Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №13/2006

Школа и власть

Кому выгоден ЕГЭ?

Лето в разгаре. Кто-то из вас, дорогие директора, уже отдыхает и, возможно, увидит эту статью лишь в августе. Кто-то, напротив, спешно доделывает дела, отдает распоряжения, связанные с ремонтом, улаживает другие проблемы и получит этот номер до отпуска.
Вне зависимости от того, когда эти страницы окажутся у вас в руках, и несмотря на то что речь снова пойдет о ЕГЭ, с данным материалом стоит ознакомиться. Поезд, как говорится, ушел, однако его «голова» медленно, но верно тянется к следующему учебному году. А потому от вопросов, связанных с ЕГЭ, не скрыться.

Весьма жесткие обвинения в адрес Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и лично руководителя Рособрнадзора Виктора Болотова и ряда структур, причастных к проведению ЕГЭ, прозвучали из уст президента Всероссийского фонда образования, профессора Сергея Комкова в июне, в период сдачи школьниками этого экзамена.

Профессор подчеркнул, что не является «противником тестовой формы оценки знаний, однако в качестве итогового контроля проводить тестирование нельзя. Как нельзя считать ЕГЭ научным экспериментом, потому что эксперименты проводятся совершенно по-другому». По его словам, Всероссийский фонд Образование обратился в суд с иском против Федерального агентства по образованию, оспаривая законность приказа Рособразования от 20 января этого года о введении ЕГЭ.

Сергей Комков напомнил, что в ноябре 2005 года специальная коллегия Министерства образования и науки РФ обсуждала вопрос о едином государственном экзамене, где наряду с хвалебными выступлениями прозвучало три мощных критических замечания. Это были замечания ректора МГУ В. Садовничего, директора Федерального центра тестирования В. Хлебникова и самого С. Комкова. По итогам той коллегии ЕГЭ был оставлен в ранге эксперимента, хотя первоначально планировалось перевести его в штатный режим чуть ли не с 1 января 2006 года.

По данным Сергея Комкова, в текущем году ЕГЭ на основе системы «КРОК» принимался в Вологодской, Ивановской, Иркутской, Калужской, Костромской, Ленинградской, Московской, Псковской, Тамбовской, Томской, Челябинской областях, Карачаево-Черкесии, Республике Саха (Якутия), Хабаровском крае, Ханты-Мансийском и Чукотском автономных округах, а также в Москве и Санкт-Петербурге.

Затем последовали парламентские слушания в Госдуме, на которых 80% присутствующих выступили против ЕГЭ, призывая к осторожному, вдумчивому отношению к этому вопросу. Тем не менее руководство Министерства образования и науки активно внедряет ЕГЭ, выпуская 20 января 2006 года приказ № 14 о проведении единого государственного экзамена, в соответствии с которым всем высшим учебным заведениям и средним специальным учебным заведениям системы Рособразования предписывается: в 2006 году на все специальности, по которым сдается ЕГЭ, принимать выпускников в тех регионах, где сдается ЕГЭ, только по его результатам. Что означает автоматическую сдачу ЕГЭ для тех выпускников школ, которые хотят поступить потом в вуз. Другими словами, как заявил С.Комков, от эксперимента Минобрнауки перешло к обязаловке.

Вот тут-то на сцену и выходят главные действующие лица, ставшие объектом обвинений Сергея Комкова. Вот что он рассказал, в частности, на пресс-конференции в Независимом пресс-центре.

– В марте нынешнего года господин Болотов издал два приказа подряд о том, как будет сдаваться единый государственный экзамен в труднодоступных местностях России. Для этого рекомендовано проводить ЕГЭ по системе, предложенной ЗАО «КРОК-Инкорпорейтед».

Почему столь активно и упорно пытаются протолкнуть ЕГЭ? Кому и зачем это нужно?

Ларчик открывается просто. На ЕГЭ зарабатывают большие деньги. Несмотря на то что везде говорится, будто ЕГЭ позволяет преодолеть коррупцию в системе образования, мы видим сегодня, что коррупция просто перемещается на другие этажи, становясь более изощренной.

К проведению ЕГЭ – государственного экзамена – привлекают коммерческие структуры. Одна из них как раз «КРОК-Инкорпорейтед».

Я попытался выяснить, что это за структура. Обнаружилось в том числе, что она причастна к программе компьютеризации российских школ через программу «Дети России». Интересно, что по этому вопросу до сих пор не закрыто уголовное дело, потому что осталось неясным, куда делись деньги и почему российские школы не получили компьютеры в том объеме, в каком были заявлены.

Но вернемся к экзамену. Существуют бланки единого государственного экзамена, которые выпускает Федеральный центр тестирования. Цветные, они отпечатаны в специальной типографии и имеют несколько степеней защиты, штрихкоды и полностью обезличены. Первая страница комплекта бланков, содержащая данные об экзаменующемся, недоступна проверяющим. В то же время в двадцати одном регионе России информационное обеспечение ЕГЭ осуществляется на основе системы «КРОК», и там задействованы совершенно другие бланки – одноцветные, напечатанные с помощью принтера на обычной бумаге. Но главное их отличие – открытое упоминание фамилии, имени и отчества учащегося. И, как обозначено на этих бланках, данный образец официально утвержден приказом Рособрнадзора от 15 февраля 2006 г. № 339.

Более того, задания для проведения ЕГЭ и ответы на них поступают за сутки до проведения экзаменов на электронные адреса частных лиц – региональных представителей фирмы «КРОК». Дальше механизм прост. Любой желающий получить 100-балльный результат ЕГЭ приходит в «КРОК», платит определенную сумму, получает соответствующий бланк, причем, возможно, с уже проставленными ответами, после чего спокойно сидит на экзамене и сдает бланк, получая в итоге свои оплаченные 100 баллов. Подчеркиваю, это – моя гипотеза, предположение.

Сюрпризы ЕГЭ


4 Результаты централизованного тестирования 17 екатеринбургских школьников были признаны в этом году недействительными. Выпускники из лицея № 130 получили за тест очень высокие баллы. В Москве при подсчете результатов решили, что такими умными ученики одного потока быть не могут, а значит, результаты теста сфальсифицированы. Через несколько дней после тестирования результат аннулировали без объяснения причины. Такие же результаты получили еще 16 выпускников этого учебного заведения.

За учащихся вступились родители и педагоги. Преподаватель Ирина Никольская уверяла, что к тестированию дети готовились не один месяц.

В честности ребят, которые являются победителями олимпиад, педагоги не сомневаются…

4 Большое число педагогов из регионов РФ в нынешнем году были удивлены низким уровнем защиты материалов для проведения единого государственного экзамена. Некогда сверхсекретные задания в этом году были упакованы в обычные почтовые конверты без всяких степеней защиты, а кое-где и заклеены обычным скотчем. По информации управления контроля качества образования Рособрнадзора, слабая защита заданий к ЕГЭ связана с финансовыми трудностями. Об этом заявил начальник управления Валентин Шаулин. По его словам, дополнительную защиту материалов должны обеспечивать на местах, где пакеты принято запечатывать сургучом.

Из-за неразберихи с заказами на производство печатной и аудиопродукции, необходимой для проведения ЕГЭ, в Магадане был сорван экзамен по английскому языку, на который прислали чистые (без записи) аудиокассеты, без текстов для перевода. На Дальнем Востоке педагоги также жаловались на низкую защищенность контрольно-измерительных материалов по химии и математике.

По материалам сайтов km.ru, rambler.ru

Чем закончится эта махинация, мы узнаем от Генеральной прокуратуры, после того как она проведет расследование. Запрос в Генпрокуратуру кроме меня подписал еще и депутат Госдумы Сергей Глазьев.

Но это еще не все. Мы обнаружили некую структуру – автономную некоммерческую организацию (АНО) «Институт современных образовательных программ». Я работаю в системе образования много лет, но о том, что есть такая структура, слышу впервые. Эта АНО получила в свои руки всю базу данных по ЕГЭ. То есть паспортные данные, адреса месторасположения пунктов приема экзаменов по всей России, все контрольно-измерительные материалы и варианты ответов к ним и возможность распоряжаться этой базой данных по своему усмотрению.

Во все органы образования субъектов Федерации были направлены письма на бланке этой АНО, в которых сообщается, что по согласованию с Федеральной службой по надзору в сфере образования (указан № письма и его дата, но в базе данных Рособрнадзора мы не смогли его найти) эта организация обеспечивает оперативное информирование о предварительных результатах ЕГЭ. Для получения такой информации нужно не много: послать с мобильного телефона sms на указанный номер с номером паспорта и кодом предмета, который сдавал ученик. Через некоторое время сдавший ЕГЭ, по идее, должен получить сообщение-ответ о том, на сколько баллов он сдал ЕГЭ по этому предмету. Цена услуги – один доллар США без налогов. Считаем. В этом году ЕГЭ сдают почти миллион выпускников. В среднем каждый выпускник сдает как минимум один экзамен. Таким образом, выпускники, сдающие один экзамен и пославшие хотя бы один раз sms, приносят АНО миллион долларов чистой прибыли! И при этом, разумеется, для ученика нет никакой гарантии правильного ответа, предъявить претензии просто некому.

Что из этого выйдет – мы тоже узнаем тогда, когда Генпрокуратура закончит свое расследование.

Однако уже известно, что в проведении ЕГЭ в этом году были сбои. Так, 19 мая во время сдачи ЕГЭ по иностранному языку по системе «КРОК» произошел серьезный сбой в Тамбовской области. Там возникло серьезное расхождение между шкалой выравнивания оценок, которая была заранее туда выслана, и тем, что получилось после экзамена. В результате Рособрнадзор пошел на беспрецедентную меру: 24 мая результаты того экзамена были отменены! Мы пытаемся остановить эту аферу, которая в первую очередь ложится на кошельки родителей.

Если бы дело касалось только кошельков – было бы полбеды. Но речь о другом. Во-первых, подрывается авторитет российского образования. Мы говорим о Болонском процессе, о необходимости вхождения России в единое европейское образовательное пространство – и одновременно занимаемся подобными аферами. Если это обнаружится, России раз и навсегда будет заказан путь в европейское сообщество.

Во-вторых, зная о недостаточности бюджетного финансирования системы образования, о текущих крышах, проваливающихся полах и отсутствии нормальных туалетов в школах, тратить огромные деньги на проведение эксперимента в виде ЕГЭ – преступление!

Правительство РФ продолжит в 2006/2007 учебном году эксперимент по проведению единого госэкзамена


Правительство России постановило продолжить в 2006/2007 уч. году проведение эксперимента по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ), обеспечивающего совмещение государственной аттестации выпускников 11 (12) классов общеобразовательных учреждений и вступительных испытаний для поступления в образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования.

Соответствующее постановление подписал премьер-министр России Михаил Фрадков. В документе отмечается, что это делается «в целях совершенствования оценки качества среднего (полного) общего образования и повышения доступности среднего профессионального и высшего профессионального образования».

Документ устанавливает, что в 2006/2007 уч. году ЕГЭ проводится по общеобразовательным предметам, перечень которых утверждается Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки по представлению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, участвующего в эксперименте.

Также устанавливается, что образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования, участвующие в эксперименте, самостоятельно определяют форму вступительных испытаний по тем общеобразовательным предметам, по которым в субъекте РФ, на территории которого расположены данные образовательные учреждения, ЕГЭ не проводится.

Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки поручено осуществлять инструктивно-методическое, организационно-технологическое и информационное обеспечение проведения эксперимента. Федеральным органам исполнительной власти поручено по согласованию с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки определить перечень участвующих в эксперименте подведомственных им образовательных учреждений и обеспечить их участие в эксперименте.

Финансирование затрат, связанных с проведением эксперимента, будет осуществляться за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на реализацию Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 годы, при долевом участии субъектов Российской Федерации, участвующих в эксперименте.

По материалам
сайта информационной поддержки ЕГЭ
в компьютерной форме

Вот примерная смета расходов федерального бюджета на проведение ЕГЭ в нынешнем году. 476,9 млн рублей – на организационное обеспечение ЕГЭ. Федеральный центр, проводящий ЕГЭ в регионах, – 102 млн рублей; фирма «КРОК-Инкорпорейтед» за информационное сопровождение – 59 млн рублей! Подчеркиваю, это лишь федеральные деньги. Если говорить об общем совокупном бюджете с учетом бюджета регионов, эти цифры надо умножить как минимум на четыре.

Если и дальше ЕГЭ будет продолжаться с подобными махинациями, мы через несколько лет разрушим всю систему образования России. Да, проблем много, систему нужно реформировать. Но спокойно и планомерно.

Мы рассчитываем на то, что Генпрокуратуре удастся разобраться с тем, что происходит и происходило в системе единого государственного экзамена.

Подготовила
Елизавета РОМАНОВА
Фото Е. КРЫЛОВА

Рейтинг@Mail.ru