Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №14/2006

Коллеги

На одном пути

Министры образования стран «группы восьми» приняли Московскую декларацию по развитию системы образования в мире

Как раз в тот момент, когда мы готовили этот номер к печати, в Москве проходили мероприятия, связанные с председательством России в «Большой восьмерке». Одно из них имело прямое отношение к сфере образования, с которой все вы, уважаемые друзья, связаны. Речь идет о встрече министров образования стран «группы восьми».
В течение двух дней министры восьми государств, а также приглашенные представители других стран и руководители некоторых международных организаций совещались в московском «Президент-отеле» в преддверии июльского саммита глав G8 в Санкт-Петербурге.
Учитывая, что в данном номере подобраны материалы о зарубежных тенденциях и проблемах в сфере образования, краткий обзор образовательной встречи в «верхах» пришелся как нельзя кстати.

Предшествовало этой двухдневной встрече еще одно событие. А именно – подписание протокола о намерениях между министерствами образования России и США. Стоит подчеркнуть, что документ такого уровня между министерствами был подписан впервые (текст протокола см. на с. 4).

«Наши страны должны работать вместе, с тем чтобы все студенты обладали важными и крайне необходимыми навыками XXI века, – сказала министр образования США Маргарет Спеллингс. – Протокол о намерениях является символом нашего взаимного обязательства по улучшению качества образования и содействия развитию программ обмена между нашими странами».

Министерство образования США и Министерство образования и науки РФ инициировали подписание протокола о намерениях с целью расширения сотрудничества и развития партнерских отношений среди различных вузов США и России, отражающих наивысшие достижения систем образования в каждой стране. Это сотрудничество дополняет уже существующие программы, в том числе и программы обмена, а также способствует созданию новых программ.

Озвучены в данном протоколе и приоритеты в обучении, которых будут придерживаться оба государства. К таковым относятся изучение математики, информационных технологий и иностранных языков.

Предполагается, что российское Министерство образования и науки обеспечит финансирование программ для непосредственного их использования российскими партнерами, а Министерство образования США в свою очередь профинансирует программы для прямого использования американскими партнерами. Также, согласно протоколу о намерениях, будет создана рабочая группа с целью улучшения качества образования в обеих странах и укрепления новых партнерских связей и программ обмена в будущем.

На встрече после подписания протокола госпожа Спеллингс также отметила, что в ходе визита в Москву она посетила несколько школ и была «поражена интеллектом российских школьников, их знанием иностранного языка и стремлением к учебе». Министр образования и науки РФ А. Фурсенко в свою очередь сказал, что «образование сегодня – это определяющая точка развития мира, а интеллект человека является главной ценностью».

Встреча министров образования стран «группы восьми» выглядела логичным продолжением подписанного протокола между США и Россией. По словам министра А. Фурсенко, инициатива встречи, с которой выступила Россия накануне саммита в Санкт-Петербурге, была сразу же поддержана коллегами из других стран. Идея встречи состояла в том, чтобы выработать рекомендации в области образования, которые рассмотрит июльский саммит глав G8.

В рамках саммита в Санкт-Петербурге среди прочего вниманию глав государств «восьмерки» были предложены такие вопросы:

  • как сделать образование адекватным глобальному инновационному процессу, который определяет основные тренды экономического роста в современном мире;
  • что необходимо сделать для роста качества образования – в контексте глобальных рынков труда и требований экономики, основанной на знаниях;
  • как оптимизировать усилия стран для решения проблемы доступа к качественному начальному образованию в беднейших странах мира;
  • каким образом образовательная политика должна быть использована для социально-культурной и профессиональной адаптации мигрантов в состав принимающих сообществ.

Атмосфера двух дней, в течение которых министры образования работали над принятием итоговой Московской декларации по развитию системы образования в мире, была хотя и теплой, но сугубо официальной. Министры, скромно прячась за спину хозяина встречи – Андрея Фурсенко, предпочитали во время коротких пресс-брифингов либо отмалчиваться, либо отделываться общими фразами. Разговорчивым оказался лишь заместитель министра образования Китая Чжан Синьшэн, долго рассказывавший о позиции своей страны в области образования и, кстати, четко подметивший, что «сфера образования в любом государстве – всегда самая проблемная в реформировании, так как это целое искусство – убеждать людей в правильности неясных для них поначалу изменений и утверждать, что эти изменения принесут пользу в будущем».

К концу второго дня главы образовательных ведомств все-таки разговорились и с помощью переводчиков начали отвечать в кулуарах на вопросы журналистов, явно предпочитая при этом телевидение. К тем же министрам, которые соглашались на все интервью, выстраивалась буквально очередь из репортеров.

На второй день А. Фурсенко также отметил, что в ходе встречи министров был затронут и вопрос о роли учителя в учебном процессе, его статусе и квалификации. «Это, безусловно, вопрос, который волнует абсолютно все страны, и мы будем стараться и впредь находить общие точки соприкосновения в этом вопросе и делиться опытом», – заметил он.

Однако основой для итоговой декларации стали три пункта, которые обсуждались в течение двух дней встречи. Это инновационная экономика, программа «Образование для всех» и проблема адаптации мигрантов. Интересно, что в рамках G8 тема миграции была затронута впервые и впервые было решено попробовать найти общие подходы к тому, как образование может помочь мигрантам быстрее адаптироваться к жизни в принимающей стране. В итоговом документе обозначена необходимость создания специальных образовательных программ для мигрантов. В России, в частности, предполагается уделить внимание профессиональной подготовке мигрантов в среднеспециальных учебных заведениях.

Страны «восьмерки» намерены также расширить свое участие в международной программе «Образование для всех». Она направлена на достижение двух целей – обеспечения всеобщего качественного базового образования и гендерного равенства в получении образовательных услуг к 2015 году. Для оптимизации финансовой поддержки развивающихся стран в рамках программы была создана инициатива ускоренного финансирования (ИУФ), координирующая взаимодействие стран-доноров и стран–получателей помощи. Россия как сопредседатель комитета ИУФ намерена предложить разработку международной программы оценки качества базового образования. Более того, в 2006 году Россия внесла в фонд этой программы около $7 млн.

Не менее значимый пункт декларации – вопрос взаимозачета профессиональных квалификаций во всем мире. По мнению министров, образование во всем мире должно отвечать международным квалификационным требованиям, чтобы специалист, вне зависимости от того, где именно он получал образование, чувствовал себя уверенно в любой стране. Пока, как отмечалось на встрече, в разных странах в понятие квалификации вкладывают разный смысл. Именно поэтому наша страна предложила выработать и установить «систему доверия» к квалификации специалистов во всем мире, для чего необходимо создать международную рабочую группу, которая предложит методы взаимопризнания квалификации специалистов.

По сообщению ИТАР-ТАСС, А. Фурсенко заявил, что «по этому вопросу в ходе заседания развернулась широкая дискуссия, но министры сошлись во мнении, что единые стандарты погубят уникальность, индивидуальность, разнообразность систем образования разных стран мира. Мы просто должны понимать друг друга, установить соответствие квалификаций в странах мира и плотнее вести диалог».

Отметим, что стоимость всех перечисленных программ и проектов министрами не обсуждалась. Это прерогатива глав государств G8, и потому, когда вы получите этот номер, скорее всего будут известны некоторые цифры, принятые на июльском саммите в Санкт-Петербурге.

Подготовила Яна САРТАН
Фото В. ЕВСЕЕВА

Протокол о намерениях по расширению сотрудничества и обменов
в области образования, подписанный Министерством
образования и науки РФ и Министерством образования США

Министерство образования и науки Российской Федерации и Министерство образования Соединенных Штатов Америки, именуемые в дальнейшем Сторонами, руководствуясь желанием развивать более тесное сотрудничество в области образования и положениями Совместной декларации Президента Российской Федерации Владимира Путина и Президента Соединенных Штатов Америки Джорджа Буша о новых стратегических отношениях между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки от 24 мая 2002 года и действуя в духе совместных Братиславских инициатив, принятых в феврале 2005 года, а также в целях дальнейшего совершенствования и расширения сотрудничества и обменов в области образования между двумя государствами на основе принципов равенства, взаимопонимания и эффективности, согласились о нижеследующем:

Статья 1. Стороны расширяют сотрудничество и развивают партнерские связи между различными учебными заведениями России и США, отражающими достижения образовательных систем обоих государств. Это взаимодействие дополняет существующие программы, включая программы обменов, и способствует созданию новых программ по мере дальнейшего развития взаимоотношений.

Статья 2. Стороны сосредотачивают свои усилия на создании условий, способствующих развитию конструктивных долгосрочных партнерских связей в области образования. По взаимной договоренности данные усилия могут включать поддержку партнерских отношений между учреждениями высшего профессионального образования, в частности в таких областях, как математика, естественные науки, информационные технологии, русский и английский языки. Эти партнерские программы способствуют усилению роли университетов в создании инновационного общества, поддержке обменов учителями, преподавателями, студентами и молодыми учеными, а также вовлечению частного сектора.

Другие направления совместной деятельности могут быть согласованы Сторонами в соответствии с целями настоящего Меморандума о взаимопонимании.

Статья 3. Исполнительным органом Российской Стороны, отвечающим за выполнение условий настоящего Меморандума о взаимопонимании, является Министерство образования и науки Российской Федерации, которое согласовывает свои действия с Министерством иностранных дел Российской Федерации. С Американской Стороны исполнительным органом, отвечающим за выполнение условий настоящего Меморандума о взаимопонимании, является Министерство образования Соединенных Штатов Америки, которое согласовывает свои действия с Государственным департаментом Соединенных Штатов Америки. В сотрудничестве, осуществляемом в рамках настоящего Меморандума о взаимопонимании, могут также участвовать другие министерства и ведомства России и США.

Статья 4. В целях реализации настоящего Меморандума о взаимопонимании Стороны создают рабочую группу, основными задачами которой является подготовка рекомендаций по развитию совместных программ и их выполнению, а также мониторинг и анализ осуществляемой деятельности по сотрудничеству, проводимой в рамках настоящего Меморандума о взаимопонимании.

Статья 5. Каждая Сторона и каждый исполнительный орган покрывает свои расходы, связанные с их участием в настоящем Меморандуме о взаимопонимании.

Статья 6. В настоящий Меморандум о взаимопонимании могут вноситься изменения или дополнения по взаимному согласию Сторон.

Статья 7. Настоящий Меморандум о взаимопонимании вступает в силу с даты его подписания и остается в силе, пока ни одна из Сторон не заявит о своем желании прекратить его действие путем письменного уведомления другой Стороны не менее чем за шесть месяцев до предполагаемой даты прекращения его действия.

Если по какой-либо причине настоящий Меморандум о взаимопонимании прекратит свое действие в соответствии с вышеизложенными процедурами, это не повлияет на программы и планы сотрудничества, принятые до прекращения его действия.

Совершено в Москве 31 мая 2006 года в двух экземплярах, каждый на русском и на английском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

За Министерство образования и науки РФ –А. Фурсенко
За Министерство образования США – М. Спеллингс

Московская декларация (выдержки)

  • Министры образования в очередной раз выразили свою приверженность улучшению всех аспектов качества образования. Участниками встречи было указано на необходимость создания адекватных и подотчетных систем управления для поддержки систем высококачественного образования, отвечающих потребностям общества и экономики. Повышение качества образования также обеспечивает более эффективное использование государственных ресурсов.
  • Министры образования были единодушны в том, что высокая квалификация преподавателей является одним из обязательных условий их деятельности, при этом уровень компетентности должен соответствовать запросам инновационного общества. Задача любого преподавателя – качественная подготовка учащихся и развитие понимания гражданских ценностей.
  • Министры образования отметили в своих выступлениях, что обеспечивать ускоренную интеграцию иммигрантов и мигрантов в принимающие общества возможно за счет улучшения понимания иностранных квалификаций и повышения лингвистических и межкультурных компетенций. Вклад иммигрантов и мигрантов в развитие общества окажется максимальным в том случае, если им будет предоставлена возможность проявлять себя в тех сферах деятельности, которые наиболее соответствуют их уровню образования, навыков и опыта.
  • Министры образования еще раз подтвердили решимость представляемых ими государств оказывать содействие в достижении Целей развития тысячелетия по всеобщему начальному образованию и достижению гендерного равенства на всех уровнях образования, а также содействовать другим государствам в достижении целей повестки дня программы «Образование для всех». Данная работа предполагает применение системного подхода, а также моделей сотрудничества «юг – юг» и трехкомпонентного сотрудничества «север – юг – юг».

Рейтинг@Mail.ru