Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №14/2006

Коллеги

Реформа без черновиков

Чили – страна выдающаяся по многим параметрам. Она самая протяженная и узкая на планете. Только отсюда осуществляются туры в Антарктиду. Система народного образования считается лучшей во всей Латинской Америке, а грамотность составляет 95,4 процента.

Реформа образования стартовала в Чили примерно тогда же, когда и в России, – в самом начале 90-х годов. Разумное управление привело там к невероятному приросту показателей! Если в начале реформы неграмотного населения было 25 процентов, то теперь таких людей практически не осталось. Дошкольным образованием была охвачена лишь четверть детей – сейчас оно повсеместно.

Сокрушаясь о качестве работы наших сельских школ, мы ищем причину в их удаленности от «цивилизации». В Чили, где расстояния не меньше российских (здесь есть и пингвины, и безводные пустыни), школы находятся в таком же положении. Но за пятнадцать лет с начала реформы образования для их поддержки было создано 500 ресурсных центров с мультимедийным оборудованием и доступом в Интернет. Это не конечный показатель, а промежуточный, хотя и он существенно помог: благодаря центрам выход в Большой мир имеют практически все дети, живущие в селах.

С воплощением мечты о всеобщем среднем образовании чилийцы нас тоже опередили. В Чили оно уже именно такое.

Учительская зарплата выросла в четыре раза, приблизившись к среднестатистической по стране. Однако она по-прежнему считается недостаточной и будет увеличиваться.

Какие стратегии в управлении привели к качественным сдвигам?

Самая главная – непрерывность реформ. Там, как у нас, не повторяется с завидной регулярностью ситуация: забудем все, что мы делали раньше, и начнем с чистого листа. В Чили за полтора десятилетия не вносилось ни одного изменения в первоначально составленную программу. Поставленные цели оставались неизменными и осваивались в намеченной последовательности. Единственное, что слегка корректировалось, были сроки – не всегда удавалось уложиться в намеченные временные рамки.

В последние годы стали расти расходы на образование: вложены деньги в подготовку учителей, пересмотрена школьная программа, увеличены ассигнования на развитие библиотек, национальной компьютерной сети, на поддержку сельских и бедных городских школ. Разница между государственными и частными школами несколько сгладилась (по крайней мере, в части материального обеспечения).

Несколько лет назад чилийская газета «Ла Сегунда» заявила: «Хватит самовосхвалений! Если вы до сих пор думали, что качество образования в Чили хорошее, быстро разочаруетесь. По окончании первого и второго классов начальной школы половина детей не в состоянии правильно ответить на поставленные вопросы. Но и среднее образование в государственных чилийских школах не лучше. В сравнении с другими странами Латинской Америки Чили проигрывает. Собственно, на южноамериканском континенте выделяются две четкие группы: Куба и все остальные страны. Уровень образования на Кубе не уступает многим развитым странам. Если более точно, то Чили наряду с Аргентиной, Колумбией и Мексикой имеет некоторое преимущество в математических дисциплинах. Но в целом проверка показала, что лучшие чилийские ученики не годятся в подметки 25 процентам самых слабых учеников Кубы».

В чилийской системе образования работает система ваучеров. Правительство выделяет деньги частным школам в зависимости от количества принятых учащихся.

Контроль над государственными школами перестал быть централизованным, и часть контролирующих функций передана в ведение муниципалитетов. Субсидии получают как муниципальные, так и частные школы, причем и те и другие – равное количество денег на одного ученика. Такая система используется для обеспечения свободной конкуренции в сфере образования и дает обществу возможность выбирать лучшее образование за меньшие деньги.

В чилийские школы детей должны принимать независимо от местожительства, поэтому родители могут выбирать учебное заведение. Но на практике частные школы старались отбирать лучших учеников, отказывая проблемному ребенку. В итоге в частных школах сосредоточились дети из семей со средним достатком, а в муниципальных – из бедных слоев. Правительство решило выправить ситуацию, увеличив ассигнования государственным школам и введя обязательные стипендии для малообеспеченных граждан.

Важный принцип управления – поддерживать в первую очередь те школы, что в трудных условиях демонстрируют потенциал изменений. Школе, показавшей способность совершить серьезный шаг в своем развитии (скажем, за два года значительно увеличить показатели), окажут еще большую поддержку, поскольку она эффективно расходует деньги. Кроме того, чем выше показатели, тем реже сюда наведывается инспектор.

Программы поддержки – долгосрочные и подразумевают четкие результаты. То есть путь трансформации учебного заведения имеет определенные «вехи» и вмешательство в деятельность школы является проверкой достижения результатов.

Сайт компании «Microsoft» рассказывает об усилиях Чили по преодолению информационного неравенства. Чилийское правительство поддерживает программу по ускорению внедрения информационных технологий, расширению доступа в Интернет, созданию «электронного правительства» и открытию новых возможностей для участия граждан в этом процессе. Цель программы – повысить компьютерную грамотность сначала среди учителей и учащихся, а затем вовлечь в этот процесс родителей и остальную часть населения. В течение последних двух лет граждане и частные компании имели возможность оплачивать коммунальные услуги по Интернету. Образовательная реформа является одной из крупнейших инициатив в Чили: усилия в этой области поддерживали три президента и шесть министров образования.
Сегодня в Чили 100 процентов школьников получают бесплатные учебники, и во всех школах есть новые библиотеки. Университеты получили самое современное оборудование и доступ к крупным научным центрам мира. При таком образовательном процессе дети демонстрируют лучшие результаты. И хотя у семей мало средств, они получают доступ к современным информационным технологиям с помощью инструментов, создаваемых благодаря новому подходу и видению мира. Правительство считает, что необходимо обучать детей не только приспосабливаться к технологическим переменам в жизни, но и сделать новшества частью их мечты.
В начале 90-х годов Чили начала внедрять информационные технологии в школах в рамках программы «Контакты». Сейчас 90 процентов учеников заняты в школах, где есть компьютерные классы, подключенные к Интернету. Половина чилийских учителей приобрела навыки использования информационных и телекоммуникационных технологий в образовании, а сами школы имеют бесплатный доступ к сети Интернет. Учителя проходят 100-часовой курс обучения и получают содействие в более широком использовании ИТ в преподавании. Во многих школах все специализированные предметные классы оборудованы компьютерами, а для покупки домашнего компьютера учителя и родители могут воспользоваться программой получения ссуды, что способствует интеграции семей в школьную жизнь.
Некоторых учителей пугают информационные технологии, но все большее их число испытывает энтузиазм в виду новых возможностей. Так, например, с помощью Интернета чилийские школы могут теперь более тесно взаимодействовать с местным сообществом.
Чили совместно с соседними странами работает над созданием конфедерации образовательных порталов. Корпорация «Microsoft» внесла крупный вклад в эту программу.

Хорошо зарекомендовала себя программа «Уверенный старт», которая есть, в частности, и в Великобритании. Она рассчитана на раннее, дошкольное выявление потенциальных проблем с обучением у детей, имеющих не соответствующее норме развитие, или у тех, кто принадлежит к неблагополучной социальной среде.

В школах Чили у учителя есть помощники. Разработана новая программа подготовки парапрофессионального штата педагогических работников. Раньше они походили на российских лаборантов, хотя организовывали групповую работу детей и т. д. Теперь у них есть шанс продвинуться по карьерной лестнице и вырасти в полноправных учителей.

Также в Чили появились управленческие органы, которые получают деньги от министерства образования за контроль: насколько хорошо трудоустраиваются выпускники школ и профтехучилищ, каков процент отсева в первые два-три года работы, другими словами, достаточно ли квалифицированными они вышли из школы.

Инна АЛЕЙНИКОВА

Рейтинг@Mail.ru