Выбирать оптимальное решение можно научиться
Вложение дополнительных сил на благо эксперимента по профильному обучению, безусловно, добавляет сложностей в директорские будни. Однако хитросплетение полномочий различных школьных служб чрезвычайно благотворно сказывается на отдельно взятой школе.
В гимназии № 56 Санкт-Петербурга комплексный подход к проблеме профильного обучения включает в себя и действия психолога, точнее – психолого-педагогической медико-социальной команды.
Необходимость комплексного подхода очевидна: профильное обучение подразумевает и открытие профильных классов, и разработку соответствующих программ, учебного плана, элективных курсов и т.д. Этим в гимназии занимаются методическая служба, учитель и администрация... Но столкновение родителей и учеников с трудностями особого рода потребовало еще и работы психологов.
Считается, что обучение в гимназии всегда ориентированно и предполагает широкие возможности. Однако оно не ориентировано на успех, если ученики не знают, как выбирать, что выбирать и вообще из чего состоит выбор. И в связи с этим обучение старшеклассников правильному выбору является актуальным.
Помощь ученикам и их родителям в данной ситуации оказывает психолого-педагогический медико-социальный центр (или служба сопровождения, как ее еще называют). «Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора… Сопровождение – это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем развития» (д.п.н. Е.И.Казакова). ППМС-центр – структурное подразделение гимназии № 56, предназначен для оказания помощи гимназистам, имеющим трудности в обучении, личностном и социальном развитии; для проектирования и обеспечения условий, гарантирующих охрану и укрепление их физического, психического и социального здоровья;
а также для определения причин нарушения личностного и социального развития ребенка.
С профильным обучением служба сопровождения работает при поддержке администрации и взаимодействуя с классными руководителями. Все они активно участвуют в работе. Сопровождение детей, в том числе оказание помощи в выборе профиля и профессиональном самоопределении, ведется на основании того, что в центре всегда находится ученик.
Психологи выделяют три уровня поддержки ребенка. Когда у ученика возникают проблемы, то ближайший «пункт», где его ожидает помощь, – родители. Здесь же, на первом уровне, кроме родителей, могут быть одноклассники, то есть ближайшее окружение ученика.
Второй уровень помощи – это психолого-педагогический медико-социальный центр и методическое объединение классных руководителей, центр дополнительного образования и воспитательная служба, то есть все службы и методические объединения гимназии.
Если в ППМС-центр обращается сам ученик, разрабатывается программа индивидуального сопровождения. Используется и опыт так называемой консультативной формы сопровождения: центр консультирует классного руководителя или родителей, которые непосредственно общаются с ребенком.
Третий уровень находится вне школы. В рамках профориентационной работы гимназия взаимодействует с представителями средних профессиональных и высших учебных заведений, с центрами занятости и поддержки молодежи, где помогают лучше понять характер возможной будущей профессии...
В гимназии учеников не оставляют один на один
с жизненно важными вопросами
На втором уровне помощи реализуется программа «Выбор» (см. схему). Основная ее цель – научить ребенка делать осознанный выбор: не решать, не выбирать за него, а научить осуществлять этот выбор самостоятельно, опираясь при этом на склонности, потребности и возможности. Когда ученик, учитывая варианты выбора, рассматривает формулу «могу – хочу – надо», он, как правило, делает правильный выбор, и учеба в том или ином профильном классе становится для него успешной. Второй целью является профессиональное самоопределение гимназистов по окончании 11-го класса.
Схема
Программа «Выбор»
Сотрудник ППМС-центра Ольга Тутра рассказывает об этапах реализации программы:
– Хотелось бы особое внимание уделить подготовительному этапу. Он признан самым важным. Мы информируем о программе, готовим материалы, составляем расписание. И происходит это не в начале учебного года и не в конце августа. В июне, когда у нас есть время, спокойно, без спешки, не отвлекая классного руководителя и учителей, садимся и продумываем, каким образом будем организовывать классные часы, сколько времени это займет, какие материалы нам необходимо подготовить. К примеру, станем ли использовать в классе такую форму, как портфолио, и, если да, то что для этого нам необходимо? Или же остановимся на дневнике, который прикладывается к программе? А в августе мы уточняем, сопоставляем и реализуем наш план.
На информационном этапе проводится необходимая диагностика; также, имея в виду уровень помощи, находящийся вне школы, приглашаем представителей учебных заведений, посещаем ярмарки образования и профессий. Идет работа со справочниками, раздаточными материалами...
Разные способы, разные формы, разные проекты. Старшеклассники, уже «прочувствовавшие» профиль, приходят к ученикам седьмого класса, которых в 8-м и 9-м классах ожидает предпрофильная подготовка, и одиннадцатиклассники рассказывают о том, как они выбрали профиль. Это наиболее эффективный способ, когда старшие товарищи представляют свое направление. Очень интересная форма!
Затем мы анализируем результаты диагностики.
На обобщающем этапе ведется работа с алгоритмом принятия решения.
И еще важный этап – оценка эффективности работы в программе. Мы все, кто разрабатывал ее, садимся всей командой и анализируем, чего достигли, что, может быть, не совсем получилось и как сделать работу более эффективной в следующем году.
Инна АЛЕЙНИКОВА