Управленческие команды школ
на других посмотрели и себя показали
Калейдоскоп из 350 экспонентов сверкал на протяжении трех дней
в столичных «Сокольниках». Ежегодный (а в этом году еще
и юбилейный) 10-й Российский образовательный форум собрал под своей крышей школы с их управленческими командами, региональные министерства и управления образования, производителей учебных материалов и оборудования для школ, издательства, разработчиков компьютерных программ
и мультимедийных средств обучения…
Помимо основной задачи – на людей посмотреть и себя показать – нынешний форум довольно успешно справился с задачей организации деловой программы (по крайней мере, тематика и «начинка» «круглых столов», мастер-классов, презентаций, встреч и пресс-конференций была в этот раз актуальнее и ярче по сравнению с предыдущими годами).
Впервые в этом году здесь была организована Ассамблея российской общественности по проблемам образования. Выступавшая на открытии форума Татьяна Данилина, президент Российского образовательного форума, отметила, что ассамблея – одно из ключевых мероприятий этих трех дней. «Ассамблея – важная встреча представителей различных сообществ, которые выступают заказчиками на образовательные услуги и их исполнителями», – пояснила она. Поскольку приоритеты развития образования на ближайшие годы определены в национальном проекте «Образование», на ассамблее выясняли, что понимают под весьма общими формулировками проекта разные стороны, задействованные в образовательном процессе, как работают на местах механизмы реализации нацпроекта, какие действия могут обеспечить его реальную эффективность.
Некоторые участники форума привезли с собой свою технику,
чтобы держать руку «на пульсе».
Их стенды выглядели живыми и напоминали мобильные офисы…
Содержательным был проведенный в один из дней форума «круглый стол» «Как сделать школу выгодным объектом для инвестиций». Докладчики – директор гимназии № 56 Санкт-Петербурга Майя Пильдес и ее управленческая команда – «кинули» в массы такую мысль: «Инвестиции – это все, что способствует развитию школы. От денег до педагогического опыта. Школам необходимо развиваться, а для того чтобы развиваться, необходимо привлекать к себе внимание». Вопрос о финансах в школе – больной. Поэтому, наверное, участники особенно активно задавали вопросы прославленной 56-й гимназии. И получали порой парадоксальные ответы. В частности, при обсуждении темы поиска спонсоров директор ясно и просто изложила свой подход:
– Нам активно помогают спонсоры. Как их искать? Не надо искать! Они сами вас найдут. Мы же обладаем самой конвертируемой валютой – школой. Все, что нужно, – это хорошо учить детей и хорошо к ним относиться. И тогда дети рассказывают родителям о своей школе, родители рассказывают друг другу. Так и получаются спонсоры. Педагогическая идея – вот фундамент нашего благосостояния, плодородная почва, на которой будет произрастать что угодно.
Еще одним ярким пятном в калейдоскопе форума стал традиционный Конкурс инновационных разработок. Его цель – получение достоверной информации об инновационном секторе российского образования, определение ресурсов, необходимых для развития инновационного сектора российской системы образования. В этом году на конкурс было прислано свыше 500 проектов. Все они были разделены по номинациям, в частности – «инновации в обучении», «инновации в воспитании», «инновации в управлении».
Школы, участвующие в конкурсе, перед своими презентациями, проводившимися в отдельном зале, волновались, как школьники перед первым в жизни экзаменом. Помимо экспертизы профессионалов, проекты конкурса проходили также и открытую общественную экспертизу, в которой могли принять участие посетители форума, родители, учащиеся, представители общественных структур. По итогам конкурса отбирались те проекты, в которых было ясно обозначено, каков может быть конечный результат проекта, и определена социально значимая, профессиональная идея проектной инициативы.
Многие участники форума подошли к делу творчески и приехали в своих национальных костюмах. Они выгодно смотрелись на фоне пестрых выставочных стендов.
К тому же это лишний раз напомнило о том, как велика наша страна
и как много в ней абсолютно разных школ
Приятно было видеть среди участников конкурса те школы, которых приехали поддержать как своих «подопечных» региональные департаменты образования.
В частности, выделялся среди прочих Департамент образования Ульяновской области: внятно и красиво оформленный стенд, на котором представлена четкая информация о системе образования области, привлекал внимание. По словам руководителя департамента Андрея Корнилина, они впервые приняли участие в форуме. «Мы довольны тем, что увидели; рады, что посмотрели на представленные здесь свои школы глазами других; лишний раз убедились в том, какие именно идеи наших школ вос¬требованы обществом и временем; нашли для себя интересные идеи, которые при анализе и определенной доработке будет интересно попробовать воплотить у себя в системе образования», – поделился он впечатлениями.
Еще одной отличительной чертой нынешнего форума стало минимальное количество чиновников, участвующих в его работе. Даже на Второе Всероссийское родительское собрание в рамках форума не пришел ни один чиновник, хотя в программе было заявлено энное количество официальных лиц. Значит ли это, что государство по-прежнему отстраняется от проблем школы, не желая слышать ее голос? Или просто чиновники хотели дать возможность участникам форума «выпустить пар» в свободной и непринужденной обстановке?..
Яна САРТАН