Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №13/2006

Кадры

На методической дороге…

О содержании практической деятельности руководителя методического объединения, заместителя директора по учебной работе

От того, насколько опытно, творчески и содержательно работает методическая служба в школе или коллективы информационно-методических центров, иногда зависит очень многое. Где, как не у них, педагоги школы могут в первую очередь проконсультироваться, узнать о последних тенденциях в системе образования, инновационных направлениях, экспериментальной работе, каких-либо конференциях и семинарах…
В данном материале представлена «рамка», на основе которой можно выстроить деятельность методической службы школы. Возможно, что ваша работа происходит примерно по такой же схеме, какую предлагают коллеги из Рязани. Но может быть, что-то покажется новым и важным и вы включите это в план своей работы в новом учебном году. Статья адресована также и работникам управлений образования, которые найдут в ней рекомендации по системе обучения заведующих методическими службами, методистов районных методических центров и руководителей ОУ.

Немного теории

Ключевыми направлениями деятельности методических служб обычно становятся: разработка и научно-методическое обеспечение процессов внедрения обновленного содержания образования, модернизация технологии обучения; оказание методической помощи при решении профессиональных проблем педагога в их практической деятельности; развитие и саморазвитие профессионального мастерства учителей с учетом изменений и особенностей муниципально-образовательного пространства.

Видами деятельности при этом могут быть:

  • развитие духовно-нравственного национального потенциала личности педагога, его способно¬сти к саморефлексии;
  • разработка и создание проектов совместной деятельности образовательных учреждений и учреждений социокультурной среды по развитию личности учащихся;
  • создание банков данных по научно-педагогической литературе, учебно-методическим материалам, диагностике уровня профессионализма педагога и готовности учащихся к самообразованию и саморазвитию; выбору эффективных средств и способов методической и педагогической работы и др.;
  • разработка методических рекомендаций для педагогов, родителей, учащихся по организации образовательного процесса, а также по созданию программ и адаптивных технологий обучения, конкурсов и других мероприятий, направленных на развитие личности как педагога, так и ученика.

Разумеется, практический опыт учителей и их творческая инициатива являются базой для целенаправленного выбора содержания деятельности методической работы, которое формируется на основе следующих источников:

  • законов РФ, нормативных документов, инструкций, приказов Министерства образования и науки РФ и регионов России, определяющих цели и задачи всей методической работы;
  • программ развития региона, учреждения, авторских программ, учебников и учебных пособий, позволяющих обновить традиционное содержание методической службы образовательного учреждения;
  • новых психолого-педагогических и методических исследований, повышающих научный уровень методической службы;
  • инноваций и нововведений, во всей полноте раскрывающих сущность методической работы;
  • данных диагностики и прогнозирования состояния учебно-воспитательного процесса и уровня развития учащихся конкретного образовательного учреждения, позволяющих правильно определить методическую тему, основные задачи, проблемы методической деятельности и самообразования педагогов;
  • информации о массовом и передовом опыте методической службы, позволяющей увидеть характерные ошибки в деятельности учреждений образования города, региона, республики;
  • педагогического опыта творческого подхода в выборе содержания и планирования методической работы.

На основе «Примерного положения о муниципальном методическом центре (кабинете) в системе дополнительного педагогического образования и повышения квалификации» от 11.09.98, № 36-51-159 ин/36-10; Письма Минобразования РФ «О формах организации и направлениях деятельности методических служб в системе образования РФ» от 16.09.94 № 90-М ниже представлен примерный образец содержания методической деятельности учителей, руководителей методических объединений, зам. директоров по учебной работе (см. табл.).

Таблица

Содержание деятельности педагогов, руководителей методических объединений, заместителей директора ОУ по учебной работе по повышению и развитию профессионализма педагогов

Основа для продуктивной деятельности

Целенаправленная и результативная реализация содержания деятельности педагогов, руководителей методобъединений, зам. директора по учебной работе школы требует от них соответствующей профессиональной компетентности, обеспечивает достаточный уровень организации методической работы в школе.

Сложившиеся в практике работы педагогов функции (диагностики и анализа, информационной, организационно-методической, инновационной и контрольно-диагностической деятельности) зависят от индивидуальных потребностей педагогической практики, обеспечивают переход от традиционно-регламентирующей информационной функции методической работы к научному обеспечению образовательных процессов, компетентной помощи педагогам и руководителям школ.

Например, заместитель директора, руководитель методобъединения при планировании методической работы в школе должен непременно учитывать уровень профессионализма педагога. Это возможно, если руководитель владеет методами диагностирования профессионального уровня педагогического коллектива. В результате анализа уровня профессионального мастерства педагогов могут выделиться группы учителей, способных:

  • разрабатывать индивидуальные программы, технологии обучения, модифицировать программы и методики преподавания;
  • добиваться повышенного уровня обученности учащихся;
  • обучать, получая стабильно высокие, положительные результаты в обучении, адаптируя методики на уровень развития своих учащихся.

Кроме того, возможно возникновение группы учителей, требующих особого внимания заместителя директора, испытывающих затруднения в организации эффективного образовательного процесса, в повышении уровня образования в научном и методическом плане, в практической деятельности и так далее (молодые специалисты, молодые учителя, проблемные группы учителей).

В частности, опыт работы заместителя директора школы № 17 г. Рязани Галины Петровны Кузнецовой говорит о том, что глубокое научное обоснование и диагностическое исследование потребностей и возможностей педагогического коллектива является основой в организации методической работы школы. Как главный технолог образовательного процесса в школе она выделяет исследовательскую, аналитическую, прогностическую, проектную и контрольно-диагностическую функции, обеспечивающие научные подходы к методической деятельности в образовательном учреждении. Практика ее работы дает следующее обоснование необходимости использования именно этих функций.

Исследование предполагает описание фактов, явлений и процессов обучения учащихся, выявление их наиболее отличительных сторон, черт, особенностей. Именно в результате исследовательской (диагностической) деятельности можно получить четкие, объективные, адекватные состоянию деятельно¬сти характеристики. Данные диагностики классифицируются, обобщаются и представляются в диаграммах, графиках, схемах. Тем самым фактам придается форма, в которой возможна не только их констатация, но и объяснение. На этой качественно новой ступени научно-методической деятельности раскрывается сущность факторов, показывается их необходимость, устанавливается их место и роль в изучении, обобщении педагогического опыта работы школы. Такой подход к исследовательской работе помогает определить суть инновационных экспериментальных исследований и экспериментов в школе.

Следует отметить, что главное достоинство в методической работе заместителя директора школы № 17 является реализация ее практическo-прогностической функции. Так, опираясь на теоретический и методологический категориальный аппарат, она может предсказывать новые идеи, определять форму их функционирования, смысл, условия и время развития новшеств в образовательном процессе. Тем самым она теоретически формирует основы практической работы учащихся, их планомерно-продуктивную деятельность. Реализуя эту функцию, заместитель директора обогащает содержание методической деятельности.

Приведенный практический опыт дает представление о специфике работы заместителя директора школы, которому в силу обязанностей приходится выполнять различные функции и виды деятельности.

«Блочное» обучение педагогов-методистов

Но, как известно, профессионализм, в том числе и педагогический, возможен лишь в том случае, если он формируется на высокой научно-методической, методологической основе. Такая основа должна создаваться в методических центрах, институтах повышения квалификации работников образования, высших учебных заведениях. Как показывает практика, педагоги-методисты и учителя недостаточно ориентируются в вопросах методологии образования. Кроме того, некоторые существенные вопросы образования (например, современные психолого-педагогические концепции образовательного процесса) остаются за пределами их компетенции. В связи с этим положением опережающее развитие научно-методических служб в структурах повышения квалификации педагогов выступает как одно из важнейших условий развития их профессионализма.

Обогащение профессиональных умений педагогов на индивидуально-ориентированном уровне на основе расширения научных знаний выступает необходимой и значимой предпосылкой профессионально-педагогического самовоспитания и саморазвития педагогов-методистов всех уровней.

Примером такого подхода к подготовке педагога-методиста может служить складывающаяся система обучения заведующих методическими службами, методистов районных методических центров, руководителей образовательных учреждений и их заместителей, руководителей методических объединений в Рязанском институте развития образования. Особенность обучения данной группы работников образования состоит в том, что деятельность слушателей организуется в продуктивных формах обучения: организационно-деятельностных играх, тренингах, консультациях, семинарах-практикумах. Тематическое содержание обучения педагогов-методистов и руководителей школ определяется потребностями педагогов и современными требованиями к системе образования.

Так, например, кафедра методологии управления и развития образования в рамках двухгодичного обучения директоров и их заместителей, методистов и специалистов аппарата управления Рязанского района рассматривала такие вопросы, как: новые цели и ценности в системе образования в связи с современными требованиями Закона РФ «Об образовании», «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года»; механизм взаимодействия субъектов образования в муниципальной системе образования; культура управленческой деятельности; разработка и проектирование муниципальных программ развития систем образования; управление качеством образования на муниципальном уровне.

С целью оказания реальной помощи субъектам системы образования, для обеспечения развития их деятельности, т.е. переход на качественно новые средства и способы работы, а следовательно, на развитие самой муниципальной образовательной системы, технологический цикл деятельности сотрудников Института развития образования составлен из четырех блоков и организован следующим образом.

1 блок:

  • выявить, исследовать затруднения в деятельности слушателей;
  • выявить основания, источники затруднений слушателей в системе муниципального образования;
  • построить концептуальную модель деятельности, где затруднения сняты;
  • провести проблемный анализ и построить проектную модель их снятия в реальных условиях деятельности слушателей.

2 блок:

  • в имитационном режиме учебного пространства организация поиска способов и средств преодоления затруднений в деятельности слушателей;
  • согласование проектов в группе слушателей;
  • конкретизация проектов и построение образовательной программы.

3 блок:

  • игровые, тренинговые формы обучения и лекционно-семинарские.

4 блок:

  • изучение и осмысление проделанной работы;
  • социологические исследования мнений слушателей о курсах;
  • рефлексивный анализ проведенных курсов;
  • коррекция действий группы методистов и преподавателей, выход в проектирование последующих курсов.

Блочное обучение подобного рода способствует выявлению заказа в сфере образования на оказание конкретной научно-методической помощи, и, основываясь на нем, разрабатывается программа деятельности слушателей, где рефлексивно-аналитическая деятельность переходит в режим нормосохранения, коррекции их деятельности в соответствии с требованиями согласованных программ и планов. Модульные циклы обучения, методические и научно-исследовательские, аналитические блоки (кафедра – лаборатория – учебно-методический кабинет) имеют устойчиво высокий рейтинг среди обучающихся, к которым тяготеют так или иначе все подразделения института.

Приведенный выше способ организации деятельности сотрудников Института развития образования является инновационным для системы работы образования в целом и для РИРО в частности.

Таким образом, содержание деятельности педагогов-методистов в развивающейся системе муниципального образования обеспечивает ее результативность, если

  • в равной степени учитываются интеллектуальный и духовно-нравственный потенциал педагога-методиста, его методические и технологические умения;
  • расширяется доступ учителей, педагогов-методистов к современным компьютерным сетям и базам данных через федеральную, региональную и муниципальную программы информатизации;
  • активизируется процесс формирования базы информационно-педагогических данных о муниципальной системе образования;
  • дополняется содержание методической деятельности технологиями развивающегося образования, продуктивного обучения;
  • широко используются все виды диагностики (от входной до промежуточной и итоговой) со всеми субъектами и объектами системы муниципального образования;
  • используются вариативные формы, методы, средства и содержание дополнительного образования педагогов и руководящих кадров муниципальной системы образования.
Антонина ПЕТРЕНКО,
кафедра методологии управления и развития образования,
Рязанский областной институт развития образования

Рейтинг@Mail.ru