Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №10/2006

Курс молодого директора

Часть III
Объекты управления образовательным учреждением,
или Беспокойное хозяйство-3

Начало см. в №№ за 2004 и 2005 гг., а также в № 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 за 2006 г.

Итак, мы выяснили, что все работники образовательного учреждения наделены определенным функционалом и координируют свои действия, связанные с выполнением круга их обязанностей, с другими работниками. Однако, развивая только административную вертикаль, мы можем упустить существенную линию развития управляемой системы. Речь идет об остальных компонентах, общая черта которых связана с общественной составляющей системы управления, основанной на принципе самоуправления.

Что же из себя представляет эта «самоуправляющаяся» часть общей системы управления в образовательном учреждении? Веление демократического времени? Дань уважения общественному мнению? Необходимый элемент, функция которого «выпускать пар», избыточно накапливающийся в процессе увеличения административного давления?

Не надо думать, что это изобретение только периода демократических перемен в нашей стране. Это давняя история, уходящая корнями в начало построения прежних основ государства. И за все эти, да и последующие годы обнаруживалась четкая тенденция: чем больше проявляется идеологический прессинг власти, тем громче начинают звучать слова о важности и незыблемости самоуправления. И громкость звучания напрямую связана с усилением управляемости сверху этого «само»управления. Наверное, поэтому в народе за это время сложилась четкая идиосинкразия к самому понятию, к нежеланию вникнуть в суть такого важного явления нашей общей (а отсюда – и общественной) жизни. Но годы демократических перемен внесли все же свою лепту в дело активизации самоуправления. И мы пережили удивительные периоды, когда под лозунгом «Мы сами с усами!» проходили, например, выборы директоров школ, в ходе которых чаще побеждали не профессионалы и мастера управления, а крикуны, представители «угнетенного управлением» народа, чье последующее руководство аукается в некоторых школах до сих пор, спустя полтора десятка лет. Прикрываясь «само»управлением масс, многие руководители ОУ, разводя руками, мол, что же я могу сделать, если «народ не согласен», вершили, не задумываясь о последствиях, судьбы и своих школ, и педагогов, и, главное, детей. Поэтому понятно, что там, где переусердствовала в своих демократических нововведениях «горизонталь» власти, поднявшаяся с колен административная «вертикаль» теперь пытается восстановить статус-кво.

Вот на таком общем фоне неверия и недоверия к самоуправлению, руководителю предстоит это самоуправление в образовательном учреждении создавать. Зачем и для чего? Во-первых, будучи законопослушными гражданами, мы обязаны, исполняя закон «Об образовании», такое управление, базирующееся на принципах самоуправления, создать. Но создать его можно формально, а можно (и нужно), вникнув в суть этого явления и осознав важность такого компонента в управленческом пространстве ОУ, построить реальную систему кооперации, сотрудничества и взаимодействия, позволяющую не на словах, а на деле объединять людей для совместной деятельности. И если тактика есть ИСКУССТВО мотивации участников управления, то лучшего «механизма», приводящего «ремни» мотивации в движение, чем сотрудничество, нам не найти. Поэтому, чтобы не давили на нас старые грехи и отношение к термину «самоуправление», давай придадим этому понятию реальный и насущный смысл. Под самоуправлением мы будем понимать

Как тут опять не вспомнить любимого всеми Кота Матроскина:

«Труд для моей же пользы – он объединяет!»

А ведь в словах этого героя заложена истина: труд, приносящий пользу детям, педагогам, родителям, т.е. труд для пользы школы – именно он и объединяет! Кого объединяет? И детей, и родителей, и педагогов. И тогда насущной задачей руководителя становится создание реально действующих, нужных и потребных школе механизмов такого сотрудничества в управлении.

МЕХАНИЗМ [др. греч. mechanikл – искусство построения машин] –

  • система, в которой движение одного или нескольких ведущих элементов преобразуется в требуемые движения остальных элементов;
  • внутреннее устройство или строение ч-л.

Механизмов, которые не подменяют систему административного управления и которые не управляются сами по себе, а включены в совместный труд по управлению образовательным учреждением. А то что управление – это великий труд, тебе, как начинающему руководителю, уже очень даже понятно. Так вот, теперь твоей задачей становится создание таких условий в образовательном учреждении, при которых именно этот управленческий труд станет совместным делом не только педагогов, но и детей и их родителей.

И опираться в создании таких механизмов общественной составляющей системы управления мы будем, прежде всего, на уже известную нам позицию Н.А. Бернштейна о том, что

И создавать эти органы как инструменты организации совместного управленческого труда мы будем, неукоснительно соблюдая данную идею и не боясь присвоить ей статус принципа.

Именно нарушением этого принципа можно объяснить чаще всего возникающий формализм и отчужденное отношение к общественным формам работы, когда объявленный какой-либо новый орган управления создается не под конкретную, насущную и нужную задачу, а для того, «чтобы было», или, что еще хуже, потому, что «так надо» или «так требуют». И тогда руководители начинают относиться к нему, как к тяжелому чемодану без ручки – «и нести тяжело, и бросить жалко». А те, кого нелегкая занесла в состав членов этого органа, испытывают постоянное чувство неполноценности: я вроде что-то должен делать, а я не знаю что, а главное, для чего мне все это? А потеря личного смысла участия в общественно значимом труде означает потерю смысла этого труда вообще. Стало быть, оживить это от «мертворожденный» орган – дитя отсутствия задачи – не представится возможным до тех пор, пока не наполнятся «его легкие» смыслом деятельности и задачами общих совместных действий. Боюсь, что вызову гнев законотворителей, но именно эта болезнь поразила орган, которому не суждено стать реальным органом управления. Я имею в виду советы образовательных учреждений, деятельность которых предусмотрена в 99% уставов общеобразовательных учреждений, а реально и полноценно, с пониманием своих задач в управлении ОУ, без кукловодства и формализма работает, наверное, лишь 1% из этих почти ста.

Итак, если мы будем следовать этому принципу, то и общественную составляющую системы управления ОУ нам также нужно будет разделить по задачам, поскольку у каждого сообщества в образовательном учреждении существуют свои интересы:

И коль скоро заинтересованность педагогов в участии в управлении ОУ носит профессиональный характер, то назовем мы этот компонент управляющей системы «общественно-профессиональным». А за термином «общественный компонент» оставим понимание истинно общественного смысла, расширяя состав членов этого сообщества по мере приобретения заинтересованных сторонников: интересы, проявляемые к жизни школы со стороны бывших ее учеников, а ныне, будем надеяться, состоявшихся в жизни выпускников, могут быть проявлены в организации сотрудничества в управлении, например, совета выпускников ОУ. Интересы родителей не только тех детей, которые учатся в данной школе, но и родителей детей, проживающих на территории микрорайона школы и заинтересованных в совместной с нашей школой деятельности, могут также быть представлены в общественном компоненте управления. Было бы желание и предмет сотрудничества, а уж органы как инструменты организации совместной деятельности создадутся по мере возникновения практических и нужных совместных задач.

С чего же начинается строительство общественной составляющей управления? Безусловно, с общественно-профессионального компонента. Более того, открою тебе маленький секрет: моделирование, конструирование и практическое введение его в действие начинается не после организации и наладки административного компонента, а вместе и одновременно. Так что разорвать «во времени и в пространстве» эти два элемента системы управления ОУ невозможно. Хотя образно они будут представлять собой разные направления этого пространства управления:

Призывы навстречу новому веку управления в эру психологии:

Руководители ОУ! Развивайте ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ КООПЕРАЦИЮ!

Шире внедряйте педагогическое КООПЕРАТИВНОЕ движение!

Уже слышу недоумение в твоем вопросе:

– Что это, новый НЭП? «Руководящая линия» разрешила свободу?

Да нет, никакая это не новая политика, ну и уж, конечно, не экономическая, хотя финансовые вопросы должны и будут общественно обсуждаться. Но то, что это ПОЛИТИКА, – это вне всякого сомнения. Более того, развитие общественно-профессионального управления есть краеугольный камень внутренней политики руководителя.

Давай еще раз вернемся к определению понятия политика:

ПОЛИТИКА [др. греч. politikл, от polis – город-государство] – искусство управления государством, область деятельности, связанная с отношениями между общественными группами, сутью которой является определение задач, содержания и форм деятельности государства.

И если мы представим образовательное учреждение как минигосударство, то внутренняя его политика как раз и будет связана с развитием отношений между теми общественными группами, которые представляют собой «граждане этого государства».

ГРАЖДАНИН по В. Далю – член общины или народа, состоящего под одним общим управлением; каждое лицо или человек, составляющий народ, землю, государство.

Тактика как ИСКУССТВО политики как раз и будет состоять в достижении такого уровня управления, при котором развитие отношений с общественными группами будет неразрывно связано с развитием отношения каждого члена сообщества, его причастности к делам, проблемам и задачам образовательного учреждения.

Опять слышу недоумение в твоем вопросе:

– А разве, исполняя свои должностные обязанности, работник не причастен к делам, проблемам и задачам ОУ?

Конечно, причастен. Правда, не всегда так простраивается система административного управления, что именно уровни проблем и задач всего образовательного учреждения видны, понятны, обсуждаются и разрабатываются рядовыми работниками.

– А педсовет? Ведь он же для этого и существует?

Правильно! Умница! Однако загляни в построенную органиграмму административного управления, и ты не увидишь там такого органа. Неужто забыли? Конечно, нет. Просто педагогический совет, как и многие другие формы организации, относится к другому компоненту управляемой системы.

В чем же будут заключаться для руководителя задачи построения общественно-профессионального управления? И в чем сущность внутренней политики?

Начнем с задач. Они нами уже ставились, но в контексте вопросов координации административного управления. Теперь используем эти подходы для постановки задач организации общественно-профессионального управления:

  • устанавливать соотношения между ролями, задачами и функциями звеньев и участников общественно-профессионального управления;
  • организовывать управление в соответствии со структурой, соответствующей основным направлениям взаимодействия всех звеньев и участников общественно-профессионального управления;
  • согласовывать действия всех участников общественно-профессионального управления.

Но прежде, чем мы приступим к решению задач организации, давай построим для понимания систему ответов на вопросы в том же порядке, как мы это делали в выпуске II «Азбуки», разбираясь с проблемой «Who is… классный руководитель?».

Итак, «What is… общественно-профессиональное управление?»

Теперь, когда эти важные позиции ясны, стало понятно, что без общественно-профессионального компонента мы не сможем построить полноценную систему управления образовательным учреждением. А ее ценность будет заключаться в том, что благодаря ей, а не усилению администрирования мы сможем привлекать, вовлекать и увлекать в управление школой участников профессиональной деятельности. Вот теперь мы должны поставить перед собой организационные задачи, связанные с построением структуры управления в этом компоненте управляемой системы.

И приступая к построению органиграммы общественно-профессионального управления, мы должны помнить о том, что в основе ее заложены принципы кооперации и взаимодействия, однако совсем без субординационных зависимостей нам здесь все же обойтись будет нельзя.

Правда, все это напоминает матрицу? Именно так и называется в современном менеджменте – «Матричная структура взаимодействия подразделений». Когда используют в управлении такие структуры?

Воспользуемся объяснением, которое дают авторы очень полезного не только студентам, но и опытным управленцам учебника «Менеджмент» О.С. Виханский и А.И. Наумов:

«Если организация все чаще и чаще прибегает к использованию разного рода групп, то наступает момент, когда необходимо полностью перейти к матричной организации... Матричные организации создаются, когда выбранная стратегия делает упор на получение высококачественного результата по большому количеству проектов, а сама работа представляется сложной, и недостатки, порождаемые использованием групп, перевешивают преимущества. ...матричная департаментизация всегда является комбинацией двух организационных альтернатив, обычно – функциональной и проектной»

При составлении органиграммы административного управления мы руководствовались в первую очередь штатным расписанием и должностными обязанностями работников ОУ. Какими же нормативными актами регламентируется данная органиграмма? Только одним: Положением о педагогическом совете ОУ, которое мы сами же и утверждаем. А определение состава органов и звеньев будет представлять собой уже знакомую нам технологию выделения базовой и вариативной части.

При этом, выделяя состав базовой части, мы руководствуемся различными государственными и региональными нормативно-правовыми актами, выделяем обязательный перечень коллегиальных органов управления в ОУ и утверждаем их состав и регламент деятельности приказом руководителя ОУ, поскольку, как правило, они связаны с регламентированием нормативной и финансовой основ деятельности учреждения.

  • Комиссия по трудовым спорам

Трудовой кодекс Российской Федерации, ст. 382-390:

Ст. 384: Комиссии образуются по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа представителей работников и работодателя.

… Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии по трудовым спорам осуществляется работодателем (выделено мной. – Л.П.).

  • Инвентаризационная комиссия

Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях: Приказ Минфина РФ от 30 декабря 1999 г. № 107н:

п. 47, в котором говорится о «постоянно действующей комиссии, назначенной приказом руководителя» (выделено мной. – Л.П.).

  • Экспертная комиссия по аттестации рабочих мест

Положение о порядке установления доплат за неблагоприятные условия труда в учреждениях и организациях системы Гособразования СССР: (Приложение 1 к приказу Гособразования СССР от 20.08.90 г. № 579:

п. 3. Экспертная комиссия образуется совместным решением администрации и профсоюзного комитета…

Экспертную комиссию возглавляет заместитель руководителя учреждения.

п. 5. На основании заключения экспертной комиссии руководитель учреждения утверждает перечень конкретных работ, на которых устанавливаются доплаты за неблагоприятные условия труда и размеры доплат по видам работ. Перечень доплат включается в коллективный договор.

  • Комиссия по охране труда

Трудовой кодекс Российской Федерации, ст. 218.

  • Аттестационная комиссия ОУ

Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений: (Приложение к приказу Министерства образования РФ от 26 июня 2000 г. № 1908:

Раздел III. Аттестационная комиссия, ее состав и регламент работы.

  • Приемная комиссия ОУ

Закон об образовании Российской Федерации, ст. 16: Общие требования к приему граждан в образовательные учреждения.

Ст. 16. Порядок приема граждан в образовательные учреждения … определяется учредителем и закрепляется в уставе образовательного учреждения (выделено мной. – Л.П.).

Например, «Положение о гимназии в г. Москве», п. 2.4.: Для комплектования гимназии создается специальная приемная комиссия, утверждаемая приказом директора. Комиссия организует свою деятельность в соответствии с положением о приемной комиссии.

  • Экзаменационные комиссии ОУ

Состав и регламент работы экзаменационных комиссий ежегодно утверждается директором ОУ на основе приказов региональных и территориальных органов управления образования и приложения к ним «Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI классов общеобразовательных учреждений г … ……..»

  • Педагогический совет по классам
Именно такого названия для органов управления образовательным процессом в федеральных нормативных документах не предусмотрено. Определены лишь их отдельные функции:
  • по решению органа управления образовательного учреждения в соответствии с его компетенцией, определенной уставом, производится:
  • перевод обучающегося в следующий класс (Закон об образовании Российской Федерации, ст. 17, п. 4;

Типовое положение об общеобразовательном учреждении, п. 51.)

(Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196);

  • исключение из этого общеобразовательного учреждения обучающихся, достигших 14 лет (Закон об образовании Российской Федерации, ст. 19, п. 7;

Типовое положение об общеобразовательном учреждении, п. 58.)

Поскольку именно в этих двух вопросах в образовательном блоке деятельности чаще всего возникает несовпадение интересов родителей и педагогов, педагогов и администрации, родителей и администрации, то возникает острая необходимость детальной проработки нормативных и организационных основ деятельности коллегиального органа, который в образовательном учреждении будет заниматься такими проблемами.

Сериал «Гримасы директорских будней».

Поведаю тебе две истории с «нормативными гримасами», с одной из которых я столкнулась в начале своей управленческой деятельности, а с другой – под занавес.

История 1: Педагогический совет 7-го класса решил, что обучающийся ………… переведен на следующий учебный год не в 8-й математический класс, где программы по математике определены уровнем углубленного изучения, а в 8-й общеобразовательный класс, где программы по этому предмету соответствуют общеобразовательному стандарту. После ознакомления с этим решением ко мне в кабинет входит разъяренный папа этого ученика, которого мы, кстати, не видели в школе еще со времен начальной ступени обучения сына, а общение наше происходило только с мамой. Так вот, очевидно решив, что наступил «его звездный час», родитель ученика, выслушав все аргументы педагогической стороны, ознакомившись с журналами и дневником сына, где (слава Богу!) все результаты обучения в течение года были оформлены, задал мне вопрос: «Сколько педагогов в вашей школе?». Не ожидая подвоха, я отрапортовала: 64! И далее последовал вопрос, который работнику школы покажется несуразным, а родителю очень важным: «И что, все 64 педагога были против обучения моего сына в математическом классе?». Далее последовали мои пространные объяснения о том, что вопросами итогов успеваемости детей занимаются только те учителя, которые в данный учебный год обучают ребенка и могут дать исчерпывающую оценку состояния результативности его обучения по своему предмету и т.д. Хоть мой ответ папу и удовлетворил, но напора его не уменьшил: «Покажите, где, в каком документе у вас это зафиксировано!» L… Вот так появилось у нас в школе «Положение о педагогическом совете класса», который мы называем «малый педсовет».

История 2, а для меня – одна из запомнившихся напоследок: Учитель 5-го класса опоздал на урок, и в течение этих 10 минут одна девочка поссорилась с другой и ударила ее кулаком в переносицу (вот такие девочки учатся в гимназии!). Родители пострадавшего ребенка (а травма была нанесена серьезная), придя ко мне с личным юристом, потребовали «удалить» обидчицу их дочери из класса, мотивируя это тем, что в прошлом году, в начальной еще школе, она обучалась в другом классе. Пока шло расследование того случая, страсти накалялись, причем, как это чаще всего и бывает, страсти взрослых перекинулись на детей. В этой ситуации я принимаю решение, которое дословно по приказу мотивировано было тем, что «в связи с негативно складывающейся психологической обстановкой в детском коллективе, перевести обучающуюся ……… в параллельный класс». Ответом на мое решение стало … обращение в суд родителей девочки, которая нанесла травму, на «несогласие с действиями должностного лица». Естественно, что я, как законопослушный руководитель, приостановила действие своего приказа до решения суда. Суд же постоянно откладывался в связи с командировками истца. Когда все же судья заслушал ответчика, а я предъявила суду все возможные документы, свидетельствующие о правомочности моего, как должностного лица, такого решения, он задал мне такой вопрос: «Какими статьями Закона об образовании вы руководствовались, переводя ……… в другой класс?». Кроме уже известной тебе ст. 17 п. 4, регламентирующей перевод в следующий класс, никаких других оснований в федеральном законе нет. Зато есть с. 32 п. 14, определяющая компетентность и ответственность ОУ в вопросах «самостоятельного формирования контингента обучающихся», и есть обязанность руководствоваться Уставом и локальными нормативными актами, чем я и не преминула воспользоваться.

Продолжение в № 11

Рейтинг@Mail.ru