Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №9/2006

Опыт

Генеральная репетиция

Подготовка выпускников к итоговой аттестации в форме ЕГЭ – сложное и многоаспектное дело. У каждого участника образовательного процесса в этой работе свои определенные цели и задачи. Для отработки процедуры проведения экзамена, диагностики уровня обученности выпускников по предмету и формирования у учащихся навыков по оформлению бланков ЕГЭ целесообразно проводить в школе репетиционный экзамен в форме ЕГЭ.

Подготовка репетиционного экзамена в школе может включать следующие этапы:

  1. Создание временного творческого коллектива (ВТК) учителей по предмету.
  2. Разработку технологической матрицы контрольно-измерительных материалов (КИМ).
  3. Подбор заданий, соответствующих технологической матрице.
  4. Создание трех основных вариантов КИМов.
  5. Создание различных вариантов КИМов путем распределения заданий основных вариантов.
  6. Подготовку таблицы верных ответов, а также образцов оформления решений заданий типа С, с критериями оценки ответов.
  7. Распечатку необходимого количества КИМов и бланков экзамена.
  8. Подготовку списков распределения учащихся по аудиториям.

Рассмотрим подробнее эти этапы.

Создание ВТК учителей обусловлено не столько необходимостью подбора заданий для КИМов (с этой задачей при нынешнем изобилии различных сборников может без труда справиться курирующий завуч или руководитель методического объединения), сколько возможностью повысить степень информированности учителей о структуре КИМов, принципах подбора заданий в них, типологии форм заданий, используемых в ЕГЭ. Только освоив специфику приготовления заданий различных типов, форм, уровней сложности, учитель сможет эффективно строить учебный процесс по подготовке учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Роль завуча при формировании ВТК – мотивировать учителей к предстоящей деятельности, обеспечить их необходимыми материалами по методике разработки и подготовки КИМов, к которым относятся: кодификатор элементов содержания по предмету на данный учебный год, типология форм заданий, используемых в ЕГЭ, требования к качеству и формату заданий ЕГЭ. Данную информацию можно получить на официальном портале ЕГЭ (www.ege.edu.ru) в разделе для разработчиков КИМов.

Разработка технологической матрицы контрольно-измерительных материалов является первым шагом к созданию КИМов. Технологическую матрицу члены ВТК разрабатывают коллегиально. В этом документе отражается структура работы, поэтому его удобно использовать при организации анализа результатов репетиционного экзамена и планирования коррекционной работы. Технологическую матрицу используют в дальнейшей работе администрация школы, учителя, учащиеся и их родители. С ее помощью без особого труда можно определить, какие знания, умения и навыки требовалось проявить при выполнении тех или иных заданий. Технологическая матрица выглядит следующим образом:

Подбор заданий, соответствующих технологической матрице, производится из определенных изданий. При этом совсем не обязательно ориентировать учителей на создание собственных заданий. Для того чтобы приготовить качественное задание, необходимо соблюсти несколько обязательных этапов и процедур. Школьный учитель не располагает такими временными и техническими возможностями. Поэтому при подборе заданий для КИМов достаточно того, что учитель отберет из сборников задания, которые, на его взгляд, точно соответствуют необходимым требованиям. При подборе задания некоторую трудность составляет приготовление нескольких его вариантов. Поэтому нужно сразу продумывать возможность создания к подобранному заданию варианта, равноценного ему по содержанию и уровню сложности. Количество заданий должно приготовляться с избытком. Члены ВТК сами устанавливают степень долевого участия в создании банка заданий для КИМов. Здесь может быть несколько подходов. Либо каждый составляет по одному заданию каждого типа. Либо все задания делятся на группы и распределяются между учителями для составления заданий этой группы в нескольких вариантах. Заключительный этап – совместная работа по окончательному отбору и утверждению банка заданий к репетиционному экзамену.

Создание трех основных вариантов КИМов также является совместной работой членов ВТК. Основное требование к вариантам – их соответствие технологической матрице и равноценность по уровню сложности. Важный момент – инструкции по оформлению ответов в бланках. Ни в коем случае их нельзя игнорировать на репетиционном экзамене. Более того, при проверке работ учащихся следует тщательно фиксировать все нарушения в оформлении бланков, чтобы затем обратить внимание учащихся.

Создание различных вариантов КИМов путем распределения заданий основных вариантов осуществляется для организации ситуации, наиболее приближенной к реальной. Учащиеся, пожалуй, впервые на ЕГЭ сталкиваются с ситуацией, когда у каждого из них – индивидуальный вариант экзаменационных заданий. На пробном экзамене, проводящемся централизованно, используется не более трех вариантов. Но ребята должны быть готовы к тому, что над предложенными заданиями на настоящем экзамене придется работать самостоятельно. Чтобы из трех основных вариантов создать еще двенадцать (по количеству учащихся в аудитории), нужно пересортировать все задания, но при этом сохранить наличие всех заданий согласно технологической матрице. Этот этап работы самый трудоемкий. Кроме того, опыт показывает, что и учителю и ученику сложно затем анализировать результаты работы, т.к. в разных вариантах номера заданий соответствуют различным темам из технологической матрицы, то есть для каждого варианта свой порядок тем, а значит, к работе привлекается еще одна таблица по определению темы, соответствующей тому или иному заданию для конкретного варианта. Кроме того, несколько затруднителен общий анализ результатов. Избежать этого можно путем увеличения количества членов ВТК. Например, объединиться с коллегами близлежащих школ или организовать совместную работу по сети Интернет. Тогда доля каждого участника по подготовке репетиционного экзамена заметно снизится, а банк заданий заметно увеличится.

Подготовка таблицы верных ответов, а также образцов оформления решений заданий типа С, с критериями оценки ответов, – также важный этап в подготовке экзамена. Бланки ответов № 1, в которых отмечаются ответы 1 и 2 частей КИМов, проверяются по готовым ключам, поэтому все варианты ответов должны быть выверены последовательно несколькими членами ВТК. При подготовке образцов решений заданий типа С и критерия их оценки следует учитывать рекомендации, приведенные в сборниках учебно-тренировочных материалов к ЕГЭ. При возможности следует предоставить слово учителям, уже привлекавшимся к проверке заданий типа С при региональных центрах обработки информации. Они смогут поделиться опытом в данном вопросе.

Распечатка необходимого количества КИМов и бланков экзамена является техническим этапом в подготовке. Но, в связи с тем что экзамен в форме ЕГЭ проводится в режиме эксперимента, бланки ежегодно претерпевают изменения. Поэтому для своего репетиционного экзамена форму бланков на текущий год нужно брать на официальном портале ЕГЭ. КИМы следует печатать на листах формата А3. На каждого учащегося формируется индивидуальный пакет: бланк регистрации; бланк ответов №1; бланк ответов № 2; КИМ; черновик.

На бланках ответов № 2 отсутствует место для записи фамилии, так как эти бланки на государственном экзамене обрабатываются вручную. Поэтому на вашем репетиционном экзамене ассистент, находящийся в аудитории, должен поставить на этих бланках шифр: первое число – номер аудитории, второе – место учащегося. Затем по спискам распределения учащихся в аудитории можно определить автора работы.

Подготовка списков распределения учащихся по аудиториям – самый простой этап подготовки экзамена. Места в аудитории нумеруются подобно местам в самолете. Места первого ряда парт в аудитории – А1, А2, … , А5. Места второго ряда – В1, В2, …, В5. И третьего – С1, С2, … , С5. Итого 15 мест. Дети равномерно распределяются по аудиториям таким образом, чтобы в одной аудитории присутствовало как можно меньше одноклассников. Один список вывешивается на входной двери в аудиторию, другой предоставляется ассистенту для сверки и шифрования бланков № 2. Соответственно этим спискам создаются еще списки по классам, где напротив каждой фамилии указывается номер аудитории, в которой учащийся будет сдавать экзамен. Данный порядок соответствует официальной процедуре проведения ЕГЭ, и не зря говорится, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Проведя такую репетицию экзамена в школе, вы максимально подготовите своих выпускников как к самой процедуре, так и к содержательной составляющей экзамена.

Любовь РУЛЕВСКАЯ,
ст. методист Информационно-методического центра, г. Заозерск, Мурманская обл.

Рейтинг@Mail.ru