«Уроки лучших педагогов
доступны для всех»
Ресурсный центр – одна из моделей организации профильного обучения в сельских школах
Модель сетевого профильного обучения сельских старшеклассников вот уже несколько лет вполне успешно работает в режиме эксперимента в Андроповском муниципальном районе Ставропольского края.
Жители района в основном занимаются сельским хозяйством. Рождаемость здесь довольно высокая: ни одно образовательное учреждение пока не закрыли. В каждой сельской школе учатся
от 100 до 600 человек. Самая крупная школа района расположена
в селе Курсавка. Сегодня это школа номер один как в своем селе,
так и во всем Андроповском районе.
В 2002 году МОУ СОШ им. Стратийчука стала краевой экспериментальной площадкой по организации профильного обучения во всем районе. На ее базе был создан ресурсный центр (РЦ). Модель такого центра уже предлагалась участникам эксперимента по ре¬структуризации сельских школ. Предполагалось, что РЦ будет предоставлять свои помещения, методистов, компьютерные технологии, лаборатории всем школьникам района.
Однако с самого начала в Андроповском муниципальном районе был создан не совсем обычный ресурсный центр.
«Поэтапное введение профильного обучения для учеников всего лишь одной школы, пусть даже самой крупной в районе, показалось нам неприемлемым, – говорит заместитель директора МОУ СОШ № 1 Татьяна Генриховна Новикова, координатор эксперимента по созданию районной школьной сети. – Ведь в других сельских школах района гораздо меньше детей, и это ограничивает для них выбор профиля. Все ученики небольших сельских школ должны поневоле стать математиками, химиками, филологами… При чем здесь учет индивидуальных способностей?»
Решение приняли другое: создали в школе № 1 административно-методический центр, курирующий профильную и предпрофильную подготовку всех школьников района.
В настоящее время в школе 900 учащихся. А когда-то, как припоминает Новикова, здесь насчитывалось почти две тысячи детей… Но и теперь школьников в этом здании гораздо больше, чем числится по официальным документам. Два раза в неделю старшеклас¬сники двенадцати средних и двух основных школ Андроповского района приезжают сюда на автобусах для изучения профильных предметов. Не остаются в стороне и старшеклас¬сники, которые после 11 класса хотели бы пойти работать. В школе № 1 они могут получить рабочую специальность – на ее базе создан межшкольный учебно-производственный комбинат.
Разговариваем с координатором эксперимента по созданию районной школьной сети Татьяной Новиковой.
– Вы начали работу сразу после того, как в стране заговорили о различных моделях профильного обучения на селе. Но модель, подобную вашей, никто не предлагал. Как пришла мысль создать в районе сетевую профильную школу?
– Когда-то у нас находился единственный на Ставрополье сельский учебно-производственный комбинат. Пятнадцать лет мы свозили сюда детей из разных сел для занятий по предмету «технология». Тогда считалось, что самое важное для сельских детей – получить разнообразные производственные специальности. В 2002 году, когда получили статус экспериментальной площадки, мы поняли, что приобретенный опыт можно успешно перенести на профильное обучение в старшей школе.
– В начале эксперимента сельским администрациям предлагалось реализовать совсем иную модель сельской профильной школы: например, открыть базовую школу с филиалами. Почему вы не стали этого делать?
– Менять статус – слишком хлопотно. Школам пришлось бы переоформлять множество документов. Чтобы создать ассоциацию образовательных учреждений района, потребовалось бы провести масштабную реорганизацию. Мы решили, что школам Андроповского района не надо становиться нашими филиалами. Им достаточно заключить с нашим ресурсным центром договор на оказание образовательных услуг профильного и предпрофильного обучения. В этом случае они останутся юридическими лицами.
В чем заключается суть модели, придуманной на Ставрополье?
Сельские школы Андроповского района заключили многосторонний договор с отделом образования администрации района и ресурсным центром, созданным на базе школы № 1. Школы выдали ресурсному центру доверенность на проведение профильной, предпрофильной подготовки и аттестацию 10–11-классников. Помощь в согласовании учебных планов и составлении нового школьного расписания оказал краевой институт переподготовки учителей. Так в Андроповском районе была создана единая сеть профильного обучения.
Юристы нашли примененный при этом правовой механизм интересным и оригинальным. Затем наступила очередь администраций сельских школ. Учителя сформировали группы старшеклассников, пожелавших в 10–11-х классах углубленно изучать тот или иной предмет. Кандидатуры школьников утвердил специально созданный в ресурсном центре экспертный совет.
В состав экспертного совета входят директор школы № 1 и его заместители, методисты, преподаватели, медработник школы, классные руководители, представители родительской общественности. Совет рассматривает документы учеников 9-х классов, поданные на профильное обучение. Обычно члены совета решают множество проблем. Одни школьники подают документы на обучение в переполненных профильных группах. Другие не знают, выбрать им академический или технологический профиль. У третьих низкая рейтинговая оценка по профильному предмету, и им нужно пройти собеседование или подобрать другой вариант профиля. Четвертые пришли из школ других муниципальных районов и никогда не сталкивались с профильным обучением.
Экспертный совет разрабатывает и утверждает состав портфолио, или набора индивидуальных достижений, который перед выбором профиля должен накопить каждый ученик. Рекомендации экспертного совета по кандидадатурам каждого ученика рассматриваются на заседании научно-методического совета. На основании решения, принятого научно-методическим советом, выпускается приказ отдела образования районной администрации.
Старшеклассники Андроповского муниципального района изучают профильные предметы в своих школах 24 часа в неделю. 12 часов в неделю они углубленно занимаются предметами в ресурсном центре. Ученики 8–9-х классов, которые проходят предпрофильную подготовку, приезжают в РЦ один раз в две недели.
Занятия в РЦ начинаются на один урок позже, чтобы детям не приходилось слишком рано вставать, а водителям – гнать машину. А около двадцати автобусов, которые возят старшеклассников на занятия, находятся на балансе районных школ. При этом директор каждой сельской школы, заключившей договор с РЦ, сам решает, отправлять или не отправлять школьный автобус в ресурсный центр. Если руководителям школы покажется, что из-за погодных условий сегодня или завтра дорога будет небезопасна, у него есть право оставить старшеклассников дома.
«Пусть лучше дети не рискуют и доберут эти часы в период летней очно-заочной практики, – считают учителя района. – Ведь у нас на Кавказе случается всякое». Если же выпускники вообще не хотят изучать профильный предмет в ресурсном центре, они могут никуда не ездить. Достаточно изучать и сдавать этот предмет в своей школе в качестве базового.
…Сегодня в Андроповском районе работают около 700 учителей. Но – необычный факт – 53% учителей из периферийных школ на конкурсной основе получили работу еще и в ресурсном центре.
Их зачисляют на работу в РЦ как совместителей. Договор заключается на преподавание конкретного предмета и на конкретный срок. Обычно эти педагоги приезжают на автобусах из своих сел вместе с детьми, чтобы провести занятие по профильному предмету для своего класса, а затем – для других детей района.
– Чтобы наиболее эффективно организовать профильное обучение, мы не ограничились кадровым потенциалом нашей школы. Мы собираем учителей по всему району, – объясняет координатор эксперимента по созданию образовательной сети Татьяна Новикова. – Мы с самого начала понимали, что в нашем районе есть замечательные учителя. Смысл эксперимента по профильному обучению мы видим в том, что каждый ребенок имеет право на хорошее образование. Значит, надо сделать уроки лучших учителей доступными для всех старшеклассников. С этой целью школы передали часть часов, отведенных на профильное обучение, в ресурсный центр. Мы отдали их самым сильным учителям района.
Для того чтобы иметь право проводить уроки в ресурсном центре для всех детей района, на уровне учредителя – районного отдела образования – для педагогов проводится особый конкурс. Заявку на него может подать любой учитель района. При рассмотрении заявок учитывается профессиональный рост учителей, успешность их учеников.
Да, сначала некоторые учителя периферийных школ были недовольны перераспределением нагрузки. Но они быстро поняли, что система, которую мы создали в районе, обеспечивает полную прозрачность: подростки, прибывающие в ресурсный центр, сразу обнаруживают уровень своей подготовки. Если в какой-нибудь отдаленной сельской школе не проходится учебный план, это заметно всем. Так что некоторым учителям пришлось задуматься о качестве преподавания.
Многие педагоги согласились, что новая система стала стимулом для их профессионального самосовершенствования. А тем, кто потерял свои часы, мы обеспечили компенсацию. Они стали заниматься внеклассной работой во второй половине дня. У них появилась возможность квалифицированно работать именно в тех областях, где им это по силам.
Руководитель и учителя любой школы всегда знают, какой предмет преподается у них сильнее, какой – слабее. Поэтому педсоветы в каждой школе Андроповского муниципального района практически без труда смогли принять решение, какие часы для профильного изучения предмета они согласны передавать в ресурсный центр.
Гораздо труднее оказалось сделать учебные планы в старших классах синхронными. Хотя сама трудность заключалась не в составлении единого расписания: просто в школах района используются слишком разные учебники. Во многих школах причина тому уважительная – других в школьных библиотеках нет.
Пришлось перестроить преподавание в старших классах районных школ так, чтобы ученики смогли изучать одни и те же темы в одно и то же время и по одним книгам. Методисты района совершили прорыв, договорившись, что предметы базового и профильного компонента будут проходиться в базовой части по единым учебникам.
– Как вам удалось убедить учителей района пользоваться одним и тем же учебником?
– Поначалу было нелегко, – признается Татьяна Новикова. – Многие преподаватели привыкли к старым учебникам. Некоторые говорили: «Не расстанусь с этой книгой ни за что!» А продвинутые учебники для старшей школы некоторым учителям в отдаленных сельских школах вообще оказались непонятны. Мы заняли просветительскую позицию. По нашему мнению, не следовало давить на учителя. Надо было помочь ему в этой ситуации. В районе было проведено немало курсов для учителей. Мы приезжали к ним в школы, вели разъяснительную работу, приглашали на заседания кафедры научно-методического совета. Педагоги района получили возможность изучить и оценить новые учебники и те новшества, без которых в старших классах сейчас невозможно дать хорошее профильное образование. Мы специально искали и на первых порах даже распечатывали для учителей дополнительную литературу, которую следует привлечь в профильной части преподавания курсов. С введением госстандартов для нас многое упростилось: в выборе единого учебника появился критерий – соответствует ли он стандартам. Многие учебники, применяемые в школах района, им просто не соответствовали. Так что эта проблема постепенно решается.
– Ресурсный центр проводит обучение. Здесь все более или менее понятно. Но какие документы в итоге он выдает старшеклассникам? У него есть какой-то юридический статус?
– Существующая нормативная база не знает понятия «ресурсный центр». Пока мы проводим эксперимент, наш центр считается организационно-методической структурой на базе юридического лица – средней школы № 1 села Курсавка. Мы оказываем старшеклассникам образовательные услуги по договорам с юридическими лицами – то есть со школами. Затем мы передаем сведения о полученных результатах администрациям районных школ. Именно они выставляют детям оценки и выдают аттестаты.
– Эксперимент начался недавно и еще рано говорить о результатах. Но все-таки они есть?
– Мы отслеживаем уровень знаний старшеклассников в базовых школах и ресурсном центре. Проводим мониторинг с помощью методик, разработанных на базе требований к ЕГЭ. Уже сейчас члены межшкольных экзаменационных комиссий утверждают, что уровень знаний старшеклассников по базовым и профильным предметам во всех школах–участниках эксперимента значительно вырос.
И что очень важно для нас, система сетевого профильного обучения, выстроенная в районе, вызывает большой интерес у учителей.
…Итак, по-видимому, одна из предлагаемых моделей организации профильного обучения в сельской школе – это ресурсный центр. Он необходим в тех районах, где учительские кадры и компьютерная техника сосредоточены в одной крупной школе.
Опыт профильной школы в селе Курсавка Андроповского района Ставропольского края показал, что ресурсный центр может делиться с другими школами не только техникой и учительскими кадрами. Ему под силу взять на себя всю работу по координации профильного обучения в крупном сельском районе.
Подготовила
Светлана КИРИЛЛОВА
В 2004/2005 учебном году в ресурсном центре МОУ СОШ № 1 обучались 1202 подростка из 14 школ Андроповского района. Новая система сетевого профильного обучения дала сельским старшеклассникам возможность выбрать и углубленно изучить один из семи профилей: филология, история и право, социально-экономический, физико-математический, химико-биологический, оборонно-спортивный профили, иностранные языки и информационные технологии.
Будущие выпускники, решившие никуда не поступать после школы, смогли выбрать одну из технологических дисциплин: медико-санитарная подготовка, агротехнология, торговое обслуживание, оператор ЭВМ, автодело, общественное питание.
|
Сегодня в сельской местности расположено 45 тысяч школ. Это 70% от всех школ России. На селе обучается треть российских школьников и преподают свыше 40% учителей (685 тысяч человек). 44% сельских школ – малокомплектные. В 2006 году в стране насчитывалось 5600 малокомплектных школ, где обучались менее 10 человек.
В рамках проекта «Доработка модели реструктуризации образовательных учреждений», который является продолжением федерального эксперимента по реструктуризации сети сельских школ 2002–2004 гг., руководители образования из разных регионов пытаются решить проблему, как будет выглядеть профильная школа в сельской местности и как дать детям из малокомплектных школ возможность хорошо подготовиться в вузы.
Как руководители образования намереваются перевести страну на профильное обучение?
«Вводить единую модель профилизации мы не собираемся: слишком разные условия в российских регионах, – считает заместитель начальника Департамента государственной политики в области образования Минобрнауки РФ Игорь Реморенко. – Субъекты РФ смогут выбрать одну из предложенных нами моделей. В 2006 году мы подготовим комплекс общих методических рекомендаций, которые будут направлены в регионы. Один пакет документов – изменения в примерные образовательные программы и соответствующие корректировки государственного образовательного стандарта. Другой пакет документов – это рекомендательные программы обучения. И третий пакет документов – изменения, которые потребуется внести в уставные документы, чтобы школе легче было вводить у себя профильное обучение.
В 2007/2008 учебном году страна сможет перейти из стадии эксперимента в стадию штатного режима».
|
|