Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №13/2006

Профильное обучение

Элективное море

На одной только кафедре иностранных языков не перечесть элективных курсов, не говоря уже обо всей Второй санкт-петербургской гимназии. Объяснение такому успешному решению проблематичной для многих школ задачи по созданию целого мира из разнообразных, интересных и актуальных элективов, возможно, кроется в словах представителя кафедры, учителя Татьяны ПАВЛОВОЙ: «Когда обобщаешь информацию, необходимую для элективного курса, и начинаешь чувствовать систему, видеть логику, то курс получает жизнь и развитие».

Учащиеся старших классов поставлены перед необходимостью сделать выбор возможного пути дальнейшего образования, что в конечном итоге определит и выбор будущей профессии. Это решение, безусловно, одно из самых важных в жизни каждого человека, и задача школы – помочь учащимся сделать выбор осознанно, то есть объективно оценить свои силы, способности, наклонности и интересы. В предпрофильной подготовке и профильном обучении на ее решение направлены элективные курсы (от лат. elektus – избранный). Их миссия – обеспечить индивидуально-ориентированный подход к организации образовательной деятельности учащихся профильной школы.

Элективные курсы входят в школьный компонент матрицы базисного учебного плана, и для них не существует образовательных стандартов. Эта нестандартизированность, вариативность и краткосрочность являются их особенностью. От курсов обязательно требуется:

  • иметь избыточный характер;
  • быть строго регламентированными во времени;
  • содержать строго предметный либо оригинальный материал, выходящий за рамки школьной программы;
  • предполагать конкретный результат и наличие социальных проб;
  • формировать общеучебные навыки;
  • использовать различные технологии, в том числе интерактивные.

Сначала рассмотрим создание во Второй гимназии элективных курсов предпрофильной подготовки.

Их можно подразделить на два типа: предметно-ориентированный и межпредметный (или ориентационный). Какие требования предъявляются к ним с точки зрения целей, задач и продолжительности, видно из таблицы.

Базовый минимальный объем предпрофильной подготовки равен примерно 100 часам, которые рекомендуется распределять следующим образом: 70 часов – предметно-ориентированные и межпредметные элективные курсы, а 30–35 часов предлагается использовать для информационной работы – анкетирования, консультирования, организации пробных испытаний.

Вариативность курсов по выбору предполагает, что в предпрофильной подготовке ученик 9-го класса, ориентированный на какой-то конкретный профиль или, наоборот, еще колеблющийся в выборе, должен попробовать свои силы в освоении разных курсов. Наличие большого числа курсов, отличающихся содержательным наполнением, формой организации и технологиями проведения, – одно из важных условий эффективности предпрофильной подготовки. Именно так создаются условия для выбора, который должен осуществить ученик.

Теперь посмотрим на элективные курсы в профильном обучении.

Модель общеобразовательной школы с профильным обучением на старшей ступени включает следующие типы учебных предметов:

Возможность их разнообразного комбинирования обеспечивает гибкую систему профильного обучения. Нужно отметить, что элективные курсы по выбору учащихся являются обязательными для посещения и входят в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Они реализуются за счет школьного компонента учебного плана.

Функции элективного курса в профильном обучении:

  • развитие содержания одного из базовых курсов, изучение которого осуществляется на минимальном уровне;
  • углубление профильного курса с целью освоения предмета на уровне, необходимом для сдачи экзамена в вуз;
  • приобретение общих знаний в различных областях человеческой деятельности.

В процессе подготовки элективных курсов Вторая гимназия рекомендует учитывать следующие определяющие моменты:

  • Элективные курсы следует вводить постепенно.
  • Число таких курсов должно быть значительным.
  • Они должны носить краткосрочный и чередующийся характер.
  • Быть своего рода учебными модулями и давать возможность осуществлять социальные пробы.

Инаконец, самое важное – методика разработки программ элективного курса.

Программы создаются учителями школы. Авторские, переработанные, адаптированные, экспериментальные и другие программы проходят рецензирование. Первый этап – внутренний, когда их рассматривают на методическом объединении образовательного учреждения, после чего выносится решение о соответствии требованиям данного образовательного учреждения. На втором этапе программы, выделенные на этапе внутреннего рецензирования как спорные, могут быть переданы на внешнее рецензирование, которое проводится специалистами профессионального образования. После этого программы элективного курса утверждаются педагогическим советом или директором образовательного учреждения.

Любая программа включает в себя несколько компонентов:

  • учебно-тематическое планирование,
  • перечень УМК и других опорных учебных пособий,
  • перечень литературы и библиография,
  • пояснительная записка,
  • перечень форм реализации и используемых технологий.

Программа должна:

  • соответствовать концепции профильной школы;
  • иметь практическую направленность;
  • обладать логикой построения и подачи учебного материала;
  • быть хорошо структурированной и связной по содержанию;
  • быть реалистичной по времени и затраченным ресурсам;
  • предполагать активные методы обучения, дающие учащимся возможность осознанно и объективно сделать выбор для продолжения образования;
  • иметь определенную степень новизны;
  • обладать некоторой степенью обобщенности содержания, что позволяет развивать общеучебные и надпредметные умения и навыки;
  • состоять из нескольких мобильных модулей, позволяющих корректировать курс в зависимости от цели и задачи обучения.

На основании изложенных требований был составлен алгоритм написания программы:

  1. Название элективного курса.
  2. Тип элективного курса (предметно-ориентированный, межпредметный).
  3. Продолжительность/количество часов (в блоке и модулях).
  4. Цели и задачи (с учетом типа курса и его функций).
  5. Тематическое содержание (планирование с учетом количества часов).
  6. Технологии, используемые учителем.
  7. Виды деятельности, предлагаемые учащимся.
  8. Возможные социальные пробы. Ожидаемый результат.
  9. Ориентация на профиль (для предпрофильной подготовки).
  10. Опорный/дополнительный рабочий материал.

«Составить программу, ответив на эти десять вопросов, не составит большого труда, – считает Татьяна Олеговна Павлова. – Давайте попробуем прямо сейчас, очень быстро сделать это. В качестве опорного материала я предлагаю известный фильм «Бэйб» о поросенке и других животных, живущих на ферме.

Название элективного курса – «Особенности поведения животных на базе английского художественного фильма «Бэйб».

Фильм английский, идет на английском языке, но мы исследуем особенности поведения животных. Значит, тип элективного курса «межпредметный», продолжительность которого 12 часов.

Не останавливаясь на второстепенных целях, выделяем главную – подготовить к выбору профиля в 10–11 классе и задачу – ориентировать в мире профессий.

Тематическое содержание: особенности поведения поросенка – 4 часа, поведения других домашних животных – 4 часа, поведения людей в общении с животными – 4 часа.

Скорее всего, игровые формы и дискуссии будут здесь наиболее эффективными. Выбираем урочную систему для просмотра фильма, индивидуальную работу, работу в группах – для обсуждения особенностей поведения и так далее.

Учащимся предлагается, к примеру, проектная деятельность.

Ориентация – на естественно-научный либо гуманитарный профиль.

Учителю потребуются раздаточный материал, рабочие тетради и специализированная литература по биологии.

Вот мы и написали программу».

Подготовила Инна АЛЕЙНИКОВА

Рейтинг@Mail.ru