Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №12/2006

Опыт

Привлекательная школа

Два этапа в проектировании мотивационной образовательной среды

Нельзя чему-нибудь научить человека,
можно только помочь ему обнаружить это внутри себя.
Галилео Галилей

Образовательная среда, создающая комфортные условия для развития учащихся, повышения их мотивации к обучению, достижению ими высоких образовательных результатов – важное условие успеха любой школы. А проектирование такой мотивационной образовательной среды – дело непростое. Более того, чаще всего это процесс, который растягивается не на один год. Хотя некоторые принципы можно и нужно определить с самого начала.
Гимназия № 74 Санкт-Петербурга давно занимается этой работой. И сейчас можно утверждать, что здесь сложилась гуманитарная образовательная среда. Что для этого было сделано и что делается сегодня? Как вовлечь в работу по проектированию образовательной среды весь педагогический коллектив? Рассмотрим этот опыт подробнее.

Какой он, современный школьник? Каковы его образовательные мотивы?

Мотивация школьников – чрезвычайно важный элемент образовательного процесса. Именно мотивация определяет его эффективность и результативность. Исследования, проведенные в области образовательной мотивации, позволяют нарисовать образ современного российского школьника, его мотивацию к учению и отношение к школе в целом.

Итак, каков он, современный школьник российской школы?

Школа в сознании учащихся воспринимается как здание, как коллектив, как жизненный мир. Ожидания ребенка от школы связаны с удовлетворением его потребностей:

  • в соблюдении личных прав – невмешательство учителей в личную жизнь учеников, возможность выбора учителей, предоставление права ученику говорить или не говорить родителям о своих неуспехах;
  • в успехе – индивидуальный подход, доходчивое обучение, помощь отстающим, поощрения за успехи;
  • в уважении – не повышать голос на учащихся, отпускать их при плохом самочувствии, доверять ученикам, понимать их, не показывать ученикам свое плохое настроение;
  • в самовыражении – выбор предмета, участие в самоуправлении, проявление в досуговой деятельности;
  • потребностей во вкусном питании, чистоте и порядке, занятиях спортом, отдыхе на переменах.

С возрастом учащиеся больше внимания уделяют осознанному выбору предметов, выстраивают свой дальнейший образовательный маршрут, поэтому предъявляют требования к качеству образования.

Чаще всего звучат такие мнения подростков о школе, связанные с образовательными ожиданиями:

  • «Это прежде всего профессиональные преподаватели, которые могут и хотят передать свои знания ученикам»;
  • «...Где море интересных предметов...»;
  • «В школе должны быть иностранные языки»;
  • «Это место, куда человек ходит, чтобы получить знания в разных науках»;
  • «В моем понимании школа – это символ знаний»;
  • «В хорошей школе прежде всего должно существовать взаимопонимание между учениками и учителями».

Было бы не совсем верно ограничиться столь обобщенным портретом, созданным только на основании результатов отечественных исследований. Более точный образ современного российского школьника мы можем создать, лишь сопоставляя его со школьниками других стран. Для этого воспользуемся результатами сравнительного исследования образовательной мотивации подростков, проведенного благодаря инициативе Герценовского университета в России (Санкт-Петербург), Великобритании (Сандерленд) и США (шт. Кентукки). Полный текст исследования представлен в диссертации Леонида Илюшина (Методология и методика кросс-культурного исследования образовательной мотивации современных школьников. – СПб., 2004).

Итак, мотивация российских, английских и американских школьников к образованию различна.

  • Английские и американские школьники в гораздо большей степени удовлетворены своими академическими успехами, даже если их учебные результаты объективно ниже. Российские ученики более критичны в оценках собственных достижений. В то же время они значительно выше оценивают свои потенциальные возможности.
  • Существуют явные различия в том, как российские и западные школьники определяют причины успешности образовательной деятельности. Ученики американских и английских школ связывают свои достижения в первую очередь с тем, насколько интенсивны их собственные усилия и усердие в процессе работы в классе и дома. Российские же ученики главным фактором успеха считают наличие интеллектуальных способностей. Они реже ссылаются на везение и в большей мере ощущают зависимость успешной учебы от хорошего отношения учителя к ним.
  • Большинство российских детей учатся ради поступления в вузы. Английские и американские подростки главной целью считают получение работы, что выглядит как более отдаленная, «стратегическая» перспектива. До 65% американских учеников считают, что на уроках они работают «так напряженно, как только могут». Среди российских детей такого мнения придерживаются только 45% учеников.
  • В целом западные и особенно американские учителя оценивают успехи учеников ниже, чем предполагают последние. Это связано в основном с тем, что американские и английские педагоги, как правило, акцентируют внимание ребят на том, что им удается сделать, и стараются сгладить неудачи. Российские преподаватели и родители более критично относятся к достижениям детей. Кроме того, сами российские школьники склонны занижать получаемые от взрослых оценки.

На мотивацию влияет множество факторов, среди которых можно назвать не только культурные и образовательные традиции страны, но и семейные ценностные ориентации в отношении образования, структуру досуга и свободного времени школьника, возможности дополнительного образования и, естественно, условия обучения в школе.

Как может быть развита образовательная мотивация школьников

В современной школе образовательная мотивация может быть развита с использованием различных ресурсов образовательного процесса, к важнейшим из которых относится образовательная среда школы. Так как именно образовательная среда – это скрытая программа жизни в огромном коллективе, это уклад школы, совокупность неписаных законов, негласных правил. Если до недавнего времени среде школы не уделялось столь большого внимания, так как позиционировался в основном опыт отдельных педагогов по развитию мотивации учащихся, то в современной школе, с ее ансамблевым характером деятельности, образовательная среда стала объектом самого пристального внимания как практических педагогов, так и исследователей в области образования.

Образовательная среда – это совокупность разнообразных (духовных и материальных) средств, способствующих развитию в процессе решения образовательных задач индивидуальности обучающихся. В этом случае основным средством проектирования образовательной среды является избираемая школьником образовательная программа, которая рассматривается как индивидуальный образовательный маршрут.

Проектирование (создание) образовательной среды предполагает два этапа.

Первый этап – проектирование индивидуального маршрута.

На этом этапе необходимо выяснить возможные пути индивидуализации образовательной программы и определить пути максимального удовлетворения образовательных ожиданий школьников.

  • Какие возможности выбора могут быть реализованы в образовательном процессе.
  • Какие образовательные технологии, ориентированные на определенный возраст учащихся, должны быть «добавлены в методический инструментарий» учителя.
  • Как может быть построена программа внеучебной (образовательной и досуговой) деятельности, направленная на расширение образовательного пространства учащихся.
  • В каких службах (формах, методах) сопровождения и поддержки нуждается школьник.
  • В каких социально значимых делах школьники могли бы проявить себя активными участниками и организаторами.
  • В каких формах может отслеживаться продвижение школьников в образовательном маршруте (т.е. проводится оценивание успехов и диагностика неудач).
  • Каким образом должно быть устроено пространство школы для реализации идей обновления образовательного процесса.

    Второй этап – разработка плана реализации проекта образовательной среды на каждой ступени образовательного процесса.

    Перейдем к рассмотрению некоторых образцов опыта, сложившихся в нашей гимназии.

    Несколько слов о гимназии

    Гимназиями в Санкт-Петербурге традиционно являлись учебные заведения гуманитарной направленности, дающие в то же время широкое общее образование. Из этих учебных заведений всегда выходили выпускники с прочными знаниями, развитым интеллектом, высоким уровнем воспитанности. Они прекрасно знали историю России, русскую и зарубежную литературу, писали стихи и прозу, свободно говорили на нескольких языках.

    Наше учебное заведение стремится к этому идеалу. Наша история не длинна, но динамична и последовательна:

    • Сентябрь 1967 года: школа открылась как общеобразовательное учреждение.
    • 1989 год: получен статус школы с углубленным изучением немецкого языка.
    • С 1991 работа в экспериментальном режиме по отработке концепции школы-гимназии.
    • 1998 год – присвоен статус гимназии.
    • В 2005 году мы стали лауреатами конкурса «Школа XXI века».

    В гимназии более 30 классов (по 3–5 в параллели). Наши учащиеся занимаются в одну смену по смешанной 5–6-дневной неделе:

    • начальная школа (1–4 классы) только по 5-дневной неделе
    • 5–7 классы по смешанной неделе
    • 8–11 (гимназические классы) по 6-дневной неделе.

    Первый этап проектирования

    Создание в гимназии возможностей для построения индивидуального образовательного маршрута – своеобразный этап запуска идей, обобщения и анализа имеющегося опыта, поиска точек роста школы в рассматриваемой проблеме.

    Какие возможности выбора могут быть реализованы в образовательном процессе

    Иногда учителя говорят, что в современной школе существует не так много возможностей для выбора, имея в виду достаточно жесткий учебный план. В самом деле, что может сегодня выбрать ученик? Очевидно, ответ на этот вопрос каждая школа дает свой. Мы нашли его в организации ученических исследований в урочной и внеурочной работе.

    Многолетний опыт выполнения учащимися исследовательских работ позволяет говорить о сложившейся системе подготовки учащихся. Для большинства школьников освоение нового вида деятельности напрямую связано с изменением мотивации образовательной деятельности. Все более актуальной становится ситуация выбора в процессе учебы: выбора форм и способов самореализации в учебной деятельности, темы и содержания научно-исследовательской работы.

    Самостоятельные исследовательские задания и работы гимназисты начинают выполнять еще в начальной школе, в музейной среде под руководством опытных учителей истории города. В начальной школе гимназисты ежегодно отправляются в экспедиции одного дня, выезжая на действующие раскопки в Старой Ладоге и крепости Орешек. Это, безусловно, благодатная почва для ростков знаний у малышей. А сколько дети привозят из этих поездок камней, осколков керамики – всего того, что они считают очень важным показать дома и в школе! Именно здесь закладывается интерес юных гимназистов к серьезной научно-исследовательской деятельности в средней и старшей школе.

    В пятом классе, изучая курс истории Древнего мира, гимназисты совершают экспедиции в Эрмитаж, где хранятся сокровища мировой культуры. Наша «Мекка» – Египетский зал. Только здесь можно увидеть подлинные памятники, созданные руками древнеегипетских мастеров за много веков до нашей эры. Ребята расходятся по залу для работы по индивидуальным заданиям.

    Научно-исследовательская деятельность учащихся средних и старших классов «уходит» корнями в предметные олимпиады с заранее подготовленной защитой реферативных работ, которые и по сей день существуют параллельно с научно-практическими конференциями «Ученые ХХI века», Гимназическими чтениями, семинарами. Система районных и городских олимпиад, конференций, Гимназических чтений, подготовка к ним докладов, рефератов, исследовательских работ дает возможность школьникам разных возрастов получить первый опыт написания и защиты самостоятельного научного труда.

    С 1999 года в гимназии ежегодно во второй половине февраля проходят Гимназические чтения по секциям. Общее количество секций Гимназических чтений и их направленность определяются количеством поступивших заявок. Участниками чтений могут быть учащиеся средних и старших классов гимназии, члены тьюторских групп.

    Тьюторские группы объединяют школьников, стремящихся расширить знания по какому-либо предмету или ряду предметов. Работу таких небольших объединений направляют учителя-координаторы. Она предполагает включение школьников в разные виды самостоятельной деятельности – по образцу, реконструктивно-вариативную, частично поисковую, исследовательскую – в зависимости от возраста, способностей и интересов учащихся. Самостоятельная работа решает как внутрипредметные, так и межпредметные проблемные задачи.

    Система работы в тьюторских группах позволяет выявить возможности наиболее способных учащихся, большому числу детей, почувствовавших интерес к какому-либо предмету, принять участие в различных олимпиадах, а зачастую и победить в них.

    На ежегодных Гимназических чтениях, посвященных Дню рождения гимназии, все члены тьюторских групп защищают свои научно-исследовательские работы на одной из шести секций: юных историков и краеведов, юных литераторов, математиков и физиков, биологов и химиков, программи¬стов, любителей немецкого языка. Лучшие работы впоследствии представляются на научных конференциях и конкурсах районного или городского уровня.

    Какие образовательные технологии, ориентированные на определенный возраст учащихся, должны быть добавлены в «методический инструментарий» учителя

    Педагоги гимназии достаточно активно используют разнообразные технологии, позволяющие развивать мотивацию учащихся. Однако в процессе создания образовательной среды чрезвычайно важно определить тот круг технологий, которые, с одной стороны, позволят развивать личностные ресурсы каждого гимназиста, а с другой – отразят специфику самой школы, ее уникальные образовательные возможности.

    Такой спецификой гимназии на протяжении всего времени ее существования остается углубленное изучение немецкого языка и широкие социокультурные связи с образовательными учреждениями Германии. Развитие зарубежного партнёрства является уникальным способом обогащения социального и культурного опыта учащихся и одновременно мотивирующей формой для освоения межкультурного взаимодействия.

    Именно поэтому, наряду с использованием игровых методик, уроков-дискуссий, уроков-проектов, учебных мастерских, дней погружения в немецкий язык, коллектив учителей немецкого языка стал постепенно вводить в практику работы

    • инновационные технологии на уроках: учебно-игровые станции;
    • совместные проекты учителей и учащихся: эвристическая дистанционная олимпиада по немецкому языку, интернет-проект Культурного центра им. Гёте «Визит медвежонка» (г. Москва), e-mail-проект с партнерской школой в Германии «Праздники и обычаи России и Германии», международный проект Центра Анны Франк (г. Берлин) «Дети войны»;
    • подготовку и участие в разнообразных языковых международных и российских конкурсах: «Встреча с Восточной Европой», «Европа в школе», «Политическая образованность учащихся», «Соборы вдоль Рейна», «Гамбург глазами детей» и т.д.;
    • подготовку учащихся для сдачи экзамена на Немецкий языковой диплом конференции министров образования ФРГ, получения международного языкового сертификата как подтверждение соответствия международным стандартам качества языковой культуры и европейского уровня образованности и как способ интеграции гимназистов в единое образовательное пространство Европы.

    Как построить программу внеучебной деятельности, направленную на расширение образовательного пространства учащихся

    Внеучебная деятельность школьников только тогда будет активно влиять на развитие их образовательной мотивации и образовательного потенциала, если она тесно взаимосвязана с ведущей деятельностью школьника – учебно-познавательной. Именно поэтому в гимназии начал складываться опыт реализации программ «Школа – театр» и «Школа – город – музей».

    Наши ученики – сознательные зрители, поэтому составление афиши на учебный год происходит не только в соответствии с учебным планом, который ежегодно корректируется с учетом достижений театральной жизни (спектакли, удостоенные премий «Золотая маска», «Золотой софит»), но и ориентируется на вкусы и пристрастия школьника. Презентация любимого театра, отчет-обзор «Я – зритель» помогают узнать сферу интересов гимназиста. Исследовательская работа «Из истории роли» стала подготовкой к творческой работе «Как сыграл бы роль я» (Гамлета, Хлестакова, Лопахина, Раневской). Личные пристрастия ученика отражаются и в выборе ролей, сцен, деталей костюма для инсценирования («Театр на уроке»). Активизация творческой деятельности проявляется и в такой работе, как «Моделирование пространства мизансцены на основе образов-символов».

    Работа над созданием собственных сценариев требует от ученика знаний основ теории режиссуры, умения владеть словом, общей эрудиции, начитанности. Одной из эффективных форм в решении этого круга задач стало использование в учебном процессе технологии «Дебаты». Так, тема дебатов «Классика на сцене современного театра несовременна» дает гимназистам опыт публичных выступлений, формирует речевую компетентность.

    Еще одна программа – «Школа как центр речевой культуры» – ориентирована на развитие устной и письменной речи учащихся и расширение их образовательного пространства.

    Обогащение словарного запаса, повышение орфографической грамотности – одна из первостепенных проблем школы и общества в целом, поэтому работа над словарем терминов «Театр от Афиши до Яруса», написание рецензий и отзывов (сегодня это одно из возможных направлений подготовки к ЕГЭ по русскому языку) ведется систематически с 5 по 11 класс учителями русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности. Навыки ораторского искусства – логичность, доказательность, убедительность, эмоциональность – формируются и шлифуются в устной речи: «Мнение разгневанного зрителя», «Мысли в антракте», «Это надо видеть!».

    Работая над развитием личности, приобщенной к театральной среде, нельзя не использовать и те возможности, которые дает наш город. Программа «Школа – город – музей» ведется совместно с учителями истории города. Познание особенностей личности и эпохи в цикле экскурсий «От особняка Г. Державина до квартиры И. Бродского» способствует не только приобретению знаний, но и проникновению в психологическую атмосферу «иных времен». Познать пространство города как модель мира помогают заочные и очные экс¬курсии «Город писателя и его героев», компилятивные работы «Образ города в поэзии XIX – XX веков». Уроки-мастерские помогают ученикам проникнуть во внутреннюю жизнь города, а также способствуют их самореализации.

    Традиции не создаются искусственно, они рождаются из потребностей жизни и как плод систематической, кропотливой работы единомышленников – учителей и учеников. Личность, воспитанная в культурной среде, наделяется даром внутренней свободы и способна не только к усвоению (пусть активному) информации, но и к творческому преобразованию мира в себе и мира вокруг себя.

    В каких социально значимых делах школьники могут проявить себя активными участниками

    В современной школе реализуется немало социальных проектов, развивающих у школьников гражданскую позицию. Гимназия пошла по пути организации подобных социально значимых дел в логике образовательной деятельности, т.е. в рамках выполнения самостоятельных исследований.

    Одним из направлений деятельности ученического научного общества (УНО) является изучение истории уникального района Санкт-Петербурга – Лесного, где и расположена гимназия. В это общество входят ученики 5–11 классов, учителя гимназии и родительская общественность, ведущие исследовательскую работу по воссозданию исторического облика Малой родины.

    К сожалению, поисковая работа затрудняется из-за отсутствия материальных объектов, документальных сведений о них. Но, благодаря погружению в субъективный мир – мир отдельных людей – старожилов района, воссоздается облик старого Лесного. Собранный материал обрабатывается: создаются макеты уничтоженных зданий, восстанавливаются фотографии, пишутся научные и журнальные статьи. Воспоминания старожилов, интервью с ними и другими интересными людьми района дают материал для написания творческих и научно-исследовательских работ разных жанров.

    Исследовательская деятельность помогает взаимодействию и сближению разных поколений петербуржцев, а у детей расширяется мировидение, развивается творческий потенциал. Итогом этого поиска стал проект «Возрождение храма в Лесном», который представлен в 2005 году в общественную организацию «Патруль ЮНЕСКО».

    Второй этап проектирования

    На втором этапе приоритетное значение приобретает управленческая деятельность администрации учреждения, ее видение стратегии развития учреждения, миссии школы в социокультурной среде.

    Для нашей гимназии важной задачей стало создание открытой образовательной среды гимназии, направленной на развитие мотивации учащихся. Обусловлено это необходимостью обеспечения права каждого ученика на непрерывное открытое образование.

    Для нашего коллектива наибольший интерес представляет разработка модели гимназии как открытой образовательной системы. В трактовке понятия «открытое образование» мы исходим из взглядов, уже устоявшихся в современной науке, и понимаем его как сложную социальную систему, способную воспринимать и учитывать актуальные изменения среды в целях собственного развития. Любая школа – это открытая образовательная система, которая:

    • создается обществом;
    • призвана выполнять социальный заказ;
    • не может существовать без «приходящих из общества» людей – детей, учителей, руководителей;
    • не может работать без выделяемых обществом ресурсов – финансовых, материальных и т.д.;
    • не может полностью абстрагироваться от социума;
    • не является единственным учреждением, где подрастающее поколение может получить образование;
    • способна влиять как на ближайшее окружение (микросоциум), так и на общество в целом.

    Наш опыт показал, что изменения в школе будут более успешными, если они происходят не спонтанно, а планомерно, в рамках программы развития, предполагающей свое видение образовательного процесса, свою философию школы. То есть речь идет о миссии школы, о совокупности целей и убеждений, отношений и направленности деятельности, характерных для конкретной школы. Миссия несет в себе общие ценности и взгляды педагогов на сущность и смысл образования, связана с внутришкольной культурой, поддерживается всем педагогическим коллективом, определяет развитие учреждения в целом.

    Миссию нашей гимназии мы видим в предоставлении качественного гуманитарного образования всем детям, приходящим в школу, в построении образовательного процесса на общечеловеческих гуманистических ценностях и в создании условий для развития каждого ученика средствами гуманитарного образования.

    Открытость системы предполагает в первую очередь изменение стиля управления. Принятый стиль создает и воспроизводит в коллективе особую атмосферу и порождает этикет, определенный тип поведения и взаимоотношений. В гимназии управление строится на принципах демократического стиля – открытости, доверия, поддержки инициатив, ориентации на интерес личности, координации деятельности всех субъектов образовательного процесса. Управленческий механизм гимназии совершенствуется в направлениях, гарантирующих сохранение и развитие демократического стиля руководства:

    • переход на нормативно-правовые отношения между гимназией и органами управления (лицензирование, договор с РУО, аттестация ОУ);
    • создание Попечительского совета гимназии;
    • создание структуры ученического самоуправления;
    • совершенствование стиля взаимодействия между участниками образовательного процесса;
    • совершенствование психолого-педагогической диагностики;
    • разработка гуманистических принципов и критериев оценки достижений учащихся;
    • совершенствование механизма приема в 1, 10 классы;
    • продолжение работы по формированию творческих групп учителей, учеников с ориентацией на интересы личности, совершенствование исследовательской деятельности учащихся (проведение Гимназических чтений).

    Важнейшей характеристикой образования как открытой системы является незавершенность и способность к взаимообмену с социокультурной средой. Незавершенность обеспечивает динамику развития системы, постоянное стремление к самосовершенствованию, наличие ситуативно меняющихся перспективных линий, быстрое, мобильное реагирование на происходящие изменения условий индивидуального и социального развития. Способность к интенсивному взаимообмену со средой обеспечивает, с одной стороны, использование внешних ресурсов, а с другой – обогащение среды за счет деятельности самой системы.

    Взаимообмен строится по двум генеральным направлениям – с культурной средой Санкт-Петербурга и образовательными учреждениями за рубежом.

    Необходимым элементом открытости образовательной системы является предоставление широкого спектра образовательных услуг, разнообразие образовательных маршрутов учащихся, а также интеграция общего и дополнительного образования. Сегодня в гимназии на разных ступенях обучения реализуется 10 образовательных программ, что соответствует трем основным образовательным линиям – гимназической, углубленного изучения немецкого языка и базовой. Для коллектива принципиально важным является сохранение всех существующих видов образовательных программ, так как это позволяет не только сохранить, но и расширить спектр оказываемых образовательных услуг. Несомненное достоинство системы – дополнительное образование, которое представлено учебными курсами (занятия, уроки) и занятиями во внеучебное время (тьюторские группы по предметам учебного плана, кружки и спортивные секции, работа международной Бенедикт-школы). С помощью этих форм дополнительного образования расширяется кругозор учащихся, развиваются их творческие способности, раскрываются возможности самовыражения, совершенствуются навыки общения, укрепляется здоровье.

    Построение образовательной системы гимназии на принципах открытости позволяет гибко реагировать на изменения образовательных запросов и потребностей населения.

    Открытость системы обязательно должна уравновешиваться и некоторой ее закрытостью. Определенная мера закрытости гарантирует гимназии сохранение ее автономии и миссии как совокупности целей и связанных с ними убеждений, отношений и направленности деятельности, характерных для нашего образовательного учреждения.

    Сегодня мы можем говорить о таких результатах.

    • Гимназия выступает как культурно-образовательный центр, обеспечивающий преемственность петербургской культуры для учащихся и их родителей.
    • В гимназии создана эффективная система творческой деятельности учащихся, представляющая собой широкую сеть факультативов, кружков, творческих групп.
    • Гимназия имеет широкую сеть внешних контактов с отечественными и зарубежными партнерами.
    • Гимназия выступает как инновационно-методический центр, помогающий творческому развитию школ в своем округе.

    Таким образом, опыт гимназии по созданию открытой образовательной среды, ориентированной на развитие образовательной мотивации учащихся, позволяет сделать вывод о продуктивности подобной деятельности, о возможности реализации указанных двух этапов проектирования параллельно и, безусловно, о необходимости ориентации системы управления школой на личностный и профессиональный рост педагогического коллектива.

    Алла ЛАККО, директор гимназии,
    Светлана ПИСАРЕВА, научный руководитель,
    Лидия АРТЕМЬЕВА, Елена ЖУКОВА, Надежда КАЛГАНОВА,
    Светлана КОЗЛОВА, Наталья ЧИХАЧЕВА – учителя гимназии № 74,
    г. Санкт-Петербург
    Фото А.СТЕПАНОВА

  • Рейтинг@Mail.ru