Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №11/2006

Технологии

Как сделать проектную деятельность осязаемой

Существует мнение о проектной деятельности учащихся как о чисто научной, исследовательской. Поэтому в образовательном процессе детей привлекают к проектированию зачастую ограниченно – ведь научный проект способен разработать далеко не каждый, да и курировать научные проекты учащихся нельзя в массовом порядке. Но если предложить делать учебный проект социального или творческого характера, он будет под силу даже самому среднему ученику...

Под методом проектов сегодня понимают достаточно четкую педагогическую технологию проектного обучения, которая предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, что предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой – необходимость интегрирования знаний, умения применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», то есть если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).

Т.И. Шамова определила теоретические позиции проектного обучения следующим образом:

  1. Образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении.
  2. Комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика.
  3. Глубокое, осознанное освоение базовых знаний обеспечивается за счет их применения в различных ситуациях.
  4. Гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала учащихся.

Виды проектов разнообразны. По доминирующему виду деятельности (направленности) проекты подразделяются следующим образом.

Творческие – предполагающие соответствующее творческое оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников.

Исследовательские – требующие хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов.

Ролево-игровые – структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники будут исполнять определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными ситуациями.

Информационные – требующие от участников проекта направленности на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, ознакомления с этой информацией, ее анализа и обобщения фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, должны обладать хорошо продуманной структурой, обеспечиваться систематической коррекцией по ходу работы.

Практико-ориентированные – отличающиеся четко обозначенным с самого начала результатом деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.

Кроме того, по профилю знаний проекты подразделяются на:

Монопроекты – проекты по одному предмету. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программы. Разумеется, работа над монопроектами предусматривает применение знаний из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в одной предметной области.

Межпредметные – как правило, выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, а могут быть достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта (например, «Единое речевое пространство», «Культура общения», «Проблема человеческого достоинства в российском обществе XIX–XX веков», «На рубеже веков», пр.).

По характеру координации проекты могут быть:

  • с открытой, или явной, координацией;
  • со скрытой координацией.

В проектах с открытой координацией координатор выступает в собственной своей функции, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя в случае необходимости отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников.

В проектах со скрытой координацией, напротив, координатор не обнаруживает свою функцию ни в сетях, ни в деятельности групп участников. Он выступает как полноправный участник проекта.

Что касается уровня контактов, то здесь выделяются внутришкольные, муниципальные, региональные, федеральные проекты – все они организуются либо внутри одной школы по одному или нескольким предметам, либо между школами, классами внутри города, региона, одной страны. А также международные – если участники проекта являются представителями разных стран. Эти проекты представляют исключительный интерес, поскольку фактически в них реализуется диалог культур со всеми присущими ему познавательными, коммуникативными, культуроведческими аспектами.

По количеству участников можно выделить проекты личностные, парные, групповые.

По продолжительности проекты могут быть:

На сегодняшний день метод проектов активно осваивают учителя, обучившиеся на курсах по технологии Intel, но хочется предостеречь педагогов от чрезмерного внимания по применению информационных технологий в ущерб учебному содержанию и возможностям метода по развитию у учащихся таких способностей, как целеполагание, выделение главного, анализ и структурирование учебного материала, планирование и т.д.

Е.С. Полат выделяет следующие основные требования к использованию метода проектов.

  1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
  2. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; программа туристического маршрута; план обустройства дома, парка, участка; планировка и обустройство квартиры, пр.).
  3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность участников проекта.
  4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей).
  5. Использование исследовательских методов, что предполагает:
    – определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования,
    – выдвижение гипотезы их решения,
    – обсуждение методов исследования,
    – оформление конечных результатов,
    – анализ полученных данных,
    – подведение итогов,
    – корректировку.
  6. Получение выводов (через использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», творческих отчетов, защиты проекта, пр.).

Самый сложный момент при введении учебных проектов – организация этой деятельности, особенно подготовительный этап.

Обозначим некоторые важные вехи такого этапа.

  • Важно выделить педагогически целесообразные темы курса или разделы, которые будут «вынесены на проектирование». Учитель должен сам сформулировать 15–20 примерных тем проектов.
  • Особое внимание следует уделить совместной деятельности педагога и учащихся по разработке и реализации проектов, подготовке их к защите.
  • Для успешного освоения метода проектов требуется подробно изучить теоретический материал и начать применять его на практике.
  • Вводить метод проектов в свою деятельность нужно постепенно, вдумываясь и тщательно отрабатывая каждый момент и этап работы. Не следует гнаться за количеством, пренебрегая качеством.

Хорошим стимулом для проектной деятельности учащихся служит организация конкурсов. Уже несколько лет существует Всероссийская акция «Я – гражданин России», представляющая собой конкурс социальных проектов школьников. С исследовательскими проектами учащиеся могут участвовать в научных конференциях разных уровней. Однако не каждый школьник способен или готов к разработке научного проекта.

Привлечь учащихся к проектной деятельности, независимо от их уровня обученности и степени владения методами научного познания, возможно с помощью проведения в школе конкурсов проектов по определенному предмету или образовательной области. Такие проекты, как правило, являются социальными или творческими, содержащими элементы исследования, разрабатываются командой из 3–4 человек и по времени реализации не должны превышать одной четверти. Желательно, чтобы защита проектов проходила в начале следующей четверти, тогда дети во время каникул в свободном режиме занимаются последним этапом – подготовкой к защите.

Приложение 1

Примерная структура Положения о конкурсе проектов по учебному предмету

1. Общие положения

1.1. Цели

1.2. Задачи

1.3. Учредитель конкурса

1.4. Порядок утверждения данного положения

1.5. Периодичность проведения данного конкурса (при необходимости)

2. Порядок проведения конкурса

2.1. Требования к претендентам на участие в конкурсе (перечисление существенных условий – возраст, индивидуально или в составе команд, только учащиеся данной школы или др.)

2.2. Номинации конкурса

2.3. Сроки проведения конкурса

2.4. Порядок и сроки подачи заявки на участие в конкурсе (Приложение – образец заявки)

2.5. Требования к материалам, содержащим основные сведения о проекте, и сроки их подачи в оргкомитет

2.6. Требования к защите проекта (форма, продолжительность, оборудование)

2.7. Полномочия оргкомитета конкурса

2.8. Сведения о принципах формирования и порядке утверждения состава жюри

2.9. Критерии оценки (Приложение – оценочный лист)

3. Финансовое обеспечение конкурса

Источник финансирования, статьи расходов

4. Подведение итогов конкурса

4.1. Порядок присуждения призовых мест (возможные варианты: один победитель по сумме баллов, победители по каждой номинации, первые три места по сумме баллов, дипломы трех степеней – указать диапазон баллов на каждый уровень)

4.2. Порядок выдачи сертификата участника (выдается каждому или набравшему не менее определенного количества баллов)

4.3. Порядок награждения, поощрения кураторов проектов

Приложение 2

Заявка

на участие в конкурсе проектов по ______________________________

Я, __________________________________, учащийся______ класса, прошу включить меня в состав участников данного конкурса.

Основные сведения:

1. Номинация _________________________________________________________________

2. Название проекта __________________________________________________________

3. Куратор проекта ___________________________________________________________

4. Необходимое оборудование для защиты проекта

_________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

4. Контактный телефон ________________________________________________________

Дата, подпись

Приложение 3

Утвержден на заседании оргкомитета (дата, № протокола)

Оценочный лист

Номинация ____________________________________________________________

Член жюри ____________________________________________________________

Система оценки: от 1 до 10 баллов по каждому критерию (1–3 балла – критерии проявляются слабо; 4–7 баллов – критерии проявляются удовлетворительно; 8–10 баллов – критерии проявляются ярко)

Любовь РУЛЕВСКАЯ,
ст. методист Информационно-методического центра,
г. Заозерск, Мурманская обл.
Фото А.Степанова

Рейтинг@Mail.ru