Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №11/2006

Технологии

Под общим знаменателем

Искать товарищей на вкус и цвет в московской школе № 112 не пытались. Как-то само собой получилось, что уже шесть лет проектная деятельность старшеклассников подпитывается из одного источника. Многообразие подростковых интересов, требования учебной программы и план воспитательной работы нашли отражение в большом проекте «Москва – Кострома, жемчужина России», где место есть каждому.
Здесь география, культура, история, мода, журналистика, социология, лингвистика… Любознательность, самостоятельность, дружба, отзывчивость, милосердие… Поездки, общение, новые идеи, взгляд в будущее…

Палитра целей

Почему Кострома?

Задумывая многоцелевой проект, москвичи искали город, у которого были бы богатая история, интересное сегодня и перспективный завтрашний день. Кострома полностью соответствовала этим запросам. К тому же это город, о котором можно самостоятельно найти много материала: давая задания учащимся, педагоги должны понимать, в какой мере оно выполнимо.

Москвичи познакомились с Костромой, заручились там поддержкой костромичей – людей крайне отзывчивых и общительных, – нашли родственные души и с помощью жителей осуществили первый проектный выезд (теперь трех-четырехдневное путешествие в середине проекта проводится ежегодно).

Нам интересно посмотреть на все, что связано с жизнью этого города, – рассказывает заместитель директора по воспитательной работе 112-й школы Татьяна Юрьевна Чернова (по ходу рассказа будем не раз ее цитировать). – Мы с ребятами изучаем инфраструктуру, знакомимся с культурой, обычаями, обрядами Костромской губернии, нас интересует и сегодняшняя экономика, развитие Костромы, цели, которые ставит перед собой руководство...

Нас пускают практически во все органы управления городом, консультируют наших ребят, разговаривают с ними на равных. Например, Департамент образования Костромской области, который наряду с управлением образования Центрального округа Москвы поддерживает нашу задумку, в течение шести лет гостеприимно распахивает перед нами двери и помогает организовывать проектные выезды.

Форму проекта нашли эвристически. Прошло некоторое время, пока в школе определились, как он будет выглядеть, из чего состоять.

Костромской драмтеатр москвичи
изучили досконально: от истории –
до устройства сценических механизмов

Теоретические позиции проектного обучения

  • Образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл.
  • Комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика.
  • Глубокое, осознанное освоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
  • Гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала учащихся.

– Если мы рассмотрим эти постулаты, то увидим, что привлекает в проекте и учителей, и учеников. Первый тезис ориентирован на личностный подход. Сегодняшний ученик ориентирован на практическое получение знаний. Для него очень важно реализовать свои знания в жизни и постигать то, что ему непосредственно пригодится в дальнейшем опыте. Конечно, ребенок не всегда может здраво оценить, что нужно, что – нет, но такой практицизм в подходе к образованию все более и более процветает. В данном случае проектный метод позволяет человеку понять, какие качества он хотел бы в себе развить, какие знания получить, и четко определить, для реализации каких конкретных целей. В этой конкретике и в личностной ориентировке проекта на каждого его участника мы находим позитив.

Темы ребята формулируют лично под себя. У нас каждый ученик строит свою собственную схему. Последний раз в Кострому выезжала группа из более 50 человек, и свыше 40 проектов после этого вступили в стадию разработки. Для учителей и руководителей школы это большая, трудоемкая работа.

Под руководством учителя математики в прошлом году группа десятиклассников разрабатывала проекты «Предупреждение развития наркобизнеса в России» и «Анализ деятельности антинаркотических организаций города Костромы». Они задались целью создать интерактивную игру «Умей говорить «нет!» для учащихся 9-х классов и пособия для старшеклассников «Проблемы наркотической зависимости», помогающие социальной адаптации сверстников, профилактике здорового образа жизни, антитеррористической пропаганде.

А в этом году та же замечательная группа исследовала проблемы, возникающие у подростка в связи с игорным бизнесом, играми в Интернете. Дети захвачены темой, почему исследование и получилось интересным.

Проект, связанный с телевизионной студией Костромского телевидения, осуществил мальчик, который изучал варианты освещенности. Он написал большой реферат и соорудил наглядно демонстрировавший его макет, где все горело и мигало.

– Очень интересный спектр работы – социологические темы, особенно когда девушки исследовали проблемы, связанные со взрослыми женщинами: почему так много неполных семей в России; что нужно делать, чтобы разводы не произошли в твоей личной жизни. Полученные результаты вызвали обсуждение даже среди учителей.

Цели проектного обучения

  • Способствовать повышению личной уверенности.
  • Развивать позитивный образ – свой и чужой.
  • Учить искать пути решения поставленных задач.
  • Развивать:
    – умение оценивать себя,
    – командный дух,
    – коммуникабельность и умение сотрудничать,
    – критическое мышление,
    – исследовательские умения,
    – умение строить гипотезы, обобщать,
    – аналитическое мышление.

Для педагогов очень важно, какие цели преследуются проектным обучением. В них они видят даже некий вызов современному обществу. Некоторый прагматизм и желание «тянуть одеяло на себя» присущи сегодняшнему миру. Включаем телевизор – а там в бесконечных играх нужно выжить любой ценой, даже потопив товарищей, с которыми ты только что обнимался, главное – остаться в живых, быть лидером!..

Разумеется, лидерские качества необходимо воспитывать. Но школа предлагает альтернативу: лидерство не во имя себя, а вместе со всеми. Отсюда и цели командного порядка: проектная работа позволяет людям научиться работать сплоченнее.

Вышеперечисленные цели подразделяются на три группы: образовательные, воспитательные и развивающие. Ни одна из них не претендует на первенство, все они взаимосвязаны и логически перетекают одна в другую.

Образовательные цели. Способствуют развитию у учащихся интереса к научной работе, изучению культуры и истории страны, повышению интереса к правовым знаниям. Большая часть проектов базируется на изучении конкретных программ сегодняшней школы. Их и называют исходя из этих программ: например, группа проектов мировой художественной культуры. Но при том, что базовым предметом предполагается МХК, в проекте он интегрируется с другими. Воспитательные цели. Способствовать формированию активной гражданской позиции и чувства любви к Родине, привлечь подростков к добровольческой деятельности в различных ее формах и проявлениях, воспитывать личную ответственность за выполнение коллективной работы.

В Музее льна и бересты школьников всегда ждут
удивительные экспонаты и потрясающие сотрудники

– Посещая Кострому, нам хочется не только получить консультации, поговорить, посмотреть интересные вещи, увидеть особенности, то есть взять что-то от города. Мы стараемся помочь жителям.

Приезд в школу № 23 – это общение ребят друг с другом, но также наши гражданские семинары, которые московские ребята транслируют на сверстников.

Совершенно необходимым для нас является посещение детского дома «Волжский», над которым мы шефствуем. Смотрим, как ребята выросли, радуемся изменениям в детском доме, привозим гуманитарную помощь, собираемую всей школой несколько месяцев, играем – в общем, пытаемся сделать так, чтобы за то небольшое время, что мы там находимся, оставить частичку своей души Костромской земле.

Все проекты на завершающей стадии ребята пытаются социально направить. Скажем, если человек разрабатывает туристические маршруты по Костроме, то мы предлагаем эту разработку городу.

Развивающие цели. Развитие кругозора учащихся, представлений о межпредметных связях, умения работать самостоятельно с дополнительной литературой и другими источниками информации, повышать эрудицию, воспитание умения презентовать свою работу.

Задачи проекта

  • Приоритетная задача – обучение применению на практике накопленных знаний, умений и навыков.
  • Знакомство учеников школы с одним из наиболее ярких городов «Золотого кольца», его бытом, экономикой, достопримечательностями путем погружения в атмосферу города.
  • Формирование детского коллектива, который живет и работает в определенном составе в течение нескольких дней в Костроме и впоследствии составляет актив старшеклассников.
  • Приобретение опыта общения со сверстниками, интересующимися культурологическим и социальным аспектами жизни родного города и темами, близкими к изучаемым группой.
  • Оказание гуманитарной помощи детям детского дома «Волжский» Костромской области.

«Мы знаем, как это работает!»

Части проекта

Как уже упоминалось, проекты ориентированы на школьные предметы. Но есть более широкий спектр вопросов.

  • Культурологический проект (руководитель – преподаватель мировой художественной культуры).
  • Социологический (руководитель – педагог-психолог).
  • Лингвистический (руководитель – учитель русского языка и литературы).
  • Правовой (разрабатывают учитель математики и замеситель директора по безопасности).
  • Экологический (руководитель – учитель биологии).
  • Проект «Телевизионная журналистика» (руководители – сотрудники ГТРК).
  • Проект «Журналистика» (руководитель – журналист и одновременно председатель школьного родительского комитета).

– В каждой группе – от двух до семи человек. Это оптимальный состав для хорошей работы. В культурологической части таких групп несколько, и помимо общего руководителя у них есть индивидуальные наставники.

Здесь перечислены основные части проекта. Хотя каждый год появляются идеи, которые сюда не вписываются. И мы уже «точечно» работаем с этими ребятами, находим им руководителей.

В прошлом году мы разрабатывали тему «Социально-психологический портрет подростка Москвы и Костромы». В нее входило несколько подтем, рассматривающих один вопрос с разных сторон: «Подросток и религия», «Молодежные общественные и политические организации города Костромы», «Дети детского дома «Волжский», «Проблемы одаренных детей»… По одному учащемуся на одно направление.

Ставилась цель провести исследования в сфере социологии, социальной работы и психологии.

Так, девочка самостоятельно выбрала для себя направление «Межнациональные отношения глазами современных подростков». Сама москвичка, однако выросшая в нерусской семье, она стала чувствовать на себе изменение отношений в обществе. И ее заинтересовало, есть ли такие изменения в провинциальном городе или это особенность мегаполиса.

В начале разработки ученица была очень подавлена. Для нее это действительно больная тема, и с точки зрения психологии человек нуждался в коррекции. Сейчас мы видим, что девочка не только успешно выполнила задуманную работу, но и совершила некий личный прорыв к раскрепощенности, открытости. Видимо, те ответы, которые она для себя получила, дали ей возможность стать увереннее. И мы рады, что проект ко всему прочему решил еще одну задачу – помог ей достигнуть состояния комфортности.

Группа культурологических проектов объемна. Их цель – изучение связи между славянскими мифами и прикладным искусством; выявление сохранности традиций русского народа в современной жизни на примере льняного производства Костромы; погружение в культурное наследие предков, а также традиции, обряды и обычаи, отраженные в кулинарном искусстве костромской кухни.

Первая подгруппа «Влияние традиций и обычаев костромского края на формирование народного и прикладного искусства» состоит из следующих пунктов:

  • Народный костюм и украшения Костромской губернии.
  • Украшения из бересты.
  • Влияние традиций народного костюма на современную моду. Создание коллекции современной одежды с элементами фольклора.
  • Славянская мифология и народное прикладное искусство.
  • Связь времен: славянская мифология и современное льняное производство.
  • Отражение обычаев, обрядов и традиций в кулинарии Костромы.
  • Народные танцы и музыка в традиционных праздниках Костромского края.
  • Изучение истории льняного промысла и производства. Создание льняного платья для выпускного школьного вечера.
  • Берендеево царство А.Н. Островского глазами современного школьника.

Некоторые работы имеют прикладной характер, но и в этом случае учащиеся изучают историю вопроса, научную основу, методику. Подобный подход породил трансформацию и преемственность работ разных лет. К примеру, из темы 2001 года «Народный костюм и украшения Костромской губернии» в 2003 выросла другая – «Влияние традиций народного костюма на современную моду».

«У детей совершенно другие лица,
когда они оказываются наедине с природой».
На лосеферме

– Когда мы выезжали в Кострому первый раз, нам очень хотелось исследовать старинный народный костюм. Мы знали, что он интересен, самобытен, особое значение придавалось выбору цвета и ткани. Изучив эту тему, ребята сделали реферат, который читается, как хорошая книга, на одном дыхании, и сшили костюм, украсив его, точно следуя узнанному материалу. Они получили огромное удовольствие!

А впоследствии процесс модифицировался: через год девчонки решили посмотреть, нельзя ли сделать современный костюм на базе древнерусского, и через какое-то время нам была предъявлена стилизованная коллекция летней одежды. Модели яркие, самобытные, цветовая гамма полностью определена костюмами Костромской области. И для нас важно, что они носят эти наряды в повседневной жизни.

Любопытнейший проект оказался актуальным и сегодня. В этом году одна наша выпускница высказала желание разработать и сшить выпускное платье изо льна. Скоро выпускной вечер…

Вторая подгруппа «Изучение изобразительных видов искусства» и сама подразделяется на два направления:

Живопись:

  • Чудотворные иконы г. Костромы.
  • Сказка и философия в творчестве костромского художника Ефима Честнякова.

Архитектура:

  • Символика православного храма.
  • История, архитектура и интерьеры Дворянского собрания Костромы.
  • Исследование художественных стилей в архитектуре города.

Художник Ефим Честняков рисовал красками, изготовленными на основе растертых полудрагоценных камней. Удивительная цветовая гамма, полная жизни сказка! Ученики, исследовавшие его творчество, предложили свои зарисовки к мультфильму по картинам Честнякова (к сожалению, из-за состояния технической базы сам мультфильм пока еще не создан).

Не могла не появиться подгруппа театральных проектов: в Костроме прекрасный театр со старой русской театральной школой, интереснейшей историей. У московских школьников восхищение театром дополнялось горячим желанием лучше узнать этот мир.

  • История Костромского драматического театра им. А.Н. Островского.
  • Театральная машинерия.
  • Костромской драматический театр во время Великой Отечественной войны.
  • Грим в создании сценического образа.
  • История театральной афиши.
  • Афиша XXI века.
  • Реклама в театре.
  • Рецензия на спектакль Костромского драматического театра «Горячее сердце».

– Мальчики попросили помочь им придумать проект, в котором на практике подтверждались бы знания, полученные на уроках физики. И родилась тема «Театральная машинерия», совмещающая, казалось бы, несовместимое – театр и физику. Школьники изучали, по каким законам работают машины, приводящие в движение декорации, как действуют другие театральные механизмы...

Более того, законы механики ребята познавали в роли машинистов сцены. Они несколько дней буквально жили в театре, замучили вопросами тех, кто там работал, и им разрешили во время спектакля запустить на сцене поворотный круг. Надо было видеть их лица, когда они вылезли все чумазые, воодушевленные, с криками: «Это мы включили! Мы знаем, как это работает!»

В приложении к проекту мальчики выполнили макет театрального зала Костромского драматического театра им. Островского, и сделали так, что там тоже все двигалось.

Только начинает свое существование подгруппа «Изучение музеев города Костромы».

  • Музеи и музейное дело Костромы.
  • Частный музей льна и бересты в г. Костроме.

Дети исследуют проблемы сегодняшнего русского музея, а проблем много. Музеи богаты и интересны, однако им очень тяжело выживать. Жизнь музейных сотрудников весьма сложна, и подвижники, которые продолжают работать, заслуживают восхищения.

К всеобщему удовольствию, в Костроме открылся частный Музей льна и бересты. Он прекрасен не только экспонатами, а и людьми, вдохновенно рассказывающими обо всем, что связано с миром костромской природы.

В проекте ученики рассмотрели проблемы создания и функционирования современного частного музея.

Без барьеров и соперничества

Виды проектов

  • Долговременные. Это проекты, существующие порядка трех–пяти лет. К ним относятся лингвистический, социологический, группа проектов МХК и др.

    «Ребята из детского дома растут на наших глазах»

  • Межпредметные. Их много внутри большого проекта «Москва – Кострома, жемчужина России». Например, создание справочника «Топонимия костромских улиц» объединило географию, историю, лингвистику.
  • Предметные проекты. Под такое определение подходит «Экология Костромского края», которая базируется на одном предмете, лишь частично затрагивая историю и географию.
  • Внепредметные: телевизионная журналистика, «Воспитанники детского дома «Волжский», «Социально-психологический портрет подростка» и др.

Принципы проектного обучения

  • В группе нет лидеров – все члены команды равны.
  • Группы не соревнуются.
  • Все члены группы должны получать удовольствие от общения друг с другом и от совместной работы.
  • Каждый должен ощутить радость от чувства уверенности в себе.
  • Ответственность за конечный результат несут все члены группы.

– Защита проектов проходит одновременно, потому что для нас не имеет значения, кто защитится первым, а кто – вторым. Главное, выполнение ребятами своей работы.

Радует нас «круглый стол». В конце каждого дня пребывания в Костроме мы собираемся и подводим итоги дня: ребенок рассказывает о том, что планировал и что успел сделать, нуждается ли он в чьей-то помощи… И обычно не обходится без вопроса, заданного друзьям: «Завтра я буду в таком-то месте. Кому-нибудь нужно, чтобы я вам что-то отксерокопировал, сфотографировал... Кому нужна моя помощь?» Эта отзывчивость, желание подставить плечо товарищу нам кажется сильным воспитательным моментом.

Создание микроклимата способствует сплочению, взаимным симпатиям. Группы разновозрастные, но ребята там «увязываются». Они все друг друга знают и благодаря этому проекту знакомы очень близко. Между ними нет барьеров и соперничества, они готовы помогать друг другу.

Состав участников проекта

Недавно в школе подводились итоги. Им удивились и обрадовались: за шесть лет в проекте «Москва – Кострома, жемчужина России» приняли участие 184 ребенка. То есть почти двести человек выросли на проектной работе.

  • В проекте участвуют ученики 9–11-х классов. Группа состоит из одаренных детей с обязательным включением небольшого процента так называемых «слабых», но активных ребят, интересующихся проектно-исследовательской деятельностью.
  • Став студентами, 12 выпускников школы продолжили работу в школе в качестве помощников руководителей проектных групп и проектов (в зависимости от возраста и опыта).
  • Руководителями проектов выступили около двух десятков сотрудников школы. Руководство всей проектной деятельностью осуществляется заместителем директора по воспитательной работе.
  • В работу вливаются родители. Шесть человек возглавляют проекты и выступают консультантами.
  • 23 привлеченных специалиста – руководители проектов, консультанты, рецензенты.

– На каждую работу мы стараемся получить квалифицированную рецензию. Иногда бывает волнительно, как в случае с лингвистическим проектом. Проект отдали на рецензию профессору, корифею в области топонимики. Приятно, что наша работа оказалась ему симпатична.

Структура проекта

  • Подготовительный этап. Участвуют руководители проектов и их помощники. Они выбирают темы, актуальные в этом году. Выясняется, кто сможет отправиться в проектный выезд. Вполне вероятно, у кого-то будут препятствия. Но если человек не едет в Кострому, он, как правило, для своей группы расписывает четкий план на три дня поездки, а после нее занимается обработкой материалов.
  • Работа спецкурсов начинается в январе. Ребята готовятся по темам своих будущих работ: ходят на экскурсии; изучают дополнительную литературу; работают на семинарах со специалистами, что является углублением в курс школьной программы, расширяет ее. Такая массированная подготовка длится месяц–полтора в послеурочное время и по субботам, в день факультативных занятий. Впрочем, в крайнем случае педагоги идут на то, что и в урочное время под подготовку отводится местечко в сетке часов. Расписание составляется под каждого ребенка: где, когда и с кем, по какому блоку вопросов он работает.
  • Тренинги и семинары. Перед поездкой проходят психологические тренинги и семинары, связанные с общими темами. Здесь рассказывается о культуре Костромского края, истории, самобытности. Дети узнают, что такое проектный выезд и как нужно вести себя, чтобы всем было комфортно. На встречах с родителями раскрываются цели и задачи поездки: родители узнают, как их ребенок будет жить в Костроме и что будет, когда он вернется. В предыдущие поездки дети признавались учителям, насколько важно им знать, что в Москве их ждут родные и ребята из школы.
  • Проектный выезд занимает 3–4 дня.
  • Пресс-конференция по возращении. Ученики рассказывают об увиденном далеко от собственного дома, о личных впечатлениях, делают выводы.
  • Обработка данных, работа над проектом: обобщение результатов и выводы, анализ ошибок и успехов. Проектанты, руководители и консультанты посвящают этому около полутора месяцев.
  • Защита проекта. Проходит в форме стендовой сессии. Участвуют руководители, проектанты, рецензенты.

Оформление проектных папок

Каждый проект должен быть презентован и защищен, проанализирован, оценен и оформлен в проектную папку. Это организует всю структуру проекта. Руководитель оформляет свою проектную папку.

В этом году работали следующие единые требования к оформлению:

  • Тема, состав рабочей группы, цели и задачи (к 13 января 2006 года).
  • План работы проектной группы до выезда в Кострому (к 13 января 2006 года). Решается, понадобится ли привлекать дополнительных специалистов, какая помощь потребуется от администрации школы.
  • План работы группы в Костроме (до 6 февраля 2006 года).
  • План доработки проекта: анализ, подбор московского материала, наблюдения, обобщения и т.д. (до 20 февраля 2006 года).
  • Анализ работы проектной группы. Проводится руководителем (до 10 апреля).
  • План защиты проекта (до 18 апреля).
  • Сроки проектного выезда – 13–17 февраля, дата защиты – 25 апреля.

«Интеллектуальная собственность не должна пропадать»

Основополагающие шаги проектной работы хорошо просматриваются на примере лингвистического проекта.

Его цель – обучение старшеклассников применению на практике теоретических знаний по русскому языку, истории и географии; развитие у них навыков самостоятельного исследования вопроса, знакомство с принципами ведения научной деятельности. Кроме того, широкие рамки проекта позволили авторам поставить и обучающие, и воспитательные цели. Каждый гражданин России должен знать свою родину, исторические корни, язык, а языковой материал, который изучает топонимика, позволяет увидеть связь с прошлым, наглядно показывает, как история государства в целом и история одного из русских городов отразилась в наименованиях его улиц.

– Исходя из этих целей, мы сформулировали и конкретные задачи проекта: изучение общей топонимической карты Костромы, то есть установление вначале современных, а затем и исторических названий улиц, переулков, площадей, районов и других объектов, фиксация процесса их переименования. Ребята раскрывали очень интересные области топонимии. Например, одна из тем звучит как «Имена Романовых в топонимии Костромы».

В итоге школьники создали научно-популярный справочник «Топонимия костромских улиц». Некоторые статьи там по-детски сформулированы, попадаются наивные вещи. Тем не менее видно, как искренне дети отнеслись к тому, за что они взялись.

«Ребята из детского дома растут на наших глазах»

Когда справочник был окончательно готов, от сотрудника Государственного музея-заповедника «Ипатьевский монастырь» мы узнали, что таких трудов за послевоенное время в Костроме не наблюдалось, и подарили его музею.

Абсолютно новая тема – «Граффити как лингвистическое явление». Изучались современные «наскальные надписи». Ребятами сравнивались и классифицировались московские и костромские граффити. Они хотели разобраться, что же является природой этого явления, почему сегодня оно так распространено и как к нему относиться.

Только по одной своей работе участники лингвистического проекта за три дня поездки посетили множество мест:

  • Костромской педагогический университет им. Н.А.Некрасова,
  • библиотеку Дома Романовых,
  • библиотеку им. Крупской,
  • Управление городского пассажирского транспорта,
  • комиссию по рассмотрению предложений о присвоении наименований, переименовании и упразднении названий улиц,
  • школу № 23,
  • Государственный музей-заповедник «Ипатьевский монастырь».

Расписания проектной группы (см. табл.) и каждого участника рассчитаны буквально по минутам. Личный план, опирающийся на общий, заблаговременно составляется всеми руководителями на каждого ребенка. К моменту выезда из Москвы ученик четко знает: где, в какой момент он будет находиться и что делать. Понимание о содержании должно быть сформировано, чтобы школьник мог сверять, все ли он делает правильно.

Расписание работы участников лингвистического проекта
во время пребывания в Костроме

1-й день

5.00 – 6.00 Прибытие в Кострому. Трансфер до гостиницы «Волга»

6.00 – 7.00 Расселение по номерам

8.00 – 8.30 Завтрак

9.00 – 10.30 Обзорная экскурсия по городу

11.00 – 12.00 Экскурсия в Ипатьевский монастырь

12.00 – 13.00 Экскурсия в Музей деревянного зодчества

14.00 – 15.00 Обед

15.00 – 17.30 Работа по группам:

– опрос костромичей и фотосъемка улиц города,

– библиотека Дома Романовых

17.30 – 18.30 Экскурсия в Музей льна и бересты

19.00 – 20.00 Ужин

20.00 – 21.00 Обсуждение итогов рабочего дня в группе. Подготовка к «круглому столу»

21.00 – 22.30 «Круглый стол»

22.30 Отбой

2-й день

7.00 Подъем руководителей

7.15 Подъем группы

8.00 – 8.30 Завтрак

9.00 – 12.00 Посещение школы № 23:

– работа в краеведческом музее,

– беседа со старшеклассниками и учителями, опрос, съемка сюжетов

12.00 – 13.00 Фото- и видеосъемка на улицах города

13.00 – 14.00 Обед

14.00 – 14.30 Подготовка к выезду в детский дом «Волжский».

Погрузка гуманитарной помощи в автобус

14.30 – 17.30 Поездка в детский дом «Волжский»

17.30 – 20.30 Драматический театр им. Островского

20.30 – 21.30 Ужин

21.30 – 22.00 Обсуждение итогов рабочего дня в группе. Подготовка к «круглому столу»

22.00 –23.00 «Круглый стол»

23.00 Отбой

3-й день

7.15 Подъем руководителей

7.30 Подъем группы

8.30 – 9.30 Сдача гостиничных номеров. Перевод в «штабные номера»

9.30 – 10.00 Завтрак

10.00 – 13.00 Поездка на лосеферму (другая группа – встреча с заместителем председателя комиссии по переименованию улиц)

13.00 – 14.00 Обед

14.00 – 17.00 Работа по группам:

– библиотека им. Крупской,

– съемка видеосюжетов на улицах города,

– встреча с работниками Управления городского пассажирского транспорта.

17.00 – 19.00 Посещение здания Дворянского собрания

19.00 – 19.30 – Ужин

19.30 – 20.00 Обсуждение итогов рабочего дня в группе. Подготовка к «круглому столу»

20.00 – 21.00 «Круглый стол»

21.00 – 22.00 Подготовка к отъезду

22.00 Отъезд на вокзал

Любой день поездки, как видно из расписания, заканчивается «круглым столом». Ребенок ощущает ответственность за проведенный день и испытывает успех от того, как плодотворно этот день прошел.

На пресс-конференции по возвращении дети не ограничиваются рассказом о работе.

– За три дня мы успеваем и улыбнуться, и расплакаться, и познакомиться, и подружиться. У ребят совершенно другие лица, когда они оказываются наедине с природой. И, конечно, незабываемо посещение детского дома, ведь те ребята выросли на наших глазах.

Гости пресс-конференции – самые разные люди: родители, представители округа, департамента образования и даже наши малыши. Мы не всегда готовы к присутствию такой маленькой по возрасту аудитории, но они находят то, что им интересно. А старшеклассники, рассказывая всем желающим о работе в поездке, учатся тем самым находить общий язык с любым человеком.

Результаты, полученные в ходе исследований, ложатся в основу рефератов, видеофильмов, справочников, методических пособий и выносятся на защиту перед педагогическим коллективом школы, приглашенными специалистами, рецензентами, родителями, старшеклассниками и друзьями, в том числе костромичами.

– У нас выработалось две формы защиты проекта. От одной из них мы уже отказались, потому что она для нас не столь интересна. На общем собрании группы защищались рефераты, что выглядело излишне научно, академично: выступающие, оппоненты…

Но мы попробовали форму стендовой сессии и поняли: нам она подходит намного лучше. Занимаем целый школьный этаж, и ребята рассказывают о содержательной стороне работы, о впечатлениях и открытиях всем, кто придет на защиту, – независимо от возраста и от того, специалист ли человек в этой области или второклассник, случайно забежавший сюда на этаж. И важно, что на стендовой сессии присутствуют ученики из будущих проектных групп, которые за год до работы в проекте прикидывают, чем бы они хотели заняться.

Защита – еще не конец проекта. После нее на «круглом столе» подводятся итоги – все ли получилось так, как нужно. Но и «круглый стол» трудно назвать прощанием с проектами уходящего учебного года: учителя отслеживают, чтобы в дальнейшем ребята участвовали во всех конкурсах, связанных с темами их исследований.

В зависимости от выбора учащегося и руководителя результат проектной работы может быть использован в качестве материалов к экзамену по выбору за курс средней школы. Одиннадцатиклассники заранее определяют с преподавателями темы рефератов, которые потом защищают на экзамене.

– Дети рациональны, прагматичны, и мы поддерживаем их в том, что интеллектуальная собственность не должна пропадать.

Подготовила
Инна АЛЕЙНИКОВА

Список рекомендуемой литературы

  • Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения. – Директор школы, 1995, № 6.
  • Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. – М., 1996.
  • Гузеев В.В. Развитие образовательной технологии. – М., 1998.
  • Методология учебного проекта. Материалы городского методического семинара. – М., МИКПРО, 2001.
  • Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – Народное образование, 2000, № 7.
  • Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.
  • Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. – М., Сентябрь, 1998.


Рейтинг@Mail.ru