«Образование – это инвестиции»
Можно сказать, что своих первых 12 учеников директор лицея набрал на... телефонных станциях. Среди детей были и такие, у которых пропуски занятий за девятый класс насчитывали 500 (!) часов. Все это случилось восемь лет назад.
Неожиданное решение? Да, наверное. Но если смотреть на лицей
и успехи его выпускников сегодня, то можно убедиться: ошибки
не произошло. Ведь те дети уже окончили не только лицей,
но и институт, и 80 процентов из них работают по специальности...
Полное название образовательного учреждения, о котором пойдет речь, – Лицей при Санкт-Петербургском государственном университете телекоммуникаций им. проф. М.А.Бонч-Бруевича (СПбГУТ). Год назад лицей вошел в десятку финалистов конкурса «Лучшие школы России».
Думаю, что во многом успеху способствовало четкое позиционирование лицея как старшей профильной школы. Ведь лозунг лицея – непрерывное профессиональное, предметно ориентированное, инвестиционно привлекательное образование в сфере инфокоммуникаций – не расходится с делом.
И именно потому, что директор лицея Владимир ЛУНДИН с самого начала четко представлял себе концепцию лицея, он и отправился с объявлениями о его открытии на телефонные станции, то есть попытался найти себе учеников в семьях профессиональных связистов.
В год открытия лицею подарили компьютерный класс. Так что на 12 учащихся приходилось как раз 12 компьютеров. А из четырех аудиторий, которые университет выделил лицею, две были отремонтированы по евростандарту благодаря бывшему студенту директора. «Таких аудиторий, которые тогда появились у нас, не было в самом университете, – с гордостью вспоминает Владимир Зиновьевич. – Да и сейчас у нас есть то, чего нет в университете, потому что мы всегда стараемся опережать время. Перед тем как возглавить лицей, у меня был двенадцатилетний опыт работы со школьниками в рамках эксперимента «школа – вуз». И я видел, чего может достичь ребенок за два года, если с ним заниматься целенаправленно физикой, математикой, компьютерными технологиями и основами техники телекоммуникаций.
Сегодня у нас такой учебный план (см. табл. на с. 30), в котором некоторые названия дисциплин совпадают с университетскими. Это важно, так как мы теперь не просто профильное учреждение, а профильно-профессиональное, поскольку выдаем удостоверение о приобретении рабочей профессии. За предпрофильный 9-й класс и за 10–11-й у детей набегает 600 часов, необходимых для выдачи удостоверения оператора ЭВМ.
Кроме того, мы стараемся учить детей новейшим технологиям, связанным с их будущей профессией. Скажем, у нас нет учебных пакетов программ, ребята учатся работать с профессиональными программами, и поэтому уже на втором курсе института они фактически являются полноценными работниками в смысле владения компьютером. В нашей лаборатории учебно-производственной практики все компьютеры объединены в сеть, есть и осциллографы, и генераторы. Там лицеисты проводят физические и телекоммуникационные лабораторные работы. Каждый ребенок может изготовить, а затем смоделировать некий функциональный узел, проанализировать его, провести эксперимент, распечатать отчеты...»
Наряду с профильными и элективными дисциплинами занимаются лицеисты, конечно, и по базовому учебному плану. Хотя подход к базовым предметам иной, нежели в обычной школе. Здесь считают, что к такому предмету, как, например, литература, в старшей школе нужно подходить иным образом, гораздо шире, чем это прописано в базисе. Директор убежден, что в возрасте 15–16 лет ребенок должен почувствовать романтику профессионализма, понять, как значителен труд инженера, врача, архитектора, когда в нем есть творчество. И потому параллельно с «Анной Карениной» необходимо читать книги, раскрывающие разные подходы к жизни, заставляющие думать, искать и находить себя.
«Мой ребенок, когда ему было лет 10–12, в основном читал фантастику, – рассказывает Владимир Зиновьевич. – И вот как-то раз я ему буквально подбросил почитать Паустовского. Он прочел и сказал: «Это совсем другая литература, папа». То есть он прочитал и сам почувствовал эту разность! Он созрел для этого, понимаете?! И задача старшей школы совсем не в том, чтобы впихнуть в ребенка классические произведения литературы, а в том, чтобы он мог читать то, что помогает убедиться в своем выборе профессии, помогает размышлениям, рождает споры…»
Что касается, скажем, истории, то ее здесь читает человек, прошедший все горячие точки. По образованию он учитель истории, только в свое время после института и аспирантуры он попал во внутренние войска и прошел через многие испытания. В лицее считают, что если после всего пережитого у человека не пропало желание учить детей, то ему надо дать эту возможность, потому что у такого учителя особый взгляд на мир, которым он может заинтересовать детей.
Единственный предмет, которого не было в нынешнем году в расписании, – география. Правда, сам директор признает, что это нарушение и со следующего года география займет свое место в лицее. Пока же элементы экономической географии были просто введены в другие дисциплины. Вообще, по словам Владимира Зиновьевича, грамотно выстроенный учебный план, в котором физика, математика, компьютерные технологии взаимно дополняют друг друга, позволяет в итоге экономить часы и глубже погружаться в ту или иную дисциплину.
«Если учащемуся что-то рассказать на физике, показать, как рассчитать это на математике, и произвести эти расчеты на одном из уроков по компьютерным технологиям, то межпредметные связи безусловно заработают, – убежден директор лицея. – Благодаря компьютерным технологиям в школе вообще можно достичь сегодня очень многого. Не просто рассказывать о генетике, хромосомах или составе краски на химии, а показать все эти взаимосвязи, как и что работает, что на что действует и влияет. При таком подходе ребенок начнет по-другому рассматривать изучаемые вещи. Но это, конечно, совершенно другая концепция, иной подход к преподаванию, который к нам в лицей пришел из вуза. Выпускникам нужны не абстрактные знания, а технологии. Дети должны в школе научиться делать то, что имеет собственную ценность. Например, у нас ребята сами могут полностью настроить компьютер, развернуть сети, вылечить компьютер от вирусов – все это они, сидя еще на школьной скамье, уже могут предложить на рынке. И это меняет психологию чело¬века».
В лицее убеждены: время абстрактного обучения в 10–11-х классах закончилось. Здесь стремятся так подготовить ребенка, чтобы уже на втором курсе вуза он смог беспрепятственно овладеть профессиональными навыками и начать писать свою дипломную работу, а к четвертому курсу мог полноценно работать в серьезной компании.
Для того чтобы это стало реальностью, в течение учебного года для старшеклассников организуются обычно около 10 дополнительных курсов. И если преподаватели видят, что ребенок не выдерживает нагрузки уже в девятом классе, родителей стараются убедить в том, что не стоит оставлять его в лицее еще на два года: серьезная работа с той же математикой (8 часов в неделю) ему будет просто не под силу. Да и элективность курсов в лицее трактуется не так, как везде. Здесь под этим термином понимают не возможность выбора среди десяти различных областей знаний, а право ребенка на глубину проникновения в предмет (математику, физику, информатику).
Разумеется, для такой учебы в лицее необходимы родительские средства.
– Давайте говорить откровенно, – призывает Владимир Зиновьевич. – По некоторым данным, обучение хорошего физика в Соединенных Штатах стоит 800 тысяч долларов. Именно такая сумма в него вкладывается до тех пор, пока он не начнет отдавать, отрабатывать эти деньги. Предположим, что мы в России не физика готовим, а, скажем, инженера. Пусть это будет сумма в 40 тысяч долларов. Предположим также, что мы готовим его в течение десяти лет (школа, вуз, начало профессиональной деятельности), – получается четыре тысячи долларов в год. Разделите это на двенадцать месяцев, и вы получите ту минимальную сумму, которую нужно вкладывать в образование этого человека. О каком бесплатном образовании может идти речь?!
Наши родители готовы вкладывать около 20 процентов своего дохода в образование. Небольшие телекоммуникационные фирмы, с которыми у нас налажены контакты, также инвестируют деньги в лицей. И, кстати, половина этих людей считает, что у нас в образовании нет экономики. Кто по-настоящему пытался посчитать, что это такое? Может быть, только в последние год-два об этом задумались. А ведь образование – очень специфический товар. Ребенок участвует в учебном процессе, приобретая знания, как бы вкладывая то, что потом трансформируется в прибыль, когда он начнет работать. Так что образование – это инвестиции в чистом виде.
Тех талантливых детей, родители которых не могут оплатить обучение, мы, разумеется, тоже принимаем. Для них у нас есть десяток именных стипендий от фирм. Таких ребят эти же фирмы быстро замечают и берут к себе на работу.
При том, что лицей прикреплен непосредственно к университету, ребята все равно сдают вступительные экзамены на первый курс вместе со всеми абитуриентами, на общих основаниях. Единственная привилегия, которая им предоставлена, – возможность сдачи вступительных экзаменов два раза, то есть в двух потоках. Интересно также, что 50 процентов выпускников лицея сознательно идут учиться по контрактной системе, за плату, так как просто не хотят участвовать в «мясорубке» вступительных испытаний. В лицее знают, что если их выпускник учится в течение первого курса на одни пятерки, его переводят на бюджетное место. Здесь также уверены в том, что их бывший лицеист, будучи студентом второго курса, уже может и должен зарабатывать 150–200 долларов в месяц – иначе надо ли его учить дальше? Позиция если и жестковата, но вполне понятна.
Недавно лицей начал работу над моделью создания системы непрерывного профильно-профессионального образования «школа–вуз–работодатель». По словам директора, одна из фирм, с которой лицей постоянно сотрудничает, «набросала» так называемый паспорт (или модель) учащегося 10-го класса, учащегося 11-го класса, а также 1-го и 2-го курсов университета.
И лицей, и фирма, вкладывающая деньги в образовательный процесс, хотят понимать, какими качествами и навыками должен обладать их студент к третьему курсу, чтобы он мог перейти на свободный график обучения и работать в этой фирме хотя бы полнедели.
Вот какими планами поделился Владимир Лундин:
– С такой моделью мы уже на этапе обучения в десятом классе сможем отбирать наиболее талантливых лицеистов, которых впоследствии будем курировать даже во время учебы в институте. Мы готовы к тому, чтобы под заказ конкретных фирм продолжать работать с нашими выпускниками, когда они уже учатся в институте. И некоторые родители согласились инвестировать это. Государство такие вещи оплачивать никогда не будет.
Если говорить об организационной стороне дела, то мне пока видится автономная некоммерческая государственная организация. Сейчас Министерство экономики и развития России озабочено теорией кластерного развития. Что такое «кластер»? Это некий конгломерат из вузов, НИИ и различных фирм, работающий на конкретную отрасль и увязанный географически. Кластер является наиболее эффективной формой экономичского роста. Мне кажется, что у нас в Петербурге как раз начинает складываться такой экономический кластер (17 апреля министр информационных технологий и связи Л.Д. Рейман, губернатор Санкт-Петербурга В.И. Матвиенко и ректор СПбГУТ А.А. Гоголь подписали протокол об организации при СПбГУТ Парка высоких информационных технологий).
При вузах должны быть школы, которые входят в кластер, и тогда бизнес станет вкладывать финансы в эти школы, понимая, что свежие, прогрессивные идеи можно черпать только у людей, которые теми же компьютерами занимаются с пятнадцати лет.
Профессионала надо воспитывать в школе. Не надо читать детям абстрактную математику. Покажите им реальное приложение этой математики! То же самое – с любой другой дисциплиной.
Вспомните о кадетских корпусах, о суворовцах, например. Там же очень рано ориентируют на будущую профессию, на определенный образ жизни. Так почему же не сделать что-то подобное с профильной школой?! К профессии надо готовить постепенно, с разных сторон, давая возможность человеку уже в школе ощутить какие-то ее плюсы и минусы.
Подготовила
Яна САРТАН
|