Проверки – участь любого учебного заведения. Спектр данных, которые могут затребовать те или иные проверяющие инстанции, настолько велик, что, казалось бы, все предусмотреть нереально и иногда, как ни старайся, придется краснеть за нехватку нужных бумаг или в последний момент судорожно готовить их, чудом узнав накануне приезда комиссии о том, что понадобится.
Сегодня мы предлагаем вам проторенную дорогу, проложенную Москвой и Калининградской областью. «Управлению школой» были предоставлены материалы, необходимые образовательным учреждениям для участия в весьма значимых конкурсах. Но извлечь из них пользу можно и всем остальным: школы, собирая информацию о себе, «инвентаризируют» школьную жизнь и делают важные обобщения, любое из которых пригодится если не сегодня, то завтра…
|
Желание президента одарить лучшие школы миллионами рублей было воспринято хоть и неоднозначно, но с некоторой долей оптимизма. Однако большое количество вопросов, возникших в ходе подготовки пакета документов для конкурсного отбора и, что самое печальное,
не нашедших четких ответов, заставило участников засомневаться
в победе. Работать в замечательной школе и не знать, с каких позиций и в какой форме ознакомить с ней на бумаге… Директора, которые имели все основания получить совсем не лишний миллион, и учителя, претендующие на премию, готовились как умели, но обреченно вздыхали: «Знаем, что все равно ничего не получим».
Тем не менее в этом, на первый взгляд, сизифовом труде крылись положительные моменты. Школа, изучив все свои ресурсы, «плюсы» и «минусы», завоевания и поражения, получила представление, что же на самом деле она представляет собой и как ей лучше жить в ближайшие несколько лет.
Но вернемся к документам. Подробные критерии отбора каждый регион разрабатывал сам для себя, ориентируясь на достаточно общие федеральные. Предложения города Москвы мы публикуем на наших страницах. Возможно, в поисках идеального варианта федеральные власти впоследствии возьмут их на вооружение.
Программа развития образовательного учреждения
Проблема, на решение которой направлена программа развития. Изложение проблемы должно включать в себя как простое описание ситуации, так и сжатый анализ различных факторов, которые, по мнению Претендента, «явились причиной» проблемы. Представьте в изложении проблемы количественные данные или другие измерители, с помощью которых возможно определить изначальные показатели. Приведите проделанные ранее исследования и практику.
Цели, которые вы ставите перед собой, и задачи, которые хотели бы решить. Изложение цели должно представлять собой наивысшую точку достижений, до которой вы в своей работе стремитесь «добраться» или хотя бы внести значительный вклад в ее достижение. Эти цели должны быть значимыми для развития общеобразовательного учреждения. Также вы должны обозначить более определенные задачи для своего коллектива – это те результаты, которые можно увидеть и каким-то образом измерить. Задачи должны быть логически направлены на достижение этой цели. Кроме того, задачи должны быть напрямую связаны с эффективным осуществлением деятельности по намеченному плану.
Деятельность в рамках программы развития. В разделе описываются пути решения определенных вами задач в рамках бюджета и времени, отводимого на это. Что будет предпринято, чтобы достичь указанных результатов и решить проблемы? Каким образом будет организована деятельность? Определите планы по управлению, способы распространения информации, возможность тиражирования полученных результатов.
Инновационные образовательные программы, активно используемые общеобразовательным учреждением. Дайте четкое описание исходных теоретических положений, содержания и методов инновационной деятельности, прогнозируемых результатов, необходимых условий организации работ, средств контроля и обеспечения достоверности результатов
Календарный план выполнения работ. Представьте детальное расписание, включая планируемые даты начала и окончания работ в соответствии с программой развития. Укажите отдельные этапы работ, если это применимо.
Ожидаемые результаты. Опишите непосредственное воздействие инновационной деятельности на общеобразовательное учреждение (учащихся, учителей, родителей), на город (регион) в целом. Необходимо перечислить конкретные ожидаемые результаты.
Оценка. Укажите, каким образом будете оценивать эффективность реализации программы развития. Какие данные и как станете собирать для оценки выполнения каждой задачи, как эти данные анализировать и использовать в дальнейшем. Приведите список показателей-индикаторов.
Устойчивость инновационной деятельности и дальнейшее развитие. Учитывая, что успех реализации программы частично зависит от внешних факторов и неких организаций, решите, насколько он устойчив. Как вы пришли к этим выводам? Укажите возможные риски, а также те меры, которые были запланированы для минимизации влияния таких факторов риска. Как продолжение деятельности общеобразовательного учреждения, активно внедряющего инновационные образовательные программы, будет зависеть от государственной поддержки в этом году и какими силами осуществляться после окончания финансирования?
Финансовый план реализации программы развития в объеме запрашиваемого финансирования – 1 млн. рублей
- При экспертизе программы развития основными критериями конкурсного отбора являются:
- Высокое качество результатов обучения и воспитания.
- Эффективное использование современных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в образовательном процессе.
- Обеспечение доступности качественного образования (минимальный по сравнению с региональным процент обучающихся, не получивших в учреждении основное общее образование до достижения 15-летнего возраста; предоставление возможности получения образования в различных формах; реализация профильного обучения; обеспечение равных условий для образования максимально возможного числа детей старшего дошкольного возраста).
- Продуктивность реализации программы развития учреждения (достижение целей программы развития в соответствии с установленными в ней показателями результативности) и ее соответствие Концепции модернизации российского образования и Приоритетным направлениям развития образовательной системы Российской Федерации.
- Сочетание принципов единоначалия с демократичностью школьного уклада (демократичный характер принятия решений, эффективная деятельность органов школьного соуправления и самоуправления и т.п.).
- Отсутствие отрицательной динамики состояния здоровья обучающихся.
- Позитивное отношение родителей, выпускников и местного сообщества к учреждению.
- Обеспечение условий безопасности.
- Участие в муниципальных, региональных и федеральных фестивалях, конкурсах, смотрах и т.п.
- Создание условий для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования.
Объем программы развития не должен превышать 30 машинописных страниц!
В таблицах 1, 2 и 3 вы найдете критерии отбора школ, критерии участия учителей и перечень сведений, входящих в аналитическую справку.
Таблица 1
Критерии отбора школ и их показатели
Таблица 2
Документы, предоставляемые учителем
Таблица 3
Сведения, входящие в аналитическую справку
Фото А. СТЕПАНОВА