Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №9/2006

Опыт

Сколько бы вопросов и сомнений ни возникало у школ в связи с ЕГЭ, эксперимент с этим экзаменом продолжается: по данным Рособнадзора, в прошлом году в эксперименте приняли участие на 30 тысяч человек больше, чем в предыдущем. Год 2006-й станет памятным как время перехода через миллионный рубеж: в восьмидесяти регионах-участниках экзамен сдадут более миллиона детей. Следовательно, школы так или иначе приспосабливаются к этой форме проверки знаний. Многие выработали свои собственные графики и схемы подготовки к экзамену, которые встраиваются в годовой план работы школы. Перед вами – очередной пример такой работы.

Когда мы едины, в едином – непобедимы

Система работы педагогов по подготовке учащихся к ЕГЭ

Негосударственное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 1» Новороссийска участвует в эксперименте по введению единого государственного экзамена с 2003 года. За это время в гимназии сложилась система работы по подготовке к ЕГЭ. Система, без преувеличения, образцово-показательная. Положительные результаты на многочисленных аналитических графиках, диаграммах, в таблицах буквально зашкаливают: достижения гимназистов выше среднегородских, среднекраевых и среднероссийских.

Создание условий для успешной сдачи ЕГЭ – одна из важнейших задач педагогического коллектива гимназий. Для ее реализации требуется:

– взаимодействие всех участников образовательного процесса;
– внедрение разнообразных технологий тестирования школьников;
– деловой диалог учителей и учеников;
– индивидуализация и дифференциация обучения.

Успех по многом определяется тем, насколько эффективна была подготовительная работа. В гимназии № 1 она начинается уже на августовском педсовете после анализа результатов прошедшего ЕГЭ.

Принципиально важно наличие единой позиции у всех участников образовательного процесса – учителей, учеников, родителей – по отношению к самой итоговой аттестации и к готовности выпускников, так как именно положительное общественное мнение оправдывает усилия, снимает эмоциональное напряжение, дает психологическое равновесие.

В такой обстановке главной становится выработка технологии подготовки к экзамену и алгоритма деятельности для администрации и педколлектива. Формируя ситуацию успеха для предстоящего экзамена, гимназия подключает к этой работе все заинтересованные стороны. На обеспечение результативной сдачи ЕГЭ нацелена комплексная система совместной деятельности. Потребность в ней вызвана не только изучением и разъяснением нормативных документов, но и тем обстоятельством, что успехи детей находятся в зависимости от установок и настроения учителей и родителей.

Исходя из этого, работа с родителями строится по двум направлениям:

– их знакомят с процедурой ЕГЭ, целями и задачами экзамена, со структурой и уровнями сложности заданий;
– со способами адекватного психологического воздействия на детей: происходит обсуждение того, какие условия могут стать предпосылкой успешной итоговой аттестации, как поддержать детей в период подготовки и сдачи экзаменов.

И все же успех экзамена в первую очередь зависит от педагога, от его профессиональной готовности к новой форме аттестации. Учитель, не знакомый с процедурой экзамена, содержанием КИМов, вряд ли окажет положительное воздействие на формирование у школьников мотивации к достижению успехов, прочных знаний и умений. Вот почему в новороссийской гимназии учителя-предметники и классные руководители готовятся к ЕГЭ не менее ответственно. На семинарах-практикумах они проходят курс психологической поддержки выпускников, оформляют экзаменационную документацию. Эта работа позволила снизить уровень тревожности учителей и послужила стимулом их творческой активности.

Третье непременное условие хорошей результативности экзамена – стремление самого школьника к успеху. Все начинается с диагностики знаний учащихся, при этом учитываются его способности. Затем изучается уровень тревожности. Далее анализируется мотивация к учению, к достижению успеха.

И на этой основе разрабатывается программа педагогической помощи школьнику, устанавливается, какие формы, методы, приемы работы помогут ему добиться успеха на экзаменах.

В процессе учебы выпускник систематически оценивает свою готовность к ЕГЭ, проходя пробные испытания.

Тестирование уже давно вошло в практику гимназии. Эта форма аттестации предполагает не только выбор ответов, но и объяснение, и собственную оценку экзаменующегося. Разноуровневые задания (каждому по способностям) базового и повышенного уровня гарантируют объективную оценку.

Образовательные тесты по математике – это совокупность вопросов и заданий, выстроенных в определенном порядке. Варианты и задания могут предъявляться в различной форме в зависимости от цели: текущий и итоговый контроль знаний, обучающие тесты, диагностические тесты, тесты единого государственного экзамена и другие.

При проведении тестирования должное внимание нужно уделять выбору главных параметров теста: длине (количество заданий) и времени исполнения. Очевидно, что в коротком тесте сложно охватить достаточно широкий диапазон изучаемого материала. Поэтому чем длиннее тест, тем в большей степени он обеспечит качественное измерение обучаемости.

Содержание и форма теста определяются его целями. Знания, умения и навыки, подлежащие проверке, составляют основу содержания тестовых заданий.

Например, учителя математики старших классов выдают учащимся один из вариантов типового проекта по изучаемой теме «Логарифмы». Предложенные задания группы А, группы В, группы С выполняются на протяжении всех часов, отведенных на изучение темы, и сдаются за два урока до контрольного теста (или контрольной работы) по изучаемой теме. Ошибки, допушенные учащимися, разбираются на дополнительных занятиях и на уроках, посвященных подготовке к контрольному тесту.

Цель такого проекта состоит в активизации мыслительной деятельности учащихся, в необходимости серьезной работы на уроке и тщательного выполнения текущих домашних заданий.

Помимо тестов, предложенных в проекте, учащимися выполняются обучающие тесты с готовыми ответами, которые можно в дальнейшем использовать для индивидуальной работы со слабыми учениками. Также в процессе изучения темы школьникам предлагаются домашние лабораторные работы сроком исполнения до одной недели.

На уроках, кроме обучающих тестовых заданий, учитель применяет контрольные тесты по изучаемой теме. Один из вариантов теста, рассчитанный на 4 часа (240 минут) в форме ЕГЭ, предлагается для домашнего задания. Цели предложенных заданий – развить самостоятельность выполнения работы и принятие верного решения. Учитель обобщает все ошибки и недочеты, допущенные учащимися, анализирует их и составляет план занятий для внеурочных дополнительных консультаций – как индивидуальных, так и групповых. Изучение темы завершается итоговым тестом, рассчитанным на один урок.

Учащиеся, которые занимаются на факультативах по предмету, имеют возможность решать более сложные задания, которые в учебном плане представлены в недостаточном объеме.

После прохождения темы учитель проводит обобщающий урок, где обращается внимание на все ошибки, допущенные в тематических, домашних и контрольных тестах, и дает рекомендации каждому ученику. Последующая работа по пройденной теме складывается из повторительных упражнений на уроках, индивидуальных консультаций. Каждое полугодие по изученным темам проводятся двухчасовые контрольные работы в тестовой форме. При составлении тестов для учащихся 11-х классов учитывается тематика контрольных работ, предложенных краевыми органами управления образованием.

В 11-х классах систематически проводятся уроки, на которых учащиеся решают тестовые задания по всему курсу 10–11-х классов в различных формах.

Основная работа по подготовке учащихся к сдаче единого государственного экзамена продолжается на протяжении двух последних лет обучения в школе. Результат – хорошие оценки.

Целенаправленная работа по подготовке к экзамену по русскому языку начинается с 10-го класса, и в методику преподавания русского языка вносятся изменения: прежде всего расширяются разделы по культуре речи и стилистике.

Большая часть работы проводится на основе всех видов текста (научно-популярного, публицистического, художественного и др.).

Включаются вопросы на понимание содержания текста, авторской позиции, языковых средств.

На уроках большое внимание уделяется самостоятельности мысли школьников. Благодаря системной работе с текстом учащиеся старших классов могут определить основную мысль текста и проблемы, поднятые автором. Это достигается регулярной работой на уроках с мини-сочинениями (на 15–20 минут).

Официально

В связи с поступающими запросами о награждении золотыми и серебряными медалями выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений, участвующих в эксперименте по введению ЕГЭ, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки распространила официальную информацию.
В субъектах Российской Федерации, участвующих в эксперименте по введению ЕГЭ в 2006 году, сохраняется порядок выдачи золотых и серебряных медалей «За особые успехи в учении», изложенный в информационном письме Министерства образования Российской Федерации от 06.02.2004 № 03-51-19ин/36-03 «О награждении золотыми и серебряными медалями в условиях проведения эксперимента по введению ЕГЭ».
В соответствии с Положением о золотой и серебряной медалях «За особые успехи в учении», о похвальной грамоте «За особые успехи в изучении отдельных предметов» и похвальном листе «За отличные успехи в учении» (утверждено приказом Минобразования России от 3 декабря 1999 г. № 1076 и зарегистрировано в Минюсте России 17 февраля 2000 г. № 2113) золотой медалью «За особые успехи в учении» награждаются выпускники XI (XII) классов общеобразовательных учреждений, имеющие полугодовые (триместровые), годовые и итоговые отметки «5» по всем предметам, изучавшимся в классах третьей ступени общего образования, и получившие на государственной (итоговой) аттестации отметки «5».
Серебряной медалью «За особые успехи в учении» награждаются выпускники XI (XII) классов общеобразовательных учреждений, имеющие по предметам:

– в X классе по итогам первого полугодия (триместра) отметки «5» и «4; по итогам второго полугодия (второго и третьего триместров) отметки «5» и не более двух отметок «4», годовые и итоговые отметки «5» и не более двух отметок «4»;
– в XI и XII классах по итогам каждого полугодия (триместра) и годовые отметки «5» и не более двух отметок «4»;
– на государственной (итоговой) аттестации и в аттестате о среднем (полном) общем образовании итоговые отметки «5» и не более двух отметок «4».

Положением о проведении единого государственного экзамена (утверждено приказом Минобразования России от 09.04.2002 № 1306, зарегистрировано Минюстом России 08.05.2002 № 3420) предусмотрено выставление итоговых отметок в аттестат:

– более высокая отметка – при разнице годовой отметки и отметки по ЕГЭ в один балл;
– отметка, полученная как среднее арифметическое годовой отметки и отметки по ЕГЭ, если разница между ними составляет более чем один балл.

Учитывая вышеизложенное, Минобразования России считает возможным разрешить государственной экзаменационной комиссии субъекта Российской Федерации в порядке исключения в 2006 году принимать решение о выдаче выпускнику общеобразовательного учреждения золотой медали при получении им отметки «хорошо» по результатам одного экзамена в форме ЕГЭ и о выдаче серебряной медали при получении им отметки «хорошо» по результатам трех экзаменов в форме ЕГЭ и при условии соответствия его остальных отметок требованиям Положения о золотой и серебряной медалях «За особые успехи в учении», о похвальной грамоте «За особые успехи в изучении отдельных предметов» и похвальном листе «За отличные успехи в учении».

Работа с текстом проводится и на уроках литературы, когда повторяются изобразительно-выразительные средства языка, для того чтобы учащиеся свободно могли использовать эти знания при написании рецензии на ЕГЭ.

Культура речи, повторение языковых норм русского языка всегда в центре внимания. Контроль осуществляется в виде мини-тестов и самостоятельных работ. А наряду с работой по культуре речи и стилистике на уроках повторяются грамматические и орфографические нормы русского языка. Для контроля включаются мини-диктанты, тематические тесты, проводится работа с дидактическим материалом.

К 11-у классу постепенно увеличивается объем и сложность заданий, учитывается скорость их выполнения в связи с ограниченностью во времени на ЕГЭ. Постоянно проводятся тренинги, иногда устраиваются деловые игры для закрепления знаний по разноуровневым заданиям (уровни А, В, С). Регулярно (раз в четверть) проводятся репетиционные экзамены в форме ЕГЭ. Тесты составляются на основе государственных репетиционных тестов.

Вся проводимая работа подготавливает учащихся к успешной сдаче экзамена, помогает психологически настроиться на выполнение заданий.

Подготовка к успешной сдаче ЕГЭ по физике начинается в десятом классе и продолжается в одиннадцатом. Подготовка проводится как на уроках, так и во время дополнительных внеурочных занятий.

В процессе изучения курса учащиеся знакомятся с разнообразными формами контроля:

– тесты;
– собеседования;
– устный ответ;
– письменный ответ.

Значимую роль играет тестовая форма, удобная как при контроле усвоения нового материала, так и при итоговом контроле.

Факультативные занятия с сильными учащимися проводятся по двум направлениям:

1) изучение теоретических вопросов, не включенных в школьный курс физики, но требуемых для поступления в вузы;
2) решение задач повышенного уровня (уровень С ЕГЭ).

На факультативных занятиях в качестве тренировочных применяются тесты Централизованного Тестирования разных лет.

В 10-м классе используется тематический контроль в тестовой форме наряду с проведением классических контрольных работ для всех учащихся класса.

В 11-м классе методика немного меняется, так как выпускники уже сориентировались в выборе экзаменов. Поурочный тестовый контроль остается общим, но вводятся так называемые вопросы «за чертой», т. е. вопросы, проверяющие глубокое понимание темы, способность сделать выводы, соотнести полученные знания с другими – из области естественных наук и жизнедеятельности человека.

Тематический контроль проводится дифференцированно, т. е. учащиеся, выбравшие физику в качестве ЕГЭ, получают более сложные задания, включающие также задачи на повторение основных тем курса.

В 11-м классе на факультативных занятиях проводятся репетиционные тесты в форме ЕГЭ. В первой половине года учитель составляет тесты на 40–80 минут из различных сборников. Во второй половине года дети работают по КИМам ЕГЭ прошлых лет. В апреле и мае проводятся 2 репетиционных теста по 3,5 часа с заполнением бланков ответов. Все тестовые работы обязательно анализируются на дополнительных занятиях: разбираются ошибки, учитель отвечает на появившиеся вопросы.

Евгения Бреславец,
заместитель директора по УВР НОУ «Гимназия № 1»,   г. Новороссийск

Рейтинг@Mail.ru