка (немецкого) было введено преподавание второго языка (английского), причем на разных уровнях, и третьего – французского (факультативно). Школа 6 лет назад была сертифицирована Министерством культуры и образования Германии на подготовку и сдачу международного экзамена по немецкому языку. Все это обусловило ведение экспериментальной работы по данному направлению и вхождение школы в городскую экспериментальную площадку по иностранным языкам.
  • Необходимость продолжения работы по системе развивающего обучения в среднем звене, на второй ступени обучения, обусловила вхождение школы в Ассоциацию развивающего обучения, и в рамках сотрудничества были предприняты попытки по разработке и введению новых программ для апробации по предметам естественно-научного цикла и математике, но, к сожалению, эти попытки не увенчались в нашей школе успехом, от этого пути пришлось отказаться и искать иной путь продолжения работы по данной системе. Опираясь на теорию возрастной периодизации по ведущим видам деятельности А.Н. Леонтьева и теорию развивающего образования В.В. Давыдова, педагогический коллектив стал разрабатывать модель построения подростковой школы и вошел в инновационный сетевой проект по «Мыследеятельностной педагогике».
  • Работая над формированием качеств субъекта учебной деятельности у обучающихся, педагогический коллектив проводит большую работу по формированию способности самоконтроля и самооценки, рефлексии. Это позволило ввести в школе безотметочную систему обучения с первого по 6-й класс.

В конце 2002 года было проведено обследование детей 5-х классов с целью определения сформированности учебной деятельности. «Результаты обследования показали, что у большинства детей (92%) сформирована структура учебной деятельности и, прежде всего, такое важнейшее мыслительное действие, как рефлексия. Учащихся характеризует особый «стиль» работы: развернутая познавательная деятельность, быстрое выделение способа действия, развернутая рефлексия». (Из экспертной оценки руководителя Центра начального образования МИРОС к.п.н. Берцфаи.) Сопоставляя данные психологических обследований и результаты обученности детей, педагоги увидели, что результат обученности не соответствует уровню потенциальных возможностей детей. Следовательно, необходимо решать задачу по ликвидации данного «разрыва».

  • С 2000 года в школе разработана и внедрена система обучения старшеклассников по индивидуальным учебным планам.
  • Выполнение предыдущей программы, продвижение школы по пути реформ не могли не сказаться на изменении позиции педагога в школе и его профессионализма. Но для нашего педагогического коллектива наступило время объективной смены педагогического состава (в силу возрастного состава некогда стабильного коллектива). Смена коллектива ставит и новые задачи по некоторому «возврату» на пути продвижения вперед, так как философия школы должна быть принята каждым членом коллектива.
  • Введение многих изменений, затрагивающих основной и вспомогательные процессы в школе, систему управления, привели в целом к изменению образовательной системы и школьной образовательной среды. В 2003 году школа прошла внешнюю психолого-педагогическую экспертизу, проведенную Международным центром экспертизы и проектирования образовательных систем. Заключение (имеет объем 181 страницу) дано по организационно-образовательной модели школы, образовательному плану школы, образовательной среде, образовательной культуре школы, отношению к школе и по удовлетворенности пребывания в ней всех участников образовательного процесса.

Анализируя образовательные результаты и динамику развития нашей школы за последний период совмест¬но с Международным центром экспертизы и проектирования образовательных систем, мы пришли к выводу о необходимости усовершенствования организационно-образовательной системы для более эффективного достижения стратегических целей, поставленных в концепции школы.

По данным экспертизы стало понятно, что школа № 1277 «состоит» из трех образовательных подсистем – младшей, средней и старшей – и единой организационной подсистемы, положения которых в поле организационно-образовательного развития не совпадают.

2. КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ ЖЕЛАЕМОГО СОСТОЯНИЯ ШКОЛЫ

Целью школы является создание условий для воспитания Человека Мира, которого характеризуют, прежде всего, патриотизм – осмысленное ощущение себя россиянином в международном сообществе, и толерантность – понимание и принятие межкультурных и иных различий между людьми.

Младшая школа

1–6 классы

Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте является учебная деятельность.

Формировать качества субъекта учебной деятельности – задача начальной школы.

В коллективно распределенной деятельности совместно со взрослыми ставятся учебные задачи, планируется работа по их решению, проводятся поиск и исследования. Обучающиеся учатся самооценке и рефлексии.

За годы обучения в начальной школе должна сложиться мотивация познавательного интереса. Этому способствует и безотметочная система обучения, позволяющая формировать мотивацию обучения на качественно новом уровне.

У младших школьников к моменту окончания начальной школы должна возникнуть способность (умение) учиться.

Подростковая школа

7–9 классы

В начале подросткового возраста в отдельную область жизни выделяются поиск самого себя, отношения с другими людьми, поиск новых смыслов. Перестраивается социальная ситуация, возникает «ориентировка на себя» как основное условие решения любых задач (Д.Б. Эльконин).

В подростковом возрасте должна происходить индивидуализация учебной деятельности. При этом замысел и основная идея могут принадлежать одному человеку, но в процессе реализации он подключает помощников. Кроме того, сам характер понятийного знания предполагает диалог с мысленными или реальными собеседникам. Когда учебная деятельность индивидуализируется, человек воображает себе таких собеседников, то есть присваивает «образы других людей».

При данном положении меняется задача школы. Теперь необходимо построить «лестницу во взрослый мир», создать специальное пространство, в рамках которого действовала бы разветвленная сеть подростковых сообществ, разных по своему устройству, по направлению деятельности, по характеру взаимодействия подростков друг с другом и со взрослыми. Необходимо дать подростку свободу выбора сообщества, организованности, клуба, возможность «путешествовать» из одного сообщества в другое. Это позволит подростку самому осознанно выбрать свою сферу деятельности, познакомиться с нормами и принципами, которым необходимо следовать при выполнении того или иного вида деятельности и в конечном итоге определиться в выборе дальнейших целей и построении индивидуального плана развития.

В рамках подросткового пространства необходимо дать подростку возможность осуществлять собственные общественно значимые проекты, в процессе подготовки и проведения которых он вынужден будет вступать в контакты с разными организациями и «общественными взрослыми».

В своем сообществе подросток должен иметь условия для проявления себя в разных ролях и позициях: командира и подчиненного, генератора идей и творче¬ского исполнителя, партнера и конкурента.

В подростковом пространстве необходимо создать условия для карьерного роста подростков внутри сети подростковых организаций – от рядового члена организации до члена органа самоуправления и его руководителя.

В создании специальных педагогических ситуаций и условий для проб «себя» и заключается задача подростковой школы.

Старшая школа

10–11 классы

В этом возрасте человек должен научиться ставить перед собой цели и задачи, планировать их достижение, распределять время и силы, то есть он должен приобрести черты субъекта разного вида деятельности и соответствовать модели выпускника школы.

Модель выпускника

Формируя качества субъекта разного вида деятельности, школа добивается того, чтобы выпускник стремился стать Человеком Мира, который:
  • осознает себя гражданином России, признает ценность данного качества;
  • способен к учебной деятельности, к продолжению образования;
  • способен к изучению иностранных языков;
  • способен к самостоятельному творчеству;
  • способен к самоопределению в разного вида культурах и государственно-политических формах, толерантен;
  • способен к коммуникации и взаимодействию;
  • способен к саморегуляции и ответственен за свои поступки.


3. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

– определить приоритетные направления изменений, вводимых в школе для реализации концептуальных положений.

Развитие школы предполагает планомерное приближение образовательных подсистем к интегративно-матричной организационно-образовательной модели и обеспечение преемственности между образовательными подсистемами младшей, средней и старшей школ.

Основная задача изменения организационной структуры школы – обеспечение функционирования и развития каждой из образовательных подсистем – младшей, средней и старшей школ.

Каждая из этих образовательных подсистем спроектирована с учетом ведущей деятельности, характерной данной возрастной категории, и задач формирования личности в данный возрастной период. Все три образовательные подсистемы выстроены в логике преемственности и взаимопроникновения, обеспечивая планомерный переход учащегося из одной образовательной подсистемы в другую. Такое построение трех образовательных подсистем обеспечивает решение одной из важнейших задач: планомерный перевод учащегося с позиции субъекта учебной деятельности на позицию субъекта проектирования собственного образовательного процесса. Образовательная подсистема старшей школы базируется на интегративной образовательной подсистеме.

Организационно-образовательная модель школы должна быть выстроена на основе интегративно-матричной образовательной модели*, так как отвечает следующим требованиям:

  • базируется на соответствующих теоретических основах деятельности школы;
  • интегрирует в себя весь научно-методический потенциал школы;
  • обеспечивает преемственность образовательных подсистем младшей, средней и старшей школ;
  • обеспечивает высокий уровень согласованности деятельности всех категорий субъектов образовательного процесса;
  • предоставляет широкие возможности для развития личности каждого субъекта образовательного процесса.

Таким образом, на новом витке развития перед школой встает задача наиболее полного внедрения данной организационно-образовательной модели школы.

Преследуя цели планомерного приближения образовательных подсистем к интегративно-матричной образовательной модели и обеспечения преемственности между образовательными подсистемами младшей и средней школы, средней и старшей школы, перед администрацией встает ряд задач:

  1. Расширение сферы дополнительного образования.
  2. Достижение гибкости образовательных траекторий основного образования средней школы.

Насыщение образовательного плана учащихся средней школы элективными курсами, с одной стороны, обеспечит более эффективное развитие некогнитивной сферы учащихся, обеспечит гибкость образовательных траекторий и, с другой стороны, обеспечит возможность для формирования и развития способности делать свободный и осознанный выбор приоритетов собственного образования, что становится особенно актуальным в период формирования учащимися индивидуальных учебных планов на последние два года обучения в школе (см. схему).



4. ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ ШКОЛЫ

Перед администрацией школы стоит ряд стратегических задач, связанных с формированием предложенного типа организационной культуры:

  • предоставление возможностей каждому сотруднику совершенствовать свое профессиональное мастерство;
  • предоставление каждому сотруднику возможностей самореализации;
  • наделение горизонтальных структур правом принятия самостоятельных коллективных решений в рамках концепции школы;
  • формирование горизонтальных творческих групп для решения стратегических задач развития школы;
  • поддержание педагогов, творчески работающих в инновационном режиме;
  • предоставление возможностей сотрудникам, работающим в инновационном режиме, презентовать как собственные достижения, так и достижения школы на различных уровнях (печатные работы, выступления на семинарах и конференциях в других образовательных учреждениях и т.п.);
  • регулярный мониторинг достижения поставленных образовательных задач;
  • формирование организационной культуры у новых членов педагогического коллектива;
  • трансляция организационной культуры учащимся школы;
  • повышение психологической включенности учащихся в собственный образовательный процесс.

5. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

6. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (поэтапное)

7. СРОКИ ВВОДИМЫХ ИЗМЕНЕНИЙ <…>

8. ТАКТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВВОДИМЫХ ИЗМЕНЕНИЙ (поэтапное) <…>

9. ИСПОЛЬЗУЮЩИЕСЯ НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
(Общеизвестные технологии, применяемые на уроках, такие, как дебаты, критическое мышление и письмо, проекты, исследования и др. не описываются)

10. СПОСОБЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗУЕМОЙ ПРОГРАММЫ

  • сдача экзамена DSD по немецкому языку и международного экзамена по английскому языку;
  • административный контроль промежуточных результатов, общественный отчет групп о проектной работе по предметам и областям знаний;
  • общественная аттестация 9-х классов;
  • экспериментальная диагностика рефлексивной способности учебной деятельности (разработана НИИ ИСРОО, проводит психолог);
  • экспериментальная диагностика мышления (разработана НИИ ИСРОО, проводит психолог);
  • участие в турнирах «Мыслю, умею, действую» для начальной школы;
  • участие в турнире Знатоков, чтения для старшеклассников в рамках сети «Мыследеятельностная педагогика»;
  • внутришкольное поэтапное психологическое обследование учебных способностей учащихся начальной школы;
  • в школе под научным руководством Центра экспертизы и проектирования образовательных систем подготовлена группа внутренних экспертов для работы с методиками экспертизы образовательной системы и среды, что позволяет отслеживать по многим параметрам последствия изменений, вводимых в школе.

11. ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

  • Отрабатываемая модель позволит подойти вплотную к персонализации образовательного процесса.
  • Технологии и программы, отработанные в процессе экспериментальной работы:
    – программы обучения второму и третьему иностранному языку,
    – технология подготовки и сдачи экзамена DSD,
    – технология работы по безотметочному обучению и формирования при этом способности самоконтроля и самооценки,
    – методика создания детско-взрослых сообществ,
    – программы и формы организации учебного процесса по индивидуальным учебным планам,
    – способы внутреннего аудита образовательной системы, методы командной работы могут быть переданы для внедрения в другие образовательные учреждения, прежде всего в рамках сетевых проектов, а затем и для внедрения в массовую практику.
  • Для самой школы при условии выполнения данной программы мы видим дальнейшие перспективы развития в том,
    – чтобы в рамках выстроенной модели школы перейти к работе с индивидуальными траекториями развития личности ребенка;
    – в дальнейшем отрабатывать расширение возможностей общественного управления учреждением и организации гибких связей школы с обществом.

* Карпов В.А., Ясвин В.А. Образовательная система школы: проектирование, организация, развитие. – Москва, 2002.

Рейтинг@Mail.ru