Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №13/2006

Кадры

«Растительная» жизнь

О задачах школьной методической службы

«Мы ничего не добьемся в школе, если не пропустим мысли через голову учителя». Слова русского педагога К.Д. Ушинского кажутся нам сегодня особенно актуальными. Учитель стал той фигурой, которая оказывает существенное влияние на формирование общества. Выполнить социальный заказ – воспитать конкурентоспособного, наученного самостоятельно добывать знания ученика – под силу учителю компетентному, свободно владеющему профессией, готовому к постоянному росту. Поэтому вопрос о совершенствовании профессиональной компетентности стал помимо прочего одним из главных для любой школы.
В нашей школе-лаборатории № 1360 сложилась своя система работы с учителями, о которой мы расскажем в этом номере.

Что такое профессиональная компетентность учителя? Это прежде всего совокупность знаний и умений, определяющих результативность педагогического труда.

В формировании такого учителя, который сочетал бы как профессиональную, так и общую культуру, значительную роль играет школьная методическая служба. Поэтому главной задачей методическая служба нашей школы-лаборатории считает создание условий для непрерывного профессионального роста учителя, проектирование методического пространства, позволяющего компенсировать недостатки профессиональных знаний и умений каждого учителя исходя из его индивидуальных потребностей.

Кроме того, методическая служба является связующим звеном между деятельностью педагогического коллектива, с одной стороны, и психолого-педагогической наукой, передовым педагогическим опытом, государственной системой повышения профессиональной педагогической квалификации – с другой.

Работу по повышению профессионального мастерства учителя организует в нашей школе методический совет (МС), в который входят заместитель директора по научно-методической и учебно-воспитательной работе, заведующие кафедрами и руководители творческих групп (всего 9 человек).

В конце каждого учебного года члены методсовета проводят диагностику методических умений педагогов школы. Диагностика строится на основе:

  • анализа посещенных уроков в прошедшем учебном году;
  • результатов обученности и успешности учащихся (личных достижений учителей);
  • анализа плана повышения педагогической квалификации;
  • собеседования с заведующими кафедрами;
  • анализа результатов ВШКР.

В основе же диагностики лежит самооценка учителя своих педагогических и методических достижений, которая выявляется с помощью анализа определенной анкеты.

Система нашей работы в минувшем учебном году по повышению профессионального мастерства педагогов представлена в таблице.

Отмечу, что в результате обработки итогов наших диагностик, анализа самооценки состояния уровня профессионализма мы решаем две задачи.

Во-первых, выявляются группы педагогов, которых мы условно делим на:

  • творчески работающих (партнеры); основной способ работы с ними – привлечение к активным формам методического сотрудничества (организуются семинары по отдельным методическим проблемам, практические занятия, индивидуальное консультирование, осуществляется наставничество);
  • учителей, нуждающихся в совершенствовании по отдельным вопросам педагогической деятельности (соучастники); способ работы с ними – методическая учеба по направлениям в соответствии с потребностями учителя и его запросами;
  • педагогов, испытывающих затруднения в организации УВП (участники). Для них мы организуем многоплановую методическую помощь, вовлекаем в работу творческих групп.

Во-вторых, мы решаем задачу планирования организации и содержания методической учебы. Она строится по следующим направлениям:

  • Курсы повышения квалификации на базе МИОО, НМЦ.
  • Проведение научно-практического семинара по работе над методической темой школы «Создание адаптивной образовательной среды урока».
  • Индвидуальное консультирование по запросам учителей.
  • Организация работы творческих и проблемных групп.
  1. Школа педагогического мастерства НПТ;
  2. Проблемы и находки в организации ПД в школе;
  3. Трудные темы преподавания математики по углубленным курсам;
  4. Мастер-класс «Организация контроля ЗУН с помощью тестов»;
  5. Мастер-класс «Нетрадиционные формы контроля ЗУН».
  • Психолого-педагогический семинар «Решение ситуативных задач».

Перечисленные формы методической деятельности наиболее востребованы нашим коллективом. Развивая их, мы ориентируемся на уровень профессионального мастерства, проектируем и планируем методическую учебу с учетом индивидуальных запросов и подготовленности учителя к решению той или иной педагогической задачи. Диагностика нам необходима в качестве стартового начала для определения будущих форм, методов, содержания методической работы с конкретным педагогом или группой учителей (чтобы «пропустить мысль через голову учителя» с наибольшей пользой для его ученика).

Валентина СУХАНИНА,
зам. директора по НМР, школа № 1360,
г. Москва

Рейтинг@Mail.ru