Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №13/2006

Позиция

«Хочется видеть добрые лица учителей…»

«Родителей в школу не затащишь!» – вот, пожалуй, самое распространенное убеждение учителей и администрации практически любой школы. Несогласных с ним – единицы. Это те, кто сумел наладить «обратную связь» с родителями и успешно с ними сотрудничает. Как показало Второе всероссийское родительское собрание, прошедшее в рамках работы X юбилейного Российского образовательного форума весной, неравнодушные к школе родители есть везде. А главное для администрации школы – не просто умение вести диалог, но определить те вопросы, которые волнуют родителей больше всего. Если точки соприкосновения найдены, дело обязательно пойдет на лад.
На всероссийском собрании родителей такие точки были определены. Возник также и вопрос о том, кем являются родители по отношению к школе – потребителями или преобразователями. Попробуйте в новом учебном году провести дискуссию со «своими» родителями на эту тему. Присмотритесь к опыту регионов, который описан ниже. Вместе с родителями-союзниками вы сможете многое!

Как показало всероссийское родительское собрание, родителей сегодня в первую очередь волнуют следующие вопросы, касающиеся системы образования.

  • Проблема содержания образования

Мнение родителей: Учебники невозможно читать. До тех пор, пока нет реальной «обкатки» учебников на учениках с контролем (сколько дети поняли, запомнили, что осталось в голове к следующему уроку), ситуация не изменится. Учебники пишутся учеными для ученых, а не для детей, еще не освоивших методы академической науки и способы ее изложения.

Кроме того, школа – в ее классно-урочной технологической зависимости от предметного содержания обучения – исчерпала свой потенциал воспроизводства человеческого материала, адекватного требованиям сложившейся социокультурной и хозяйственно-экономической среды в стране и мире. Дальнейшее развитие школьного образования нуждается в детальной проработке проекта новой современной школы, вбирающего в себя все лучшие образовательные, хозяйственно-экономические, интеллектуальные и социальные технологии.

  • Проблема конкурсного отбора детей в первый класс

Чиновники выступают с фарисейскими заявлениями, что школа бесплатна, что в ней не проводят собеседований при поступлении. Ситуации на местах показывают, что конкурс при поступлении в школу существует.

Мнение родителей: Зачисление, в частности в школы Москвы, начинается 1 апреля. Пытаясь попасть в определенные школы, родителям приходится занимать очередь в ночь с 31 марта на 1 апреля, чтобы сдать документы. Создается впечатление, что администрацией ряда школ подобный ажиотаж создается сознательно. «Расценки» по Москве за поступление ребенка в «нужную» школу колеблются от $500 до 1000! Ситуация оплаты поступления в школу характерна и для других городов России.

Несмотря на заверения чиновников, что будущий первоклассник не обязан обладать какими-либо знаниями и что собеседование в школе проводится с единственной целью – определить ребенка в подходящий для него класс, с тем чтобы там собрались дети примерно одинакового развития, родители сплошь и рядом встречаются с нарушениями.

  • Ситуация, когда молодой учитель в богатых регионах России в лучшем случае получает 1,5 тыс. рублей в месяц, а наиболее квалифицированный – до 4,5 тыс. рублей

Мнение родителей: Нельзя спокойно смотреть в глаза учителя или воспитателя, работающего за такие деньги. Это в первую очередь связано с уважением и самоуважением. Хотелось бы, чтобы лица у учителей были умные, неголодные и добрые; чтобы калькуляторов в глазах не было; чтобы, одеваясь на то же родительское собрание, не задумываться: «Что бы такое надеть неброское, чтобы в глазах учителя не выделяться?»

  • Отсутствует реальный механизм защиты ребенка от произвола учителя

Мнение родителей: Все дети очень разные, каждый со своим характером и проблемами, и, оставаясь один на один с учителем на уроке, ребенок никак не защищен от его произвола. Зачастую родители считают, что искать истину в таких ситуациях – «себе дороже», а потому предпочитают улаживать ситуацию с помощью «конвертиков».

Взаимодействие родителей и системы среднего образования нуждается в новых механизмах, обеспечивающих полноправное сотрудничество. Необходимо совершенствовать и распространять опыт удачного и эффективного сотрудничества родительских объединений со школой, общественных объединений родителей и органов государственного управления сферой образования.

  • В Законе «Об образовании» говорится: «С учетом потребнстей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении – в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования – экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования» (статья 10)

Мнение родителей: По-настоящему ученик может учиться только очно, посещая школу каждый день. Все остальные формы возможны только в рамках платных образовательных услуг или в рамках проекта новой современной школы.

Родители: «потребители» образовательных услуг или «преобразователи»?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, представитель московского центра «Правозащита школьника» Павел МАКСИМЕНКО предложил выяснить: что же все-таки заставляет родителей приходить в школу и активно помогать ей?

Сам Павел Юрьевич так определил смысл своего участия в жизни школы: «Школу надо поставить вне политики!» По его словам, единственная проблема, которая есть у школы, – это зависимость ее от власти чиновников. Сейчас школа никак не может быть вне политики: туда приходят циркуляры о проведении тех или иных мероприятий, список которых определяется не родителями учащихся, а департаментом образования.

Марина ГОЛУБЕВА, председатель городского родительского совета города Перми, председатель управляющего совета Пермской гимназии № 3:

– Мой ребенок, как и любой другой, растет. Все, что ему нужно, нужно здесь и сейчас. И это надо требовать от школы. Однако нельзя не осознавать, что бюджет школы таков, каков он есть, и денег в нем просто нет. И потому я считаю, что задача родителей – не просто привлекать родительские средства, но на каждом углу лоббировать интересы образования. Только лоббируя эти интересы, я смогу создать ситуацию успешности, в частности для своего сына, потому что ее создание невозможно вне контекста широкого образовательного пространства.

Станислав КОСТЕНКОВ, председатель финансово-правовой комиссии Совета гимназии № 56, г. Ижевск:

– Мы должны работать исходя из сегодняшних реалий. Мы говорим о попечительских советах, о деньгах, но на самом деле школе не хватает квалифицированных педагогов. А между тем масса высококвалифицированных специалистов находится среди родителей.

Что может сделать школа? Она может предоставлять какие-либо образовательные услуги, но она не может, например, дать хорошую систему управления качеством, управления себестоимостью, управления юридическими рисками. И поэтому я призываю родителей не только составлять в попечительских советах программы по финансированию, но и поднимать вопрос по кадрам, с тем чтобы к управлению школой можно было привлечь в качестве консультантов квалифицированных экономистов, юристов, специалистов других профессий, которые есть среди родителей.

Обсудив мотивы, по которым родители приходят в школу, участники родительского собрания высказали свои предложения, которые были сформированы на региональных родительских собраниях.

Сергей НОРКИН, Вологодское региональное общественное движение «Родительский комитет»:

– Сфера образования организована законодательно, нормативно и юридически, а родители такого статуса не имеют. У нас, например, ушло девять месяцев на создание регионального общественного движения «Родительский комитет». Это юридическое лицо, которое на сегодняшний день имеет два соглашения: одно – по исполнению социального заказа семьи и родителей на качество образования в средних общеобразовательных школах города, за психологический, морально-этический климат в школе и персональную квалификацию педагогов. Это соглашение с управлением образования администрации города Вологды. Второе – с Департаментом образования Правительства Вологодской области о создании областного совета по вопросам образования.

Мы подошли к вопросу о том, что невозможно реформировать школу в ее сегодняшнем составе. Необходим проект другой школы. Школы, которая вбирала бы в себя не просто механически современные образовательные: организационные, управленческие, информационные технологии, а школы, в которой бы коллектив соответствовал тому уровню требований, которые предъявляет социокультурная, социоэкономическая, политическая среда на сегодня в нашей стране.

В силу иерархической подчиненности полномочий Департамента недостаточно, чтобы решить эти вопросы. Более того, он не имеет возможности влиять на членов законодательного собрания и правительства. Поэтому родители должны быть заинтересованными фанатиками и понимать уровень своей ответственности. Мы готовы принять участие в проектировании новой современной школы и нуждаемся в поддержке министерства, педагогической науки. Считаем, что национальный проект обязан содержать такой проект в своем составе.

В Вологде наработан опыт успешного взаимодействия родительской общественности и органов управления образованием. Сегодня мы начали работу по созданию областного совета общественно-государственного управления сферой образования. Работа тяжелая, и без поддержки министерства, без поддержки единомышленников работать сложно. Мы предлагаем положить наш шестилетний опыт в основу общероссийского эксперимента по отработке механизмов взаимодействия и сотрудничества органов государственного управления в сфере образования и родительской общественности. Кроме того, считаем необходимым объединить усилия родительских организаций регионов в рамках общероссийского родительского движения. И для полноценного включения родительской общественности в решение вопросов управления развитием сферы образования полагаем своевременным создание национального совета по вопросам образования.

Марина ГОЛУБЕВА:

– У нас есть опыт составления гражданского заказа образованию, и на основании этого заказа уже выстроена концепция развития образования Пермского края 2006–2010 гг. Разработка гражданского заказа была не сиюминутной. У нас также есть опыт, который может быть перенесен на федеральный уровень. Общественные организации и объединения должны работать вместе, чтобы сформировать гражданский заказ образованию на уровне страны. Может быть, это и глобальная задача, но мы все попробовали что-то сделать на региональном уровне. Теперь надо выходить на уровень Федерации.

Резолюция Второго всероссийского родительского собрания

  1. В целях объединения общественного движения родителей и формирования общественного заказа семьи и родителей на качество образования выпускников средней общеобразовательной школы проводить не реже одного раза в два года общероссийское родительское собрание.
  2. На сайте Министерства образования и науки ввести раздел «Семья и родители. Общественные объединения».
  3. Продолжить работу по формированию Всероссийского общественного родительского движения.
  4. Создать Национальный совет по вопросам образования.
  5. Включить в состав приоритетного национального проекта эксперимент по отработке механизмов взаимодействия и сотрудничества родительской общественности и органов государственного управления сферой образования.
  6. Включить в состав приоритетного национального проекта эксперимент по разработке проекта новой современной общеобразовательной школы.


Подготовлено по материалам пресс-центра
X Российского образовательного форума

Рейтинг@Mail.ru