Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №10/2006

Инновации

Принимай, применяй, приспосабливай…

Современная психология гласит: все, что делает человек, – технологично, то есть имеет цель и пошаговую стратегию ее достижения (хотя он сам может этого и не осознавать). Любая технология – это последовательность шагов, ведущих к поставленной цели. Технология должна быть точной, подробной и понятной, чтобы любой человек, пользующийся ею, мог выполнить все без проблем и отклонений и получить необходимый результат. Сегодня мы предлагаем познакомиться с одним из современных подходов к мыслительной деятельности любого человека и достаточно простым инструментом, повышающим ее эффективность. Речь пойдет об интеллект-карте.

Смысл интеллект-карты

Интеллект-карта – это:

  • универсальная технология, раскрывающая потенциал нашего мозга;
  • графическое выражение процессов многомерного мышления;
  • способ представления и связывания мыслей;
  • инструмент развития памяти и мышления.

Базовые правила для интеллект-карты разработал в 60-е годы прошлого столетия профессор Джозеф Новак из Корнеллского университета, а развил эту идею британец Тони Бьюзен, который назвал свой метод Mind Maps.

Интеллект-карты имеют четыре существенные особенности:

  • объект изучения (то, чему посвящена карта) сфокусирован в центральном образе;
  • основные темы и идеи, связанные с объектом изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей;
  • ветви, принимающие форму плавных линий, объясняются и обозначаются ключевыми образами и словами. Идеи следующего порядка (уровня) также изображаются в виде ветвей, отходящих от центральных ветвей, и так далее;
  • ветви формируют связанную узловую структуру – систему.

Качество и эффективность интеллект-карты можно улучшать с помощью цвета, рисунков, символов и аббревиатур.

Определение и особенности отображены на простой интеллект-карте (рис. 1).

Интеллект-карты предназначены для эффективного хранения информации. А эффективное хранение информации означает ее усвоение и понимание. И чем больше информации мы усваиваем таким способом, тем сильнее становятся наша память и интеллект.

Интеллект-карта – это прямое приложение и форма графического выражения радиантного мышления.

Термин «радиантное мышление» относится к ассоциативным мыслительным процессам, отправной точкой или точкой приложения которых является центральный объект.

Суть его заключается в следующем: обозначается какая-то определенная основная тема, а затем от нее, как лучи от солнца или ветви от ствола дерева, отстраиваются различные идеи, так или иначе связанные с основной темой. Устанавливаются также связи между различными ветвями. Каждая новая идея (ветвь) становится исходной точкой для продолжения этого процесса, то есть от нее вновь отходят связанные с ней идеи. В принципе этот процесс может быть бесконечным.

Основой создания интеллект-карт является использование зрительных средств: рисунки как иллюстрации и пояснения к идеям, выраженным словами, а также специальные символы для комментирования, расстановки акцентов.

Эти простые правила представлены на интеллект-карте (рис. 2).

Итак, правила создания интеллект-карт:

  1. Начинайте с основной темы: она пишется в центре листа, лучше ее ярко выделить.
  2. Определите наиболее важные общие идеи, относящиеся к основной теме, и расположите их, как ветви, вокруг нее. Каждая идея пишется над плавной стрелкой, отходящей от центра. Старайтесь формулировать четко, коротко, стремитесь к ясности в выражении мысли. Длина линии должна равняться длине соответствующего ключевого слова.
  3. Развивайте темы в подветви (ветви 2, 3 и т.д.), на которых вы помещаете ваши идеи или ключевые слова.
  4. Стремитесь к оптимальному размещению объектов интеллект-карты, это улучшает восприятие;
  5. Используйте стрелки, когда необходимо показать связь между элементами интеллект-карты. Глаз самопроизвольно следит за стрелками в направлении, которое они указывают.
  6. Помните о безграничной ассоциативной способности вашего мозга, задавайте себе вопросы – это способствует аккумуляции знаний.
  7. Совершенствуйте достигнутое: пересматривайте созданную интеллект-карту, проверяйте свою способность к вспоминанию информации, содержащейся в интеллект-карте.

Применение интеллект-карты

Эта технология применима в любой сфере нашей жизни, где бы ни требовалось развивать и совершенствовать интеллектуальные способности личности и решать разнообразные задачи и проблемы, которые ставит перед нами жизнь.

В обучении она используется для лучшего запоминания, ведения записей, для анализа и обобщения материала и концентрации внимания на самом главном.

В профессиональной деятельности она эффективна для планирования, написания выступлений, ведения переговоров, при мозговых штурмах и т.п.

В сфере индивидуального пользования она хороша для изучения и решения проблем, для планирования, при подготовке переговоров, проектов и вообще для самоорганизации.

Эта технология позволяет сэкономить время, повысить эффективность мышления и ясность ума, увеличить сконцентрированность на делах и получить от этого удовольствие.

Возможности применения показаны на следующей интеллект-карте (рис. 3).

Автор данной технологии Тони Бьюзен считает, что в теории интеллект-карт всего три указания, три «П»:

«Принимай» – сначала внимательно надо изучить все правила и инструкции по созданию интеллект-карт;

«Применяй» – начни применять эту технологию, составь не меньше 100 интеллект-карт;

«Приспосабливай» – пропусти эту технологию через себя, совершенствуй свои навыки.

В практической работе мы часто используем эту технологию. Она достаточно эффективна на уроках повторения, обобщения и систематизации знаний учащихся по основным темам учебных курсов. В административной работе с помощью интеллект-карт мы планируем решение ключевых проблем: проведение педагогических советов, конференций, семинаров, подготовку школы к новому учебному году, к аттестации и лицензированию и т.п.

Елена СОВЕТОВА,
директор школы № 901, г. Москва

Более подробную информацию о данной технологии можно найти в следующих источниках:

  • Тони и Бари Бьюзен. Супермышление. – Мн.: ООО «Попурри», 2006;
  • Тони Бьюзен. Научи себя думать. – Мн.: ООО «Попурри», 2004; www.mindmap.ru

Рейтинг@Mail.ru