Возможная структура работы школы
в рамках профильного образования
Рост наукоемких производств, интенсивный рост объема научной
и технической информации, быстрая смена технологий,
развитие сферы исследований, ведущихся на стыке различных наук, становятся сегодня условием для выдвижения серьезных требований
к выпускникам школы.
И хотя основная роль в формировании специалиста отводится вузам, средняя школа может сделать очень многое при подготовке учащихся
к будущей профессиональной деятельности. Речь идет,
разумеется, о профильном обучении.
Ваши коллеги из города Талнах представляют свое видение этой работы.
Для того чтобы быть готовым решать современные задачи, человеку сегодня нужно обладать:
- обширными и фундаментальными знаниями в сочетании с умением их применять в различных условиях профессиональной деятельности;
- умением работать коллективно;
- способностью быстро осваивать новые технологии;
- навыками самообразования;
- способностью осуществлять творческую и исследовательскую деятельность.
Иными словами, у современного специалиста должен быть сформирован личностный потенциал и развиты аналитические навыки. Причем важны не столько полнота и объем профессиональных знаний человека, сколько те знания, которые призваны научить его развиваться в течение всей жизни.
Мы выделяем такие современные критерии образованности:
- ясность и четкость понятий, которыми оперирует человек;
- определенность и конкретность мышления;
- умение видеть необходимость и находить ее причины;
- способность предвидеть развитие событий;
- количество и качество продуктов труда;
- социализированность.
Исходя из этого, мы стараемся организовать образовательный процесс так, чтобы:
- основной акцент делать на организацию активных видов познавательной деятельности обучаемых;
- преподаватель выступал в роли педагога-менеджера и режиссера обучения;
- учебная информация использовалась как средство организации познавательной деятельности, а не как цель обучения;
- главной образовательной целью было личностное развитие обучаемого.
В этом контексте на помощь нам приходит профильное обучение, которое сориентировано на развитие возможностей человека, способствует социализации и адаптации старшеклассников. Мы понимаем профильное обучение как систему специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированную на индивидуализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.
Профильное обучение – особый вид дифференциации, индивидуализации и такая форма организации учебной деятельности старшеклассников, при которой учитываются интересы, склонности и способности, создаются условия для максимального развития учащихся в соответствии с их познавательными и профессиональными намерениями.
И, конечно же, профильное обучение строится на прочной базе основного общего образования. Речь идет не о подготовке к конкретной профессии или специальности, а о подготовке к деятельности, связанной
с использованием знания предметной области. Это создает предпосылки для качественного овладения профессиональными знаниями и умениями.
Главной целью профильного обучения является обеспечение общедоступности получения полноценного образования в соответствии с индивидуальными склонностями и потребностями, обеспечение профессиональной ориентации и самоопределения обучающихся, установление преемственности между общим и профессиональным образованием.
Цели и задачи профильного обучения реализуются на основе принципов личностно ориентированного образования и воспитания и отражают специфику профильного обучения.
На наш взгляд, профильное обучение должно:
- быть нацелено на развитие школьников, на формирование их профессиональных устремлений;
- иметь деятельностный, продуктивный характер;
- обеспечивать интеграцию образовательного процесса с реальной действительностью, с социумом;
- отличаться вариативностью;
- обеспечивать индивидуализацию и дифференциацию образования;
- быть ориентированным как на потребности личности, так и на потребности рынка труда;
- учитывать нужды регионов в специалистах определенных профессий.
Дифференциация профильного обучения нацелена на создание возможностей выбора индивидуальных образовательных программ для более глубокого удовлетворения интересов, возможностей, склонностей и способностей учащихся с учетом их образовательных и профессиональных запросов, соответствующих потребностям рынка.
Профильный уровень предполагает существенное увеличение доли самостоятельной познавательной деятельности учащихся, поэтому мы стараемся увеличивать долю лекционных занятий, вводить занятия в форме семинаров, использовать зачеты как форму контрольных занятий. Также пробуем менять характер взаимодействия и стиль отношений между учителем и учеником от прямого руководства к консультированию и поэтапному контролю.
Чтобы обеспечить реализацию возможностей каждого ребенка, необходимо найти такие формы организации учебных занятий и их сочетания, которые позволяли бы выпускнику средней школы самостоятельно действовать в ситуациях, поставленных перед ними самой жизнью:
- овладеть элементарными навыками по самопроектированию, самореализации и рефлексии;
- овладеть коммуникативной деятельностью по само- и взаимопомощи в общественной жизни (уметь вести диалог, участвовать в дискуссии, активно слушать и т.д.);
- овладеть основами педагогической творческой деятельности;
- овладеть способами составления проектов программ.
В старшей школе учебный процесс лучше организовать таким образом, чтобы ученик мог:
- формировать индивидуальные учебные планы;
- заниматься индивидуально и в группах;
- приобрести учебно-исследовательские и проектировочные умения, необходимые для получения дальнейшего профессионального образования;
- проявлять познавательную активность в работе с учебными и оригинальными текстами;
- участвовать в социальных практиках;
- развивать коммуникативные умения.
В нашей школе профильное образование является одним из главных приоритетов базисного учебного плана, и мы начинаем заниматься им непосредственно с первого класса. В результате этой работы у нас сложились структура и содержание профильного образования, которые представлены в таблицах.
Как видите, педагогический коллектив активно, целенаправленно и системно старается работать над созданием условий для более осознанного профессионального самоопределения школьников: разрабатывается инновационное методическое сопровождение, обновляется содержание образования, осуществляется поиск новых форм организации работы со школьниками…
Елена МАРТЫНЦЕВА,
директор МОУ СОШ № 36,
г. Талнах