Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №12/2006

Курс молодого директора

Часть III
Объекты управления образовательным учреждением,
или Беспокойное хозяйство-3

Начало см. в №№ за 2004 и 2005 гг., а также в № 1, 3–11 за 2006 г.

Именно так создается ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИОННОГО РИТМА образовательного учреждения, которую, детализируя блоки деятельности ОУ и следуя нашей правильной схеме, можно представить так:

Во-первых, если все это вовремя не сделать, и не только крышу снесет. А во-вторых, вот тут-то как раз и должен срабатывать основной подход к организации административного управления:

РАЗДЕЛЯЙ И КООРДИНИРУЙ!

Организация управления руководителем аналогична деятельности дирижера. И даже самый блистательный состав не будет ансамблем, если его руководителю не удастся добиться гармонии исполнения, т.е. – переводя на язык управления – слаженного, ритмичного действия всех исполнителей произведения, которое, кстати, у каждого расписано по нотам. Но в этих нотах у музыкантов только своя партия, и если слушать исполнителей по отдельности, то несведущему человеку узнать, о каком музыкальном произведении идет речь, не всегда будет возможно. И именно дирижер, сначала предоставив каждому музыканту свою партию, потом объединяет их в ансамбль, добиваясь единого звучания. При этом ноты произведений Чайковского, Шумана, Рахманинова… у всех ансамблей одни и те же, однако «Виртуозами Москвы» становятся не все…

Однако организационный ритм учебного года не может ограничиваться только определением действий по объектам управления в начале и по окончании года, в начале и по окончании учебных периодов. Продолжают действовать квартальные ритмы организации для финансово-экономиче¬ского блока деятельности, причем начало и окончание квартала также будут иметь свои организационные особенности. Работают ритмы функционирования ОУ в течение месяца, а затем и недели. И каждый рабочий день будет иметь свой рабочий ритм. Все это мы называем тебе уже знакомым термином «режим деятельности ОУ». Только теперь мы все это объединим в еще одну функцию – тактического управления, которое призвано устанавливать и задавать ритм ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ.

ОПЕРАТИВНЫЙ [лат. operator — действующий] –

  1. способный быстро, вовремя исправить или направить ход дел;
  2. непосредственно, практически осуществляющий что-либо.

И тогда логика построения управленческого процесса может быть намечена нами так:

Оперативное управление, подчиняясь установленному ритму организации деятельности ОУ, как раз и обеспечивает непосредственное осуществление намеченных тактических задач и целей в каждый из периодов, этапов и других составных элементов ритма функционирования ОУ.

Чем же наполнена жизнь школы в каждый ее рабочий день? Давай составим элементарный перечень ее ежедневных дел и вопросов, которые в ней решаются. Но чтобы ничего не упустить и не запутаться, проведем экскурсию по этажам нашего дома, спускаясь с «крыши управления» до уровня нормативно-правового «фундамента», и на каждом этаже будем задавать вопросы по существу рабочего дня:

Это не текучка, это – оперативное управление. И если оно не будет организовано в соответствии с ритмом деятельности ОУ, то вся махина необходимых ежедневных и еженедельных действий обрушится на голову руководителя. И грош цена тогда будет и продуманной стратегии, и разработанной по ее реализации тактике. Потому что «сыпемся» мы, как правило, не на том, что недоработали на высших уровнях управления, и получаем мы, и большей частью заслуженно, за то, что не срабатывает в школе оперативный уровень доведения дела до задуманного результата. А он в свою очередь должен быть связан с действиями каждого педагога и технического работника ОУ, каждого обучающегося и ощущаться каждым родителем, чей ребенок учится в школе.

Вот и получается палка о двух концах: без стратегии – а вслед за ней – и продуманной тактики обеспечения развития ОУ никак нельзя, а без оперативного исполнения тем более. Как же это все надо организовать, чтобы были реализованы в ритме ОУ все уровни управленческих действий и операций?

Конечно, в первую очередь за это будет отвечать в ОУ вся система административного управления, поэтому ее деятельность мы будем подчинять законам ритма образовательного учреждения:

Невольно возникает мысль о том, что эти и подобные им схемы мы ранее называли циклограммами. Именно так, но ранее, разбирая содержательные аспекты каждого направления деятельности, мы не имели возможности обсуждать вопросы о том, как и почему именно такой временной график или цикл будет характерен для образовательного учреждения по тому или иному направлению его деятельности. Теперь же, глядя «с крыши» на создаваемую нами конструкцию управляемой системы, мы можем ответить на эти вопросы.

ЦИКЛ [лат. kyklos — круг] – совокупность взаимосвязанных явлений, процессов, работ, образующих законченный круг развития в течение какого-либо промежутка времени.

ГРАММА [греч. gramma – письменный знак, черта, линия] – графическое изображение.

А в понятие законченного круга мы как раз и относили действия, связанные с организацией начала, хода самого явления в течение определенного времени (учебный год, учебный период, учебная неделя, учебный день) и организацией окончания.

Таким образом, под ЦИКЛОГРАММОЙ ОУ мы будем понимать в первую очередь ритм организации деятельности образовательного учреждения в течение учебного года, составляющих его учебных периодов, которые в свою очередь будут складываться из учебных недель и дней.

И тогда выполненные нами ранее циклограммы отвечают именно этим задачам, показывая нам, как организован ритм обеспечения нормативно-правовой, финансово-экономической, материально-технической деятельности ОУ (см. выпуск I «Азбуки»), программно-методической и образовательной деятельности ОУ (см. выпуск II «Азбуки»), мотивационной и управленческой деятельности ОУ.

Однако на этом блок наших циклограмм не может быть завершен, поскольку «на плечи» управленческого блока ложится ответственность не только за эффективное разделение функциональных обязанностей всех участников управления, но и координация их действий между собой. Поэтому и возникают на практике циклограммы деятельности руководителя, его заместителей, руководителей структурных подразделений, которые, в свою очередь, и призваны координировать действия своих подчиненных и органов общественно-профессионального управления. Конечно, каждый руководитель и его заместители создают такую циклограмму исходя из конкретных условий организации деятельности образовательного учреждения, поскольку ритм дня, недели и месяца в каждом учреждении свой. Но по каким бы дням и неделям, в зависимости от специфики организации жизни самого ОУ, не распределялись управленческие действия, они должны подчиняться общему ритму деятельности:

в течение учебного года и учебных периодов:

Эти циклограммы, безусловно, должны быть расширены содержанием конкретных действий, которые должен исполнять администратор. А эту информацию мы можем взять из циклограмм по отдельным видам деятельности ОУ, в зависимости от должностной принадлежности руководителя.

в течение месяца и учебной недели:

В зависимости от того, какой наиболее эффективный график работы действует в ОУ, эти циклограммы могут быть построены с учетом деятельности не только административных, но и общественно-профессиональных органов управления следующим образом, например:

Однако данный вариант циклограммы, представляющий собой лишь ритм организации звеньев управления в течение месяца и учебных недель, дает нам возможность развести во времени мероприятия и управленческие события. Но такая циклограмма не раскрывает перед нами содержания деятельности в этот период. И для того, чтобы такой вариант циклограммы составить, удобнее всего воспользоваться уже известным нам подходом:

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru