Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №12/2006

Партнерство

Соучастники сближения

О системе работы школы с родителями учащихся

Привлечение родителей к сотрудничеству со школой в наши дни вещь если не невозможная, то довольно не простая. Мысль о том, что ребенка в школу можно «сдать» почти на весь день, что его там не только займут уроками-прогулками-кружками, но и напоят, и накормят, и беседу с психологом обеспечат в случае надобности, достаточно плотно сидит в головах родителей. Школа же вяло пытается протестовать против сложившегося положения дел, утверждая, что школа без семьи если и справится с процессом обучения, то уж в вопросах воспитания непременно нужно взаимодействовать с родителями…

В школе-лицее № 52 города Рязани сотрудничать с родителями удается. И успешно. Для того чтобы такое сотрудничество состоялось, администрация школы прежде всего разработала разнообразные опросники и анкеты как для школьников, так и для родителей. Здесь считают, что работа по изучению мнения родителей о лицее, об уровне притязаний к образовательным услугам способствует более широкому использованию их потенциала в обучении и воспитании детей. Приведем пример анкет.

Примерный вариант тест-опроса родителей

  1. Какие образовательные услуги наиболее предпочтительны для вашего ребенка? Почему?
  2. Что вы ждете от обучения в лицее?
  3. Какие знания, способности, качества личности вы хотели бы видеть в вашем ребенке по окончании школы?
  4. Зачем вам и вашему ребенку повышенный уровень качества образования?
  5. Что бы вы хотели знать о лицее, об организации образования в нем?
  6. Чем могли бы помочь в совместном воспитании детей?
  7. Что не удовлетворяет вас (родителей) в отношениях вашего ребенка и учителей с администрацией лицея?

Анкета для родителей

  1. Сколько времени вы проводите в общении с ребенком?
  2. Считаете ли вы это время достаточным для воспитания ребенка? Почему?
  3. Какие виды общения у себя в семье вы предпочитаете?
  4. Встречаете ли вы трудности в воспитании своего ребенка и какие?

Анкета для детей

  1. Сколько времени вы проводите в общении со своими родителями?
  2. Хватает ли вам его?
  3. Какие любимые занятия с родителями вы предпочитаете?
  4. Укажите, какие виды общения с родителями вы любите больше:
    – беседы, разговоры;
    – совместную работу;
    – посещение театра, кино, библиотеки;
    – прогулки на природу.

Собранные в результате анкетирования данные обусловили направленность работы лицея на создание именно системы взаимоотношений школы и семьи и на пропаганду положительного опыта работы школы среди родителей, что в конечном счете повысило имидж лицея среди общественности в целом.

Основываясь на полученных данных, педагоги и администрация школы создали систему мероприятий, способствующих установлению партнерских взаимоотношений с семьями лицеистов с целью создания более благоприятных условий для творческого развития детей, защиты их прав, решения актуальных проблем воспитания. Они позволяют сегодня родителям и учителям лучше узнать детей, изучить ребенка во всех типах отношений (семейных, школьных, межгрупповых), в различных ситуациях (дома, в школе, в учреждениях социума, в общении со взрослыми и детьми), оценить ребенка как личность, проследить за развитием его способностей, формированием ценностей жизненных приоритетов, помочь в профилактике девиантного поведения и правонарушений.

Начав активно привлекать родителей к сотрудничеству, в лицее быстро поняли: участие родителей становится более активным, если это учреждение с повышенным уровнем образования. Надежда на качественное образование повышает уровень доверия к школе. А достаточно высокий уровень образованности родителей (более 70 % родителей имеют высшее образование) позволяет лицею активно привлекать их к развитию системы образования в ОУ в целом.

Именно поэтому у педагогов и воспитателей сегодня поставлена задача создать условия для участия родителей в разработке индивидуальных образовательных маршрутов развития детей. Таким образом, родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса.

Лицей также использует несколько форм участия родителей в управлении ОУ:

  • родители как инвесторы-спонсоры;
  • родители в роли социальных заказчиков образовательных услуг и исполнителей дополнительных образовательных услуг;
  • родители – эксперты качества образования;
  • родители – защитники прав и интересов ребенка.

Такие формы работы влияют не только на развитие школы в целом, на расширение участников образовательного процесса, ответственных и лично заинтересованных в положительном его результате, но и содействует повышению авторитета родителей в семье, самооценки учащихся, чьи родители уважаемы и востребованы в школе. Все вместе несомненно способствует сближению взрослых и детей.

Антонина ПЕТРЕНКО,
кафедра методологии управления и развития образования,
Рязанский областной институт развития образования

Рейтинг@Mail.ru