Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №14/2006

Коллеги

Научить ориентироваться в жизни

В некоторых странах общественный заказ на образование является не государственным, а семейным. Что привело к формированию в этих государствах уникальных образовательных систем. В частности, так произошло в Дании, где около 150 лет назад было разрешено не только верующим выбирать для себя приход (напомним, Дания – протестантская страна), но и родителям – школу для детей...

В результате сегодня в Королевстве Дания существуют муниципальные школы (финансируемые муниципалитетами и работающие по общим программам, утвержденным в министерстве), а также параллельно с ними множество разнообразных частных школ (в основном финансируемых государством и работающих по собственным программам). Общее во всех школах только одно: минимум часов в неделю (2–3 часа) дети должны заниматься датским и английским языками и математикой.

Родительский заказ

Каков же заказ на образование, который идет от родителей, а не от государства? В Дании это требование, чтобы в школах дети научились... общаться, находить самостоятельные решения в нестандартных ситуациях. По поводу уровня знаний школьников там переживают только в министерстве образования, потому что Дания не заняла первое место в международном исследовании результатов обучения PISA. Родители волнуются совсем о другом. Вот что рассказал один директор школы: «Был случай, когда родители остались недовольны качеством нашей работы. Мы поехали с ребятами в Швецию – кататься на лыжах. Одна девочка (старшеклассница) заблудилась и, вместо того чтобы найти дорогу или спросить у тех, кто встретился на пути, как найти нужное место, она позвонила папе, в Копенгаген. Папа был разъярен: мы не научили девочку самостоятельно находить решение в сложной ситуации, как же она будет ориентироваться в жизни?! При помощи папы? Она испугалась, не смогла обратиться к незнакомым людям, значит, не умеет общаться!

Школы, которые открываются по заказу родителей, называются в Дании свободными. Свободны они от министерских программ: никаких единых методических рекомендаций для этих школ не существует, весь образовательный процесс контролируется родителями учеников. Чтобы открыть свободную школу, сначала родители собираются вместе и вырабатывают условия и способы обучения, которые считают наилучшими для своих детей: «Мы хотим, чтобы нашим детям давали полную свободу выбора изучаемого материала, чтобы они сами научились отвечать за свои поступки, чтобы их не контролировали». Или наоборот: «Для нас важно, чтобы наши дети научились читать в 6 лет, прошли весь учебный материал к 15 годам и получили высокие баллы в аттестаты». Запросы родителей могут быть любыми. Это принципиальная и важная для датчан позиция. Даже если родители захотят открыть школу с обучением националистическим идеям, им разрешат и помогут правильно ее организовать. Они – заказчики и основатели школы, им и ставить условия. Одно «но»: в школе в первом году ее существования должно учиться не менее 9 человек, во втором – не менее 18, а далее – не менее 27. Если число учащихся меньше обозначенного, школа теряет государственное финансирование. Можно начать организацию школы любой религиозной конфессии, политической партии, наверное даже школы, где все носят галстуки определенного цвета.

От момента постановки образовательного заказа родителей до открытия школы проходит не меньше года, и все это время инициативной группе помогает консультант-специалист: объясняет, какие педагогические системы наилучшим образом соответствуют заказу родителей, помогает правильно оформить все документы и так далее.

Не случайно в Дании сложилась система настоящей конкуренции между школами двух основных типов:

  • муниципальными, создающимися «сверху», под руководством министерства образования, и финансируемых полностью из муниципальных средств;
  • и свободными, независимыми, открывающимися «снизу», финансируемыми на 75 % за счет госбюджета, подчиняющимися только своим попечительским советам.

В результате длительной конкуренции между двумя типами школ изменилась вся образовательная система.

Результат конкуренции

Что же произошло в результате длительной конкуренции между общественным и родительским заказами на образование?

Во-первых, была сведена почти к нулю значимость текущих и переводных отметок. В первые девять лет обучения в Дании (в общеобразовательной школе) отметки выставляются только для того, чтобы учитель мог понять, кому из его учеников требуется дополнительная помощь, и в следующий класс переводятся все ученики, независимо от их знаний. Фактически в Дании средняя школа – это путь длиною в 9 лет, который доступен каждому. Причем за это время каждый имеет право пройти столько, сколько сможет, не боясь получить плохие отметки в аттестате. Выпускные экзамены во всех школах одинаковые, государственные, но отметки, выставленные в аттестате, можно исправлять всю жизнь, поэтому никто не боится сдать экзамены плохо. Аттестат – начало долгого пути в образовании, а не его конец.

Муниципальные школы в Дании очень похожи друг на друга. Там большие классы (до 30 человек), распространены методы проектной и творческой работы с детьми, повсеместно существует соуправление. Существуют и экспериментальные муниципальные школы, например «школа без классов», открытая четыре года назад в Копенгагене. Обучение там проходит только по методу проектов.

В частных школах классы поменьше и, как правило, более домашняя обстановка. Частные школы пестрят разнообразием: есть суперсвободные, вроде школы Садберривэллей, есть авторитарные, религиозные, игровые. Бесспорно, родители лучше отражают интересы своих детей, чем государство в целом. Наверное, именно поэтому в Дании появился так называемый «десятый класс» (он в разных вариациях есть и в других скандинавских странах), в котором дети могут учиться после общеобразовательной школы, не получая никаких отметок, только для того, чтобы повзрослеть и понять, чем им интересно заниматься во взрослой жизни. Фактически «десятые классы» – это часть образовательной системы Дании, в которой услуги оказываются по заказу настоящих клиентов – детей. В «десятых классах» учится большинство выпускников датских школ.

Для датчанина, окончившего гимназию и бизнес-школу, получившего профессию менеджера или специалиста по компьютерной графике, ничего не стоит пойти учиться в техникум на плотника и сделать еще одну карьеру. Школы для взрослых в Дании распространены повсеместно, их посещают люди, которым исполнилось и двадцать, и тридцать, и... семьдесят лет.

Центром каждого населенного пункта в Дании считаются библиотеки. Как правило, они расположены в прекрасных зданиях, а посещают их все, от мала до велика. Датчане гордятся своими библиотеками, они шутят: «Если датчанин плохо себя чувствует, он обязательно идет ко врачу. Если же он чувствует себя хорошо, то непременно отправляется в библиотеку». Люди учатся, потому что хотят что-то узнать, а не для того, чтобы получить сертификат об образовании.

Современные тенденции системы образования Дании

Итак, родительский заказ повлиял на систему образования в целой стране. Однако государство пока не хочет уступать свои права. В последние несколько лет в Дании идет борьба за упразднение «десятого класса» как «лишнего», «требующего от государства слишком больших вложений и малоэффективного». По мнению многих чиновников, дети в этом классе ничему серьезному не учатся (конечно, разве можно всерьез принять, что они ищут свою, одну-единственную дорогу в жизни?). Однако закрытие финансирования этих классов до сих пор под вопросом.

Кроме того, в последнее время постоянно обсуждается необходимость существования бесплатных или датируемых государством школ для взрослых. Государству невыгодно финансировать несколько образований для одного человека. Выучился на программиста? Вот и работай программистом! Хочешь сменить специальность? За такие желания придется заплатить!

Обсуждение новых законов, направленных на поддержку единого, государственного, а не личностного (или родительского) заказа на образование, не утихает. Хотя – порадуемся за эту маленькую и удивительную страну – ни один из этих законов до сих пор не принят.

Ольга ЛЕОНТЬЕВА

Рейтинг@Mail.ru