Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №11/2006

Профильное обучение

Профиль = индивидуализация

Возможная структура работы школы в рамках профильного образования

Рост наукоемких производств, интенсивный рост объема научной и технической информации, быстрая смена технологий, развитие сферы исследований, ведущихся на стыке различных наук, становятся сегодня условием для выдвижения серьезных требований к выпускникам школы.
И хотя основная роль в формировании специалиста отводится вузам, средняя школа может сделать очень многое при подготовке учащихся к будущей профессиональной деятельности. Речь идет, разумеется, о профильном обучении. Ваши коллеги из города Талнах представляют свое видение этой работы.

Для того чтобы быть готовым решать современные задачи, человеку сегодня нужно обладать:

  • обширными и фундаментальными знаниями в сочетании с умением их применять в различных условиях профессиональной деятельности;
  • умением работать коллективно;
  • способностью быстро осваивать новые технологии;
  • навыками самообразования;
  • способностью осуществлять творческую и исследовательскую деятельность.

Иными словами, у современного специалиста должен быть сформирован личностный потенциал и развиты аналитические навыки. Причем важны не столько полнота и объем профессиональных знаний человека, сколько те знания, которые призваны научить его развиваться в течение всей жизни.

Мы выделяем такие современные критерии образованности:

  • ясность и четкость понятий, которыми оперирует человек;
  • определенность и конкретность мышления;
  • умение видеть необходимость и находить ее причины;
  • способность предвидеть развитие событий;
  • количество и качество продуктов труда;
  • социализированность.

Исходя из этого, мы стараемся организовать образовательный процесс так, чтобы:

  • основной акцент делать на организацию активных видов познавательной деятельности обучаемых;
  • преподаватель выступал в роли педагога-менеджера и режиссера обучения;
  • учебная информация использовалась как средство организации познавательной деятельности, а не как цель обучения;
  • главной образовательной целью было личностное развитие обучаемого.

В этом контексте на помощь нам приходит профильное обучение, которое сориентировано на развитие возможностей человека, способствует социализации и адаптации старшеклассников. Мы понимаем профильное обучение как систему специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированную на индивидуализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.

Профильное обучение – особый вид дифференциации, индивидуализации и такая форма организации учебной деятельности старшеклассников, при которой учитываются интересы, склонности и способности, создаются условия для максимального развития учащихся в соответствии с их познавательными и профессиональными намерениями.

И, конечно же, профильное обучение строится на прочной базе основного общего образования. Речь идет не о подготовке к конкретной профессии или специальности, а о подготовке к деятельности, связанной с использованием знания предметной области. Это создает предпосылки для качественного овладения профессиональными знаниями и умениями.

Главной целью профильного обучения является обеспечение общедоступности получения полноценного образования в соответствии с индивидуальными склонностями и потребностями, обеспечение профессиональной ориентации и самоопределения обучающихся, установление преемственности между общим и профессиональным образованием.

Цели и задачи профильного обучения реализуются на основе принципов личностно ориентированного образования и воспитания и отражают специфику профильного обучения.

На наш взгляд, профильное обучение должно:

  • быть нацелено на развитие школьников, на формирование их профессиональных устремлений;
  • иметь деятельностный, продуктивный характер;
  • обеспечивать интеграцию образовательного процесса с реальной действительностью, с социумом;
  • отличаться вариативностью;
  • обеспечивать индивидуализацию и дифференциацию образования;
  • быть ориентированным как на потребности личности, так и на потребности рынка труда;
  • учитывать нужды регионов в специалистах определенных профессий.

Дифференциация профильного обучения нацелена на создание возможностей выбора индивидуальных образовательных программ для более глубокого удовлетворения интересов, возможностей, склонностей и способностей учащихся с учетом их образовательных и профессиональных запросов, соответствующих потребностям рынка.

Профильный уровень предполагает существенное увеличение доли самостоятельной познавательной деятельности учащихся, поэтому мы стараемся увеличивать долю лекционных занятий, вводить занятия в форме семинаров, использовать зачеты как форму контрольных занятий. Также пробуем менять характер взаимодействия и стиль отношений между учителем и учеником от прямого руководства к консультированию и поэтапному контролю.

Чтобы обеспечить реализацию возможностей каждого ребенка, необходимо найти такие формы организации учебных занятий и их сочетания, которые позволяли бы выпускнику средней школы самостоятельно действовать в ситуациях, поставленных перед ними самой жизнью:

  • овладеть элементарными навыками по самопроектированию, самореализации и рефлексии;
  • овладеть коммуникативной деятельностью по само- и взаимопомощи в общественной жизни (уметь вести диалог, участвовать в дискуссии, активно слушать и т.д.);
  • овладеть основами педагогической творческой деятельности;
  • овладеть способами составления проектов программ.

В старшей школе учебный процесс лучше организовать таким образом, чтобы ученик мог:

  • формировать индивидуальные учебные планы;
  • заниматься индивидуально и в группах;
  • приобрести учебно-исследовательские и проектировочные умения, необходимые для получения дальнейшего профессионального образования;
  • проявлять познавательную активность в работе с учебными и оригинальными текстами;
  • участвовать в социальных практиках;
  • развивать коммуникативные умения.

В нашей школе профильное образование является одним из главных приоритетов базисного учебного плана, и мы начинаем заниматься им непосредственно с первого класса. В результате этой работы у нас сложились структура и содержание профильного образования, которые представлены в таблицах.

Как видите, педагогический коллектив активно, целенаправленно и системно старается работать над созданием условий для более осознанного профессионального самоопределения школьников: разрабатывается инновационное методическое сопровождение, обновляется содержание образования, осуществляется поиск новых форм организации работы со школьниками…

Елена МАРТЫНЦЕВА,
директор МОУ СОШ № 36,
г. Талнах

Рейтинг@Mail.ru