Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №10/2006

Технологии

Школьный сайт
как эффективный управленческий ресурс

Мы уже рассказали читателям «Управления школой», как и зачем
– байт за байтом, пиксель за пикселем – создавать интересный сайт образовательного учреждения, способный стать не просто зеркалом повседневных событий, но поистине катализатором инноваций
(см. № 9/2006).
Сайт, являясь индикатором здоровья и болезней школьного сообщества, представит жизнь школы всему миру. Не за горами то время, когда отсутствие интернет-сайта у организации будет свидетельствовать о том, что она не ведет легальной деятельности...

При этом нужно понимать, что сайт – не просто информация, вывешенная на «виртуальный гвоздик». Это отдельный, специфический вид деятельности, объединяющий процесс сбора, обработки, оформления и публикации информации с процессом интерактивной коммуникации и в то же время представляющий актуальный результат этой деятельности – срез сегодняшнего дня организации. Поэтому создание и поддержка интернет-ресурса – это не просто модная «фишка», которая изящно дополняет и подытоживает достижения; вполне правомерно будет определить сайтостроение как организующее ядро образовательной деятельности, постоянный стимул к разнообразным коммуникациям и, наконец, как новый способ самореализации. Разумеется, все перечисленные функции имеют самое прямое отношение к управлению; скажем больше – школьный сайт и является мощным инструментом оптимизации управления.

Построить хороший сайт – большое искусство, а превратить его в эффективный механизм управления – еще более трудная задача. Ведь насколько быстро и качественно распространяется информация, настолько же быстро принимаются решения. Ибо решения больше не делятся на правильные и неправильные, а только на своевременные и несвоевременные. Поэтому и кампании бывают быстрые или мертвые, как учат корифеи менеджмента.

Получается, что нужно сначала взяться за модернизацию управления, так как, для того чтобы руководить по старинке (моя школа – моя вотчина), никакой сайт не нужен и даже вреден.

Побродите по образовательному Рунету, познакомьтесь со школьными сайтами – и сделаете вполне очевидные выводы. Если сайт представляет собой помпезную визитную карточку (с портретом Директора в классической позе за рабочим столом) и не предлагает посетителям никакого интерактива – значит, здесь управляют авторитарно, а заявленные в аккуратном списке формы самоуправления – всего лишь ширма. А если на сайте много авторских страниц, мобильных сервисов, новостей, живых разговоров, в которых можно (и хочется) принять участие – значит, мы нашли не только виртуальную, но и реальную демократию: сетевое партнерство в действии!

Здесь принципиально важна модель управления. Если школа действительно нуждается в постоянном виртуальном самопредставлении – значит, она избрала стратегию формирования единого информационного пространства, целостной коммуникативной среды и наверняка внедряет новую систему принятия управленческих решений.

Система управления инновационной школой строится на общедоступности и открытости всех базовых процессов и информационных потоков. В данной парадигме менеджмент – это регулирование коммуникативных потоков, продвижение проектов, согласование решений и стимулирование инициатив. Руководитель становится координатором: он лишь следит за ходом соблюдения процедур, а четко организованная коммуникация сама приводит к правильному решению. Сайт как ядро коммуникаций не только организует, но и генерирует отдельные креативные направления деятельности, придавая им более высокий – сетевой – статус. Если группа детей или взрослых создает свою страницу, выступает с обращением, объявляет о старте конкурса, то сама публичность информации сразу повышает уровень ответственности и буквально вынуждает авторов довести дело до достойного (и всенародного) завершения.

Вместе с тем, как это ни парадоксально звучит, процесс сайтостроения способствует гуманизации управления школой: электронный ресурс, организуя новые формы и способы коммуникации, расширяет поле неформальных отношений и стимулирует творческий поиск. Сайт формирует собственное – корпоративное – пространство общения, в котором возникают новые роли и статусы (авторы разделов, репортеры, публикаторы, «админы», web-дизайнеры, постоянные посетители – фанаты, доброжелатели, скептики, критики; случайные гости, спамеры...) и создаются свои – виртуальные – зоны ответственности, уровни компетентности, даже харизмы. Робкий, нелюдимый «ботаник» может возглавить сетевой проект и собрать вокруг себя команду единомышленников, а грозный завуч «зависнет» в одиночестве на странице с формальными текстами приказов и положений. Такая ситуация скомпенсирует фактическую «расстановку сил» и поможет оценить вклад каждого в общее дело.

Существует несколько типичных интернет-решений в образовании:

  • визитная карточка;
  • информационный канал (газета, лента новостей);
  • электронная библиотека;
  • справочно-поисковая система;
  • информационно-методический портал.

Основными причинами «скромности» российских школьных сетевых ресурсов являются чаще всего отсутствие ясных целей и стратегии развития, невнятность менеджмента, недостаточно проработанная структура размещения публикаций, слабость дизайнерского решения, дефицит интерактивности. Что выливается в неудобность для пользователя, или недостаточное «usability».

Если следовать вышеприведенной классификации, обычно мы имеем дело со слабым вариантом визитной карточки с элементами информационного канала. Отсутствие коммуникативных сервисов не может привлекать современного требовательного обитателя Сети. Но главное условие – в том, что сайт образовательного учреждения просто не может не являться электронной версией образовательной программы. То есть площадкой, где пользователи получают образование – в экстенсивно-информационном либо (лучше!!) проектно-исследовательском варианте. И объединяются вокруг различных сетевых проектов и программ, формируя тем самым совершенно реальные рабочие коллективы.

Хороший школьный сайт обязательно включает педагогов, учащихся и их родителей в сетевой, внеиерархический тип отношений. Ответственность и статусы распределяются и делегируются всем участникам образовательного процесса. Формируются органы общественного самоуправления, проектные группы, творческие коллективы и клубные объединения. Принцип «сквозного» информирования распространяется на любые виды деятельности: коллегиальное обсуждение и принятие основных школьных документов, совместную (с привлечением всех представителей школьного сообщества) коррекцию образовательной программы, публикацию всех общезначимых решений и всех новостей с обязательным получением обратной связи – вот нормы новой школьной жизни.

Совместная деятельность превращается в производство и обмен информацией; различные звенья образовательной системы связываются горизонтальным общением, причем четкая структура сайта (когда все данные и события разложены по страницам и рубрикам, выстроены в хронологическом и тематическом порядке) обеспечивает скорейший доступ к нужной информации и создает оптимальные условия ее хранения и классификации; наконец, технологически и психологически упрощает процессы отчетности, контроля, мониторинга и т.д. К примеру, годовой отчет заместителя директора по внеклассной работе за 10 минут составляется из новостей, репортажей и отзывов; мнения старшеклас¬сников можно «сканировать», регулярно посещая форум; чиновник из муниципального органа управления образованием всегда находится в курсе дела, получая ссылки на нужные разделы.

Интернет-сайт стал оптимальной рабочей средой для выявления и продвижения инноваций, которые так востребованы сегодня в российской школе. Публикуя свои разработки и смело предъявляя ноу-хау всему образовательному сообществу, образовательное учреждение создает ситуацию открытой общественной экспертизы. А для этого сама модель предъявления должна быть не статистически-информативной, а предполагающей различные виды коммуникаций.

Сегодня мало просто донести информацию (например, сделать электронную библиотеку программ или статей и анонсировать ее). Нужно внедрять высокотехнологичные интерактивные решения, буквально «втягивающие» пользователя в орбиту совместных обсуждений, поисков и проектов. Для этого следует строить сайт как внутренне структурированный (распределенный), но постоянно обновляющийся портал, который объединяет множество разнообразных сервисов, коммуникативных моделей, проектных ходов и уровней общения.

Таким образом, эффективный сайт обязательно должен работать с разными целевыми аудиториями и возрастными группами. Не только школьное сообщество (взрослое и детское), но и профессиональная среда, и родительская общественность, и социальное окружение, формулирующие школе конкретный запрос. Различные рубрики и разделы должны содержать адресную информацию для учителей (по разным предметным либо программно-методическим направлениям), учащихся (по возрастам, стилям, программам обучения), родителей (по социальным либо профессиональным группам, возрастам и группам проблем), руководителей и для тех, кто интересуется отдельными видами деятельности и творческими продуктами (скажем, сценариями празд¬ников или отчетами о путешествиях). Разумеется, школьный сайт должен содержать специальные детские и подростковые сервисы, разделы и страницы (которые создаются и поддерживаются учащимися).

Приведем примеры целевых электронных рубрик, программ и сервисов, адресованных

  • Ученикам:

Новости школы и дайджесты интересных новостей; электронные молодежные СМИ; сетевые конкурсы и олимпиады; детские сетевые проекты (с организацией телемостов, выездных школ, летних лагерей, сетевых и очных семинаров); дистанционные образовательные программы и отдельные сетевые уроки; сетевые лидерские и творческие программы; медиасеминары; тьюторские услуги (дистанционное руководство научно-исследовательскими проектами; сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов, экстерната и др.); электронные галереи; опросы; форумы, чаты, блоги – в частности, для организации дебатов и дискуссий; детское тьюторство (дистантное консультирование) и др.

  • Педагогам:

Новости, дайджесты, реферативные обзоры; полезные ссылки; методические рубрики; перечни авторских программ и инновационных проектов; олимпиады и конкурсы для педагогов (в первую очередь по продвижению коммуникативных технологий и сетевому проектированию); сетевые программы повышения квалификации; проблемные дискуссии; электронные кейсы, консультации; психологические практикумы; опросы, анкетирование; профессиональные контакты; актуальные статьи; обмен мнениями (форумы); сценарии школьных праздников; фотогалереи и др.

  • Родителям:

Новости, дайджесты, обзоры; расписания и перечни образовательных услуг; сетевые консультации педагогов, психологов, врачей, юристов; сетевые образовательные программы; «советы бывалых» (обмен родительским опытом); конкурсы и опросы; сценарии детских и семейных праздников; поздравления; копилки детских высказываний и образцов творчества; сетевые кулинарные книги; фотогалереи; «книги отзывов и предложений»; обмен мнениями (форумы) и др.

(Мы сознательно не перечислили те разделы и рубрики, которые присутствуют на любом сайте «железобетонно»: концепция, миссия школы, цели и ценности, приоритеты развития, «фишки» и нововведения – все в популярном изложении; выдержки из уставных документов, процедура приема; школьные правила и распорядок работы; сведения о педагогическом коллективе; информация о выпускниках; перечни достижений; архив важнейших событий и т.д. Они объединяют все целевые аудитории и образуют «каркас», вокруг которого выстраиваются все информационные потоки и тематические блоки.)

Итак, наша скрытая (или основная) стратегия должна состоять в том, чтобы сделать свой сайт привлекательным для широкой общественности, а особенно для представителей системы образования, учителей, учеников и родителей. Необходимо разработать схему привлечения: например, сначала обратить внимание (нетривиальным дизайном, горячими новостями, интервью с vip’ами, on-lin’овым консультированием и т.д., и т.п.), потом заинтересовать (обновляемой информацией, удобными сервисами, содержательными «фишками»), затем «зацепить» (голосованиями, дебатами, форумами, блогами и т.п.) и привлечь к участию (в качестве удаленного консультанта, оппонента, советчика, критика и др.) – и, наконец, творчески развить (то есть превратить посетителя в участника и соавтора), «вытащить» из него ценные идеи, предложения, сомнения, планы и проекты – чтобы каждый постоянный посетитель работал на сайт, отдавал ему свой потенциал, а не проходил мимо. Вот возможные сценарии: «сайт-ловушка», «сайт-игрушка», «сайт-копилка», «сайт-развивалка», «сайт-гуру», «сайт-тусовка»... Но это уже вопрос специфики и вкуса).

Не стоит забывать, что электронный проект – дело сложное, требующее отдельного управленческого сопровождения: и в период разработки, и впоследствии – на этапах реализации и развития. Важнейшей стартовой задачей является обеспечение взаимодействия идеологии, логистики, дизайна и модельного креатива. Для этого готовится развернутое техническое задание, увязывающее все отдельные ТЗ и представляющее собой подробную карту сайта с технологическими и содержательными комментариями по каждому пункту.

Управление действующим порталом реализуется как регулирование и корректировка работы разработчиков, программистов, web-дизайнеров, администраторов различных уровней, а также модераторов, которые курируют отдельные коммуникативные проекты. Функции большинства членов команды не ограничиваются техническим сопровождением, а имеют гуманитарную доминанту. И «программеры», и «админы» должны осознавать, что работают в образовательном проекте, где каждый элемент обладает дополнительным педагогическим воздействием.

Когда мы начинаем регулировать отношения со школьным сообществом и внешней средой через сайт, наши возможности многократно возрастают. Судите сами:

  • расширяется диапазон воздействия (от информирования до различных видов мониторинга и сетевых форм вовлечения);
  • увеличивается сфера охвата (не только непосредственные пользователи Сети, но также их контактные группы);
  • усиливается результативность взаимодействия (срабатывает волшебный эффект электронного СМИ, превращающего любую информацию в «объективированный текст», несущий истину);
  • возрастает интенсивность деятельности: темп сетевой работы существенно превышает скорость рутинно-бумажных процедур;
  • повышается привлекательность образовательных проектов (особенно для детей и подростков, которые вряд ли будут с энтузиазмом штудировать учебник, но, вполне вероятно, пройдут интерактивную обучающую программу, ответят на вопросы электронной анкеты или выразят свое мнение в блогах).

Получается, что хороший сайт – это почти «перпетуум мобиле» школьной жизни. Он помогает нам повысить «акции» своей школы и образования вообще1.

Еще недавно бумажные книги и журналы были единственным организованным пространством для развития мысли, творчества и новых идей; теперь их начинает вытеснять гиперпространство. Стоит ли сопровождать этот неизбежный процесс трагическими вздохами за упокой отмирающей Культуры?.. Давайте лучше возьмемся за строительство широких и прочных мостов, ведь мы – педагоги, носители «классического» тетрадно-книжного образования – просто обязаны это сделать. Чтобы Интернет не превратился в «Страну Дураков», а стал нашим надежным подспорьем в деле ПРЕобразования.

Алексей БАБЕТОВ,
директор,
Мария КАЛУЖСКАЯ,
заместитель директора по научно-методической работе, гимназия № 210 «Корифей»,
г. Екатеринбург

Рейтинг@Mail.ru